litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному ма­териалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: -^



Семинар №1 История науки о языке.

1. Возникновение языкознания. Языкознание в Индии, Китае. Арабское языкознание.

2. Греко-римское языкознание.

3. Языкознание эпохи Возрождения.

4. Языкознание XIX-XX веков.

Доклад:
- Основные отечественные и зарубежные школы языкознания.(Московская и петербургская школы. Американский структурализм. Пражская школа.)

- Современные лингвистические течения (на выбор: прагмалингвистика, семантика, лингвистика текста, когнитивная лингвистика, фнукциональная грамматика, этнолингвистика)

- Связь языкознания с другими науками: гуманитарными, естественными.

Литература:

  1. Березин Ф.Н. История лингвистических учений. М., 1975.С.

  2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.,2001. С.4-22.

  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  4. Кодухов ВА.И. Введение в языкознание. М., 1979. с.7-32

  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. С 50-59

Дополнительная:

  1. Алпатов В.М. История лингвистических течений. М., 1998

  2. Будагов Р.П. Человек и его язык. М., 1976

  3. Звегинцев. История языкознания. М., 1964.

  4. .Шендельс Е.И. Связь языкознания с другими науками. М., 1962.

.

Семинар № 2 Сущность языка.


1. Функции языка. Иерархия функций языка. Вторичные функции.

Единство функций.

2. Соотношение языка и речи. Понятие речевой деятельности.

3. Основные концепции Сущности языка.

Доклады:

- Язык. Речь. Речевая деятельность.

- Принципы речевого общения.

Язык и мышление.

1.Место проблемы «язык и мышление» в кругу философских и лингвистических проблем.


Доклад:
- Психолингвистика. Психическая база речевой деятельности.


2.Типы мышления. Доминирующая роль абстрактного мышления в высшей нервной деятельности человека.

3.Соотношение языка и мышления. Учение Гумбольдта. Гипотеза Сепира и Уорфа.

Доклад: - Внешняя и внутренняя речь.

- Отличие человеческого языка от «языка животных».

- Невербальные средства речевой коммуникации.


Литература:


  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.,2001.С. 22-32.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.29-41..

  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  4. Кодухов В.И. Введение в языкознание., 1979. С. 35-52

  5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.С.5-24.

  6. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967.С. 15-26.

Дополнительная:

  1. Березин Ф.Н. Лингв. концепция Гумбольдта//История лингвистических учений. М., 1975. С.48-55.

  2. Будагов Р.П. Человек и его язык. М., 1976

  3. Будагов Р.П. Что такое общественная сущность языка?//Вопросы языкознания. 1975.№3. С.3-26.

  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. С.29-42

  5. Мышление и язык. М., 1957.
  6. Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация Вопросы языкознания. 1979. №6. С. 42-59.


  7. Панфилов В.З. Взаимодействие языка и мышления. М., 19971. С.15-65.

  8. Рубинштейн С.А. Мышление, язык и речь// Вопросы психологи. 1979. №5. С.147-148.

  9. Спиркин А.Г. Психологическое языкознание и его роль в формировании мышления. // Мышление и язык. М.1957. С. 3-37.

  10. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

  11. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.


Семинар № 3. Язык как знаковая система.

  1. Понятие о семиотике как, науке о знаках.

  2. Знак и его типы (символы, сигналы, знаки).

  3. Модель знака по де Соссюру, Г. Фреге, Ч. Пирсу. План содержания и план выражения.

  4. Основные свойства языкового знака. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков.

Доклады: (на выбор) - Лингвистические антиномии (дихотомии).

Взаимодействие языка и общества.

Формы существования национальных языков

Литературный язык, его отличие от общенародного языка и языка художественной литературы.

Вторичные знаковые системы и искусственные языки.

Внутреннее устройство языка.

  1. Единицы языка и их функции (фонема, морфема, слово, предложение)

  2. Понятие о языковых уровнях (ярусах).

  3. Понятие системы и структуры. Язык как система. Признаки языковой системы. Динамичность, гетерогенность.

  4. Типы отношений между языковыми единицами. Структура языка.

Доклады: - Типы отношений языковых единиц.

