litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

4.1. Проведение расследований несчастных случаев и проверок соблюдения установленного порядка расследования и учета

несчастных случаев на производстве.


По оперативным сведениям Инспекции за 12 месяцев 2011 года на предприятиях и в организациях Ленинградской области зарегистрировано 88 несчастных случаев на производстве относящихся к категории групповых смертельных и тяжелых, в результате которых погибли 19 (из них 3 женщины) человек и 69 человек (из них 9 женщины) получили тяжелые травмы.

За 12 месяцев 2010 года зарегистрировано 74 несчастных случая на производстве данных категорий, в результате которых погибли 11 человек (из них 1 женщина), получили тяжелые травмы 63 (из них 12 женщины) человека.


Анализ производственного травматизма на предприятиях и в организациях Ленинградской области показывает, что количество несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями, зарегистрированных в Инспекции, увеличилось в сравнении с тем же периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в следующей таблице:


п/п

Виды несчастных случаев

12 мес. 2010 г.

12 мес. 2011 г.



Групповые

6 (2 см.)

1 (1 см.)



Тяжелые

63

69



Со смертельным исходом

9


18



Кроме указанных в таблице, проведены расследования несчастных случаев:

- 23 – несчастных случаев со смертельным исходом не связанных с производством и 1 случай с тяжелыми последствиями;

- 30 – направлены для учета в Государственные инспекции труда других субьектов РФ (8 со смертельным исходом, 13 с тяжёлыми последствиями связанные с производством, 9 со смертельными исходами не связанные с производством);

Проведенный анализ (подробно данные приведены в Приложениях № 4 и № 5 к приказу Роструда № 21 от 21 февраля 2005 год) показывает, что основными причинами несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями являются причины организационного характера:

- неудовлетворительная организация производства работ – 28 (31,8 %) случаев;

- нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда – 15 (17 %).

- нарушение ПДД – 9 (10,2 %);

  • По видам несчастных случаев наибольшее число несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями произошло в результате:

  • падение пострадавшего с высоты – 34 (38,6%).

  • воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся деталей, машин – 26 (29.5 %)

случаев;

  • транспортные происшествия – 11 (12,5 %)

Указанные выше данные свидетельствуют об отсутствии внимания руководителей различных уровней к вопросам охраны труда. По-прежнему главной причиной производственного травматизма и гибели личного состава можно считать недостаточно ответственное отношение руководителей предприятий и организаций к вопросам охраны труда, эксплуатацию морально и физически устаревшего и изношенного оборудования, низкий уровень компетенции и обученности руководителей вопросам охраны труда.

В целях осуществления надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве проводились проверки в том числе и в рамках реализации Приказа Минздравсоцразвития России от 30.12.2009 г. № 1045н. Такие проверки проводились по результатам анализа поступивших учетных форм № 59- НСП/у. Например:


1. ООО «Морстрой»г. Кингисепп. Несчастный случай с легки исходом произошел с электрослесарем ООО «Морстрой», 23.07.2011 года при перемещении по строительной площадке. В результате проверки выявлены нарушения требований законодательства о труде и охране труда в части соблюдения порядка проведения расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов, не дающие оснований для проведения дополнительного расследования. По результатам проверки выдано предписание и генеральный директор ООО «Морстрой» привлечен к административной ответственности с наложением штрафа в размере 3000 рублей.


2. ЗАО «Племзавод «Агро-Балт», Кингисеппский район. Несчастный случай с легким исходом повреждения здоровья произошел со слесарем ЗАО «Племзавод «Агро-Балт», 25.07.2011 года при падении пострадавшего в смотровую яму при обслуживании автомобиля. В результате проверки выявлены нарушения требований законодательства о труде и охране труда в части соблюдения порядка проведения расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов, не дающие оснований для проведения дополнительного расследования. По результатам проверки выдано предписание и главный энергетик ЗАО «Племзпаод «Агро-Балт». привлечен к административной ответственности с наложением штрафа в размере 2000 рублей.


Сокрытых несчастных случаев в ходе анализа поступивших учетных форм № 59- НСП/у и проводимых надзорно-контрольных мероприятий не выявлено. Однако, установлены факты наличия несчастных случаев, о которых не было своевременно сообщено работодателю.

ПРИМЕР:

В ходе проведения внеплановой документарной проверки МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Выборга» в связи с извещением о пострадавшем от несчастного случая на производстве обратившемся или доставленном в медицинскую организацию (учетная форма № 59- НСП/у) установлено, что водитель МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Выборга» находился на смене с 20 час 00 мин 22.07.2011г до 08 час 00 мин 23.07.2011г, около 08 час 00 мин 23.07.2011г., по окончании смены подвернул ногу, выходя из кабины автомобиля, о получении травмы он никому не сообщил.


