litceysel.ru
добавить свой файл
1
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ



ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


ВВЕДЕНИЕ

В XX веке происходит углубление общего кризиса колониализма. В период после первой мировой войны укрепляется суверенитет многих стран Востока (Турция, Иран, Афганистан, Китай, Монголия), а национально-освободительное движение превратилось в массовую политическую силу, о чем свидетельствует возникновение массовых политических партий ИНК, Гоминьдан, ВАФТ и др. Постепенно ослабевали экономические и политические позиции метрополий, параллельно укреплялись позиции национальной буржуазии (особенно в Индии).

Во второй половине XX века происходит крах системы колониализма. После второй мировой войны усиливаются тенденции неоколониализма, причем западные страны настойчиво ищут экономические рычаги воздействия на бывшие колонии. В послевоенный период на Востоке существовало три типа производительных сил. 1) доиндустриальные, представленные отсталым аграрным производствами. 2) индустриальные. 3) постиндустриальные, ярко проявившиеся в Японии и странах, получивших название «азиатских тигров». Сейчас страны Азии и Африки резко отличаются друг от друга по уровню развития, и даже в наиболее развитых передовых странах региона, достигших уровня развитого индустриального и постиндустриального общества, сохраняются многие черты традиционного общества, особенно в социальной и духовных сферах. К тому же страны даже одной цивилизационной модели идут по разным путям в зависимости от степени влияния религии на жизнь общества (например, Турция и Иран).

На семинары выносятся проблемы истории наиболее крупных стран Востока, Китая (темы 1 и 6), Монголии (тема 2), Индии (темы 3 и 8), Турции (тема 5), Ирана (тема 10), Японии (темы 4 и 9), а также тема о горячих точках Востока.


ТЕМА 1.

КИТАЙ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1925–1927 гг.


План:

  1. Особенности социально-экономического развития в Китае к началу новейшего времени:


а) особенности регионального развития Китая;

б) развитие сельского хозяйства. Аграрные отношения;

в) развитие городской экономики. Особенности формирования новых общественных классов.

  1. Политическая и идеологическая ситуация в Китае:

а) переходный характер политической надстройки. Роль милитаристских группировок в жизни страны;

б) идеологическая борьба в Китае в 1914-1915 гг. Новая молодежь.

  1. Подъем национально-освободительного движения в Китае в 1917–1924 гг.:

а) патриотическое движение 4 мая 1919 г. и его значение;

б) роль активности Коминтерна на Востоке. Распространение идей марксизма-лени-низма в Китае. Образование КПК. I и II съезды КПК;

в) политическая деятельность Сунь-Ятсена. Эволюция его взглядов и установок. Сближение Гоминдана и Коминтерна;

г) складывание предпосылок для образования единого фронта в Китае. Превращение провинции Гуандры в территориальную базу революции.

4. Особенности развития революционного процесса в Китае.


Источники и литература:

  1. Хрестоматия по новейшей истории. Т.1. М., 1960. С. 619–649.

  2. Гарушанц Ю.М. Движение 4 мая 1919 г. в Китае. М., 1959.

  3. Глунин В.И. Коммунистический Интернационал и становление коммунистического движения на Востоке (1920–1927 гг.) // Коминтерн и Восток. М., 1969.

  4. Движение 4 мая в Китае: Сб. статей. М., 1971.

  5. Демосин Л.П., Костяева А.С. Революция 1925–1927 гг. в Китае проблемы и оценки. М., 1985.

  6. История Китая. М., 1998.

  7. История современной китайской революции. М., 1959. С.23–135.

  8. Новейшая история Китая 1917–1970 гг. М.,1972.

  9. Юрьев М.Ф. Революция 1924–1927 гг. в Китае. М., 1968.

Приступая к изучению данной темы, следует рассмотреть, чем проблемы, стоявшие перед Китаем в конце первой четверти ХХ в. отличаются от тех проблем, которые решали буржуазные революции в Европе XIX в. Рассматривая китайское общество, следует уделить внимание формированию новых общественных классов буржуазного общества, которое происходило в особых условиях Востока. А говоря о роли политической надстройки в Китае, нужно обратить внимание на противоречие между милитаристской политической надстройкой и потребностями формирующегося буржуазного общества. Следует также обратить внимание на движение новой молодежи, из левой фракции которого возникает компартия. и ответить на вопрос почему новейшую историю Китая следует вести с движения 4 мая 1919 г.



