litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема:


Организация физического воспитания и оценка деятельности

учащихся в условиях модернизации.

Цель: Формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в

бережном отношении к своему здоровью.

Формирование культуры движений, обогащение двигательными

упражнениями корригирующей направленностью.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, я считаю, закладывается в детстве. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Я глубоко убеждена, что решение оздоровительных задач возможно средствами физической культуры. Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, нравственного поведения. В двигательной деятельности формирую дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помогать товарищу, нести ответственность перед ровесниками. Проводя подвижную игру или физические упражнения, тренирую волевые черты характера, формирую эстетику движений, формирую представления о красоте. Красота гармонично развитого тела человека обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания. Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовке пособий к занятиям, заботе о чистоте и порядке. Таким образом, в процессе обучения движениям развиваю у детей умственные способности, нравственные и эстетические качества. Формирую сознательное отношение к своей деятельности. Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Эффективность решения задач физического воспитания обеспечивает целостность двигательного режима.


В данных вопросах физического воспитания опираюсь на труды ученых физиологов, психологов: П.Ф.Лесгафт - двигательная деятельность, Н.М.Амосов - физическое развитие, Н.М.Шелованов - оздоровлению. Т.И. Осокина - проблемы физического развития дошкольника. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы меня как педагога.

. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение здоровья детей .

Среди множества факторов риска здоровья детей наиболее коварным является гиподинамия (малоподвижный образ жизни) + фактор курения + неправильное питание и т. д. Чтобы избежать ухудшения физической подготовленности и не увеличивалось число учащихся отнесенных к специальной медицинской группе, и количество освобожденных от физкультуры, я веду дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности. Отсюда возникает своеобразно индивидуальная оценка деятельности учащихся.

Для массовых исследований физической подготовленности школьников от 7 до 17 лет предлагаю тестовые задания (подтягивание на перекладине, подъем туловища из положения лежа, прыжок с места и т.д.) Для этого разработаны возрастные и половые нормативы. Я отдельно учитываю методику выполнения тестовых нормативов. Для этого веду протокол учета контрольных упражнений по общей физической подготовке.

Оценку физической подготовленности провожу с использованием 5 уровневой шкалы оценок: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.


По результатам 2-х тестов или нескольких определяю индекс физической готовности (путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов) Т1 + Т2…= ИФГ

Оцениваю уровень дыхательной системы детей (количеством дыханий в минуту). Это и есть физическое развитие учащихся.

Если в 7 лет – 23 дыхания в минуту, то в 15 лет – 16 дыханий в минуту.

Оцениваю силу мышц в
мальчики девочки

10-11 лет 20-21кг 15-17кг

18 и старше 43-48кг 23-28кг ;

Становую силу (подъем штанги, гири из положения присев, максимальный вес).

Оцениваю силовую выносливость мышц брюшного пресса (подъем туловища, держать угол в упоре 45% на руках, на брусьях) и др.

Оценить важно и физические способности: скоростные, координационные,, скоростно-силовые, силовые, выносливость, гибкость.

При этом необходим индивидуальный, дифференцированный подход, так как физические данные детей есть от природы, есть достигнутые, а есть, неспособны к статистическим результатам. В данном случае даю возможность

детям увидеть свой результат (веду наглядный протокол по общей физической подготовке, паспорт ученика).

Кроме этого делаю упор на самоподготовку: комплекс утренней гимнастики; Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

В систему оценки качества образования ввожу интересные виды занятий такие как: «Аэробика», «Фитнес», «Хип-хоп», «Каланетик»; комплекс упражнений при плоскостопии; комплекс дыхательных упражнений; при близорукости; при нестабильности позвоночника (шейного); корригирующая гимнастика; по карточкам «Твое здоровье» -под прессом; метод СУ- ДЖОК.


Циклические упражнения, обеспечивают развитие аэробных возможностей и общей выносливости, способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности.

Важно в таких занятиях оценивать умение работать сплоченно, синхронно, выполнять упражнения в связке, ритмично. Такие занятия проводят и сами ребята (это их д/з).

Это детей увлекает и от части, мы выполняем одну из основных задач: привитие учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой

Направление моей работы здоровье сберегающее, а значит не оставляю без внимания оценку того, как дети умеют самоуспокаиваться, провожу минутки релаксации. В последние годы получены новые данные о том, что во время релаксации (так же как и в процессе мышечной деятельности) в кровь выделяются эндорфины, в результате чего улучшается настроение и снимается психоэмоциональное напряжение - важнейший фактор нейтрализации психологического стресса.

