litceysel.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное образовательное учреждение

МОУ «Узярская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

____________/Зернина О.Е./ ________/Кочергин Ю.Г./

«___»__________2011г. Приказ №____от

«___»___________2011г.


Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юный патриот»


Возрастной состав обучающихся - 6-7 лет

Продолжительность образовательного процесса – 1 год.


Разработана

Крыловой Екатериной Геннадьевной

учителем 2 квалификационной категории


2011-2012 учебный год


Содержание программы



1. Пояснительная записка 3

2.Учебно-тематический план 5

3.Содержание программы 6

4. Методическое обеспечение программы 8

5. Условия реализации программы 10

6. Список литературы 11



1. Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования «Юный патриот» относится к военно-патриотической направленности.

Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.


Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности «Юный патриот».

Актуальность образовательной программы.

Идея патриотической и гражданской ответственности во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике и так далее. В силу этого, понимание современного российского патриотизма и гражданской ответственности, формировавшихся на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для культивирования их основ.

Новизна данной программы состоит в том, что, если предыдущие программы предусматривали занятия с детьми среднего и старшего школьных возрастов, то впервые за последние годы в образовательный процесс первого года обучения могут подключаться дети младшего возраста, т.е. 6-7 лет.

Цель программы:

воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма как духовно-нравственные и социальные ценности.

Задачи:

О
бучающие:


  • содействие формированию у обучающихся знаний и умений:

- в области дисциплин, относящихся к блоку начальной военной подготовки;

- в области оказания первой медицинской помощи.

Воспитательные:
  • содействие формированию у воспитанников:


- чувства патриотизма, воли, целеустремленности;

- индивидуальной ответственности за общее дело;

- умения организовать свою деятельность и анализировать её;

-понятия об основных составляющих принципах «здорового образа жизни»;

Развивающие:

  • содействие развитию у воспитанников:

-основных физических качеств -силовых, скоростных, выносливости, ловкости и гибкости;

- коммуникативных способностей, умения достойно вести себя в коллективе.

- расширение кругозора;

-способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирования потребности в здоровом образе жизни.


>т-
Сведения об обучающихся.

Состав группы – смешанный. В объединении могут заниматься как девочки, так и мальчики.

Учебная группа формируются из детей младшего школьного возраста, желающих заниматься строевой подготовкой и другими видами деятельности по программе, исключительно по их желанию и с согласия их родителей.

В группы первого года обучения набираются мальчики и девочки в возрасте 6-7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу

Форма проведения занятий – групповая.

Планируемые результаты

По окончании первого года обучения воспитанники:

должны знать:
  • историю возникновения государственных символов России;


  • описание и порядок официального использования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации;

  • текст гимна РФ;

  • порядок получения и выполнения приказаний;

  • основные факты биографии участников и героев Великой Отечественной войны — наших земляков;

  • устройство компаса;

  • стороны горизонта.


должны уметь:

  • отличать изображения государственных символов России среди символов других стран;

  • правильно отдавать воинскую честь;

  • правильно выполнять строевые приемы на месте без оружия;

  • определять стороны горизонта по компасу и окружающим предметам;

  • быстро разводить костер;

  • определять признаки неотложной помощи;

  • оказать первую помощь при легких ушибах.



2. Учебно-тематический план




Разделы программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1


1

--

2

Основы правовых знаний

4

2

2

3

Ратные страницы истории Отечества

5

5

--

4

Строевая подготовка

18

2

16

5

Тактическая подготовка

2

1

1

6

Рукопашный бой

3

1

2

7

Общая физическая подготовка

23

2


21

8

Начальная

медицинская подготовка

4

1

3

9

Соревнования и показательные выступления

6

--

6

10

Итоговое занятие

2

--

2




Итого:

68

21

47



3. Содержание программы


Название раздела и темы

Содержание деятельности

  1. Вводное занятие

Вводное занятие



Знакомство с детьми и решение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности.

Введение в программу, рассказ о деятельности объединения, мультимедиа-презентация

2. Основы правовых знаний

Символика России

Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ

3. Ратные страницы истории Отечества

Земляки на защите Отечества

Участники и орденоносцы ВОВ – воины-ветераны нашей деревни.

4. Строевая подготовка

Строевой устав

Общие обязанности военнослужащих и командиров перед построением и в строю.

Строевые приемы на месте без оружия

Строевая стойка, повороты на месте, выполнение команд «Смирно», «Равняйсь», «Вольно».

Строевые приемы на месте в составе подразделения

Понятие строя, построение и перестроение, выполнение команд «Смирно», «Равняйсь», «Вольно», «Разойдись, «Становись» в составе подразделения, движение строевым шагом.