ТЕМА 2.

Монгольский вопрос в российско-китайских отношениях

1911–1915 гг.


План:


  1. Монголия к началу ХХ в. Внутриполитическая ситуация в цинском Китае и возникновение идеи борьбы за независимость в Монголии.

  2. Русско-монгольские соглашения 1912 г.

  3. Взаимоотношения России и Китая по монгольскому вопросу. Методы воздействия царского правительства на официальный Пекин с целью достижения своих целей.

  4. Советско-монгольские отношения 1918–1925 гг.


Литература:

  1. Белов Е.А. Реакция в Китае на русско-монгольское соглашение 1912 г. // Проблемы Дальнего Востока. 1994. №4.

  2. Белов Е.А. Россия и панмонгольское движение в 1911–1919 гг. Челябинск, 1995.

  3. Лузянин С.Г. Монголия: между Китаем и советской Россией // Проблемы Дальнего Востока. 1995. №2.

  4. Лузянин С.Г. Последний «живой бог» монголов // Азия и Африка сегодня. 1996. №3.


В данной теме рекомендуется рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Монголии к началу ХХ в. Ослабление Цинской династии, ее затруднения в осуществлении контроля над вассальными территориями как причина возникновения идеи борьбы за независимость среди монгольского духовенства.

Необходимо также выявить причины, по которым царское правительство России посчитало выгодным оказаться на стороне Монголии в данном вопросе. Определить значение термина «буферное государство» применительно к Монголии.

Рассматривая монголо-советские отношения, следует указать сильное влияние на Монголию позиций советских руководителей.

На занятии не рекомендуется использовать устаревшие учебники по истории МНР, т.к. содержание их зачастую не соответствует реальному положению вещей.


ТЕМА 3.

НОВЫЙ ЭТАП БОРЬБЫ НАРОДОВ ИНДИИ ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ (1918–1928 ГГ.)

План:


  1. Особенности социально-экономического и политического развития Индии к началу новейшего времени.

  2. Влияние происходивших в мире изменений на социально-политическую обстановку в Индии.

  3. Рост недовольства колониальным режимом. Подъем национально-освободительного движения в стране.

  4. М. Ганди и гандизм. Национально-освободительное движение в 1919–1922 гг. Превращение ИНК в массовую политическую партию.

  5. Укрепление левого крыла в национально-освободительном движении. Образование КПИ. Деятельность рабоче-крестьянских партий.


Источники и литература:

  1. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т.1.

  2. Ганди М. Моя жизнь. М., 1969. С. 98–108.

  3. Неру Д. Взгляд на всемирную историю. М., 1975.

  4. Антонова К.А. и др. История Индии. М., 1973.

  5. Горев А. Махатма Ганди. М., 1984.

  6. Коминтерн и Восток. М., 1969. С. 380–405.

  7. Новейшая история Индии. М, 1959.

  8. Пробуждение угнетенных. М., 1968. С. 57–59, 112–120.


Данный этап ознаменовался превращением буржуазно-национального движения в массовую политическую силу, появились новые методы борьбы и ослабевали позиции колониального режима в стране.

При изучении этой темы желательно ответить на вопросы: 1) Почему гандизм стал ведущим направлением в национально-освободительном движении? 2) Какова сущность гандизма? 3) В чем причины успеха данного движения, потрясшего основы колониального режима? 4) Почему усиливается левое крыло в ИНК и компартия после компании гражданского неповиновения?


ТЕМА 4.

ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ВОЙНЫ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

(ДЕКАБРЬ 1941 – АВГУСТ 1945 ГГ.)


План:

  1. Агрессивная внешняя политика Японии на континенте в межвоенный период. Вопрос о направлении главного удара.
  2. Военная доктрина Японии. Стратегия войны на Тихом океане. Ход военных операций в 1941–1942 гг.


  3. Военная экономика Японии накануне войны.

