litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 3 4 5 6

Гвидо. Это не глупости. Ты думаешь, мама сможет когда-нибудь забыть твой побег из дома?

Мария. Ну вот. Надо помнить все глупые детские поступки…. Мне было тогда лет десять.

Гвидо. Двенадцать.

Мария.
Ну, двенадцать.

Гвидо. Ты знаешь, многие дети устают от опеки родителей, но далеко не каждый готов сбежать из дома.

Мария. Чего ты вдруг начал вспоминать это?

Гвидо. Да не вдруг. Просто мама уверена, что ты чувствуешь себя комфортно только тогда, когда находишься вдали от нас, от семьи.


Пауза


Мария. Если честно, я впервые испытала такое чувство. Оттого, наверное, и написала, что мне плохо….


Пауза


Гвидо. Я впервые ощутил нехватку семьи в тридцать пять…. Был в командировке…. Однажды вечером стало так тоскливо…. В баре выпил четыре виски… чистых. А потом поехал в аэропорт и улетел домой. Мне было плевать, уволят меня или нет,… как буду оправдываться… кошмар.

Мария. И чем это закончилось?

Гвидо. Ничем. Никто ничего не понял, а я вовремя сдал отчет.

Мария.
Смешно.

Гвидо.
Смешно.


Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад, на год, два, пять, десять...


Гвидо.
Как его зовут?

Мария.
Джаспер.

Гвидо. Хозяин многих сокровищ?

Мария. Да нет, не очень… Что за странный меркантилизм?

Гвидо. Имя Джаспер переводится с фарси, как «хозяин многих сокровищ».

Мария. Поразительно! Откуда ты это знаешь?

Гвидо. Друга моей главной героини зовут именно так – Джаспер.

Мария. Что значит «моей главной героини»?

Гвидо. Разве я тебе не говорил?

Мария. Что ты мне не говорил? Пап, кончай говорить загадками…


Гвидо. Я разве не говорил тебе, что заканчиваю роман?


Пауза


Мария. Роман?! «Заканчиваю»? Ты хочешь сказать, что давно его пишешь?

Гвидо. Ну да, семь месяцев…

Мария. Как тебе не стыдно?!

Гвидо. А почему мне должно быть стыдно?

Мария. Потому, что твоя дочь узнает последней о том, что ты заканчиваешь роман. Я от тебя никогда ничего не скрывала…. Похоже, если бы моего приятеля звали не Джаспером, а как-нибудь по-другому, я бы и вовсе не узнала о том, что мой отец стал писателем…

Гвидо. «Писателем» – громко сказано… Я не хотел тебе говорить, не будучи уверенным, что у меня получится что-то толковое. Теперь говорю.

Мария. Ты что же, бросил работу?

Гвидо. Ушел в отпуск на несколько месяцев.

Мария. Фантастика! И вы с мамой проживаете накопленные деньги?

Гвидо. Нет. Я получил гонорар от издательства. Пока, конечно, небольшой, но, возможно, дальше будет лучше….

Мария. Невероятно… гонорар от издательства. (Пауза) Про что роман?

Гвидо.
Это сказка.

Мария.
Сказка?! Я представляла, что это что-то о жизни рекламного менеджера…. О его красавице-жене, преподающей в колледже, и умнице-дочери, незаурядной художнице…

Гвидо. …А это сказка о двенадцати золотых попугаях.

Мария. (Пауза) Это та сказка?

Гвидо. Это та самая сказка, которую я каждый вечер придумывал, чтобы рассказать тебе перед сном…. Вряд ли ты сможешь поверить, что прошло почти тридцать лет.

Мария. (По ее щекам катятся слезы) Пап.

Гвидо. Ну что ты, девочка моя? Не надо плакать. Все ведь хорошо… даже очень хорошо. Знаешь, я подумал, что нехорошо получится, если эта сказка пропадет… если забудется…. Я все оставил, как было…. Только поменял имя главной героини. Теперь ее зовут не Вероника.


Мария. (Сквозь слезы) А как?

Гвидо. Очень красиво – Мария.

Мария. А папу девочки зовут Гвидо?

Гвидо. А маму – Доминик.


Пауза. Некоторое время Гвидо и Мария сидят в тишине.


Мария. Тебе не было страшно, когда ты ушел с работы?

Гвидо. Знаешь, жизнь слишком коротка, чтобы относиться к ней серьезно.

Мария. Ты так много сил вкладывал в эту рекламу…. У тебя такая хорошая репутация…

Гвидо. Не надо бояться перемен. Иначе можно стать жутким брюзгой.

Мария. А как же имя? Признание?…

Гвидо. Я полагаю, важно лишь то, что будет в жизни дальше… особенно после смерти.


