litceysel.ru
добавить свой файл
1


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


Экономический

и Социальный Совет



GENERAL


E/ESCAP/SOS/14

5 February 2004

RUSSIAN

ORIGINAL: ENGLISH





ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ АЗИИ И ТИХОГО ОКЕАНА


Подкомитет по статистике


Первая сессия

18-20 февраля 2004 года

Бангкок


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА: ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


(Пункт 7d предварительной повестки дня)


СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО

РЕГИОНА ИТОГОВ ВСЕМИРНОЙ ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Записка секретариата


РЕЗЮМЕ

Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества состоялась в Женеве 10-12 декабря 2003 года. В связи с этим Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, Институт статистики ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи, Организация экономического сотрудничества и развития и Статистическое управление Европейских сообществ организовали статистическое мероприятие. В ходе этого мероприятия был проведен ряд презентаций и дискуссий и были высказаны предложения относительно измерения характеристик информационного общества. Цель настоящего документа заключается в том, чтобы вкратце рассмотреть вопросы, представляющие важное значение для Азиатско-Тихоокеанского региона и других регионов.



SOS_14R

1. Совещание под названием «Мониторинг информационного общества: данные, измерение и методы» было проведено в Женеве 8 и 9 декабря 2003 года в связи со Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам информационного общества. В Женевском совещании приняли активное участие несколько стран и различных международных и региональных организаций.1 В частности, особо активным было участие стран из региона ЭСКАТО: основные документы были представлены участниками из Китая, Малайзии и Таиланда. В целом, 13 стран из региона ЭСКАТО приняли участие в этом совещании и внесли значительный вклад в его работу.


2. В ходе основных заседаний на совещании было рассмотрено несколько вопросов:


  • роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для экономических и социальных перемен;




  • эпоха электронного бизнеса;




  • люди в информационном обществе: индивидуальное и домашнее пользование и проникновение ИКТ;




  • ИКТ и общество: измерение социальных последствий ИКТ.


Был сделан ряд выводов и высказаны несколько рекомендаций. Окончательный доклад Женевского совещания прилагается к настоящему документу для дальнейшего ознакомления. С целью избежания повторов этот документ касается тех вопросов, которые имеют особое значение для Азиатско-Тихоокеанского региона и в целом считаются важными для всех стран.

3. Существенно то, что в Женевском совещании участвовали не только статистики, но и эксперты, ученые и правительственные должностные лица, чья работа касается ИКТ. В некоторых случаях в делегациях были представлены как национальные статистические управления, так и учреждения по ИКТ, а в других случаях – только национальные статистические управления или заведения по ИКТ, или другие учреждения. Это имело практический смысл, поскольку несмотря на то, что национальные статистические управления занимаются сбором, обработкой и распространением статистической информации во многих областях, это может не относиться к статистике ИКТ: ответственность за регулирование и проведение политики, развитие инфраструктуры и другие важнейшие аспекты ИКТ, нередко включая ответственность за составление некоторых статистических подборок, относится к компетенции других учреждений, помимо национальных статистических управлений. Кроме того, на всех заседаниях этого совещания высказывалось общее мнение, что статистическое измерение характеристик информационного общества и ИКТ должно быть неразрывно связано с вопросами политики. Это подчеркивает необходимость того, чтобы лица, имеющие практическое отношение к этим вопросам (статистики, разработчики политики, должностные лица учреждений по ИКТ), координировали свою деятельность на национальном уровне с целью удовлетворения потребности в качественной информации по ИКТ и информационному обществу. Международным и региональным организациям также необходимо применять многодисциплинарный подход, чтобы полностью понимать все вопросы и мнения по этому предмету.



4. Это имеет последствия для работы на национальном и международном уровнях. Создание многодисциплинарных национальных целевых групп по измерению характеристик ИКТ и информационного общества позволит в максимальной степени использовать уже имеющиеся данные; кроме того, для международных учреждений такие целевые группы будут наиболее эффективными национальными координационными центрами, способствуя координации и обмену опытом. Подкомитет, возможно, выскажет свои замечания относительно целесообразности создания и институциализации подобных целевых групп по измерению характеристик ИКТ и информационного общества. Члены ЭСКАТО, создавшие подобные координационные механизмы, возможно, поделятся своим опытом.

