litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ



О.Ю. Артемова


ГАРМОНИЯ РОДСТВА


Проблемы родства всегда слыли сложнейшей областью этнологии. Их изучение до сих пор все еще узко специализировано, в известном смысле «эзотерично». Однако если разобраться, овладение ими не представляет собой сверхтрудной задачи. Главным образом оно осложняется нарочитой специализированностью и схоластической формализацией терминологического аппарата, а также разнобоем в толковании центральных понятий. Унификация и прояснение терминологии, подчиненные стремлению к ее максимальной точности и целесообразности, могли бы сделать проблемы родства доступными любому этнологу и существенно облегчить понимание реальной организации родственных структур, т.е. лишить сферу изучения родства ее «эзотеричности». В конечном счете, как нам хотелось бы показать, сфера родства — человеческих отношений и человеческих идей, интеллектуальных моделей этих отношений, — проста, логична, красива и разумна, т.е. гармонична.

В последующем изложении выделяются две исследовательские перспективы при изучении родства: объективная (социоцентрическая) и субъективная (эгоцентрическая).

В первой центральное место традиционно занимает понятие «СЧЕТ РОДСТВА», во второй — понятия «СИСТЕМЫ РОДСТВА», «СИСТЕМЫ ТЕРМИНОВ РОДСТВА», или «НОМЕНКЛАТУРЫ РОДСТВА».

Неоднозначность и неясность термина «счет родства» и споры вокруг названного термина уже обсуждались нами в одной из прежних публикаций [Артемова 1999]. Во избежание путаницы мы в дальнейшем не будем пользоваться этим термином (за исключением тех случаев, когда этого потребует полемический контекст), а будем говорить о десценте, имея в виду прослеживание родственных связей от предков к потомкам по линиям родства. Если в обществе отдается предпочтение одной из линий родства — женской или мужской, т.е. одна из линий считается более важной и именно по этой линии исключительно или преимущественно наследуются какие-то права, мы будем говорить об унилинейном десцентематрилинейном или патрилинейном. Наличие в обществе унилинейного десцента не означает, однако, того, что остальные родственные связи не учитываются. Скажем, если общество матрилинейно, это не значит, что мужские линии игнорируются. Это значит только, что какие-то важные социальные ценности передаются от предков к потомкам по женским линиям.


Если в обществе имеются формализованные кровнородственные группы, членство в которых основано на унилинейном десценте, мы будем говорить об унилинейных десцентных группах.

В некоторых обществах в силу разных причин оказывается невозможным или невыгодным формирование десцентных групп на основе унилинейного десцента. Тогда действует амбилинейный принцип: чтобы быть включенным в группу, человеку достаточно происходить от одного из еe членов либо по женской, либо по мужской линии. Решение о конкретном выборе принимается индивидуально в зависимости от стечения обстоятельств. В таких случаях говорят об амбилинейных десцентных группах.

Нередко в обществе сосуществуют матрилинейные и патрилинейные десцентные группы, тогда говорят о двойном десценте.

В литературе можно также встретить термины билинейный десцент и билатеральный десцент. Первый термин представляется просто недоразумением, за ним не стоит никакого позитивного содержания. Со вторым термином связывают особого рода группировку родственников — билатеральный киндред, или билатеральную родню [Кожановская 1993; 1998а; 1998b]. Эта группировка, в отличие от матрилинейных, патрилинейных и амбилинейных десцентных групп, имеет не предковый (т.е. социоцентрический), а эгоцентрический принцип формирования.

Если, скажем, членами патрилинейной десцентной группы являются все индивиды, ведущие общее происхождение от одного предка по мужской ЛИНИИ, то членами билатеральной родни являются родственники конкретного ныне живущего индивида (некоего Эго) и со СТОРОНЫ отца, и со СТОРОНЫ матери. Причем, поскольку теоретически количество таких родственников у каждого индивида может быть бесконечно большим, постольку на практике размеры билатеральной родни ограничиваются определенным числом учитываемых поколений и определенным числом учитываемых боковых линий. Состав билатеральной родни любого индивида, являющегося ее центром, «всегда уникален и совпадает только у сиблингов до вступления в брак» [Кожановская 1993: 165; см. также Кожановская 1998а]. Формализованная, т.е. имеющая характер нормативно определенного социального института, билатеральная родня — явление сравнительно редкое.


Поскольку при формировании такой группы десцент, т.е. прослеживание родственных связей от предков к потомкам по ЛИНИЯМ родства, по существу, нерелевантен, постольку неправильным представляется и термин «билатеральный десцент». Десцент здесь вообще ни при чем, важна только билатеральность. И важно помнить, что билатеральную роднюкак аморфную и текучую, но весьма значимую эгоцентрическую кровнородственную группировку — можно выделить у кого угодно: у австралийцев наряду с патрилинейными десцентными группами, у тробрианцев наряду с матрилинейными десцентными группами и у нас – у москвичей начала XXI столетия — при отсутствии структурированных социоцентрических кровнородственных объединений. Она в таких случаях просто неинституализирована, неформализована, т.е. не имеет названия и четких правил причисления к ней.

«Билатеральная родня» — это категория, занимающая как бы промежуточное положение между социоцентрической и эгоцентрической перспективами. Традиционно термин «латеральность» принадлежит к сфере эгоцентрических родственных структур и указывает на учет родства не по ЛИНИЯМ, а по СТОРОНАМ. Линия родства — явление объективное. Ее может при наличии соответствующей информации кто угодно проследить для кого угодно. Важно только знать, кто от кого родился.

Стороны родства реальны только для конкретного индивида (Эго) в его субъективной перспективе. Субъективно в любом обществе родство фиксируется когнатно, или билатерально. У каждого человека имеются родственники как со стороны матери, так и со стороны отца, и он их определенным образом обозначает. Эти обозначения соответствуют реальным отношениям только в его индивидуальной, субъективной, перспективе. Общество лишь предоставляет в его распоряжение некую систему символов, с помощью которых он родственников группирует и именует. Долгое время в отечественной литературе эти системы символов, предназначенные для эгоцентрического употребления, чаще всего именовались системами родства. Затем был внедрен — как более точный — термин «системы терминов родства». Параллельно всегда с тем же значением использовались термины «терминологии родства» и «номенклатуры родства». В этой работе предпочтен последний термин.

Широко используемый термин «классифицирующие номенклатуры родства» будет рассмотрен ниже в контексте конкретного релевантного материала.




следующая страница >>