litceysel.ru
добавить свой файл
1
Государственное образовательное учреждение


среднего профессионального образования

Волоколамский колледж права, экономики и безопасности


Методическая разработка

учебного занятия


урок систематизации и обобщения знаний

УРОК –ПУТЕШЕСТВИЕ

Тема:


Оксиды. Их классификация. Свойства. Применение в быту и промышленности. Оксиды в природе.


дисциплина «ХИМИЯ»


Автор: Лебединская Е.М.- преподаватель

Волоколамского колледжа права,

экономики и безопасности


Волоколамск


2011



«Утверждаю»

зам.директора по учебной работе

______________(Сигаркина Л.Н.)

«______»______________20___г.


Рассмотрено

на заседании ПЦК технических дисциплин

Протокол№ _____ от «_____»_______________20__г.

Председатель ПЦК______________ Лебединская Е.М.


Пояснительная записка.


После изучения неорганической и органической химии перед нами встаёт вопрос: каким должен быть обобщающий курс, какой материал должен быть рассмотрен на более высоком уровне и какой материал соединит всю информацию в «единое химическое мировоззрение» и даст возможность далее изучать химию, если такая необходимость появится.

Повторное обращение к некоторым темам покажет, насколько хорошо сформированы опорные знания, умения и навыки, даст возможность заполнить имеющиеся пробелы и затем привести в соответствие уровень изучения с возрастными особенностями студентов.

Строение на трёх уровнях( атом-молекула-вещество)- это ключ к оценке реакционной способности. Такая цепочка понятий (вещество -реакции-свойства)поможет сформировать самое главное – систему знаний, собрать отдельные понятия в единое целое. От свойств простых веществ металлов и неметаллов переходим к свойствам их оксидов и гидроксидов. Они имеют много общего, но легко могут быть и противопоставлены по целому ряду признаков. Сравнение, сопоставление, нахождение сходств и различий формирует навыки логического мышления студентов, облегчает процесс усвоения.


В интересах успешного решения задач формирования и воспитания у студентов естественно-научного мировоззрения необходимо развивать межпредметные интегративные связи.

При организации современного педагогического процесса особое значение имеют нестандартные, нетрадиционные уроки.

Нетрадиционный урок- это урок, который выходит за рамки обычного урока и несёт в себе элементы нового и рассчитан на совместную работу преподавателя и студентов.

Для успешной реализации этих связей выбран урок в нетрадиционной форме – урок-путешествие, который при помощи интегративных связей с информатикой, минералогией, геологией, литературой, физикой, географией и биологией помогает усвоить сложнейший материал по обобщению и систематизации знаний об оксидах.

На этапе подготовки занятия преподавателем было сконструировано содержание занятия и составлена хронологическая карта. Урок имеет проблемный характер.

Урок несёт в себе средства, несущие научно - аргументированную информацию, но раскрывающую тематику в лёгкой форме. Выбраны средства, которые воздействуют на эмоциональную сферу в виде тематических презентаций, литературных произведений, эвристической беседы, использования таблиц и схем, выставки камней, подборки печатных материалов по интересующей теме. На протяжении всего урока преподаватель осуществляет текущий контроль в виде групповых, индивидуальных заданий устраняются пробелы в знаниях слабоуспевающих студентов. При необходимости Конечной целью проведения данного урока можно считать сформированный навык у студентов составления формул оксидов, химических уравнений, отражающих свойства основных, кислотных и амфотерных оксидов, решения практикоориентированных задач, умения определения класса оксида, сформированность понятий кислотные, амфотерные, основные оксиды.

Дидактический материал занятия помещён в приложениях.


Тема занятия:

Оксиды. Их классификация. Свойства. Применение в быту и промышленности. Оксиды в природе.


Тип занятия:


урок обобщения и систематизации материала на более высоком уровне, чем учащиеся получили на предыдущем уровне


Форма проведения занятия:


урок-путешествие


Продолжительность занятия:


90 мин.

Место проведения занятия:

учебная аудитория.


Цели:


Обучающая:


Углубить и систематизировать знания о классах оксидов; закрепить навыки в составлении химических уравнений реакций, отражающих свойства различных классов оксидов


Развивающая:


Развивать коммуникативные свойства речи (точность, экспрессивность, выразительность).

Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать знания, полученные при изучении темы .

Развивать интерес к самостоятельным исследованиям.


Воспитательная:

Формировать у студентов, в ходе занятия научного

мировоззрения; чувства любви к родной земле, её богатствам .

Формировать творческий подход к практическому использованию полученных знаний.

Формировать навыки культурного поведения, дисциплинированности, чувства упорства в достижении поставленной цели.


Профессиональная направленность урока :


Продолжить воспитание профессиональных компетенций, учиться понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


Междисциплинарные связи:

информатика, биология, химия, минералогия, геология, литература, физика, русский язык.