Внешние факторы и внутренние законы развития языка. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков и формы их взаимодействия.

Литература:
  1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1966. С. 36-77.


  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.С. 58-61.

  3. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.2-32.

  4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.29-41..

  5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  6. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.. 1979.

  7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975. С.5-10, 24-34.

  8. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М. 1977. С.5-32.

  9. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. С.38-48.

Дополнительная;

    1. Бенвеннист Э.. Общая лингвистика. М., 1974, с. 90-96. с. 129-140.

    2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975. С.58-61, 183-194.

    3. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. С.124-199.

    4. Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1978.

    5. Соссюр де Ф.. Курс общей лингвистики/Труды по языкознанию. М.,1977, с. 40-61,98-173, с. 155-159..

    6. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1966. М., 1975.

Семинар № 4. Звуковой строй языка.

  1. Три аспекта звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционные параметры звуков речи.

  2. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Виды слогов. Ударение. Его виды. Интонация. Ее элементы и функции.

  3. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Основные фонетические процессы.

Доклад: - Основные исторические процессы изменения звукового строя языка. Понятие об орфоэпии.

-Зарождение письма, основные типы письма.

- Орфография и ее основные принципы.

3. Понятие о фонеме. Варианты (аллофоны). Функции фонемы. Интегральные и дифференциальные признаки фонем. Оппозиции фонем. Сильные и слабые позиции. Нейтрализация. Архифонема.



Литература:


  1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы.. С.36-54, 65-77.

  2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1977. С. 5-77.

  3. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.66-112.

  4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.43-77, 225-256.

  5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  6. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

  7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.С.35-78.

  8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998.С. 157-190, 21-227.

Дополнительная:

  1. Фонетика. Фонология //Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990

  2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1960. С.33-74.

  3. Матусевич М.И. введение в общую фонетику. М., 1959.

  4. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. С.7-22, 38-52.

  5. Щерба Л.В. Фонетика французского языка.//История советского языкознания. М., 1988. С. 185-189.

  6. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.

  7. Кондратов А.М. Книга о букве. М., 1975.

  8. Успенский Л.В. По закону буквы. М., 1979.

Семинар № 5. Лексикология. Фразеология. Семасиология.

  1. Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова. Аспекты рассмотрения слова.

  2. Фразеология. Идиоматичность и фразеологичность сочетания. Типы фразеологических единиц.

Доклады: - Фразеология в узком и широком объеме (Вопрос о пословицах, поговорках, крылатых выражениях).

- Системная организация фразеологизмов. Их стилистическая дифференциация.

  1. Семасиология. Сущность лексического значения. Понятие семантического треугольника. Типы ЛЗ: прямые и переносные, свободные и связанные.

  2. Единицы лексико-семантической системы языка. Понятие семы, семный состав ЛЗ. Структура ЛЗ.


Доклад: Теория вероятностной структуры ЛЗ.

Литература:

  1. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.12-187.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.109-177..

  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

  5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.С. 85-120, 102-156.

  6. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998. С. 60-156.

Дополнительная:

  1. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. М., 1972.

  2. Кунин А.В. Курс фразеологии английского языка. М., 1996.С. 101-134, 46-98.


Семинар № 6. Лексико-семантическая система языка.

Первичная и вторичная номинация. Полисемия. Семантическая структура слова. Типы связей в семантической структуре слова.

  1. Семантическая структура словаря. Семантические поля. Гипер-гипонимические группировки.

  2. Синонимия по денотату и сигнификату. Синонимические ряды. Синонимическая доминанта.

  3. Антонимия. Типы антонимов, энантосемия. Паронимия. Причины возникновения паронимов.

  4. Исторические изменения лексики. Этимология. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Табу и эвфемизмы.

Доклад: Лексические оппозитивы.

Табу и эвфемизмы русского (английского, др.) языка.

Историзмы и архаизмы русского (английского, др.) языка.

Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001. С.112-187.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.109-177.

  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М. 1983.
  4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.


  5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.С. 85-120.

  6. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998.С. 60-165.

Дополнительная:

  1. Васильев Л.М. Теория семантических полей//Вопросы языкознания. 1971.№5 С.105-113.

