litceysel.ru
добавить свой файл
1




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЯ

о проведении итоговой аттестации выпускников 9-х классов по обществознанию в 2008 – 2009 учебном году


Итоговая аттестация выпускников 9-х классов по обществознанию проводится с учетом нормативных документов Минобразования РФ:

“Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования” (Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 г.);

“Обязательный минимум содержания основных образовательных программ” (Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 г.);

“Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету” (Приказ Министерства образования и науки РФ №1236 от 19.05.1998 г.);

“Преподавание истории и обществознания и учебно-методическом обеспечении областного базисного учебного плана в 2003 – 2004 учебном году (региональный компонент)” (Письмо ГУОиН Челябинской области № 05-3300 от 13.08.2003 г.);

“Преподавание истории, обществознания, экономики и права в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2004 – 2005 учебном году” (Письмо ГУОиН Челябинской области № 02-678 от 01.07.04 г.);

“Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)” (Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 г.);

“Примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в 2006 – 2007 учебном году”, //Вестник образования, № 3-4, 2007 г.


Обществознание в 9-х классах изучалось по программе Кравченко А.И., рассчитанной на 35 часов учебного времени. Программа пройдена. При изучении данного учебного курса использовались учебные пособия:

А.И. Кравченко “Введение в обществознание” 8 класс, М.: Русское слово, 2002 г.,

А.И. Кравченко “Обществознание” 9 класс, М.: Русское слово, 2002 г.,


Л.Н. Боголюбов “Введение в обществознание” 8-9 классы, М.: Просвещение, 1996 г.,

А.Ф. Никитин “Право и политика” 9 класс, М.: Просвещение, 1998 г.,


Содержание итоговой аттестации:


■ формы итоговой аттестации выпускников 9 классов: билеты;

■ экзаменационные билеты по обществознанию составлены с учётом требований к обязательному минимуму содержания обществоведческого образования в основной школе;

■ экзаменационные билеты по обществознанию включают региональный материал;

■ в аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по обществознанию.

Для классов коррекционно-развивающего обучения экзаменационный материал (билеты) составлен с учетом возможностей и способностей учащихся. Билеты состоят из двух вопросов: 20 теоретических и 20 практических заданий.

Первые вопросы посвящены вопросам экономического, социального, политико-правового и духовного развития общества. Они направлены на проверку теоретических знаний и умений их логично и аргументировано излагать.

Вторые вопросы носят практико-ориентированный характер (выбор нескольких позиций из списка, заполнение схемы, решение правовых ситуаций, соотнесение двух списков и т.д.). Они направлены на выявление умения применять полученные знания при решении задач, проверяют уровень сформированности предметной компетенции, то есть способности решать проблемы повседневной жизни и использование навыков практической деятельности с помощью усвоенных знаний обществоведческого курса. Выполнение практических заданий предусматривает работу с Конституций РФ, другими правовыми источниками, схемами, таблицами по обществознанию. Данные материалы планируется использовать на экзамене.


Оценивание ответа учащегося.

На подготовку к ответу ученику дается 40 минут. Форма ответа на два вопроса устная. Каждый вопрос билета оценивается отдельно.


Ответ учащегося на первый вопрос предполагает:


  • знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для пояснения признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;

  • понимание причинно-следственных связей между общественными явлениями, социальными процессами, умение обосновать связь между причиной и следствием;

  • понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное, приводить примеры социальных норм, раскрывать роль социальных норм в системе общественных отношений;

  • умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;

  • умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.



Оценка первого вопроса:

Отметка5выставляется при полном и правильном изложении теоретического вопроса, были приведены собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделан обоснованный вывод.

Отметка
4выставляется, если учащийся правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.

Отметка
3выставляется, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка
2выставляется, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.



Ответ учащегося на второй вопрос предполагает:

Второй вопрос каждого билета направлен на выявление умений применять теоретические знания в познавательной деятельности. В зависимости от характера вопроса проверяются умения:


  • понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;

  • приводить доказательства опираясь на текст источников (законодательные акты);

  • формулировать ответы на поставленные вопросы;

  • использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;

  • обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;

  • приводить примеры;

  • выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отношение к социальным явлениям;

  • давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.



Оценка второго вопроса:

Отметка
5выставляется, если учащийся понял смысл и правильно выполнил задание, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения задания знаний и умений.

Отметка
4выставляется, если учащийся понял смысл задания, выполнил его правильно, но недостаточно полно. На заданные экзаменаторами вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения задания знаний и умений.