Внутридисциплинарные связи:

Темы: « Химическая связь. Периодический закон Д.И.Менделеева. Классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Переходные элементы.


Методы обучения:


Словесные: рассказ, беседа.


Наглядные: демонстрация презентаций, работа с таблицей, работа со схемой


Практические:

Эвристический(проблемно-поисковый)

Исследовательский

Репродуктивный


Формы работы:


  1. индивидуальная;

  2. коллективная;

  3. групповая.


Обеспечение урока:

  1. путевой дневник для заполнения

  2. презентации об оксидах (Углекислый газ, вода, оксид кремния,угарный газ)

  3. презентация к уроку по теме «Оксиды, классификация , химические свойства, применение»

  4. дидактический материал по теме ;

  5. технические средства обучения: мультимедийный проектор для просмотра слайдов, экран, колонки, ноутбук

  6. макет огнетушителя, коллекция камней и минералов

  7. подборка литературы по теме.

Опережающее обучение


На дом было получено задание, повторить определения оксидов, их основные свойства, общие формулы, способы получения оксидов, некоторым из студентов было предложено подготовить презентации и сообщения об оксидах.


Содержание и структура урока:

  • Организационный момент.

  • Сообщение темы, постановка задач и целей урока.

  • Организация деятельности студентов по использованию имеющихся знаний, выявление степени понимания студентами учебного материала

  • Эвристическая беседа

  • Контроль знаний

  • Подведение итогов урока.



ХОД УРОКА


1.Вступительное слово преподавателя.

Безусловно, в наше время все без исключения любят путешествовать. И сегодня на уроке мы с вами тоже совершим небольшое путешествие, путешествие в мир веществ под общим названием ОКСИДЫ. Узнаем о них много нового и интересного.


Но прежде чем совершить наше путешествие мы с вами должны вспомнить о классе оксидов всё, что вы когда-то узнали в процессе изучения химии. Итак ,мы с вами приехали на вокзал, билетом в проходящий поезд будут служить знания определения оксидов.

(Студент называет определение ОКСИДА)

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

задание для закрепления:

1 вариант. Из перечня формул различных веществ выбрать вещества которые являются оксидами .Выбор обосновать.

2 вариант. Из перечня веществ выбрать вещества, которые оксидами не являются . Выбор обосновать.


Na2O KOH SO3 Ca (OH)2 HNO3 CaSO4 OF2 H2O2 Al2O3 BaCl2 SiO2 H2SiO3 K2O2 CO

Итак , мы можем с вами теперь совершить посадку на наш поезд.

СЛАЙДЫ 3-5

Следующая станция КЛАССИФИКАЦИОННАЯ

Слайд Классификация оксидов

Задание для закрепления:

Нижеперечисленные оксиды распределить по классам и заполнить таблицу в путевом дневнике. Выбор обосновать.

Na2O SO3 Al2O3 SiO2 CO NO Cr2O3 Mn2O7 CaO K2O

Учитель:

У Артура Конан Дойла есть произведение «Случайный переводчик» в нём есть такой эпизод: « …три двери встретили нас на площадке второго этажа , и эти страшные стоны раздавались за средней , они то затихали до глухого бормотания, то опять переходили в пронзительный вопль. Дверь была заперта ,но снаружи торчал ключ. Холмс распахнул створки, кинулся вперёд и мгновенно выбежал вон, схватившись рукой за горло.

-Угарный газ!- воскликнул он.- Подождите немного. Сейчас он уйдёт. Заглянув в дверь мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее , в маленькой медной жаровне посередине. Оно отбрасывало на пол круг неестественного мертвенного света, а в тёмной глубине мы различили две смутные тени, скорчившиеся у стены. В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли. Холмс взбежал по лестнице на самый верх, чтобы вдохнуть свежего воздуха, а затем, ринувшись в комнату, распахнул окно и вышвырнул горящую жаровню в сад.


-через минуту нам можно будет войти,- прохрипел он….

Мы бросились к отравленным и выволокли их на площадку. Оба были без чувств, с посиневшими губами, с распухшими, налитыми кровью лицами, с глазами навыкате. Лица их были до того искажены, что только чёрная бородка и плотная короткая фигура позволили нам опознать в одном из них грека-переводчика…второй перестал стонать и я с одного взгляда понял, что здесь наша помощь опоздала. Но мистер Мэлас был еще жив и прибегнув к нашатырю и бренди, я менее чем через час с удовлетворением убедился, увидев, как он открывает глаза, что моя рука исторгла его из тёмной долины, где сходятся все стези…»

Оксид углерода (2)-сильный яд! И вам как будущим пожарным очень важно знать свойства этого оксида и способы оказания первой помощи при отравлении угарным газом…