  4. Особенности оккупационной политики Японии в странах Востока и Юго-Восточной Азии (на Филиппинах, во Вьетнаме, в Индонезии, в Бирме).

  5. Национально-революционная борьба народов Восточной и Юго-Восточной Азии против японского оккупационного режима.

  6. Япония в период ведения оборонительных военных операций. Кризис японской военной экономики и отставка правительства Тодзё.

  7. Ужесточение блокады Японии. Атомная бомбардировка японских городов. Роль манчжурского театра военных действий в капитуляции Японии.


Литература:

  1. История Японии. М., 1988. Т.2. (1868-1998).

  2. Новейшая история Японии. М., 1958.

  3. Можейко И.В. Западный ветер – летная погода для Японии во второй мировой войне. М., 1984.

  4. Того Сигэнори. Воспоминания японского дипломата. М., 1996.

  5. Типпельстирх К. История второй мировой войны. М., 1993.

  6. Хатори Т. Япония в войне 1941–1945. М., 1979.


На данных семинарах следует рассмотреть довоенную внешнюю политику, подумать, на что надеялась Япония, вступая в войну с более сильным противником – США. Необходимо изучить ход военных операций в 1941--1942 гг. на Тихоокеанском театре в южно-азиатских морях. Была ли реализована программа территориальной экспансии? При изучении военной экономики Японии следует обратить внимание на то, что многое было достигнуто в довоенный период, а также на профиль военной экономики. Изучая четвертый вопрос, нужно показать различие в оккупационной политике Японии в разных странах.. Чем она отличалась от германской оккупационной политики? При изучении седьмого вопроса следует обратить внимание на большое влияние войны СССР на манчжурском театре военных действий.


ТЕМА 5.

ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА В 1923–1939 ГГ.


План:
  1. Социально-экономическая и политическая обстановка в Турции к моменту завершения войны за независимость.


  2. Социально-экономическая политика кемалистов:

а) борьба с засильем иностранного капитала;

б) поощрение развития национального частного предпринимательства;

в) мировой кризис 1929-1933 гг. и экономическая политика турецкого правительства. Политика этатизма;

г) развитие современных форм частного предпринимательства. Процесс концентрации национального капитала.

  1. Реформы государственного строя, законодательства, преобразования в области культуры и быта.

  2. Разногласия в буржуазно-помещичьем лагере. Рабочая политика кемалистов.


Литература:

  1. Гасратян М.А., Орешкова Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983.

  2. Миллер А.Ф. Краткая истории Турции. М., 1948.

  3. Очерки новейшей истории Турции. М., 1948.

  4. Новичев А.Д. Турция . Краткая история. М., 1968.

  5. Розалиев Ю.Н. Особенности развития капитализма в Турции. М., 1962.

  6. Шемсутдинов А.М. Турецкая республика. Краткий очерк истории (1923–1961). М., 1962.


Следует заметить, что Турция первой из зависимых в прошлом стран Востока приступила к решению задач по преодолению экономической отсталости. В межвоенный период государство в Турции сыграло большую роль в экономическом и социальном развитии страны (политика этатизма, поощрение частного предпринимательства). Важно проследить поэтапное вытеснение капитала из страны. Впервые на Ближнем Востоке создана светская республика Турция.


ТЕМА 6.

КИТАЙ В ПЕРИОД 1949–1957 ГГ. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВ СОЦИАЛИЗМА


План:

1. Преобразования в восстановительный период (1949–1952 гг.). Пять секторов экономики.

а) аграрные преобразования;

б) преобразования в промышленности;

в) национальная политика и основы государственного строительства.

2. Курс на преодоление многоукладности. Первый пятилетний план и его выполнение:


а) промышленность и торговля;

б) социалистические преобразования в сельском хозяйстве.

3. Помощь СССР социалистическому строительству в Китае.


Реферат:

«Конфуцианство и построение социализма в Китае».


Литература:


  1. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. Т.2. С.390–392.

  2. Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР в 1950–60-е гг. М., 1980

  3. Ефимов Г. Очерки новой и новейшей истории Китая. М., 1956. С. 506–532.

  4. Новейшая история Китая 1917–1970 гг. М., 1972.

