litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7

О НЕКОТОРЫХ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСАХ НА РЫНКАХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И СРЕДСТВАХ ИХ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ1



Финансовые услуги.

1.
В ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»2 дано такое определение: «финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Поскольку и банковские и страховые услуги и услуги на рынке ценных бумаг и услуги по договору лизинга также связаны с привлечением и размещением чужих денежных средств, то «привлечение и размещение денежных средств физических и юридических лиц» можно считать квалифицирующим признаком этих услуг.

Банки, страховые, лизинговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг в силу той же ст.4 упомянутого Федерального закона являются финансовыми организациями, т.е. вторым квалифицирующим признаком финансовой услуги в этом определении можно считать субъекта, который ее оказывает.

Нетрудно найти в обороте организацию, не признаваемую финансовой в силу приведенного определения, но оказывающую услуги, связанные с привлечением и размещением чужих денежных средств. Например, такими организациями являются кредитные посредники3, акционерные инвестиционные фонды, ипотечные агенты. Их деятельность в силу данного определения не относится к оказанию финансовых услуг.

Столь же нетрудно указать на услуги, оказываемые лицами, признаваемые финансовыми организациями в силу данного определения, но не связанные с привлечением и размещением денежных средств. Например, банки предоставляют в аренду сейфы для хранения ценностей, финансовые брокеры оказывают информационные услуги на рынке ценных бумаг. Это также не финансовые услуги.

Таким образом, именно два указанных выше признака:


  • привлечение и размещение чужих денежных средств

  • финансовой организацией, как она определена в законе

и образуют необходимую и достаточную совокупность квалифицирующих признаков финансовых услуг с точки зрения определения, данного в Федеральном законе «О защите конкуренции».

Возможно, для целей антимонопольного законодательства именно эти квалифицирующие признаки и только они важны для отграничения отношений по оказанию финансовых услуг от других видов отношений. Однако, как будет видно далее, рассматриваемые здесь проблемы рынков финансовых услуг, те особенности этого вида услуг, из-за которых и возникают данные проблемы, требуют несколько иного способа разграничения.

Однако мы не будем здесь заниматься выработкой строгих квалифицирующих признаков финансовых услуг для целей данного исследования. Для дальнейшего вполне достаточно лишь общего понимания того, с каким видом отношений мы имеем дело. Приведенное выше определение, без сомнения, обеспечивает такое понимание. Имеющиеся при этом исключения либо, наоборот, дополнения каждый раз будут отмечаться.

2. Итак, из первого квалифицирующего признака финансовых услуг – привлечение и размещение чужих денежных средств - видно, что с экономической точки зрения финансовые организации являются посредниками, организующими перемещение денежных средств от одной группы участников оборота к другой.

Таких посреднических услуг, связанных с привлечением и размещением чужих денежных средств очень много и все время появляются новые их разновидности. Поэтому финансовые услуги не ограничены каким-либо исчерпывающим перечнем.

Рынки финансовых услуг весьма динамично развиваются и право, естественно, должно на это реагировать. Однако, если «в зарубежных странах национальные рынки финансовых услуг формировались столетиями в рамках постепенно меняющегося законодательства»4, то России и ее правовой системе для включения в современную систему рыночных отношений пришлось в течение десятилетия преодолеть разрыв, образовавшийся за семьдесят лет. Естественно поэтому, что возникли правовые проблемы, как связанные с конкретными финансовыми услугами, так и общие для всех таких услуг, порожденные их общими свойствами.


Настоящая работа посвящена проблемам второго типа. Все они имеют один источник, вытекающий из той функции – финансового посредничества – которую играет в обороте деятельность по оказанию этих услуг.

Финансовые услуги и финансовая система.

3. Услуги являются, как объектом гражданского права (ст.128 ГК РФ), так и предметом гражданско-правового регулирования (гл.39 ГК РФ и др.). Т.е. по известному разделению отношений на гражданско-правовые и публично-правовые, оказание услуг относится к гражданско-правовой сфере. Это справедливо для всех без исключения услуг, в том числе, и для финансовых.

Однако определение финансовой услуги мы впервые встречаем в Федеральном законе от 23.06.1999 №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»5, т.е. в правовом акте, регулирующем чисто публичные – антимонопольные – отношения. В настоящее время этот закон утратил силу, но определение финансовой услуги сохранилось в заменившем его уже упомянутом Федеральном законе «О защите конкуренции». Таким образом, именно в публичной сфере потребовалось выделить и самостоятельно описать этот класс услуг.

