litceysel.ru
добавить свой файл
1

Образовательная программа повышения квалификации

«Система работы классного руководителя»


Авторы:

Лепнева О.А. доцент кафедры социальных и педагогических технологий ,

кандидат педагогических наук,

Тимошко Е.А. зав. кафедрой социальных и педагогических технологий, кандидат педагогических наук

Тип образовательной программы: образовательная программа повышения

квалификации, обеспечивающая осознание смысла и освоение содержания

деятельности классного руководителя в условиях обновления образования.

Категория обучающихся: классные руководители всех типов образовательных учреждений, заместители директора по воспитательной работе ОУ, мастера учебных групп ГОУ УНПО, зам.директора ГОУ УНПО, другие специалисты, координирующих воспитательную работу.

Продолжительность обучения: 1 год.

Форма обучения: очно - заочная.

Объем курса: 128 часов

Форма выдаваемого документа: свидетельство о повышении квалификации.

Свидетельство о повышении квалификации выдается слушателям, успешно

освоившим программу и выполнившим выпускную работу.

Цель: Сформировать представление о системной организации воспитательного процесса в классе.

Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе.

Программа обеспечивает подготовку классного руководителя, способного к выполнению определенных характером деятельности функций и отвечающего следующей квалификационной характеристике.

Педагог, освоивший программу, сможет:

  • объяснить суть программно – целевого, личностно – ориентированного, системно - деятельностного подходов, в том числе указать личностные, метапредметные и предметные результаты в контексте ФГОС;


  • выделить причины проблем, препятствующие повышению результативности воспитательной системы своего класса.

Педагог будет мотивирован на:

  • выстраивание системной работы с коллективом родителей;

  • использование теории для анализа своего профессионального опыта и саморазвитие;

Педагог, освоивший программу :

  • сумеет использовать технологию проектирования для создания воспитательной системы в классе;

  • сумеет провести диагностику качества воспитательного процесса по итогам года;

  • сможет провести интерактивное планирование с субъектами воспитательного процесса в классе;

  • сумеет провести воспитательные технологии, формы, методики диагностики, освоенные на курсах;

  • оценить результативность воспитательного процесса в классе по итогам года.

Педагог будет способен:

  • представить план работы классного руководителя на год.


Общая характеристика программы

Определяющее значение в разработке современного содержания образования, целей и методов воспитания имеет гуманистическая идеология. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция), является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Получить изменения в результатах личностного развития учащегося в соответствии с требованиями ФГОС возможно лишь при реализации системно –деятельностного подхода в практике организации жизнедеятельности детского коллектива. В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный образовательный процесс, интегрирующий воспитание, обучение, развитие . В реализации этих задач ключевой фигурой является классный руководитель.


Важнейшей функцией классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Классный руководитель гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов, духовных ориентиров, организует социально - ценные отношения и переживания, творческую, личностно и общественно-значимую деятельность классного коллектива, обеспечивает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, способствует формированию навыков самовоспитания.

Классный руководитель координирует активное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Актуальность данной программы обусловлена проблемами педагогической практики. По данным областного мониторинга «Качество воспитательного процесса» (2006 - 2011 г.г.) занимают активную позицию в деятельности чуть более половины учащихся выпускных классов; дискомфортное самочувствие в школе преобладает у ¼ части. Опыт самоуправления имеет пятая часть учащихся. Осознают и называют личностные достижения 2/3 опрошенных.

Эти результаты личностного развития учащихся связаны с характером организации воспитательного процесса в классе и школе. Одним из условий качественной организации процесса в классе выступает компетентность классного руководителя.

По нашим данным (2009-2011) , лишь около 1/3 классных руководителей владеет «веером» технологий, форм, приемов. Около половины классных руководителей, имеющих педагогический стаж более 10 лет, затрудняются в постановке цели. Умеют выделить проблемы, обнаружив причины в процессе и условиях – 40 %. Затрудняются в диагностике результативности 52 % опрошенных. Лишь каждый десятый может представить результативность своей деятельности.

