litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 22 23



Оглавление




Введение




Глава I. Методы введения, развития и систематизации терминов




  1. Методы введения терминов




  1. Методология развития и систематизации научных терминов




  1. Метод научной классификации терминов




Глава II.Методология вопросно-ответного мышления




  1. Общие интеррогативные методы




  1. Методы организации научной работы




Глава III.Методы обоснования истинности суждений




  1. Принципы истинности




  1. Безотносительное обоснование суждений




  1. Относительное обоснование суждений



  1. Недозволенные приемы обоснования истинности (или правдоподобности)





  1. Научно-практическое значение методологии обоснования суждений




Глава IY. Методы построения научных языков и теорий




  1. Научные языки и методы их построения




  1. Научные теории и методы их построения




Глава Y. Методы гносеологического анализа теорий




Заключение




Терминологический указатель












Введение




Практическая методология – наука о практических способах мышления, т.е. введения понятий, постановки вопросов и дачи ответов на них, применения правил вывода, оценки истинности суждений, построения и анализа научных языков и теорий и т.д. Традиционная и математическая логики, изложенные во всех учебниках по формальной логике, дают материал, главным образом, по искусственным правилам дедуктивных выводов, которые весьма редко встречаются в мышлении. Например, в этих логиках ничего не сообщается о том, как оценить суждение на предмет его истинности, как правильно подготовить научную работу, как эффективизировать определение и т.п. проблемы.

Задача данной книги состоит в освещении именно такого рода проблем, которых фактически нет ни в традиционной, ни в математической логиках. Книга дает возможность решать трудные ситуации в мышлении. Например, если кто-то выскажет суждение «солнце черное», то почти все скажут, что это ложь, потому, что не знают о том, что суждения бывают не только эмпирические, но и аналитические, методов оценки которых они не знают. Другой пример. В учебниках по традиционной (аристотелевской) и математической логике нет термина «ключевое слово», хорошо известное в западной логической литературе. А поэтому наши читатели не могут знать о правильной подготовке научной работы. Если бы читатели знали методы правильного обращения со словом «идеализация», то представляли бы себе, как можно оценивать истинность теорий и не говорили бы о том, что геометрия Евклида противоречит геометрии Лобачевского, а Ньютонова механика противоречит теории относительности и правильно судили бы о соизмеримости теорий. И подобных примеров сколько угодно. Цель книги состоит в том, чтобы устранить этот недостаток у читателя.




следующая страница >>