  2. Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля. //Филологические науки. 1972. №1 С.57-68.

  3. Новоселова Т.И. Об изучении тематических групп лексики//Русский язык в школе. 1972 №1 С. 61-65.

  4. Уфомцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962. С.17-73, 131-142.


Семинар №79. Грамматика.

1. Грамматика, ее предмет. Основные единицы грамматического строя.

2. Понятие морфемы. Типы морфем. Классификация аффиксов.

3.Грамматическое значение. Способы выражения грамматических значений. Опрощение, переразложение, изменение по аналогии.

4. Понятие грамматической формы слова, парадигмы и грамматические

категории.

.

Доклад: - Исторические изменения грамматического строя.

5. Проблема частей речи. Критерии выделения, категориальные

признаки. Характеристика основных частей речи. переходность частей речи.

6. Предложение и словосочетание. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица языка. Части речи и члены предложения. Язык как система систем.

Доклад: - Соотношение синтетических и аналитических форм в языках разных типов

Литература:

  1. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.187-260..

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С184-212.

  3. Головин Б.И. Введение в языкознание. М., 1983.

  4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.
  5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.., 157-219, 277-280; М. 1998 ,С.125-167


  6. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998. С.244-345.

Дополнительная:

  1. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978. С.142-154.

  2. Иванова И.П. Структура слова и морфологические категории// Вопросы языкознания\. 1976. №1. С.55-61.

  3. Потебня А.А. Грамматические формы.//Общее языкознание: Хрестоматия. Минск, 1987. С.294-308.

  4. Морфологическая структура слова в языках разных типов. Под ред. В.М. Жирмунского. М.-Л., 1963. С.33-52.

Семинар № 8. Классификация языков.

1. Классификация языков по различным принципам.

2. История разработки типологической классификации языков.

3. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация.

Индо-европейская семья, ее группы. Иные языковые семьи и их распространение в мире.

Доклады:(на выбор)

-Германские языки.

-Романские языки.

- Саамский язык.

-Балто-славянские языки.

Литература:

  1. Вендина Т.А. Введение в языкознание. М., 2001.С. 260-280.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.256-268.

  3. Головин Б.И. Введение в языкознание. М., 1983.

  4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

  5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. С.221-230.

  6. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. С.386-457.

Дополнительная:

  1. Берков В.П. Современные германские языки. М., 2001

  2. Десницкая А.В. Вопросы изучения родства и.-е языков. М.-Л., 1955. С.9-30.

  3. Журинская М.И. Лингвистическая типология//Общее языкознание: Внутренняя структура языка. М., 1972. С. 516-539.

  4. Кондрашов Н.А. Славянские языки. М., 1986.

  5. Кузнецов П.С. Морфологическая классификация языков. М., 1954.


  6. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

  7. Смирницикий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. М., 1955.

  8. Языки мира: Германские языки. Кельтские языки. М., 2000

Практикум : прилагается


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные по­собия, включая (при наличии) их электронные версии:

  • основная;

  • дополнительная.

Основная:

  1. Березин Ф.Н. История лингвистических учений. М., 1975.

  2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.,2001.

  3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001.

  4. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  5. Кодухов ВА.И. Введение в языкознание. М., 1979.

  6. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996.

  7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.С.5-24.

Дополнительная:

  1. Алпатов В.М. История лингвистических течений. М., 1998

  2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1966.

  3. Бенвеннист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

  4. Березин Ф.Н. История лингвистических учений. М., 1975.

  5. Берков В.П. Современные германские языки. М., 2001.

  6. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978.

  7. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1977.

  8. Будагов Р.П. Человек и его язык. М., 1976.

  9. Будагов Р.П. Что такое общественная сущность языка?//Вопросы языкознания. 1975.№3. С.3-26.
  10. Васильев Л.М. Теория семантических полей//Вопросы языкознания. 1971.№5 С.105-113.


  11. Десницкая А.В. Вопросы изучения родства и.-е языков. М.-Л., 1955.

  12. Журинская М.И. Лингвистическая типология//Общее языкознание: Внутренняя структура языка. М., 1972. С. 516-539.

  13. Звегинцев. История языкознания. М., 1964.