Такая ситуация не случайна. Ведь финансовая организация либо привлекает чужие денежные средства, обещая контрагенту вернуть их через определенное время, либо предоставляет контрагенту денежные средства на определенное время под его обещание их вернуть. При этом получив деньги у одного участника оборота (А), финансовая организация разместит их у другого участника (Б) и в результате А и Б никак не связанные между собой частными отношениями, оказываются тесно связаны интересами. Однако эти интересы порождены не взаимоотношениями конкретных лиц А и Б, так как А и Б могут даже не знать о существовании друг друга. В действительности речь идет не об интересах конкретных А и Б, а об общих интересах лиц, участвующих в функционировании финансовой системы, т.е. рассматриваемые интересы имеют не частный, а публичный характер.


Таким образом, как и любые гражданско-правовые отношения, финансовые услуги порождают частные интересы сторон по сделке между финансовой организацией и ее контрагентом. Однако в отношениях по оказанию финансовых услуг, помимо частных интересов участников этих отношений, огромную роль играют публичные интересы.

Наличие публичных интересов в гражданско-правовых отношениях свойственно, конечно, не только финансовым услугам. Достаточно вспомнить, например, договор строительного подряда, где публичные требования многочисленных технических регламентов во многом определяют отношения по исполнению договора. Однако публичные интересы в отношениях по оказанию финансовых услуг специфические. Для прояснения этой специфики можно привести характерный и актуальный пример.

Рассмотрим очень схематично природу современного кризиса ипотечных ценных бумаг в США.

С начала 30-х годов XX века в США активно функционировал рынок ипотечного кредитования. Однако, если на западном побережье США имелся избыточный спрос на ипотечные кредиты, но недостаток сбережений, то в других регионах средства, привлеченные банками во вклады, значительно превышали спрос на ипотечные кредиты6. Поэтому в конце 70-х годов XX века в США начала развиваться секъюритизация требований по ипотечным кредитам7, т.е. выпускались ценные бумаги, обеспеченные требованиями по ипотечным кредитам (ипотечные ценные бумаги) и они пускались в коммерческий оборот8.

В результате была достигнута основная экономическая цель создания рынка ипотечных ценных бумаг - перераспределение финансовых средств. Однако секъюритизация позволила банкам рефинансировать выданные ипотечные кредиты – по сути, через ипотечные бумаги одна часть населения финансировала покупку недвижимости другой частью населения - и банки стали менее тщательно заботиться о проверке кредитоспособности заемщиков по ипотечным кредитам. Требования к заемщикам были существенно снижены9.


В конечном итоге многие ипотечные кредиты оказались невозвращенными, а реализация заложенной по ипотеке недвижимости затруднительной из-за отсутствия платежеспособного спроса. Требования, предъявленные к банкам по ипотечным ценным бумагам, существенно превысили возможности банков по их удовлетворению – разразился кризис, который стал распространяться и на другие сектора финансовых рынков10. Государство оказалось вынужденным помогать финансовой системе с ним справиться11.

Казалось бы, проверка платежеспособности заемщика – это частное дело банка. Ведь только банку принадлежит право решать с кем ему заключать договор, а с кем не заключать. Мы видим, однако, что этот тезис не учитывает характер заключаемых банком договоров. Оказывая финансовые услуги (привлекая и размещая денежные средства), действуя в качестве финансовых посредников, финансовые организации перераспределяют финансовые потоки из одного сектора экономики в другой, от одной группы населения к другой и обеспечивают тем самым функционирование всей финансовой системы. А в ее нормальном функционировании имеется большой общественный (публичный) интерес.

Все сказанное относится, правда, не ко всем финансовым организациям. В соответствии с используемым определением12 среди финансовых организаций названы лизинговые компании, потребительские кредитные кооперативы и страховые брокеры, деятельность которых практически не оказывает влияния на финансовую систему.

Напротив, деятельность таких организаций, как ипотечные агенты, акционерные инвестиционные фонды существенно влияет на функционирование финансовой системы, хотя используемое нами определение и не включает их в число финансовых организаций.

В дальнейшем будем иметь в виду эти исключения и дополнения.

На приведенном выше примере хорошо видно, что публичный интерес, связанный с необходимостью устойчивого функционирования финансовой системы, тесно переплетен с частными интересами и порой их трудно бывает разделить.


Эта связь еще отчетливее проявляется, когда большое число держателей банковских вкладов одновременно решают забрать свои вклады. Если количество таких людей превысит определенный уровень, банк просто рухнет. А если речь идет о крупном банке или о нескольких банках, финансовая система страны окажется под угрозой. И все это из-за того, что некоторое количество частных лиц вполне правомерно и свободно изъявили свою волю на прекращение договора банковского вклада.

Совершенно аналогичная ситуация и с ценными бумагами. Если много владельцев ценных бумаг захотят одновременно их продать – окажется под угрозой весь рынок капиталов.