Итак, мы отправляемся в дальнейший путь и пока мы находимся в пути об этом очень важном из несолеобразующих оксидов нам расскажет мой помощник и проводник Бесполитов

(презентация про угарный газ)


Демонстрация слайдов и сообщение «угарный газ- представитель несолеобразующих оксидов»


Учитель:

Мы прибыли с вами на станцию Агрегатная, на этой станции мы с вами узнаем много нового о трёх оксидах, которые находятся в разных агрегатных состояниях: углекислый газ, вода, оксид кремния. Эту информацию приготовили для вас мои помощники (презентации )


(презентация про углекислый газ)

Демонстрация слайдов и сообщение «Углекислый газ- представитель газообразных оксидов»-готовит студент Матвеев

В романе Артура Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод , когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остаётся на дне океана, : «… воздух был тяжёлый спёртый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван ещё можно было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась всё выше и выше…»


Вопрос. О каком соединении говорится в тексте? Назовите физические свойства углекислого газа

Ответы студентов

Вопрос. Предложите, исходя из кислотной природы углекислого газа возможный поглотитель

Ответ ребят: гидроксид кальция

Учитель: верно. Именно гидроксид кальция был применён в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в гималайском высокогорье. Кроме того ,изолирующие противогазы пожарных, шахтёров, военных обязательно имеют аналогичный поглотитель для отработанных продуктов дыхания


Уравнение реакции: составляет у доски ученик.


Демонстрация модели огнетушителя и показ слайда из презентации


Кроме этого поглотителя известен поглотитель пероксид натрия, который применяется на подводных лодках и космических кораблях, это вещество имеет ещё одно уникальное свойство- при поглощении углекислого газа образуется не только безвредная для человека сода но и выделяется кислород так необходимый для дыхания людям


Уравнение реакции: составляет у доски ученик


Учитель:Не все вещества можно тушить углекислым газом (примеры)

магний

Об этом вы узнаете на уроках пожарной техники, физико-химических основ процессов развития и прекращения горения


Об ещё одном важном оксиде расскажет нам студент Чертов . Этот оксид в обычном состоянии-жидкость

(презентация про воду)


Учитель: Вода также как и углекислый газ одно из огнетушащих веществ. Но водой также нельзя тушить многие вещества(Примеры)


И теперь вы узнаете ещё об одном из твёрдых оксидов- оксиде кремния или попросту песке. Об этом оксиде расскажет Рычихина Александра .

(презентация про оксид кремния)

Следующая станция на которую отправляется наш поезд называется Химическая

СЛАЙД 8

Слайд 8 Химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов.


Задание для закрепления

1 вариант. Заполнить графу химические свойства основных оксидов

2 вариант. заполнить графу химические свойства кислотных оксидов

Домашнее задание: заполнить графу химические свойства амфотерных оксидов.

А мы с вами едем дальше. Перед нами Станция интересных фактов и сведений об оксидах

А знаете ли вы что огромное количество минералов это нечто иное как обычные оксиды. Среди них мы встречаем драгоценные и полудрагоценные камни

Рубин и сапфир- цветные разновидности оксида алюминия

А уж насколько богат в своём разнообразии обычный оксид кремния разновидностями полудрагоценных и поделочных камней : агат, аметист, халцедон, яшма и опал, розовый кварц и горный хрусталь ,гранат


Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни -творение сатаны, который заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, дабы возбуждать в людских сердцах алчность и соблазн. В разные времена, в разные эпохи с камнями были связаны различные суеверия и верования. Камни были не только украшением, но и талисманом, приносящим счастье и амулетом, охраняющем от болезней и бед, а иногда и признаком профессии. У А.С.Пушкина есть стихотворение «Храни меня мой талисман»


Храни меня мой талисман,


Храни меня во дни гонения,


Во дни раскаяния, волнения:


Ты в день печали был мне дан.


Когда подымет океан


Вокруг меня валы ревучи,


Когда грозою грянут тучи,-

Храни меня мой талисман.



Астрологи приписывают камням разные лечебные свойства и чудодействия


Агат- спасает от сглаза и ядов, камень веры и долголетия, лечит ССС, простуду и заболевания глаз, укрепляет волосы


Аметист-камень мудрости и трезвости- укрепляет стойкость против искушений, приносит удачу и счастье, лечит головную боль, бессонницу и алкоголизм.


Сапфир-символ верности ,целомудрия и скромности


Опал-камень надежды


Рубин- взаимность в чувствах


Халцедон- помогает справиться с душевными слабостями и унынием


Гранат веселит сердца


Яшма- оберегает от нападения диких зверей


Демонстрация коллекции камней и минералов или на слайде или в живую.