24.07.2011г пострадавший был доставлен в Выборгскую городскую больницу, откуда он был направлен на амбулаторное лечение у травматолога поликлиники.

По данному несчастному случаю расследование руководством МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Выборга» не проводилось, так как пострадавший о факте получения травмы на производстве руководству смены не сообщил, заявления о расследовании несчастного случая на момент проведения проверки от пострадавшего или его доверенного лица не поступало.

Соблюдение руководством МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Выборга» ст.229.1 Тк РФ было взято на контроль. В настоящее время требования законодательства в части проведения расследования и оформления соответствующих документов выполнено в полном объеме.


4.2. Мероприятия по соблюдению требований законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

В соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 года № 20963), в инспекции организован сбор и анализ информации по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Для этих целей в Государственной инспекции труда в Ленинградской области, в соответствии с требованиями п. 2.1. Приказа Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н», издан приказ руководителя инспекции об организации работы по формированию и анализу сведений, получаемых от работодателей по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались для формирования банка данных существующих условий труда и проведения мероприятий по осуществлению государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


В 2011 году Инспекцией при осуществлении надзорной функции проведено 339 проверок по вопросам соблюдения и выполнения законодательных и нормативных актов по порядку и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, в ходе которых выявлено 343 нарушения.

Вопросы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда рассматривались как при проведении практически всех плановых проверок проводимых государственными инспекторами труда (по охране труда), так и при проведении внеплановых проверок соблюдения работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Основанием для проведения внеплановых проверок являлись в том числе и представление в Инспекцию сведений организаций по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда. Всего проведено 12 внеплановых проверок, основанием для которых явилась информация об отнесении рабочих мест по результатам аттестации по условиям труда к классу 3 (вредному), к классу 4 (опасному), к классу 3 (по травмоопасности) и по обеспеченности СИЗ. Такая проверка проведена в ООО «МДМ-Печать» по ее результатам работодателю выдано предписание, а также наложен административный штраф в размере 2,0 тыс руб.

В целом, только по Киришскому району Ленинградской области по результатам проверок и на основании предписаний государственного инспектора труда были организованы, проведены полностью и закончены мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 году на 14 предприятиях Киришского района. В некоторых организациях была определена необходимость предоставления работникам гарантий, льгот и компенсаций.

В проверенных организациях соответствующие гарантии, льготы и компенсации предоставляются в установленном порядке. Так, в монтажной организации ЗАО «ТИ» изолировщикам на термоизоляции, связанным с выполнением вредных работ с минеральной ватой, выдается по установленным нормам молоко, предоставляется оплачиваемый дополнительный отпуск и предусмотрен льготный выход на пенсию 31 человеку.


В Муниципальном предприятии «Управление водопроводно-канализационного хозяйства» слесарям АВР предусмотрен льготный выход на пенсию, а работникам канализационных станций и хлораторных установок – сокращенный рабочий день. Всем категориям работников в этом предприятии с вредными условиями труда производятся доплаты от тарифа в размере от 4% до 16%. Выдается по норме молоко 99 работникам МП «УВКХ».

На нефтеперерабатывающем предприятии ООО «КИНЕФ» льготный выход на пенсию предусмотрен для 2475 работников, сокращенный рабочий день установлен 2404 работникам, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска 3663 работникам, производятся доплаты 3662 работникам, выдается молоко 6029 работникам.

На предприятии ООО «ПЕНОПЛЭКС-КИРИШИ» электрогазосварщику (1 чел.) и машинистам экструдера на вредном участке МБК (8 чел.) выдается по норме молоко. Всем машинистам экструдера на предприятии (104 чел.), электрогазосварщику (1 чел.) и наладчикам машин (2 чел.) предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней.


7. Практика выдачи предписаний и наложения штрафов.


За отчетный период должностными лицами Инспекции в связи с выявленными нарушениями законодательства о труде и охране труда, руководителям и другим ответственным должностным лицам организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности было выдано 528 предписаний об устранении допущенных нарушений. В установленные сроки исполнено 186 предписаний. По результатам проверок привлечено к дисциплинарной ответственности 26 работников организаций. Предписания выдавались непосредственно по окончании проверок и оформлялись в соответствии с утвержденными Рострудом формами в книгах учета выдачи предписаний.

На основе учетных данных велся постоянный контроль за результативностью и исполнительской дисциплиной инспекторского состава и за своевременным, в полном объеме, выполнением предписаний администрацией предприятий и организаций.


Всего за 2 полугодие 2011 года привлечено к административной ответственности 502 должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лицо на сумму 3112,4 тыс. руб.

