litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
А.Л.Жаворонкова, Л.М.Жаворонков


ОСНАСТКА ДЛЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ НА КОКЛЮШКАХ

Рассматриваются приспособления для плетения кружева на коклюшках, в том числе подставки для валиков и подушек, устройства для расщепления пряжи, для намотки нити на коклюшки, для хранения пар коклюшек, осветительные и оптические приборы. Прилагаются эскизы авторских разработок.

Книга является первым отечественным систематизированным пособием по конструированию оснастки для кружевоплетения. Пособие рассчитано на широкий круг любителей кружевоплетения и домашнего технического творчества.

СОДЕРЖАНИЕ


Внимание!
В глобальной сети книга представлена для бесплатного пользования в сокращённом виде.

© Жаворонкова А.Л, Жаворонков Л.М., 2007-2008

1. Оборудование и инструменты для плетения кружева на коклюшках

Поскольку далее в книге используются базовые понятия кружевоплетения на коклюшках, в первой главе уместны краткие сведения о технологии плетения, о материалах, инструментах и приспособлениях на рабочем месте кружевницы.

1.1. Основы кружевоплетения

Известно энциклопедическое определение [3]: «Кружево - сетчатая ткань из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные». Добавим, что кружева вяжут также спицами и с помощью челнока или «вилки».

Из всех кружев коклюшечные выделяются сложностью и богат-ством рисунка, изящностью и воздушностью изделий. Процесс создания кружева на коклюшках трудоёмок, поэтому такие изделия всегда высоко ценились. Да и обучение плетению на коклюшках – более длительный, многоступенчатый процесс, в котором исклю-чительно велика роль наставницы, передающей ученицам как «цеховые» (местные, региональные, национальные), так и личные секреты мастерства.

По способу плетения различают следующие виды коклюшечного кружева:

  1. Сцепное. Узор выполняется небольшим количеством пар коклюшек – от 5 до 12; для сцепа «тесёмок-вилюшек» и фоновых решёток между собой применяется крючок.
  2. Парное (многопарное, может быть мерным). Основной узор и фон кружева выплетаются одновременно. Мерное кружево состоит

    из повторяющихся мотивов. Количество пар зависит от ширины кру-жева и может доходить до нескольких десятков. Процесс плетения «штучных» изделий (косынок, шарфов) в многопарной технике самый трудоемкий (в работе используется несколько сотен пар).


  3. Численное кружево. Это несложное, красивое кружево, выплетаемое малым количеством пар, известное в России с 16-го века. Численное кружево обычно создавалось без рисунка (сколка), путем перекладывания нитей по памяти. Узоры передавались «из рук в руки». С 60-х годов 20-го века в технике численного кружева стали применяться сколки с целью сохранения узоров и передачи мастерства большому количеству учениц.

Процесс плетения кружевного узора на коклюшках за столетия практически не изменился [1, 2, 4, 5, 6]. Выделяются несколько ключевых этапов кружевоплетения.

1. Сначала создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. На рис.1.1 представлен сколок сцепного кружева, по которому сплетён узор (рис.1.2).





Рис.1.1. Сколок сцепного кружева (авторская работа)





Рис.1.2. Сцепное кружево, 12 пар(авторская работа)

Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права.

2. Для придания сколку прочности его укрепляют картоном или плотной бумагой, а затем закрепляют булавками на поверхности плотно набитой подушки.

3. Нить для кружева ровно и туго наматывают и закрепляют на деревянных палочках-катушках (коклюшках), которые всегда соединяются попарно: начало нити находится на одной коклюшке, а конец – на другой.


4. В точках, обозначенных на сколке (в точках накола), по ходу плетения размещают булавки, которые служат для закрепления нитей при формировании узора.

5. Манипулируя в сцепном кружеве одновременно несколькими (тремя-четырьмя) парами коклюшек («плетение горстью» - рис.1.3), создают узор строго по сколку, не допуская деформации и искажения рисунка.





Рис.1.3. Процесс плетения. Вологда

Для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка - «рапп?рта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Валик вращают движением
«от себя», постепенно вынимая булавки из сплетенного участка и перемещая их в новую область сколка. Плетение кружевного полотна выполняется по всей ширине сколка сверху вниз.

В сцепном кружеве с валиком работают иначе. Так как сколок закреплён на подушке, а направление плетения меняется, то для перехода к новому фрагменту сколка подушку периодически поворачивают на некоторый угол вокруг одной, двух или всех трёх осей вращения.

