litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов»,

село Александровское Александровского района


Материалы промежуточного отчёта

об экспериментальной работе по теме:

«Общепедагогические и психологические

основы профессионального самоопределения

личности на разных ступенях обучения»


Научный руководитель: Романенко О.Н.,

начальник отдела общего образования

Министерства образования

Ставропольского края


2006-2007 учебный год


Содержание

1. План экспериментальной работы на 2006 – 2007 учебный год

2. Ранняя профилизация (1-5 классы) стр. 3 -7

3. Предпрофильная подготовка (8-9 классы) стр. 7 - 11

4. Профильное обучение (10-11 классы) стр. 11 - 23

5. Приложения


Над проблемой «Общепедагогические, психологические и организационные проблемы предпрофильного и профильного образования в школе» в рамках краевой экспериментальной площадки общеобразовательное учреждение работает с марта 2005 года в соответствии с приказом Министерства образования Ставропольского края от 01. 04. 2005 года №192-пр «Об итогах весеннего фестиваля краевых экспериментальных площадок – 2005», на основании решения экспертных групп по итогам рассмотрения материалов фестиваля краевых площадок от24.03.2005г. №23 .

Согласно основным направлениям, этапам экспериментальной работы в 2004-2005учебном году ОУ работало над темой: «Организация обучающей и воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых в условиях профилизации школы» (1-й этап); в 2005-2006 - «Интеграция индивидуальной работы с формами коллективной учебной и воспитательной деятельности в профильной школе» (2-й этап).

2006-2007 учебный год является третьим годом работы в рамках краевой площадки.



В 2006-2007 учебном году педагогическим коллективом разрабатывается тема: «Общепедагогические и психологические основы профессионального самоопределения личности на разных ступенях обучения».

Эксперимент проводится в трёх уровнях: ранняя профилизация – 1-5 классы, предпрофильная подготовка – 8-9 классы, профильное обучение – 10-11классы.



РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ В 1-5 КЛАССАХ


ЗАДАЧИ:

- выявление личностного потенциала ученика через составление педагогических и психологических характеристик в рамках социального проекта «Школа Здоровья», с целью получения сведений об особенностях и склонностях личности;

- предоставление каждому ученику в период ранней профилизации возможностей для саморазвития: максимальной реализации физических, психических, интеллектуальных способностей, дарованных ему природой;

- подготовка педагогических кадров к оказанию практической помощи ребёнку в обнаружении и развитии природных задатков.


В 2006-2007 учебном году в школе 14 1-5 классов-комплектов. Педагогический процесс в них строится на использовании педагогических технологий на основе личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся. Безусловным средством повышения эффективности образовательного процесса учителя считают использование альтернативных учебных программ «Гармония», «Школа 2100», «Планета».

Применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии и методики (метод проектов, проблемный метод обучения), рейтинговая система оценки знаний учеников, учебно-воспитательный эффект от различных форм презентаций способствуют формированию у учащихся способностей к саморазвитию, учат самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, воспитывают потребность в самоконтроле. В практической работе педагоги 1-5 классов, основываясь на результатах социально-медико-психологических исследований, мотивируя учебный труд, учитывают социальные мотивы, мотивы, направленные на развитие познавательных интересов к учебным предметам и науке, которую они представляют. Обучение правильной организации самостоятельной работы учителя используют в качестве средства, позволяющего эффективно раскрывать и выращивать личностные качества каждого ребёнка.


Существенными характеристиками системы обучения в 1-5 классах являются целевые ориентации и следующие результаты по итогам 1-го полугодия от общего числа обучающихся:

- математика - 99,5% ОРО; на «4» и «5» - 72,7%;

- русский язык - 99,5% ОРО; на «4» и «5» - 71,7%;

- литер. чтение - 100% ОРО; на «4» и «5» - 88,4%.


В отчётный период в ОУ продолжалась целенаправленная работа по повышению профессионализма, педагогической и психологической компетентности учителей, работающих в 1-5 классах. В январе-феврале 2006-2007 учебного года в районе методистами СКИПКРО проведёны курсы повышения квалификации

(по 170-часовой программе). Согласно плану экспериментальной работы (в части работы с кадрами) в школе организован и проводится непрерывный научно-методический семинар по теме: «Саморазвивающее обучение. Теория. Методика. Практика». На секции 1-5 классов (период ранней профилизации) изучается тема « Пути и средства формирования навыков саморегуляции поведения и способов умственных действий в контексте психологии личности» (см. план работы секции в Приложении № 1).

Система социально-медико-психологического сопровождения учащихся в школе применяется как основной способ своевременной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья обучающихся. Социальный проект «Школа Здоровья» (см. Приложение № 2), на наш взгляд, является оптимальной моделью, в которой учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы каждый участник совместной образовательной деятельности имел возможность управлять своим развитием. Школьный коллектив понимает своё место в предъявляемом обществом социальном заказе на усиление работы по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них интереса и способностей к здоровому образу жизни.