По системе психолога Хоззорта я провожу минутки творческого воображения. Это и межпредметная связь, и умение перейти из возбужденного состояния в более спокойное.

Я обязательно включаю в оценку качества образования учащихся их результаты вне урочной деятельности. Отслеживаю, результативность учащихся в различных видах спорта, олимпиаде, общешкольных мероприятиях таких как «Спортивный калейдоскоп», где включены различные виды спортивных состязаний:

Акробатика: пирамиды, пантомимы; ОФП: отжимание, прыжки на скакалках, и др.;

Армспорт среди юношей и девушек; Задания на эрудицию: викторины, где включены вопросы по видам спорта, технике выполнения, гигиены здоровья, мирового и олимпийского спорта. Это подготовка и теоретическая, и практическая, и к экзаменам.

Ребята старательно, а главное с желанием, и результативно выполняют различные зачетные упражнения, если провожу интегрированный урок или спортивно-конкурсную программу такую как «Спортландия». Это сценарий «здорового образа жизни». Это мгновенное перевоплощение в Джона Сильвера, доктора Ливси, пиратов и других положительных героев- моряков.


Детям, которые не могут заниматься физической культурой по состоянию здоровья, предлагаю творческие задания: рефераты, слайд работы по видам спорта, по технике выполнения, по героям олимпийских игр, составлению комбинаций в игре баскетбол, волейбол и т. д.

Я подхожу к проблеме сохранения и развития физического и психического здоровья школьников, на основе так называемого «психофизического сопряжения». Этот метод можно использовать при любых формах организованной двигательной активности детей. Учитываю, что у детей обучение двигательным действиям и развитие психики тесно связаны между собой.

Суть психофизического сопряжения заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Одно и то же упражнение я использую как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития. Например, с детьми более младшего возраста сопряженную психофизическую работу начинаю с обучения их умениям владеть своим телом и создавать при этом различное настроение (бодрый/унылый, активный/утомленный, уверенный/смущенный). Дети должны научиться понимать свое Я как совокупность различных функциональных систем. В короткой беседе объясняю, как можно создать у себя хорошее настроение с помощью мимики («Сделай злое лицо, теперь – доброе, что ты чувствуешь?»). Затем даю простейшие упражнения, например, ходьба (следить за осанкой, «бодростью» шага), легкий бег (сохранять осанку как при ходьбе, голову держать высоко, «какой я гордый»), имитационные упражнения: потягивание («Я спросонья»), поднимание плеч вверх («Я удивлен») с одновременным поднятием бровей, повороты туловища в стороны и наклоны («Я ищу что-то»). Далее дети по выбору ведущего или собственному желанию выполняют упражнения: статичные (поза, мимика, взгляд, вид бодрого человека, усталого, злого, веселого); динамичные (строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту); ролевые (кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку.


Основная направленность занятий по развитию быстроты мышления – применение таких упражнений, которые способствуют направленному развитию как физических, так и психических качеств. В данном случае подбираются упражнения, формирующие базовые физические качества (сила, быстрота, ловкость) и психические качества (быстрота оценки ситуации и принятия решения, наблюдательность, внимательность, объем памяти), обеспечивающие активную жизнедеятельность человека.

Во время вводной беседы говорю о том, как важно не только быстро делать, но и быстро думать. Например, два водителя быстро среагировали на внезапно появившееся препятствие (пешеход перебегает дорогу в неразрешенном месте). В игре «Пятнашки» можно стараться быстро бегать, а можно при этом быстро думать, применять финты, обманывая догоняющего. И так, каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени, кто быстрее по отделениям. Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок). Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются за качество выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование “на лучшее выполнение”. Для этого использую следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг - друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технику выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока, обязательно даю упражнения в движении. Такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Всё делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока нужно будет ребятам проявить скоростные качества, задание даю такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.


В заключительной части урока, после восстановительных упражнений. Предлагаю детям соревнование в теоретических знаниях. Например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке.

Соревновательно–игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучении вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажном в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно–игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий. Стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

На уроке в этом мне помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно - игрового двигательного действия. Данную схему я использую, как для каждой части урока, так и для урока в целом.

Схема – модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно - игрового двигательго действия


Если нет данной взаимосвязи. Трудно добиться какого-либо результата. У детей повышается общая успеваемость по физ. подготовке. Замечен прогресс в таких способностях, как скоростные, силовые, скоростно-силовые качества, выносливость.