Гвидо поднимается, собираясь уходить. Он босой, одет только в черные брюки и белую рубашку.


Мария. Пап, ты уходишь?

Гвидо. Пойду, прогуляюсь перед сном. Очень красивый вечер….


Гвидо целует Марию, подходит к двери, открывает ее и шагает в следующую комнату.


VII. Фиолетовая


В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, – он смотрит поверх голов зрителей, размышляя о чем-то своем. Из левой двери появляется Гвидо. Какое-то время он стоит молча...


Гвидо. Привет. Я пришел.

Ангел.
Простите?

Гвидо.
Пришел я, говорю.

Ангел. А-а, привет, Гвидо. Пришел, значит?


Гвидо присаживается рядом с Ангелом и смотрит в зал.


Ангел.
Ну, как тебе?

Гвидо.
Что ты имеешь в виду?

Ангел.
Да вообще.

Гвидо.
«Вообще» – хорошо.

Ангел.
Понравилось?

Гвидо.
Что именно?

Ангел.
Все.

Гвидо. По-разному… Что-то понравилось, что-то – нет.


Ангел. Что понравилось?

Гвидо. Спагетти понравились… с сыром. На машине понравилось ехать поздно вечером по пустынному шоссе. Еще понравилось купаться в море на закате… и на восходе тоже. (Пауза) Сок свежевыжатый очень понравился, особенно киви с апельсином. (Пауза) Вспомнил: понравилось в ванной сидеть с женой, чтобы много пены… и рассуждать на философские темы.

Ангел. А подарки рождественские?

Гвидо. Очень. И ужин рождественский тоже. А еще знаешь что?

Ангел. Что?

Гвидо. С дочкой играть в железную дорогу.

Ангел. А самому?

Гвидо. И самому нравилось, но с дочкой интереснее.

Ангел. А слушать ее понравилось, когда совсем маленькая была?

Гвидо. Конечно… смешно.

Ангел. А любить?


Пауза


Гвидо. Да.

Ангел. И всего-то?

Гвидо. А чего ты хочешь, откровений?

Ангел. Мне же интересно.

Гвидо. (Пауза) Сложно это… не знаю. Понравилось, конечно… не то слово. Но ответственность… ты не представляешь, какая ответственность.

Ангел. Представляю.

Гвидо. Вряд ли.

Ангел. Да представляю, говорю.

Гвидо. Как ты можешь это представить? Думаешь, сверху видно все? Ничего подобного. Ты же не можешь ощутить то, что я ощущал, когда шел на первое свидание в зоопарк. (Пауза) Или, к примеру, когда дочь родилась…. Ты присутствовал на родах?

Ангел. Присутствовал.

Гвидо. Может, присутствовал, но не в качестве отца.

Ангел (в замешательстве). Ну, да, не в качестве….

Гвидо. Вот видишь.


Пауза


Ангел. А что не понравилось?

Гвидо. Надо подумать….


Ангел. А про то, что понравилось, думать не надо было?

Гвидо. Когда про негатив говоришь – ответственность вырастает безгранично.

Ангел. Вообще-то, да. Но есть же вещи безобидные – типа спагетти. Может тебе спаржа не нравится….

Гвидо. Спаржа не нравится, но это не значит, что она плохая. Доминик очень любит спаржу… с икровым соусом. Соус делаешь на основе сметаны с икрой лососевых рыб. Дороговато, конечно, но она говорит, что очень вкусно. Я соус пробовал – на самом деле вкусно, а вот спаржу….

Ангел. Я же не спрашиваю, что нужно отменить, раз и навсегда…. Я спрашиваю: что тебе не понравилось?


Пауза


Гвидо. Не понравилось, когда родным больно…. У Марии зуб болел, ей лет шесть было, я хотел выброситься из окна. Ужас! Все бы отдал тогда, чтобы боль прекратить…. Потом плакал в туалете, до того обидно было за свое бессилие.

Ангел. Да, я знаю.

Гвидо (передразнивая). «Я знаю». Помог бы, раз знаешь.

Ангел. Не мог я помочь.

Гвидо. Вот и не хвались своей осведомленностью.

Ангел. Да я не хвалюсь. Помог бы, но не мог….

Гвидо. (Пауза) Вспомнил: бюрократия не понравилась. Все эти бумажки, справки, документы…. Какая гадость!

Ангел. А чиновникам нравится.

Гвидо (не расслышав). Кому?

Ангел. Чиновникам.

Гвидо. Чиновники…. Какая гадость!

Ангел. Вот разошелся! Среди них есть достойные люди.

Гвидо. Дома.