Служба социально-медико-психологического сопровождения в общеобразовательном учреждении работает на основании Положения (см. Приложение № 3). В рамках ранней профилизации в 1-5 классах у социально-медико-психологической службы особая задача, связанная с изучением и развитием природных задатков учащихся. На каждого учащегося заведены папки диагностических исследований, в них содержится информация об уровне развития зрительной и слуховой памяти, типе организации мозга, ведущем канале восприятия, о состоянии эмоционально-волевой сферы учащихся и другие. С результатами исследований работают учителя (5-е классы), классный руководитель и родители, знания эти им нужны, чтобы выстроить психологически правильное взаимодействие с ребенком. Одним из важнейших документов по изучению личности считаем карту психолого-медико-педагогической помощи ребенку. Она включает следующие сведения:


- анамнез развития ребенка;

- данные о семье;

- информация о проблемах, связанных с образовательным учреждением: сложности школьной адаптации, сложности в обучении и воспитании, трудности в освоении норм поведения, итоговые оценки по предметам;

- психологические проблемы: особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики, уровень мотивации.

Индивидуальная карта содержит конкретные рекомендации педагогам, родителям и ребенку. В отчётный период она значительно расширена, в соответствии с задачами ранней профилизации дополнена следующими параметрами:

- профессиональные интересы на основе школьных знаний;

- профессиональные предпочтения с перспективой на будущее;

- профессиональные склонности;

- уровень развития природных способностей.

Результаты всех проводимых исследований фиксируются в индивидуальной карте, с их помощью прослеживается становление личности ребенка по годам (см. Приложение № 4).

Психологами совместно с классными руководителями выявлены дети (8 чел.), нуждающиеся в психолого-педагогической коррекции, с ними проводится специальная работа, которая снимает тревожность и агрессию у одних детей и помогает привести в норму познавательные процессы у других. Двум детям рекомендована консультация районной медико-психолого-педагогической комиссии.

Для изучения личности учащихся применялись методики «Кактус», «Несуществующее животное». Их результаты позволили выявить характерологические особенности личностей первоклассников и выявить учащихся с проблемами личностного характера для оказания индивидуальной психологической помощи (см. Приложение № 5).

Проведено изучение уровня развития памяти первоклассников. В коррекции нуждаются 19% учащихся. С ними ведется групповая и индивидуальная работа (см. Приложение № 6).

Процесс адаптации первоклассников проходит гладко (очевидна активная работа социально-медико-психологической службы и учителей в период предшкольной подготовки). Дети чувствуют себя в школе комфортно. Они стремятся в школу, 80% испытывают положительные эмоции. Данные исследования помогли обозначить направления дальнейшей психологической работы с учащимися (см. Приложение № 7)


Среди учащихся 2-4 классов проведено исследование, дающее возможность сказать, что в период ранней профилизации учащиеся этих классов и их родители осознают необходимость развития природных задатков, знания психологических индивидуальных особенностей для дальнейшего самосовершенствования и самооопределения. Они умеют использовать психологические рекомендации в жизни:



исследуемый

психологический

показатель

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

самоконтроль

24%

46%

30%

самосознание

44%

43%

13%

самооценка

45%

30%

25%

произвольная регуляция деятельности

38%

42%

20%

потребность достижения успеха и уровень притязаний

34%

47%

19%



Для ориентации в будущих профессиональных предпочтениях с младшими школьниками (1-4-х классов) проведена анкета «Кем я буду, когда вырасту»:

Директором – 20%,

Мамой – 10%,

Летчиком – 10 %,

Строителем – 15%,


Бизнесменом – 25%,

Милиционером – 20%.

Такие небольшие исследования сегодняшних профессиональных интересов позволяют отследить становление личности на ранней стадии и впоследствии сравнить с их развитием в 6- 7-х, 8-9-х классах, а в итоге с профессиональным самоопределением.

Круг вопросов, с которыми, как правило, обращаются педагоги 1-5-х классов к психологам, затрагивает практически все стороны школьной жизни. Это трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач; это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся. В этом учебном году с пятиклассниками проведена работа по изучению условий адаптации в среднем звене. Совместно с классными руководителями выявлены дети с высоким уровнем школьной тревожности (5 чел.) и определены её причины.

По результатам этой работы проконсультированы родители. Со всеми учащимися велись групповые занятия педагогом-психологом. В 5а и 5в классах проведены классные часы на темы «Здравствуй, пятый класс», «Легко ли быть учеником и трудно ли быть учителем». В 5б – во втором полугодии ведется специальный курс «Тропинка к своему «Я»», целью которого является оказание помощи, позволяющей каждому пятикласснику легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями (см. Приложение № 8).

Исследуя профессиональные интересы пятиклассников на основе школьных знаний, СМП служба получила следующие результаты:

«человек – человек»


«человек – знак»

«человек – природа»

«человек – техника»

«человек – художественный образ»

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

24

44

18

31

7

12

3

5

5

8



следующая страница >>