  14. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1960.

  15. Иванова И.П. Структура слова и морфологические категории// Вопросы языкознания\. 1976. №1. С.55-61.

  16. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. С.29-42

  17. Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля. //Филологические науки. 1972. №1 С.57-68.

  18. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М. 1977. С.5-32.

  19. Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1978.

  20. Кондратов А.М. Книга о букве. М., 1975.

  21. Кондрашов Н.А. Славянские языки. М., 1986.

  22. Кузнецов П.С. Морфологическая классификация языков. М., 1954.

  23. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. М., 1972.

  24. Кунин А.В. Курс фразеологии английского языка.М., 1996.

  25. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

  26. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. М., 1959.

  27. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

  28. Морфологическая структура слова в языках разных типов. Под ред. В.М. Жирмунского. М.-Л., 1963.

  29. Мышление и язык. М., 1957.

  30. Новоселова Т.И. Об изучении тематических групп лексики//Русский язык в школе. 1972 №1 С. 61-65.

  31. Панфилов В.З. Взаимодействие языка и мышления. М., 19971.

  32. Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация Вопросы языкознания. 1979. №6. С. 42-59.

  33. Потебня А.А. Грамматические формы.//Общее языкознание: Хрестоматия. Минск, 1987. С.294-308.
  34. Рубинштейн С.А. Мышление, язык и речь// Вопросы психологи. 1979. №5. С.147-148.


  35. Смирницикий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. М., 1955.

  36. Спиркин А.Г. Психологическое языкознание и его роль в формировании мышления. // Мышление и язык. М.1957. С. 3-37.

  37. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

  38. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968

  39. Соссюр де Ф.. Курс общей лингвистики/Труды по языкознанию. М.,1977.

  40. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1966. М., 1975.

  41. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

  42. Успенский Л.В. По закону буквы. М., 1979.

  43. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962.

  44. Шендельс Е.И. Связь языкознания с другими науками. М., 1962.

  45. Щерба Л.В. Фонетика французского языка.//История советского языкознания. М., 1988. С. 185-189.

  46. Языки мира: Германские языки. Кельтские языки. М., 2000


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

  1. Перечень используемых технических средств.

Нет

  1. Перечень используемых пособий.


Лингвистический атлас мира.


  1. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

Нет


  1. Примерные зачетные тестовые задания.

Зачета по дисциплине нет. Имеется контрольный срез, а также таест по выявлению остаточных знаний. Прилагаются.



  1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).




  1. Языкознание как общественно-историческая наука. Предмет и задачи науки о языке, связь языкознания с другими науками.

  2. Язык как общественное явление. Основные функции языка.

  3. Наиболее распространенные идеалистические теории происхождения языка, индивидуалистические и социальные теории.

  4. Язык и речь. Структура языка. Единицы языка и единицы речи.

  5. История общества и развитие языка. Процессы языковой дифференциации и интеграции. Понятие суперстрата и субстрата.

  6. Понятие о внутренних законах развития языка. Общие и частные лингвистические законы.

  7. Взаимодействие языков. Виды языковых контактов.

  8. Локальная, социальная и функционально-стилистическая дифференциация языка. Литературный язык и его признаки.

  9. Язык и мышление.

  10. Понятие о семиотике как науке о знаках. Знак и его типы. Языковой знак, его свойства и особенности.

  11. Фонетика как наука. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи.

  12. Функциональный аспект звуков речи. Понятие о фонеме. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонологичекие оппозиции и система фонем. Слабые и сильные позиции фонем.

  13. Позиционные и комбинаторные изменения звуков.

  14. Ударение и его типы. Энклитики и проклитики. Интонация, её элементы и функции.

  15. Основные признаки слова. Лексическое значение слова, предмет и понятие.

  16. Полисемия слова. Виды переносного употребления слов. Типы лексического значения многозначного слова.

  17. Омонимия и ее разновидности и источники. Паронимы.

  18. Антонимы и синонимы как члены тематических групп слов. Типы и источники синонимии.
  19. Причины и основные процессы исторического развития словарного состава языка. Неологизмы и источники их возникновения.


  20. Исторические изменения лексики. Архаизмы. Историзмы. Табу и эвфемизмы.

