litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14
Щелкунов М.Д. Петров А.В.



ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ


(философские очерки)


Казань 2007


Рекомендовано в печать Ученым Советом экономического факультета

Казанского государственного университета


Научный редактор – доктор философских наук профессор М.Б.Садыков

Рецензенты: доктор философских наук профессор Л.А.Бессонова

доктор философских наук профессор В.Н.Комаров


Щелкунов Михаил Дмитриевич, Петров Александр Владимирович.

Образование в социально-культурном и человеческом измерении. Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007.


Аннотация

Как преодолеть кризис образования и выйти на передовые рубежи образования современного человека? Можно ли превратить формальный процесс "получения свидетельства об образовании" в процесс развития личности и страны в целом? Что такое эпоха гуманитарной революции и каково в ней место образования? Может ли Россия войти в число перспективных, динамично развивающихся стран и какова роль образования в достижении этой цели?

Авторы предлагают читателю поразмышлять о перспективах и возможностях развития образованности, полагая, что именно этот ресурс может стать источником нового взлета страны в ХХ1 веке.

Написанная в жанре научных очерков, книга посвящена преимущественно социальным и собственно человеческим сторонам образования. В фокусе авторских размышлений – проблемы современного образования с акцентом на его высшую ступень.

Книга будет интересна широкой читательской аудитории: коллегам-преподавателям, педагогам, учителям, аспирантам и студентам, всем тех, кому небезразличны судьбы отечественного образования.


Не должно быть глухих к Слову, черствых к Добру, беспамятных к Прошлому и слепых к Красоте, а для этого нужны Знания, дающиеся Образованием.

Д.С.Лихачев



Казанский…университет…служит гармоничному развитию личности и общества…Основополагающим в своей деятельности…считает…воспитание высокой нравственности и гражданственности.

Из Миссии Казанского государственного университета


Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто.


Б.Скиннер

Образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно.

Л.Марса, мать Э.Пиаф,


Учиться – все равно, что грести против течения: перестанешь грести – понесет назад.

Древневосточная мудрость


Прорехи в образовании и воспитании жизнь штопает заплатками неудач, безысходности и бед.

З.Фаскутдинов


ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов

Очерк 1. Образование как социально-культурный и исторический феномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Что такое образование? Образование как предмет философских размышлений. История образования: между педагогикой и антропоникой. Антропологические парадигмы в образовании .Некоторые выводы.


Очерк 2. Человек - общество – образование . . . . . . . . . .

Образование как социальный институт. Образование и государство.

Образование и наука. Образование и средства массовой информации.


Очерк 3. Образование и рынок . . . . . . . . . . . . . . . .

Особенности коммерциализации образовательной деятельности. Противоречия платного образования. Образование в рыночных условиях: западный опыт


Очерк 4. Гуманистические основания и гуманитарные идеалы

образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образование, гуманизм, свобода. Гуманизация жизни и образование. Гуманизация образования. Метаморфозы гуманитарных знаний.



Очерк 5. Образование в информационно-компьютерной среде . . .

Информатизация образования: конец человечности? Интерактивность в современном образовании. Личность в виртуальной среде: проблема социализации


Очерк 6. Ценность образования . . . . . . . . . . . . .

Профессиональный тренинг, товарная услуга или культурный акт? Классический университет перед выбором. Судьбы философского образования. Перспективы философии


Очерк 7. Фундаментальное и ситуативно-прикладное в современном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Фундаментальное образование и реалии современной жизни. Ситуативное знание. Ситуативность и проективная деятельность. Новый характер образования

Очерк 8. Плюсы и минусы отечественного образования . . . .

Назначение и функции советской системы образования. В мировоззренческом плену. Образование в постсоветских условиях


Очерк 9. Образованный человек в глобализирующемся мире . . .

Глобализация как цивилизационное состояние. Глобализация образования: что это такое? Ожидания и риски Болонского процесса. «Что немцу за здорово…»


Очерк 10. Alma
mater:с надеждой в будущее . . . . . . . . .

Знания дороже золота. Контуры завтрашнего дня. Традиция и дух.


От авторов


Мир вступил в новую эру. Но в наследство ему досталась система образования старого мира, испытывающая сегодня системный кризис.

Как преодолеть этот кризис и выйти на передовые рубежи образования современного человека? Можно ли превратить формальный процесс "получения свидетельства об образовании" в процесс развития личности и страны в целом? Что представляет из себя мир и человек в третьем тысячелетии? Что такое эпоха гуманитарной революции и каково в ней место образования? Может ли Россия войти в число перспективных, динамично развивающихся стран и какова роль образования в достижении этой цели?