Ангел. Что «дома»?

Гвидо. Дома они все – достойные люди, а на работе они чиновники. Очень люблю тех, что дома, а к тем, которые на работе, за всю жизнь так и не привык.

Ангел. Еще к кому не привык?

Гвидо. К хамам не привык, к холоду… к новой обуви….


Ангел. А к уходу близких людей из жизни?

Гвидо. (Пауза) Не хочу я об этом.

Ангел. Кого-то здесь стесняешься?

Гвидо. Не ерничай. Я не люблю эту тему….

Ангел. Она уже позади.

Гвидо. Хотя, да, уже позади…. Знаешь, когда близкие люди уходят, жалеешь не их, а себя…. Жалеешь так, словно у тебя отрезали жизненно-важный орган.

Ангел. Ну и что?

Гвидо. Что «ну и что»?

Ангел. Ну и что, что отрезали?

Гвидо. (Пауза) Не знаю. Может быть, пример не очень красноречивый.

Ангел. Пример красноречивый. Просто непонятно, чего вы рыдаете, когда близкий вам человек уходит из мирской жизни?

Гвидо. Сейчас, вроде, понимаю, что нелепость, а тогда не мог сдержаться….

Ангел. Не сдерживаться надо, а…

Гвидо. …Понимать?

Ангел. Да не «понимать», а верить. Верить!

Гвидо. Умный ты! Это сейчас легко верить, а там – сплошные сомнения.

Ангел. Ладно, сейчас-то какая разница?

Гвидо. Сейчас – никакой.

Ангел. Вот именно.


Пауза


Гвидо. А дальше-то что?

Ангел. Дальше – жизнь.

Гвидо. Какая жизнь? Следующая?

Ангел. Почему следующая? Все та же.

Гвидо. А Страшный суд?

Ангел. Суд?

Гвидо. Ну, да, Страшный суд.

Ангел. Суд – понимаю, а почему «страшный»?

Гвидо. Называется так: «Страшный суд».

Ангел. Я иногда вас не понимаю. Что за нелепая окраска – «страшный»? Ты чего хочешь?

Гвидо. Я думал, что очередь к Господу, Страшный… прости… суд, потом Рай или Ад…. Вот так я думал.

Ангел. Ну, в целом, практически так, но не совсем….


Гвидо. Как это, «не совсем»?

Ангел. Да вот так! Если вашим человеческим языком говорить, то оно, может, так и называется, а если в реальности… то не совсем.

Гвидо. Вот это да! Начинаются сюрпризы! Сейчас выяснится, что Рая нет, а есть только Преисподняя и мне надо «вниз по лесенке, налево, там увидишь котел с кипящей смолой – это твой». Так, что ли?

Ангел. Да нет, что ты? Это все художественные приемы: метафоры, гиперболы, аллегории. Все проще… я тебе объясню, пошли.


Ангел берет Гвидо за руку и подводит его к краю, расположенному над первой комнатой.


Гвидо (смотрит вниз). Я здесь, вроде, был?

Ангел. Был.

Гвидо. Это что, Ад?

Ангел. Если пользоваться вашей терминологией.


Пауза


Гвидо. Я понял. (Пауза) И сколько кругов можно так натоптать?

Ангел. Сколько угодно.

Гвидо. До каких пор?

Ангел. Пока все не сделаешь правильно.

Гвидо. А что такое «правильно»?

Ангел. Сам должен понять.


Пауза


Гвидо. Так мне что же, туда?

Ангел. Не знаю.

Гвидо. А альтернатива?

Ангел. Есть.

Гвидо. Какая?

Ангел. Вверх.

Гвидо. Без лестницы?

Ангел. Лестница не ведет вверх, – вверх ведет дух.

Гвидо. (Пауза) Ты не знаешь, я все сделал правильно?

Ангел. Не знаю.

Гвидо. Честно?

Ангел. Честно…. Не волнуйся, скоро все выяснится.

Гвидо. Как скоро?

Ангел. Очень скоро.


Пауза


Гвидо. Попрощаемся?

Ангел. Можем попрощаться, если хочешь, хотя я никуда не ухожу.


Гвидо. Хорошо, не будем. Мне так даже легче….

Ангел. Ну что, готов?

Гвидо. Подожди, я хотел спросить: а что там, вверху, Рай?

Ангел. А это имеет значение?

Гвидо. Нет, я просто так спросил. (Пауза) Ну что, я пойду?

Ангел. Счастливо.


Гвидо закрывает глаза, стоит некоторое время на краю, затем делает шаг и идет вверх спокойно и уверенно.


Свет медленно гаснет

Занавес

___________________________________________________________



<< предыдущая страница