5. Тактическая подготовка

Военная топография

Устройство компаса, определение сторон горизонта по компасу


6. Рукопашный бой

История рукопашного боя.

Основные виды рукопашной борьбы, техника самозащиты.

7. ОФП

Физическая

подготовка

Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости.

Работа на точность движения, равновесия, ритма, быстроты и точность реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве

Прохождение полосы препятствий и ускоренное передвижение

Ходьба походным шагом, ускоренная, пригнувшись и бесшумная (крадучись).

Бег в медленном, среднем и быстром темпе, перебежки. Переползания по-пластунски, на получетвереньках, на боку

Спортивные игры

Футбол, пионербол (основные правила и некоторые приемы)

Основы турподготовки

Разведение огня в походных условиях, виды костров, основы безопасности при обращении с огнем, виды туризма.

8. Начальная медподготовка

Неотложная помощь.


Признаки оказания неотложной помощи при ушибах, небольших порезах.

9. Соревновательные и показательные выступления

Соревнования. Показательные выступления

Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по строевой подготовке и другим видам дисциплин среди учащихся в группе. Участие в районной игре «Зарничка».

10. Итоговое занятие

Итоговое занятие

Сдача нормативов, подведение итогов, награждение отличников подготовки.



6. Методическое обеспечение программы


Организация деятельности патриотического объединения «Юный патриот» базируется на следующих принципах:

  • принцип индивидуализации воспитания - требует учета индивиду­альных особенностей каждого воспитанника, раскрытия потенциалов личности, а также предоставление возможностей каждому воспитан­нику для самореализации и самораскрытия;

  • принцип сотрудничества - предполагает определение общих целей педагога и воспитанников, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
  • принцип развития самостоятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов деятельности объединения, создания ситуаций для принятия детьми самостоятель­ных решений и ответственности за их выполнение, поддержки различ­ных инициатив, направленных на достижение значимых целей.


Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса:

  • сознательности и активности — обучающиеся должны понимать цель и задачи тренировок, осознавать значение занятий рукопашным боем и воинскими дисциплинами; понимать значения и смысл выполняемых технических действий, уметь исправить ошибки в исполнении технического действия;

  • систематичности и последовательности — обучающиеся должны осознавать, что только регулярность тренировок ведет к улучшению результатов; нарабатывание новых приемов легче всего происходит с применением знаний ранее усвоенных; если не соблюдать системы и последовательности в процессе тренировок, процесс развития замедляется;

  • связи теории с практикой — эффективность и качество обучения проверяются на практике — в процессе учебной и соревновательной деятельности.

Методы обучения, применяемые при реализации образовательной про­граммы «Юный патриот». Методика обучения носит комплекс­ный характер. В работе с обучающимися используются:

методы использования слова:

- рассказ;

- описание;

- беседа;

- объяснение;

- разбор;

- задание;

- оценка;

- команда;

- подсчет;

методы наглядного восприятия:

- показ приемов, комбинаций и действий;

- демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов.

практические методы (работа под руководством педагога и само­стоятельная):


- строго регламентированные упражнения;

- частично-регламентированные упражнения;

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

Основная форма организации и проведения занятий — систематические учебно-тренировочные занятия и соревнования.

Для реализации поставленных задач используются разные формы организации детей на учебных занятиях: коллективные, групповые и индивидуальные.



  1. Условия реализации программы


Практические занятия по ОФП, строевой и тактической подготовкам могут проводиться как на открытом воздухе так и в спортзале.

Имеется методический, наглядный и мультимедийный материал и

следующее оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стел­лаж для хранения материалов, медицинские аптечки, противогазы, огнетушители.

Туристические принадлежности: компас, палатки, рюкзаки.


8. Список литературы



  1. Быков А. К., Мельниченко И. И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

  2. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие. - М.: АМЛИКС, 2001. - 368 с.
  3. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И., Филонов Г. Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы. — М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2007. - 328 с.


  4. Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника. - Челябинск, 1980.

  5. Иванов С. А., Касьянов Т. Р. Основы рукопашного боя. — М.: Терра. Спорт. 1998. - 368 с, ил.

  6. Дополнительные образовательные программы. Методическое пособие №4 (10)

  7. Лутовинов В. И. Патриотизм: проблемы формирования у моло­дежи в современных условиях. — М.: ВУ, 1997. — 122 с.

  8. Мельниченко И. И., Мешков А. В., Мешкова С. И. Методика организации и проведения военно-полевых сборов. — Архангельск, 2005. - 176 с.

  9. Менхин Ю. В. Актуальные проблемы физического воспитания школьников. — Малаховка, 1999.

  10. Нефедов А.А.Тактическая подготовка. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2007 г.

  11. Военная топография. Учебное пособие. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2008г