От ответов на эти вопросы зависит наше будущее и будущее наших детей.

Авторы предлагают читателю поразмышлять о перспективах и возможностях развития образованности, полагая, что именно этот ресурс может стать источником нового взлета страны в ХХ1 веке.

Книга посвящена преимущественно социальным и собственно человеческим сторонам образования. В фокусе авторских размышлений – проблемы современного образования с акцентом на его высшую ступень как сердцевину образования вообще. Их наименования, отраженные в заголовках предлагаемых очерков, говорят сами за себя: человек - общество – образование, образование и рынок, гуманистические основания и гуманитарные идеалы образования, образование в информационно-компьютерной среде, ценность образования, фундаментальное и ситуативно-прикладное в современном образовании, образованный человек в глобализирующемся мире .

Проблемы образования – «вечные» проблемы, они на протяжении веков находятся в поле зрения человечества. Многие из них достаточно успешно были разрешены людьми. Но, увы, известные решения не менее известных, казалось бы, проблем образования сегодня не «работают», время заставляет пересматривать прежние подходы и оценки. И в этом – драма современного образования. Образно выражаясь, можно сказать, что общество требует от него одного – билета на рынок труда, образование ориентировано на другое – сертификат личностной полноценности. Не ответить на запрос общества нельзя, но ответить только так, как оно хочет, невозможно.

Авторы далеки от стремления сформулировать готовые решения обозначенных проблем. Напротив, их целью было привлечь внимание читателя к глубокой противоречивости сложившейся в образовании ситуации.

Книга не является педагогическим сочинением. И не потому, что авторы сомневаются в возможностях педагогического дискурса, а потому что предмет наших размышлений в принципе выходит за пределы теоретико-педагогического исследования. Поэтому авторский подход носит междисциплинарный характер с заметным тяготением к философии образования.


Понятно, что движение мысли в этом дискурсе не может одновременно не затронуть широкий круг смежных вопросов, связанных с развитием личности, культуры, судьбами науки, состоянием нравственности и духовности.

Книга написана в жанре научных очерков, без претензии на строгую внутреннюю целостность. Это сделано сознательно, чтобы не утомлять читателя длительным монографическим повествованием – сегодня монографии не особо популярны. И хотя определенная логика композиции материала в книге присутствует, читатель вправе знакомиться с нашим сочинением, начиная с любого по счету очерка. Каждый из них является относительно самостоятельным и законченным произведением.

Авторы стремились к откровенному и искреннему разговору с читателем и в меру своих сил пытались сочетать научность с доступностью изложения. Насколько им это удалось, судить читателям.

Мотивы написания книги прозрачны. Это, во-первых, приверженность авторов научно-исследовательскому направлению кафедры философии Казанского государственного университета, занимающейся уже несколько лет философским осмыслением феномена образования. Во-вторых, это опыт собственной деятельности в системе высшего образования, который рано или поздно должен был стать предметом рефлексии со стороны его носителей.

Надеемся, что книга вызовет интерес у широкой читательской аудитории: коллег-преподавателей, педагогов, учителей, аспирантов и студентов, всех тех, кому небезразличны судьбы отечественного образования.

Авторы будут благодарны читателю за любые замечания по поводу написанного, включая критику. Естественно, что все возможные просчеты и упущения остаются только на совести создателей данного сочинения.

Вклады каждого из авторов в написание книги распределились следующим образом: очерки 1,2,4,5,7 написаны совместными усилиями; очерки 3,6,9,10 – М.Д. Щелкуновым; очерк 8 – А.В.Петровым.

Очерк 1. Образование как социально-культурный и исторический феномен. (Петров, Щелкунов)


Что такое образование? Образование как предмет философских размышлений. История образования: между педагогикой и антропоникой. Антропологические парадигмы в образовании. Некоторые выводы.

Начнем с вопроса: зачем вообще людям нужно получать образование? Вряд ли найдется человек, который бы не представлял, что такое образование и для чего оно нужно человеку. Традиционно образование ассоциируется в сознании большинства людей с научением, обучением, приобретением знания, овладением полезными навыками, достижением эрудированности, то есть в конечном счете с освоением некоторого уже имеющегося познавательного и практического опыта.

Но иметь представление о предмете еще не означает знания его сущности. Поэтому попробуем разобраться с феноменом образования поглубже.


Что такое Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что че -

образование? ловек обладает двойственной, биосоциальной природой: он принадлежит, с одной стороны, миру животных - природе, а с другой, в то же время вынужден выстраивать свое существование на надприродных, культурных началах. Эти начала генетически не передаются, а формируются у человека только в процессе их активного освоения, начиная от рождения в течение всей жизни. Он называется социализацией индивида.