Плетение кружева – многодневный процесс. Во время работы кружевнице необходимо строго соблюдать чистоту нити и создаваемого кружева, а для этого требуется следить за чистотой рук и коклюшек. Каждый сплетенный участок кружева нужно защищать от пыли, закрывать его чистой тканью, прикрепленной булавками к подушке. В перерывах между сеансами всю работу следует предохранять
от повреждения и загрязнения тканой накидкой («покрывашкой»).

Если в процессе плетения точно выполняются все технологические приёмы и соблюдаются все меры по обеспечению чистоты, готовое кружево не нуждается в дальнейшей обработке и пригодно для немедленного применения по назначению. Однако в некоторых регионах выплетенные изделия дополнительно подкрахмаливают для придания им жёсткости.

Из краткого обзора процесса плетения видно, какие инструменты и приспособления нужны для поддержки технологических операций. Рассмотрим их подробнее.


2. Подставки для подушек 2.1. Требования к подставкам для валиков

В Индии и в странах Ближнего Востока кружевницы плетут, сидя на коврах, циновках или матах. Кружевницы европейской школы работают, сидя на стуле. Поэтому подушка с укреплённым на ней сколком должна быть поднята на высоту 60 – 90 см от пола, а для этого нужен стол или специальная подставка.

Благодаря подставке валик занимает определённое пространственное положение в прямоугольной системе координат XYZ. Будем считать, что оси OX и OY координатной системы находятся в горизонтальной плоскости и ориентированы по осям симметрии подставки, а вертикальная ось OZ проходит через центр тяжести валика (рис.2.1).





Рис.2.1. Пространственные координаты валика

Положение валика в трёхмерном пространстве удобно описывать угловыми координатами вектора А, проведённого через центр тяжести по продольной оси. Длина вектора безразлична, так как валик
в работе над кружевом неподвижен и приводится в движение только
во время смены его положения.

Положение валика задаётся линейной коордитнатой h (высотой центра тяжести над несущей поверхностью) и тремя угловыми координатами, в числе которых:

? - угол поворота валика вокруг вертикальной оси ОZ (азимут);

? - угол наклона продольной оси валика к горизонтальной плоскости XOY (тангаж);

? - угол поворота валика вокруг его продольной оси (крен).

Подставка должна обеспечивать кружевнице повороты валика по азимуту без ограничения (т.е. на 360 градусов), по тангажу от 0 до 30 градусов и по крену в пределах ± 45 градусов. Таковы условия плетения сцепного кружева.

В процессе плетения центр тяжести валика остаётся неподвижным на высоте, выбранной до начала работы с учётом диаметра валика, роста кружевницы и высоты стула, на котором она сидит.


При натяжении нити валик не должен изменять своего положения, заданного кружевницей. Однако он должен легко поворачиваться, когда кружевница переходит к очередному фрагменту сколка.
Таким образом, к подставке предъявляются два противоречивых
требования:

- лёгкая управляемость при смене положения валика;

- жёсткая фиксация во время плетения кружева.

Попытки выполнить трудно совместимые требования породили множество вариантов подставок для валиков. Всё известное многообразие конструкций сводится в три группы:

- подставки с горизонтальной платформой;

- подставки с наклонной платформой;

- подставки с шаровой опорой.

В этом перечне группы расположены в порядке их эволюционного развития.

Подставки первой группы имеют многовековую историю и продолжают повсеместно использоваться до сих пор.

Подставки с наклонной платформой появились сравнительно недавно: они известны с 19-го века в Германии и России.

Подставки с шаровой опорой русские кружевницы получили во второй половине 20-го века. Об использовании таких конструкций в других странах авторы данной книги информацией не располагают.

4
. Приспособления для намотки ниток на коклюшки 4.1. Традиционная оснастка Приспособления для намотки ниток на коклюшки имеют такую же многовековую историю, как и плетение кружев. Подставки для подушек и «моталки» - это самые первые устройства, затребованные кружевницами. И такие приспособления появились ещё до изобретения паровых машин и электричества. Поэтому в наше время создать оригинальные «моталки» ещё труднее, чем изобрести велосипед, склоняемый как символ бесполезного изобретательства. Похвально, если удастся придумать что-то полезное для кружевниц, но будет ли приспособление новым? Вряд ли.