5. Женевское совещание отметило, что «Основные принципы официальной статистики»2 являются фундаментом, на котором статистические организации во всем мире должны основывать свою деятельность. Оно подчеркнуло, что официальные статистические данные должны составляться в соответствии с научными методами и международно признанными классификациями и определениями. Еще один аспект Принципов, заслуживающий внимания, касается возможного нарушения права на частную жизнь и конфиденциальность при анализе характера использования ИКТ отдельными лицами и компаниями. Принципы устанавливают, что «данные для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность...» и что «отдельные данные, собираемые статистическими учреждениями для составления статистических выборок, касаются ли они физических или юридических лиц, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно для статистических целей». Женевское совещание обсудило, каким образом можно использовать новые методы (например, программные боты) для мониторинга пользования Интернетом отдельными лицами: наличие этих новых методов и простые способы сопоставления отдельных данных, полученных из различных источников и банков данных, подчеркивались как захватывающие возможности для анализа использования ИКТ отдельными лицами, а также как потенциальные источники вмешательства в частную жизнь и нарушения конфиденциальности. Несколько участников отметили, что следует соблюдать определенный предел и что, несмотря на научный интерес, анализ поведения индивидуумов в Интернете или использования ИКТ в целом не должен нарушать законных границ личной жизни. Подкомитет, возможно, вновь подтвердит, что соблюдение принципов подразумевает уважение законной сферы личной жизни и конфиденциальности отдельных лиц и компаний и что необходимо внедрять соответствующее законодательство в этих целях или расширять существующее, чтобы измерять характеристики ИКТ.



6. В ходе заседаний определенная доля внимания была уделена представлению составных индексов, предназначенных для измерения прогресса информатизации той или иной страны или территории. Например в Китае, Международный статистический информационный центр Национального бюро статистики составил индекс информатизации для анализа разрыва в степени информатизации внутри отдельных стран и принятия соответствующих политических мер. Международный союз электросвязи представил совещанию свой индекс цифрового доступа, основанный на пяти категориях и восьми показателях. Вместе с тем разрабатываются и, возможно, будут разрабатываться и впредь новые индексы для измерения характеристик ИКТ. Эти индексы иногда считаются слишком субъективными, особенно в том, что касается определения взвешенного усредненного значения различных подкомпонентов, на которых они основываются. Женевское совещание настоятельно подчеркнуло, что потребность в измерениях в полной степени может быть удовлетворена только с использованием принятых и согласованных на международном уровне систем показателей, основанных на общих концепциях и определениях. Составные индексы вполне могут рассчитываться и использоваться для измерения показателей ИКТ, если они будут предельно объективными и будут применяться в качестве совокупного дополнения к более широкой и более аналитической, согласованной на международном уровне системе показателей. Подкомитет, возможно, рассмотрит региональный опыт применения составных индексов и выскажет свои замечания относительно желательного направления дальнейшей работы секретариата по определению общей системы показателей для измерения характеристик ИКТ и информационного общества.

7. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона уже предпринимаются инициативы по поддержке сопоставимости методов измерения показателе ИКТ. На Женевском совещании Китайский информационный центр по Интернету (КИЦСИ) проинформировал участников о двух симпозиумах, проведенных в Пекине в июле 2002 года (Международный симпозиум по статистической технологии Интернета и научным исследованиям) и в сентябре 2003 года (Симпозиум по информационной статистике Интернета в Азиатско-Тихоокеанского регионе). В ходе второго симпозиума по предложению КИЦСИ было принято решение учредить Азиатско-Тихоокеанский альянс по исследованию Интернета (АПИРА). В настоящее время его членами являются регулирующие пользование Интернетом органы Гонконга (Китай), Макао (Китай), Тайваня (провинция Китая) и Республики Корея. На Женевском совещании КИЦСИ предложил другим организациям, занимающимся сбором статистических данных и исследованиями, связанными с Интернетом, в Аиатско-Тхоокеанском регионе, присоединиться к АПИРА.



8. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) провела 19 и 20 сентября 2003 года практикум по измерению показателей электронной экономики.3 Веб-сайт <http://www.e-asean.info/sitemap.html> находится в стадии разработки, однако некоторые документы уже размещены в сети. Страны – члены АСЕАН стремятся создать общую систему показателей с целью повышения уровня сопоставимости их данных. Кроме того, они стремятся к сотрудничеству в рамках других инициатив в этой области работы. Секретариат и впредь будет вести мониторинг региональных инициатив, способствующих созданию региональных перспектив и систем показателей для измерения ИКТ. Участников просят сообщить секретариату о проводимых ими других инициативах.