Изначально на протяжении длительного исторического времени социализация человека протекала стихийно-спонтанным образом, что называется, методом проб и ошибок по ходу всей его жизни. И по-другому в те далекие первобытные времена и быть не могло. Но рано или поздно возникла необходимость и появились условия придать процессу социализации целенаправленный, интенсивный, эффективный и как бы «компактный» во времени и пространстве характер. Ответом на эту потребность и стало зарождение феномена образования.

Поэтому главная, определяющая роль образования как социального феномена – быть, согласно хрестоматийному определению, важнейшим инструментом социализации индивида, средством сохранения, межпоколенческой трансляции и умножения культурного опыта человечества». Именно в ходе образования у индивида достаточно быстро и результативно формируется тот минимум определенных природо- и культуросообразных качеств, без которых ему невозможно состояться в окружающем его мире. С полным правом можно утверждать, что по социализаторской эффективности образованию нет равных среди других способов и форм социализации индивида.



Образование Образование уже давным-давно стало не только сфе-

как предмет рой практической деятельности, но и предметом ин-

философских тенсивного научного изучения. Отрасли знания, зани-

размышлений нимающиеся его осмыслением, многообразны. Это, в первую очередь, корпус педагогических наук (педагогика, педология, педософия, дидактика, теория воспитания, история педагогики и др.). Это, во-вторых, социология образования, педагогическая антропология, педагогическая психология, педагогика высшей школы и т.п.

В последние десятилетия образование стало объектом пристального философского интереса, сформировалась новая специализированная отрасль знания – философия образования. Она особенно отчетливо заявила о себе начиная со второй половины ХХ века, когда сначала в США, а потом в Европе были учреждены специальные социальные институты – общества по философии образования. Хотя проявление философского подхода к пониманию образования прослеживается на протяжении всего развития мировой философской мысли, начиная с античного этапа1.

Следует оговориться, что предмет философии образования, ее методологическая оснастка, а также статус в системе философского знания до сих пор остаются дискуссионными2. Что, впрочем, не мешает философии образования развиваться, что называется, и вширь и вглубь. Можно усмотреть в этом факте даже черты некоего философско-образовательного «бума».

С учетом жанровой стилистики данной книги ее авторы не ставят целью подробный обзор состояния дел в философии образования. Они лишь отсылают заинтересованного читателя к списку персоналий, чьими трудами развивалась философия образования за рубежом и в родном отечестве3.

В настоящее время можно условно говорить о трех основных подходах в философии образования:

первый, так называемый метаподход, мыслится в терминах социальной философии и является связующим звеном между образованием, обществом и государством;


второй, антропологический подход, связывается с постижением сущность образования как основного фактора, формирующего духовную жизнь человека и отвечающего за его личностный рост;

третий, предметный подход, касается задач, который должны решать философские дисциплины5.

Авторы очерков сознательно ориентировались преимущественно на первый и второй подходы.

В чем преимущество философского дискурса по сравнению с педагогическим?

Педагогика как наука отталкивается от понимания образования как самодостаточного феномена и изучает его интерналистски, то есть как бы изнутри, в рамках указанной самодостаточности, данности, выраженнойего определением. В практическом аспекте педагогическая наука ищет ответ на вопрос «Каким путем, какими средствами наилучшим образом транслировать имеющийся культурный опыт?»

Напротив, философский подход своей целью видит доведение анализа особенностей образовательной деятельности до внешних образованию, социально-культурных оснований, факторов, условий и ценностей, а также до внутреннего, экзистенциального опыта человека.

Философия образования, в отличие от педагогики, интересуется иными вопросами. Например, не как, а что и почему транслируется из опыта культуры посредством образования? Насколько это соответствует фундаментальным ценностям и идеалам личностного развития, экзистенциальному состоянию индивида? Какими социальными, культурными или экзистенциально-личностными контекстами обусловлен феномен образования?

В этом смысле философский дискурс, преодолевая рамки самодостаточности образования, позволяет зафиксировать те его стороны, которые, как правило, ускользают из-под внимания педагога-теоретика. Философия образования пытается проблематизировать эти стороны и заняться их осмыслением.

Таким образом, первоочередное предметное поле философии образования задается реалиями общественной жизни, культуры, истории – но постольку и в той мере, поскольку и в какой мере они взаимодействуют с феноменом образования.

Жанр очерков не позволяет сколько-нибудь детально углубляться в тонкости философско-образовательного дискурса. Мы ограничимся лишь его несколькими примерами, чтобы неискушенный в философии читатель смог составить себе некое представление о предмете наших суждений.



следующая страница >>