Из них государственными инспекторами труда (по правовым вопросам) 1797.9 тыс. руб., государственными инспекторами труда (по охране труда) 1314.5 тыс. руб., общая сумма взысканных штрафов составила 3325,7 тыс. руб. В т.ч. по административным делам, поступившим из органов прокуратуры оштрафовано 147 должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лицо на сумму 1043.2 тыс. руб., общая сумма взысканных штрафов по административным делам, поступившим из органов прокуратуры, составила 986.2 тыс. руб.

За 12 месяцев 2011 года привлечено к административной ответственностит 1017 должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лицо на сумму 7148,5 тыс. руб. Из них государственными инспекторами труда (по правовым вопросам) 3893 тыс. руб., государственными инспекторами труда (по охране труда) 3255.5 тыс. руб., общая сумма взысканных штрафов составила 7349,8 тыс. руб. В том числе по административным делам, поступившим из органов прокуратуры, оштрафовано 147 должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лицо на сумму 2327,7 тыс. руб., общая сумма взысканных штрафов по административным делам поступившим из органов прокуратуры составила 2267,7 тыс. руб.


Привлечение к административной ответственности осуществлялось госинспекторами труда в соответствии с требованиями КоАП РФ и соблюдением предусмотренной процедуры.


8. Работа с жалобами и другими обращениями граждан.

Одним из важных направлений деятельности Инспекции является работа по рассмотрению устных и письменных обращений граждан. Эта работа вносит существенный вклад в улучшение общего состояния дел по соблюдению законодательства о труде в Ленинградской области, помогает планировать надзорную деятельность, привлекая внимание инспекторского состава на наиболее неблагополучных отраслях хозяйства и отдельных предприятиях.


В целях обеспечения эффективной работы с жалобами и заявлениями граждан постоянно ведется прием граждан в районах, при выезде на предприятия, руководством инспекции – по месту расположения инспекции.

Прием граждан ведется как в соответствии с установленным графиком. Ежедневно в рабочем порядке принимаются граждане, прибывшие из отдаленных районов Ленинградской области.

В соответствии с решением Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда от 24.03.2009г. №47-1 во всех районах Ленинградской области Инспекцией совместно с Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области при участии Федерации профсоюзов, на базе районных Центров занятости населения организованны пункты для оказания консультационных услуг по вопросам соблюдения трудового законодательства. В данных консультационных пунктах согласно утвержденному графику еженедельно дежурят государственные инспектора труда.

Во исполнение приказа № 237 от 14.11.08 г. в целях обеспечения безусловного соблюдения работодателями трудового законодательства и защиты трудовых прав работников в связи с возможным высвобождением работников, создан и успешно работает телефон «горячей линии». В областной газете «Вести» размещается информация о режиме работы «горячей линии» и приеме граждан госинспекторами, включая выходные дни.

По телефонам «горячей линии» и на личном приеме на 1 января 2012 года проведено

1823 консультаций для работников и работодателей, независимо от территориальной принаддлежности.

В отчетном периоде зарегистрировано 1076 граждан, получивших консультации на личном приеме у госинспекторов труда. При этом предоставлено 2410 разъяснений и консультаций по вопросам применения норм трудового законодательства.

В отчетном периоде поступило 2023 обращения граждан, из них принято на личном приеме 1076. Рассмотрено 1942 жалобы и обращения граждан, из них 65 с выездом на место.

Признано обоснованными и удовлетворено 235 жалоб и других обращение граждан, предоставлено 1788 разъяснений по существу поставленных вопросов.


Основными вопросами, с которыми обращаются граждане, являются: различные нарушения, связанные с заключением, изменением и расторжением трудовых договоров, задержка заработной платы и иных выплат, расследование несчастных случаев на производстве и другие вопросы законодательства о труде и охране труда.

В отчетном периоде значительно увеличилось количество обращений, поступивших на электронный адрес или официальный сайт Инспекции.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в Инспекции в равной степени рассматриваются обращения граждан в письменной форме и в электронной форме. Ответ на обращение, поступившее в электронной форме, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, или по почтовому адресу, указанному в обращении.

Жалобы и иные обращения рассматривались в установленные действующим законодательством сроки, в необходимых случаях с выездом на место и в присутствии заявителя. Основной метод устранения нарушений - выдача соответствующих предписаний. По всем обоснованным заявлениям граждан приняты соответствующие меры: выданы предписания об устранении нарушений законодательства о труде, виновные в нарушении трудовых прав граждан привлекались к административной и дисциплинарной ответственности. В некоторых случаях работодатели восстанавливали нарушенные права работников непосредственно в ходе проверки.

Руководством Инспекции осуществляется постоянный надзор за соблюдением сроков рассмотрения жалоб и заявлений, правильностью выносимых решений, полнотой даваемых ответов и разъяснений.



<< предыдущая страница   следующая страница >>