  5. Симоновская Л.В. Очерки истории Китая. М., 1956. С.50–58.


При изучении данной темы следует обратить внимание на два этапа преобразований: т.н. общедемократический и социалистический. Что касается «построения основ социализма» в Китае, то его основным содержанием был курс на ликвидацию многоукладности, рассчитанный на три пятилетки. Во главу угла была поставлена задача первоначальной социалистической индустриализации. Успехи и проблемы этих реформ должны быть рассмотрены на занятиях, как и ускоренная коллективизация, которую обусловили различные факторы. Изучая третий вопрос, надо учесть не только положительное влияние СССР на развитие Китая, но и отрицательное (сталинская модель социализма и просоветская внешняя политика).


ТЕМА 7.

Республика Китай и исторические аспекты тайваньской проблемы


План:

  1. Гоминьдан и КПК. Взаимоотношения до 1949 года.

  2. Экономические реформы на Тайване и стадии экономического роста в период с 1949 по 1997 гг.

  3. Тайвань и международное сообщество.

  4. Тайвань и КНР: перспективы взаимоотношений.


Литература:

  1. Астафьев Г.В., Дубинский А.М. Внешняя политика и международные отношения КНР. М., 1974.
  2. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. Т.2.


  3. Островский А.В. Тайвань накануне XXI в. М., 1999.

  4. Традиционная культура на Тайване. М., 1996.


Цель занятия – рассмотреть особенности экономических реформ в Китайской республике (КР). При этом рекомендуется руководствоваться теорией У. Ростоу о фазах развития экономики Тайваня. Важно сравнить темпы экономического КНР и Тайваня за 1949–1997 гг. и учесть, что уровень развития обеих стран к началу данного периода примерно одинаков. Кроме того, необходимо отметить особенности взаимоотношений КР и КНР в контексте формулы «Один Китай – две системы», дипломатические отношения КР с другими государствами или отсутствие таковых.


ТЕМА 8.

РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В 1950–1980 ГГ.


План:

  1. Курс ИНК на ускорение экономического развития. Начало индустриализации, концепция «смешанной экономики».

  2. Аграрные реформы и их характер.

  3. Политическое развитие Индии. Особенности формирования партийно-политической системы в 1950–1964 гг.

  4. Национальный вопрос в Индии в первые годы независимости.


Реферат:

«Индуизм и современность».


Литература:

  1. Аграрные реформы в странах Востока. М., 1961. С.77–79.

  2. Антонова К.А. и др. История Индии. М., 1979.

  3. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. Т.2. С. 462–463.

  4. Куценков А.А. Политическая борьба в современной Индии. М., 1959.

  5. Мамрыкин Н.И. Строительство национальной экономики в Индии М., 1966.

  6. Новейшая история Индии. М., 1959.

Важно рассмотреть концепцию «конгрессистского социализма» и учесть две тенденции в ИНК по вопросу об экономическом развитии Индии. Неру верил в преимущества социалистического сектора, которое должно проявиться на практике, причем был взят курс на импортозамещающую индустрию. Рассматривая аграрные преобразования, следует учесть, что была ликвидирована монополия класса помещиков на землю и государство взяло курс на поддержку индивидуальных крестьянских хозяйств. При изучении 3 и 4 вопросов следует сформулировать особенности политического развития в Индии и особенности национальной ситуации (длительное пребывание у власти одной партии, сложный процесс формирования народностей в нацию и др.).



ТЕМА 9.

ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ (1945–1952 ГГ.)

План:


  1. Оккупационный режим в Японии и его особенности. Мероприятия американских властей в начальных период оккупации.

  2. Послевоенные реформы и преобразования:

а) социальное законодательство;

б) аграрная реформа;

в) новая конституция.

  1. Политическая борьба в Японии в конце 40-х – начале 50-х гг.

  2. Внешняя политика Японии во второй половине 40-х – начале 50-х гг.


Литература:

  1. Кузнецов Ю.Д. История Японии М., 1988.

  2. История Японии 1945–1975. М., 1978.

  3. Кредер А.А. Новейшая история М., 1998. Ч.2 С. 94–96.