Проблемы компетентности классного руководителя связаны с низким качеством организации форм методической работы в ОУ, снижением методической поддержки на муниципальном уровне. Лишь 8 - 16 % педагогов являлись участниками эффективных методических форм, повлиявших на их практику.


К числу проблем реализации классного руководства, по результатам диагностики, можно отнести недостаточную готовность педагога к системе гуманистических отношений, слабая осознанность желаемых изменений в учащихся, несформированные навыки анализа, планирования, диагностики. Решение данных проблем профессионально пока не обеспечено современным вузовским образованием. Именно поэтому при повышении квалификации следует направлять усилия на формирование у педагога позиции воспитателя,

которая заключается во внутренней психологической установке на решение

воспитательных задач.

Наряду с обозначенными выше проблемами актуальность программы подчеркивают следующие противоречия:


  • между необходимостью обеспечения качества воспитательного процесса в классе и недостаточным уровнем компетентности классного руководителя;

  • между потребностью в освоении основ классного руководства и отсутствием моделей обучения классных руководителей;

  • между необходимостью обеспечения качества воспитательного процесса в классе и отсутствием правового статуса, квалификационных требований классных руководителей.

  • между потребностью в реализации системного подхода в организации воспитательного процесса в классе и недостаточной разработанностью технологии проектирования воспитательных систем класса.

Необходимость разрешения данных противоречий и обусловила создание

данной программы.


Структура курса

Программа включает 2 части, предполагает аудиторные и внеаудиторные

занятия и состоит из 3-х разделов, каждый из которых является содержательным основанием, на котором строится последующая деятельность слушателей. Целью первого раздела является ознакомление слушателей с методологическими основами воспитания в контексте личностно - ориентированного, системного, программно – целевого подходов, логикой проектирования воспитательной системы класса и особенностями ее реализации.


Целью второго раздела является освоение функций управления воспитательным процессом в классе, овладение эффективными воспитательными технологиями, формами, методиками диагностики освоение методов работы с субъектами воспитательного процесса.

Третий раздел предполагает обогащение опыта оценки результативности и развития воспитательной системы класса и имеет целью разработку плана работы классного руководителя, на основе анализа итогов года и проектирования содержания компонентов системы с субъектами воспитательного процесса, как основы системной организации воспитательного процесса в классе.

Первый и второй разделы реализуются в рамках курсов, третий раздел представляет собой самостоятельную работу слушателя в межсессионный период, который планируется из расчета не менее 2 месяцев между сессиями.

Подобная логика построения программы позволяет последовательно сформировать представление о системной организации воспитательного процесса в классе и приобрести опыт её реализации в практике деятельности.



Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекции


Практикумы

С/Р

Форма

контроля

1


Теоретико – методологические основы деятельности классного руководителя в контексте ФГОС.

26


16

10





2


Организация деятельности и управление воспитательным процессом в классе

38

18

20




Контрольная работа

3

План работы классного руководителя как основа (условие) системной организации воспитательного процесса в классе

64







64

Защита выпускной работы




Итого:

128

34

30

64





Формы занятий включают в себя как лекции, интерактивные практикумы, психолого – педагогический тренинг, так и эффективные педагогические технологии (пресс-конференция, технологии группового взаимодействия, технология «Мастерская проектирования»), направлены на развитие профессиональной компетентности классных руководителей. В числе форм контроля - контрольная работа, вебинар

Самостоятельная работа слушателей включает:

1. Изучение рекомендованной литературы, нормативных документов (в том числе программы развития школы), опыта коллег.

2.Самоопределение в методологических основаниях воспитания, выделение ожидаемых результатов (период - учебный год), подбор /разработка/ критериев оценки ожидаемых результатов.

3. Реализация форм, направленных на определение /наработку ценностей, принципов жизни в классе – с учащимися, родителями, коллегами.