Отметка
3выставляется, если учащийся понял смысл задания, но смог выполнить его лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменаторами. При этом на поставленные экзаменаторами вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующиеся для выполнения заданий знания и умения.

Отметка
2выставляется, если учащийся не понял смысла задания и не смог его выполнить. На заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений.


Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

Количество учащихся, сдающих экзамен по обществознанию в 9-х классах:


Класс

Формы сдачи экзамена по обществознанию



Итого

Билеты





































Итого










Билет № 1

1. Человек (понятие, отличие человека от животного, биологическое и социальное в человеке).

2. Определите, какие действия связаны с нарушением личных прав, а какие нарушают политические права:

  • человека насильно отправили в психиатрическую больницу;

  • в избирательный бюллетень внесли одного кандидата;

  • запретили публикацию статьи с критикой правительства;

  • гражданина насильственно выслали из страны.

Билет № 2

1. Государство (понятие, признаки, функции).

2. Признаками прогресса или регресса в обществе выступают такие явления как:


1) совершенствование орудий труда

2) рост производительности труда

3) расширение торговых и культурных контактов

4) рост смертности

5) появление городов

6) вытеснение ручных орудий труда машинами

7) возникновение массовой культуры

Билет № 3

1. Право (понятие, признаки, нормативно-правовые акты).

2. К какой из трех форм культуры относятся следующие произведения:

народная

массовая

элитарная












  • песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы;

  • оперы Дж. Верди;

  • рок-опера “Юнона и Авось”;

  • частушки;

  • сериалы;

  • детективная литература.



Билет № 4

1. Культура (понятие, культурные нормы, значение культуры в жизни людей).

2. К уголовным преступлениям, в отличие от административных проступков, относится:

  • изготовление, хранение, сбыт, приобретение наркотиков;

  • переход улицы в неустановленном месте;

  • безбилетный проезд в общественном транспорте;

  • неоказание врачом экстренной помощи, повлекшей смерть пациента.



Билет № 5

1. Взаимосвязь природы и общества (понятия: общество, природа, глобальные проблемы человечества).

2. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

  • защита прав граждан с помощью суда;

  • преследование инакомыслящих;
  • жесткая цензура;


  • диктатура одной политической партии;

  • уничтожение собственного народа;

  • вся жизнь общества осуществляется на основе закона.



Билет № 6

1. Общение (понятие, виды, роль в жизни человека).

2. К каким видам конфликтов относятся

политические

экономические

культурные и религиозные

профессиональные

этнические


















  • шахтерские забастовки;

  • акции гражданского неповиновения;

  • отказ работника выполнить распоряжение директора;

  • ссора из-за границы садового участка между садоводами председателем кооператива;

  • между Израилем и Палестинскими землями.



Билет № 7

1. Общество. Основные сферы общественной жизни.

2. Заполните пробелы в тексте. О каком понятии идет речь?

Государство составляет____________ - смета доходов и расходов страны на год. Он пополняется из _____________, выплачиваемых гражданами. Его утверждает _________________ в течение трех раз, так как депутаты вносят поправки, а исполняется ________________, которое следит за тем, чтобы деньги пошли на развитее культуры, медицины, образования. В отличие от семейного, государственный _____________ имеет статус ___________ важного документа, по которому будет жить страна целый год.

В текст вставьте слова из списка: налоги, закон, Правительство, бюджет, Федеральное Собрание.



Билет № 8

1. Экономика (понятие, виды экономических систем).

2. Владельцу коммерческого киоска гражданину Носкову П. Т., срочно потребовался продавец на три недели, для работы в ночное время и в выходные дни. Он взял на работу Александра, которому исполнилось семнадцать лет.

Нарушил ли права Александра владелец киоска Носков П. Т.?


Билет № 9

1. Собственность (понятие, право собственности).

2. Выберите из списка примеры, которые относятся к доиндустриальному, индустриальному, постиндустриальному обществу.

а) развитие компьютерной техники;

б) большая часть населения занята сельским хозяйством;

в) существуют классы;

г) преобладают промышленные предприятия;

д) развита сфера услуг;

е) основной способ получения знаний – передача опыта от старшего поколения к молодому.


Билет № 10

1. Местное самоуправление (органы власти и управления в Копейском городском округе).

2. В предложенной таблице соотнесите экономические факторы производства и виды ресурсов.





Земля

Труд

Капитал

Управление

Деньги













Наемный работник











Менеджер














Пашня













Станки













Акции













Принятие решений













Инвестиции















Билет № 11

1. Нации и межнациональные отношения (понятие “нация”, нации, проживающие в Челябинской области, привести примеры межнациональных отношений).

2. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний?


Билет № 12

1. Религия. Мировые религии.

2. Назовите, какие социальные роли характерны для типичного подростка:

а) систематически посещает учебные занятия;

б) платит за коммунальные услуги;

в) посещает интернет;


г) покупает продукты на рынке;

д) руководит фирмой из 10 человек;

е) ездит в общественном транспорте;

ж) по выходным ходит в элитный гольф клуб;

з) посещает компьютерный клуб.

Выберите правильные ответы из списка.


Билет № 13

1. Гражданин. Участие граждан в политической жизни (понятие, пассивное и активное избирательное право).

2. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?


Билет № 14

1. Конституция РФ (понятие, характеристика Конституции).

2. В каких случаях брак, может быть, расторгнут в органах ЗАГСа, а в каких – только в судебном порядке:


  • от брака есть двое детей: дочь – 18 лет, сын – 20 лет;

  • от брака детей нет;

  • от брака есть дочь 16 лет;

  • от брака детей нет, но один из супругов не согласен на расторжение брака;

  • супруги не могут разделить имущество.



Билет № 15

1. Личность и образование. Право на образование (понятие, ступени образования в РФ).

2. Заполните схему:

Государственная власть в РФ










Федеральное Собрание


















Билет № 16

1. Семья (понятие, жизненные циклы семьи, семейные ценности).

2. Соотнесите между собой два списка.

Потребности человека:

А. Социальные

Б. Физиологические

В. Духовные

Г. Престижные

Д. Потребности в безопасности

Проявление потребностей:

1) необходимость в пище

2) стремление проявить себя в искусстве

3) страхование от несчастных случаев

4) стремление получить хорошо оплачиваемую работу

5) помощь пожилым людям

Билет № 17

1. Права человека (определение, перечислить права человека, назвать основные документы о правах человека).

2. Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботится о ребенке.

Применим ли к данной ситуации закон РФ “О гражданстве”? Гражданином какого государства будет ребенок?



Билет № 18

1. Юридическая ответственность несовершеннолетних (понятие, виды, возраст наступления, ответственность).

2. Даны три выражения:

1) Х, прежде импортировавшая продукты, стала их крупным экспортером.

2) Y проводит политику помощи малоимущим – старикам, многодетным, безработным.

3) В Z социальное расслоение достигло максимально возможной степени.

Поставьте вместо X, Y, Z одно из трех понятий: общество, страна, государство.


Билет № 19

1. Потребитель и его права (понятие, закон, основные права потребителя).

2. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права

Название отрасли права

Содержание отрасли права

Уголовное право

Регулирует отношения между органами власти и гражданами

Административное право

Устанавливает меры наказания за преступления

Гражданско- и уголовно-процессуальное право

Определяет порядок наследования, защиты чести и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключение сделок

Трудовое право

Регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни

Семейное право

Определяет порядок разрешения гражданских и уголовных дел

Гражданское право

Устанавливает порядок отношений работодателей и работников




Билет № 20

1. Труд несовершеннолетних (понятие “труд”, закон, права несовершеннолетних работников).

2. Определите, к материальной или духовной культуре относятся:

медаль, глобус,

карета, свадьба,

теория, закон,

магия, джинсы,

диспут, телеграф,

револьвер, колесо,

крещение, песня,

гостеприимство, кукла.


Справка о результатах сдачи экзамена


№ школы

Фамилия Имя Отчество учителя


1. Подготовка к экзамену (сроки и формы подготовки)

2. Выбор формы экзамена

Решением педагогического совета, протокол № …. от (число, месяц, год) утверждена форма сдачи выпускного экзамена по обществознанию – билеты

3. Итоги экзамена

Количество учащихся, из них сдали на:

“5” – кол-во человек, (%)

“4” – кол-во человек, (%)

“3” – кол-во человек, (%)

“2” – кол-во человек, (%)


Подтвердили годовую отметку – %

Не подтвердили годовую отметку – %

Сдали выше годовой – %


4. Анализ ответов учащихся:

4.1. Затруднения по теоретической части (первые вопросы билетов):

- назвать вопросы, которые вызвали у учащихся затруднение при ответе, и пояснить причины затруднений;

4.2. Затруднения по практической части (вторые вопросы билетов):

- назвать задания, которые учащиеся не сделали или выполнили слабо и пояснить причины сложностей.

5. Протоколы (ксерокопии)

6. Анализ экзамена сдать в методический кабинет.