  21. Лексико-семантическая система языка. Семантические поля, гиперо-гипонимические группировки.

  22. Исконные слова и заимствования. Типы и способы заимствований. Калькирование иноязычных слов.

  23. Мотивированность (немотивированность) названий. Этимология как наука. Случаи деэтимологизации и явления ложной этимологии.

  24. Грамматика как наука. Лексические и грамматические значения слов. Грамматические формы слова и грамматические категории.

  25. Грамматические способы выражения.

  26. Части речи и принципы их разграничения. Система частей речи.

  27. Краткие сведения из истории разработки морфологической (типологической) классификации языков. Языки изолирующего строя.

  28. Языки инкорпорирующие (полисинтетические) и агглютинативные.

  29. Флективные языки (флективно-агглютинативные и фузионные).

  30. Письмо и язык. Основные типы письма. Возникновение и развитие наиболее распространённых алфавитов.

  31. Графика и орфография. Принципы орфографии.

  32. Сравнительно - исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.

  33. Основы генеалогической классификации языков. Лингвистическая карта мира.

  34. Основные этапы развития науки о языке. Возникновение языкознания.

  35. Основные этапы развития науки о языке. Языкознание эпохи Возрождения.

  36. Основные этапы развития науки о языке. Основные школы современного языкознания.

Практическое задание


Определите, к какой из указанных ниже групп языков относится язык, предложенный преподавателем, и в каких странах говорится на нем:

        1. Индоевропейские языки:

1) славянская группа;

2) Балтийская группа;

3) Германская группа;

4) романская группа;

5) Кельтская группа.


        1. Кавказские языки.

        2. Уральские языки

        3. Алтайские языки

  1. Тюркские;

  2. Монгольские




  1. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафед-

рой до начала сессии).

На кафедре.

  1. Примерная тематика рефератов.




  1. Основные отечественные и зарубежные школы языкознания, современные лингвистические течения.

  2. Отличие человеческого языка от «языка животных». Невербальные средства речевой коммуникации.

  3. Психолингвистика. Психическая база речевой деятельности.

  4. Внешняя и внутренняя речь.

  5. Вторичные знаковые системы и искусственные языки.

  6. Денотативный и сигнификативный аспект плана содержания языкового знака.

  7. Основные исторические процессы изменения звукового строя языка. Понятие об орфоэпии.

  8. Фразеология в узком и широком объеме.

  9. Системная организация фразеологизмов. Их стилистическая дифференциация.

  10. Теория вероятностной структуры ЛЗ.

  11. Лексические оппозитивы.

  12. Исторические изменения грамматического строя.

  13. Основные понятия семантики синтаксиса. Аргументно-предикатная теория.

  14. Общественная сущность языка.

  15. Язык и другие семиотические системы.

  16. Принципы речевого общения.

  17. К истокам слова.

  18. Этапы развития письма

  19. Античное языкознание.

  20. Языкознание эпохи Возрождения.

Также смотри темы для самостоятельной работы.

  1. Примерная тематика курсовых работ. — не пишутся по данной дисциплине.


  2. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. — не пишутся по данной дисциплине.




  1. Методика(и) исследования (если есть). – Не имеется

  2. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для

оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Преподаватель оценивает присутствие на занятии - 2 балла (всего мах 20), присутствие на семинаре – 2 балла (всего мах. 16), ответы на семинарах – 1-5 (мах – 40) баллов, выполнение самостоятельной работы, написание реферата – 2 балла, прочтение доклада – до 5 баллов, выполнение практических работ по фонетике – 2 балла, грамматике – 2 балла, лексикологии – 2 балла, генеологической классификации языков – до 6 баллов. Тест 1-5 баллов Максимально – 100 баллов. От 80-100 баллов – автомат.

1-20 – 1

20-40 – 2

40 – 60 – 3

60 – 80 - 4


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).


Языкознание — это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира.

Предметом языкознания являются: сущность языка, его происхождение, основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация языковых уровней, функционирование и историческое развитие, классификации языков и др. Как и всякая наука, языкознание возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно сложилось в систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.



<< предыдущая страница   следующая страница >>