Н.Ю. Ерпылева, рассматривая банковскую систему, очень точно назвала это свойство «уязвимостью к потенциально возможному кризису и краху»13. Это легко переносится на все финансовые услуги в силу аналогичности природы возникающих проблем.

Диспропорции в договорных отношениях по оказанию финансовых услуг.

4. Рассмотрим еще один не менее актуальный пример, показывающий другой тип публичных интересов, возникающих при оказании финансовых услуг.

К 2004 г. российские банки накопили значительные финансовые ресурсы, и перед ними встала проблема их размещения. Поэтому банки занялись потребительским кредитованием населения. Естественно, они стремились увеличить количество выдаваемых кредитов и сделать их выдачу практически автоматической, прямо в магазине, куда человек пришел за покупкой. Однако при этом почти полностью утрачивается возможность проверки платежеспособности заемщика. Этот риск банки заложили в так называемые «скрытые комиссии», т.е. в различные платежи, взимаемые с заемщика непосредственно при получении им кредита, в непомерные штрафы за просрочку очередного платежа и пр.14

Эти комиссии назвали «скрытыми», поскольку они были соответствующим образом включены в текст кредитного договора. Для обычного человека, читающего договор, который ему предложил подписать банк, наличие этих комиссий не всегда очевидно. А иногда эти платежи включались не в текст договора, а в приложение к нему, которое заемщик получал уже после подписания кредитного договора.


Все это привело к тому, что многие кредиты не возвращались, но те, кто кредиты все же возвращал, компенсировали банку его потери за счет «скрытых комиссий»15. В результате ситуация оказалась по своей сути похожей на ипотечный кризис - платежеспособная часть населения финансировала покупки неплатежеспособной его части. Это вызвало протест, посыпались жалобы и в 2005 г. Федеральная антимонопольная служба, первой из всех государственных органов обратила внимание на эти «скрытые комиссии» при выдаче банками потребительских кредитов населению16, а в 2006 г. к борьбе с этим явлением подключился и Роспотребнадзор, правда, без особого успеха17.

Уже в середине 2005 г. Федеральная антимонопольная служба и Центробанк выпустили совместные рекомендации по стандартам раскрытия банками информации при потребительском кредитовании18, а в середине 2007 г. появилось соответствующее разъяснение к документу, определяющему формирование банками резервов19 и в течение 2006 и 2007 г.г. государственным органам удалось заставить банки полностью раскрывать те суммы, которые должен платить заемщик по кредиту.

В договорах страхования также практикуются подобные «скрытые» условия. Одна из страховых компаний включила в свои Правила страхования автотранспорта оговорку о том, что при ДТП, произошедшем по вине самого страхователя, страховое возмещение ему не выплачивается. Правила страхования – это многостраничный документ, написанный профессиональным языком. Для того чтобы в нем хорошо разобраться, необходим, как минимум, навык чтения подобных текстов. Обычный человек с первого раза вряд ли обратит внимание на все тонкости. Причем цена страхования по этим Правилам у данной компании была примерно такой же, как и в других компаниях, страхующих автотранспорт без такой оговорки.

Росстрахнадзор, реагируя на жалобы страхователей, включился в борьбу с подобными условиями договоров страхования, но пока безуспешно20. Лучше это удалось все той же Федеральной антимонопольной службе21.


Казалось бы и в данном случае, условия кредитного договора или договора страхования – это частное дело его сторон. Человек, берущий кредит или заключающий договор страхования, должен внимательно прочесть его условия, проанализировать их и решить, подписывать ему такой договор или не подписывать.

Однако и в данном случае этот тезис неверен. Современная жизнь динамична. Человеку нужен кредит или страховка сейчас и у него нет времени, чтобы вникать в сложные условия договора. Привлечение для анализа договора грамотного юриста, специализирующегося в соответствующей области, приведет к тому, что кредит обойдется в довольно круглую сумму. Подробное изучение сложных договоров на оказание таких специализированных услуг, которыми являются финансовые услуги, для обычного человека неэффективно.

Таким образом, между сторонами договора на оказание финансовых услуг на стадии заключения договора возникает информационная диспропорция: клиент финансовой организации по вполне объективным причинам не слишком хорошо понимает содержание оказываемой услуги. Все современные правовые системы признают, что организация не вправе пользоваться этой диспропорцией и ее клиент может рассчитывать на защиту со стороны правопорядка.

Английские авторы в предисловии к своему учебнику контрактного права так выразили эту мысль: «Функции английского судьи заключаются не в том, чтобы искать и находить какие-то элементы умственного характера, а обеспечивать, насколько позволяет практический опыт, чтобы разумные ожидания порядочных людей были оправданны»22. Полагаю, что это можно отнести не только к английским судьям.



следующая страница >>