Учитель:

У Куприна есть замечательная повесть «Гранатовый браслет»- о сильной, трепетной поглощающей все помыслы, все чувства, всю жизнь человека любви. Бедный чиновник Желтков дарит своей возлюбленной княгине Вере гранатовый браслет как символ бескорыстной любви. Он пишет ей в своём письме: « На всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить вас. Но этот браслет принадлежал ещё моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине ,между большими камнями, вы увидите один зелёный. Это весьма редкий сорт граната- зелёный гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти»


Если вас заинтересовала тема о таинственных свойствах камней, то мы для вас сделали подборку материалов, где вы можете узнать об этом более подробно.

(демонстрация подборки)


А мы с вами отправляемся на станцию ПРОМЫШЛЕННУЮ

В промышленности оксиды можно получать различными способами. Основными из них являются:


Обжиг без доступа воздуха: уравнение реакции

Сжигание простых веществ: уравнение реакции

Обжиг сульфидов: уравнение реакции


Задание для закрепления:

Тремя способами получить оксид магния, углекислый газ


Следующая станция ПРИМЕНЕНИЯ ОКСИДОВ

СЛАЙД 17,18

Следующая станция ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

СЛАЙД 19,20

Учитель: окружающая нас природа- наше общее достояние, общий дом. И от нас живущих в этом доме, зависит, хорошо ли в нём. Хорошо в нём будет тогда, когда каждый из нас почувствует ответственность за сохранность природы, самой планеты Земли, её недр и богатств. Природа-мать так любовно мы называем её. И она обогащает нас всех, однако щедрей вознаграждает тех, кто любит её и бережёт.

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать- позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный наказ,

Не то Земли не будет

У каждого из нас.

(М.Дудин)


Хронологическая карта урока.





Структура и содержание

Преподаватель

Другие участники урока

Студенты



Время


1.

Орг.момент

Вступительное слово преподавателя, постановка задач на урок.




Слушают преподавателя, готовятся к уроку

4 мин.

2.

Создание проблемной ситуации

Ставит вопрос об оксидах

Дополняют или комментируют ответ

Отвечают на поставленный вопрос

3 мин.

3.

Закрепление умения находить оксиды

Даёт задание для закрепления знаний определения оксидов и степени его понимания




Выполняют задание и комментируют свой выбор.

5 мин.

4.

Работа со схемой

Комментирует схему. Даёт задание заполнить схему примерами оксидов




Заполняют схему и дают обоснованный ответ

5 мин.

5.

Постановка проблемы

Зачитывает отрывок из литературного произведения




Слушают преподавателя, осмысливают услышанное

4 мин.

6.

Работа с презентацией


«Угарный газ»


Предлагает послушать студента, подготовившего материал об угарном газе

Рассказывает и проводит демонстрацию слайдов об угарном газе

Слушают и записывают в путевой дневник основные сведения


6 мин.

7.

Работа с презентацией «Углекислый газ»


Предлагает послушать сообщение об углекислом газе

Рассказывает и проводит демонстрацию слайдов об углекислом газе

Слушают и записывают в путевой дневник основные сведения


6 мин.

8.

Постановка проблемы

Зачитывает отрывок из литературного произведения и ставит проблемный вопрос




Отвечают на поставленный вопрос и решают ситуационную задачу

3 мин.

9.




Дополняет ответы ребят и проводит демонстрацию изолирующих противогазов и огнетушителя




составляют уравнение реакции

5 мин.

10.

Работа с презентацией «Вода»

Предлагает послушать сообщение о воде

Рассказывает и проводит демонстрацию слайдов о воде

Слушают и записывают в путевой дневник основные сведения

6 мин


11.

Работа с презентацией «Оксид кремния»

Предлагает послушать сообщение об оксиде кремния

Рассказывает и проводит демонстрацию слайдов об оксиде кремния

Слушают и записывают в путевой дневник основные сведения


5мин

12.

Работа с таблицей

Объясняет материал по таблице




Заполняют графы таблицы уравнениями реакций

10 мин

13.

Работа с презентацией

Рассказывает о камнях интересные факты ,демонстрирует коллекцию камней и минералов




Слушают преподавателя, записывают в путевой дневник

7 мин

14.




Читает отрывок из произведения Куприна и даёт библиографическую справку о литературе




Слушают преподавателя, рассматривают литературную подборку

3 мин

15.

Работа с таблицей

Демонстрирует таблицу получения оксидов




Рассматривают таблицу, анализируют и составляют уравнения реакции согласно схеме.

5 мин

16.


Работа со схемой

Демонстрирует схему нахождения оксидов в природе, их применения в промышленности и в быту. Анализирует экологическую обстановку в России




Анализируют и делают выводы об экологической обстановке

6 мин

17.

Итоги урока

Подводит итоги урока, выставляет и комментирует оценки, выясняет степень понимания материала



Слушают преподавателя

4 мин.

18

Домашнее задание

Задаёт задание на дом, благодарит за урок.




Записывают задание на дом.

3 мин.