9. Один из вопросов, поднятых на Женевском совещании, касается эволюционного характера информационного общества. Измерение характеристик информационного общества продвинулось от измерения коэффициентов проникновения ИКТ и традиционных средств массовой информации (так сказать, измерение пользователей) до измерения видов пользования и, когда известны пользователи и способы пользования, воздействия ИКТ на общество. Таким образом, важно признать тот факт, что информационное общество является подвижным объектом. Следствием этого является то, что показатели, имевшие определенное значение на ранних этапах развития информационного общества, становятся все менее и менее актуальными по мере развития ИКТ. Система показателей должны быть достаточно гибкой для того, чтобы учитывать потребности в информации на различных этапах развития ИКТ в обществе. В этой связи может оказаться полезным опыт, полученный при разработке других систем показателей, например тех, которые касаются мониторинга достижения целей развития на тысячелетие. Женевское совещание предложило, чтобы в ходе работы по определению общего набора показателей учитывались уже существующие международно принятые концепции и определения.



10. Часть дискуссий была отведена обзору масштабов, в которых другие социально-экономические переменные влияют на разрыв в степени информатизации. Необходимо проводить различие между разрывом в степени информатизации внутри отдельных стран и между странами или регионами. В частности, что касается разрыва внутри отдельных стран, то пол, возраст, социальный статус, проживание в городе или сельской местности, образование и доходы – все эти переменные, по всей видимости, изменяют и объясняют различные коэффициенты распространения ИКТ среди населения той или иной страны. Отмечалось также, что между странами существует и статистический разрыв и что наличие статистических данных по ИКТ и информационному обществу, а также в других областях официальной статистики, как правило, шире в странах с более высокими коэффициентами информатизации их населения. Отмечалось также, что разные коэффициенты распространения ИКТ среди мужчин и женщин – гендерный информационно-коммуникационный разрыв – более заметны в тех странах, где имеется меньше данных. Вместе с тем учет пользователей ИКТ и степени использования ими технологий является для правительств необходимым условием разработки политики, нацеленной на сокращение разрыва в степени информатизации внутри стран.

11. Совещание отметило, что было определено два альтернативных подхода к сбору данных по пользователям, применению и воздействию ИКТ: путем включения дополнительных вопросов в существующие обследования по ИКТ и путем разработки и проведения новых специализированных обследований. Естественно, оба подхода могут применяться одновременно. Первая альтернатива, так называемый приростной подход, предлагает возможность использования существующих стандартных выборок и их увязки с другими социально-экономическими переменными, в результате чего составляется социально-экономический профиль пользователей ИКТ. Второй подход, предусматривающий разработку новых специализированных обследований, как представляется, является более удобным для оценки и анализа использования и воздействия ИКТ. В этой связи весьма важный вопрос, особенно при использовании приростного подхода, заключается в определении возраста пользователей ИКТ. Опыт некоторых стран показывает, что к потенциальным пользователям ИКТ можно отнести всех индивидуумов в возрасте старше шести лет или даже старше трех лет, как в случае Соединенных Штатов Америки. Обследования с выборками, охватывающими только взрослых, по всей вероятности, не будут учитывать некоторых важных пользователей ИКТ. Вопрос возраста намного точнее учитывается в специальных обследованиях по ИКТ, чем в рамках существующих обследований.



12. Общим для многих развивающихся стран является вопрос массового доступа к ИКТ. Интернет-кафе, например, позволяют множеству пользователей иметь доступ к Интернету; в данном случае легко измерить некоторые переменные, например, объем обмена данными, но сложно определить другие, например, число пользователей. Измерение массового доступа, по всей вероятности, будет иметь важное значение для азиатско-тихоокеанского региона, причем этот вопрос следует проанализировать более глубоко, чтобы получить реалистичные оценки коэффициентов распространения ИКТ среди населения сельских районов и людей с низкими доходами.