Поражение Японии в войне и происшедшее разрушение производительных сил поставили перед страной проблему выживания. Впервые Япония оказалась под режимом оккупации, особенности которой следует рассмотреть, как и цели оккупационного режима. Политика оккупационного режима была противоречива ( курс на ослабление потенциального соперника сочетался с пониманием необходимости приобретения надежного союзника на Дальнем Востоке). И перед лицом северного соседа – СССР, к которому у Японии имеются территориальные претензии, она поддерживает «холодную войну» с СССР.


Тема 10.

«БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В ИРАНЕ. РЕФОРМЫ 1960–70-Х ГГ. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ


План:

1. Реформы в экономике:

а) сельское хозяйство ;

б) промышленность.

2. Реформы в политической области и сфере быта.

3. Причины иранской революции 1978–1979 гг.


Реферат:

«Аятолла Хомейни».


Литература:

  1. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. М., 1987.

  2. Иранская революция 1978–1979 гг. М., 1979.
  3. Скляров Л.Е. Иран 1960–80 гг.: традиционализм против современности М., 1993.


  4. Хомейни // Эхо планеты. № 27. 1998.


Реформы шаха (т.н. «белая революция») явились столкновением процесса вестернизации с традиционным исламским обществом. При этом экономическое развитие опережало социальное, высокие темпы преобразований ускорили общественный взрыв. Главным противоречием в развитии Ирана в то время было противоречие между целями реформ и их конкретной реализацией в условиях общества восточного, глубоко религиозного и сравнительно отсталого. И в ходе реформ режим постепенно становился преградой на пути поступательного развития иранского общества.


ТЕМА 11.

КРАСНЫЕ КХМЕРЫ И ВЬЕТНАМСКИЕ КОММУНИСТЫ


План:

  1. Кхмерская секция КПИК в период 1930–1954 гг.

  2. Женевские соглашения по Индокитаю 1954 г. как водораздел между взаимоотношениями кхмеров и коммунистов.

  3. Взаимоотношения Вьетнамских и Камбоджийских коммунистов.

  4. Позиция СССР в отношении кхмерского вопроса.


Реферат:

«Пол Пот и Иенг Сари»


Литература:

  1. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. Т.2.

  2. Скворцов В. Кампучия: спасение свободы. М., 1980.

  3. То Кюен. Народно-революционная партия Кампучии – авангард кампучийского народа // Вопросы истории КПСС. 1984. №10.


Цель занятия – рассмотреть историю взаимоотношений кхмеров и коммунистов Индокитая. Недостаточная изученность этой проблемы оставляет широкие возможности для творческого подхода. Необходимо дать оценку кхмерскому красному террору, вводу вьетнамских войск в Кампучию. Следует озвучить и позицию Москвы в отношении Индокитая в целом и Кампучии в частности.


ТЕМА 12.

ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОСТОКА


План:

  1. Арабо-израильский военный конфликт.

  2. Война во Вьетнаме.
  3. Война в Афганистане.


  4. Ирано-иракский военный конфликт.


Литература:

  1. Афганистан // Родина. 1999. № 2.

  2. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. Т.2. С. 350–354, 360–362.

  3. История. Факты об Израиле, Иерусалим, 1992. С.25-37.

  4. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. М., 2000.

  5. Киссинджер Г. Дипломатия. М.,1997.

  6. Кредер А.А. Новейшая история ХХ в. М, 1995. Часть 2. С.25–26, 31, 35, 37–39.

  7. Новейшая история зарубежных стран 20 в.Ч.2 . М., 1998. С. 325–328, 329–334, 338–340.

  8. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.

  9. Путь к победе. Вьетнам 1945–1976 гг. М., 1978.

  10. Устинов В.П. Смена эпох: афганский дневник. М., 1998.


При изучении данного комплекса внешнеполитических проблем следует обратить внимание на следующие вопросы: 1) Была ли альтернатива плану ООН 1947 г. о разделе Палестины? 2) Каковы цели, которых добивались Израиль и арабские государства, участвуя в серии войн на Ближнем Востоке? 3) В чем сходство и различие афганской и вьетнамской войны? 4) Какие позиции заняли арабские соседи Ирака и Кувейта во время военного конфликта 1990 г.?