Самым простым способом намотки ниток на коклюшки издавна пользуются испанские кружевницы. Их технология напоминает первобытный способ добывания огня трением деревянной палочки, которую попеременно вращают в двух направлениях ослабленной тетивой лука, охватывающей палочку одним витком. Разница в том, что у кружевниц неподвижна «тетива», а палочка (коклюшка) перемещается вдоль «тетивы». Вместо тетивы кружевницы используют прочную тонкую нить длиной 40 - 50 см, (website: www.geocities.com/carolgallego).

Кружевницы, использующие одновременно десятки и сотни пар коклюшек, не могут обойтись без технических приспособлений для намотки нити на коклюшки. Это они подталкивают изобретательскую мысль.
Из одного столетия в другое переходят два способа ускоренной намотки.
Способ 1. Коклюшке отводится роль ведомого колеса в паре с ведущим маховиком, вращаемым рукой (рис.4.1).
Маховик 1 и коклюшка 2 охватываются приводным ремнём 3, образуя колёсно-ремённую пару. Ремень 3 прижимает коклюшку 2 к стойке 4, имеющей в верхней части паз для ремня. Диаметр маховика в 8-10 раз больше диаметра ручки коклюшки, во столько же раз повышается и скорость вращения коклюшки.





Рис.4.1. Кинематическая схема намотки нити на коклюшку 1-м способом

Первый способ хорош своей нечувствительностью к изменениям длины коклюшки. Его недостаток – зависимость от формы ручки коклюшки. Если она цилиндрическая или коническая, коклюшка быстро сползает вдоль оси вращения. Этот недостаток устраняется двумя методами:
- формированием «талии» ручки; такая коклюшка автоматически позиционируется в устойчивой точке с наименьшим диаметром ручки;
- установкой направляющей вилки для ремня и/или опорной пластины, в которую упирается конец коклюшки.
Способ 2. Концы клюшки 1 зажимаются между двумя вращающимися опорами 2 и 3 (рис.4.2). Правая (активная) опора 3 жёстко соединяется с ведомым колесом 4, которое связано приводным ремнём 5 с маховиком 6. Левая вращающаяся опора 2 – пассивная. Она устанавливается на левой стойке 7, а ведомое колесо 4 – на правой стойке 8. Маховик 6 укрепляется на стойке 9.





Рис.4.2. Кинематическая схема намотки нити на коклюшку 2-м способом

Активная опора выполняется в двух вариантах:

- в форме чашки, с внутренней поверхностью которой сцепляется поверхность головки коклюшки;
- в виде зажима в виде патрона или цанги.
Недостатком второго способа оказывается жёсткая настройка на определённую длину коклюшки. Указанный недостаток устраняется несколькими приёмами, в том числе:
- введением элементов регулировки межцентрового расстояния между опорами;
- закреплением коклюшки только одним концом в патроне активной опоры (рис.4.3).
Наконец, известны попытки установить коклюшку на маховом колесе швейной машинки.





Рис.4.3. Приспособление для намотки нити на коклюшку (фирма ”A.B.G.Anderssons”, Швеция)

Практически во всех приспособлениях намотка нити на коклюшку выполняется вручную. Ручная намотка позволяет кружевнице ощущать пальцами необходимое натяжение нити и регулировать его. «Моталка» с электрическим приводом встречается реже. В глобальной сети рекламируются электрифицированные устройства с миниатюрными электродвигателями (рис.4.4).





Рис.4.4. Электрифицированное устройство для намотки нити на коклюшку (фирма “Leclerc Looms”, Канада, website: woolery.com)

Обзор зарубежных приспособлений для намотки нити на коклюшки приводит к выводу, что все они созданы, как правило, под коклюшки определённой формы и заданных размеров, которые строго выдерживаются. Другими словами, конструкторы оснастки всегда знают стандартные размеры коклюшек и создают узко специализированные устройства (исключение составляют изделия фирмы “Leclerc Looms”, настраиваемые на заданную длину коклюшки).

К сожалению, в российском кружевоплетении не существует никаких стандартов. Судя по внешнему виду коклюшек даже одной серии, их вытачивают на простейших станках, и, думается, без шаб-лонов и копиров, как это полагается в массовом производстве [7, 11]. Коклюшки поступают на рынок без технического контроля. Вот почему у одного и того же токаря все размеры коклюшек «гуляют» в очень широких пределах. Кроме того, форма коклюшек меняется от региона к региону.
Итак, при отсутствии стандарта или хотя бы типового ряда изделия возникает проблема создания «моталок», адаптирующихся к разнообразным коклюшкам, имеющим хождение по регионам России.



<