13. Наиболее важная рекомендация Женевского совещания заключается в том, что «пять региональных комиссий Организации Объединенных Наций, в сотрудничестве с компетентными региональными организациями, должны взять на себя обязательства организовать в 2004 году в своем регионе одно совещание, связанное с ИКТ, по мониторингу вопросов информационного общества. Как пользователи, так и производители официальных статистических данных должны работать вместе над организацией этих совещаний, цель которых заключается в разработке вклада для глобального итогового совещания в начале 2005 года (время и место проведения будут определены), чтобы подготовить план действий для следующего этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Тунисе.» Секретариат уже начал первоначальную подготовку к такому совещанию, и началось рассмотрение возможных источников финансирования, тем не менее, весьма важно, чтобы Подкомитет высказал свои мнения по этому вопросу и, если это будет уместным, выразил поддержку и свое согласие с тем, чтобы секретарит продолжал работу в этой сфере. На следующей сессии Комиссии, которая состоится в Шанхае, Китай, 22 28 апреля 2004 года, будет возможность заручиться политической и финансовой поддержкой на самом высоком уровне со стороны членов ЭСКАТО, учреждений и стран-доноров.

14. В заключение Подкомитету предлагается рассмотреть нижеизложенные вопросы и высказать свои мнения:



  • измерение характеристик ИКТ и информационного общества должно регулироваться политикой. Соответствующие целевые группы на национальном уровне, включающие статистиков, должностных лиц регулирующих органов по ИКТ и разработчиков политики, должны решать вопрос измерения характеристик ИКТ и информационного общества на национальном уровне и выступать в качестве национального координационного центра в этой области в стране;




  • Основные принципы официальной статистики должны быть фундаментом для статистической работы по измерению характеристик ИКТ и информационного общества. Принципы должны регулировать работу на национальном и международном уровнях в том, что касается таких вопросов, как выбор научных методов, международно признанных классификаций и определений и обеспокоенности в отношении вмешательства в частную жизнь и нарушения конфиденциальности отдельных лиц и компаний;




  • для измерения характеристик ИКТ и информационного общества требуется международно признанная и согласованная система показателей, основанных на общих концепциях и определениях. Составные индексы, разработанные в соответствии с научными методами, особенно при выборе средневзвешенных показателей, могли бы составить дополнительную комплексную систему показателей для удовлетворения информационных потребностей правительств;




  • региональные инициативы по измерению характеристик ИКТ, например, инициативы КИЦСИ и АСЕАН, приветствуются, поскольку они составляют первый шаг на пути к согласованию концепций и определений и установлению актуальных вопросов для отдельных субрегионов ЭСКАТО. Работа секретариата должна строиться с учетом их инициатив и с привлечением органов, заинтересованных в проведении мероприятий в будущем;



  • информационное общество и показатели доступности, использования и воздействия ИКТ изменяются с течением времени и зависят от уровня развития той или иной страны. Поэтому любая общая международно согласованная система показателей должна быть достаточно гибкой для того, чтобы учитывать различные степени развития информационного общества;





  • меры в этой сфере должны увязываться с другими переменными, такими, как пол, возраст, социальный статус, проживание в городах или сельских районах, образование и доходы, что может способствовать составлению социально-экономических профилей пользователей ИКТ. Это позволит разрабатывать политику, нацеленную на сокращение разрывов в степени информатизации внутри стран;




  • в целях сбора данных по ИКТ и информационному обществу могут разрабатываться специальные обследования или использоваться существующие обследования путем добавления вопросов или модулей, касающихся ИКТ. Может также применяться смешанный подход. Вместе с тем при составлении или приспособлении обследований важно учитывать, что возраст пользователей может быть намного ниже, чем в других сферах;




  • надлежащие меры для обеспечения массового доступа к ИКТ весьма актуальны для развивающихся стран и представляют интерес для региона;




  • работа секретариата в сфере измерения характеристик ИКТ и информационного общества должна быть частью глобальных усилий, кульминацией которых станет второй этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Тунис, 2005 год). Странам-членам следует обеспечить надлежащую финансовую и политическую поддержку инициатив секретариата.




1Все документы и окончательный доклад Женевского совещания, прилагаемый к настоящему документу, размещены на веб-сайте по адресу <http://www.unece.org/stats/documents/2003.12.wsis.htm>.

2Приняты на специальной сессии Статистической комиссии Организации Объединенных Наций в 1994 году. См. E/CN.3/1994/18.

3См. Zulfikar Mohammad Rachman, “ASEAN e-readiness assessment”, at <http://unpan1.un.org/intradoc/groups/ public/documents/APCITY/UNPAN011274.pdf>.