litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Экологические аспекты традиционной архитектуры Украины



План


  1. Введение

  2. История исследований традиционного украинского строительства

  3. Критерии экологической оценки народного строительства.

  4. Разнообразие традиционного украинского строительства

  5. Общие черты украинского строительства

  6. Конструктивные приемы украинского традиционного строительства в связи с экологическими условиями

  7. Выводы



Цель работы: Проследить зависимость между экологическими факторами и типами традиционного украинского строительства.


Введение


Традиционное строительство является важной составной частью материальной и духовной культуры украинского этноса, которая эволюционировала вместе с развитием его сознания. Оно постоянно находилось в состоянии изменения, в соответствии с внутренними и внешними факторами, но почти всегда было экологически целесообразным, т.е. обеспечивало свои функции в долговременном периоде. Ассоциация Украины с белой мазанной хатой под соломенной крышей в вишневом садике не является случайной, так как именно в строительстве записана многовековая информация об образе жизни украинцев - их отношениях между собой и с Природой, а в конечном счету с Богом, или Вселенной.

Предметом исследования данной работы является традиционное украинское строительство в его экологическом аспекте, т.е. связь между строительством, как таковым, и факторами окружающей среды. В отличие от этнографии, изучающей строительство как присущие конкретному этносу обычаи, или архитектуры, рассматривающей традиционное строительство в конструкционно-художественном аспекте, экология смотрит на строительную практику скорее как на модель поведения, которое обеспечивает выживание человеческих популяций в определенных экологических условиях. В этом смысле, человеческое строительство (в том числе и традиционное) подобно строительной деятельности других организмов (пчел, бобров и др.) Важным является тот факт, что мы, в данном случае, анализируем поведение своего собственного вида, который несет в себе определенную опасность субъективного подхода. Единственным отличием строительной деятельности людей и животных выступает тот факт, что первые передают свой опыт сознательно, в результате социальной жизни, а вторые – действуют, в основном руководствуясь инстинктивными поведенческими программами, т.е. на сугубо биологической основе. Хотя снова-таки, многие виды животных учатся строительной практике уже в процессе жизни, и одновременно с этим существуют определенные основания утверждать то, что у людей определенные строительные инстинкты заложены на генетическом уровне (Матиас Фройде, Животные строят, Москва, 1986, с. 265). Тем не менее, для данной работы этот дискуссионный вопрос не является важным, так как результат этих двух стратегий в экологическом плане одинаковый -- это обеспечение выживания живых организмов, как на уровне отдельных индивидуумов, так и на уровне сохранения вида, т.е. на популяционном.



Следует отметить, что строительство выступает важной составной частью традиционной культуры, как целостного явления, и его нельзя рассматривать отдельно от других компонентов, что в целом совпадает с холистическим принципом «черного ящика», принятым в экологии. Он заключается в том, что «любое экосистемное явление оказывается не простой суммой составных частей , а имеет «эмерджентные», т.е. «новые», качества, присущие именно ему» (Ю. Одум, Экология, М., 1986, стр. 16). Поэтому, исследованию подлежит уже конечный результат, так как изучение отдельных частей явления не приведет к объективной картине. В этом смысле, традиционную культуру можно описать как общую стратегию выживания этноса и поддержание гомеостаза на экосистемном уровне, а строительство -- как один из наиболее важных инструментов ее реализации, наряду с обеспечением питания, продолжением рода, поддержанием оптимальной численности и регуляцией внешних условий в широком смысле.


Актуальность этой работы заключается в том, что она поможет лучше понять взаимосвязь между народным строительством Украины и ее Природой и определить соответствующие экологические факторы, которые влияют на существование тех или иных явлений традиционной культуры. По нашему мнению, это необходимо для выполнения следующих задач:


  • сохранения традиционной культуры в условиях глобализации и урбанизации, как необходимой составляющей национального сознания украинского этноса;

  • разработки стратегий устойчивого развития, которые приспособлены к местным экологическим и этническим факторам.



История исследований традиционного украинского строительства

Традиционная культура, как социальное явление, продолжительное время являлась объектом сугубо гуманитарных исследований, т.е. исторических, этнографических , культурных и др. Это наложило определенный отпечаток на то, с какой стороны она рассматривалась. Даже материальные проявления культуры трактовались соответствующими специалистами преимущественно в соответствии со спецификой своей области знаний. В основном, такие исследования носили описательный характер. Их появление приходится на первые десятилетия 19в. Это были работы Николая Костомарова, Михаила Максимовича, Иосифа Бодянского, Николая Цертелєва . В Австро-Венгерской Украине данным вопросом занималась Русская троица. (Орест Субтельний, История Украины, К., с. 28). Работа данных исследователей, как правило, заключалась в сборе фольклора, и носила в основном филологический характер. Описание строительства, и быта вообще, носило второстепенный характер, хотя, безусловно, была собрана полезная информация, которую уместно использовать.



Вторая волна изучения украинской традиционной культуры связана с так называемым украинофильством 60-70 лет XIX ст. Здесь можно отметить таких исследователей, как Владимир Антонович, Тадей Рыльский, Павел Житецкий, Борис Познанский, Михаил Драгоманов и др. Исследования снова концентрируются вокруг филологии и истории, хотя непосредственное погружение в сельский быт (даже сам факт потребления сельской пищи), практиковавшееся украинофилами и частично народниками, безусловно, способствовало лучшему пониманию и изучению материальной стороны традиционной культуры.


Первым исследователем, осуществившим попытку проанализировать традиционную культуру с естественнонаучных позиций, является Федор Вовк (1847-1918). Имея соответствующее образование, он принимал участие в деятельности Киевской Громады, которая занималась развитием украинской литературы и собиранием этнографических материалов. Опыты Федора Вовка, в первую очередь, имели антропологический характер, но анализ материальной культуры был тоже весомым. Особый интерес для нашего исследования представляет географическое описание типов народного строительства и попытка привязать его не только к этническим факторам, но и к факторам среды, по крайней мере, в области имеющихся ресурсов (Федор Вовк, Студии из украинской этнографии и антропологии, Киев, 1995). Тем не менее, в его работе прослеживается определенная тенденциозность, которая, очевидно, связана с требованиями признания украинской культуры, как частного явления, актуальными для того времени. По крайней мере, на наш взгляд, преувеличиваются отличия между белорусской, русской и украинской материальными культурами, и эти отличия снова-таки объясняются не объективными естественными факторами, а этническими, что является весьма субъективным подходом. Но к тому времени работы Федора Вовка выделялись на фоне подобных работ того времени, носивших в основном лингвистический и культурологический характер.

В период после 1 мировой войны активно исследует восточнославянскую материальную культуру такой ученый, как Зеленин . Его работы носят скорее описательно-сравнительный характер, в них не прослеживается зависимость от естественных факторов и тем более нет выводов. Ценность работы состоит в сборе большого объема фактических материалов, изложенных в систематизированном виде.



После второй мировой войны активно начинает развиваться украинская этнографическая наука. Со временем, все больший интерес к народной культуре начинают проявлять научные круги Украины и, наконец, архитекторы. Пионером этого движения стал В.П. Самойлович (Самойлович В.П., Украинское народное жилье, Киев, 1972), который исследовал народную архитектуру. Со временем, в Украине начали создаваться скансены (музеи под открытым небом) народной архитектуры и быта. На базе этих скансенов развивается научная работа, посвященная изучению и сохранению материальных памятников народной культуры. К существенным недостаткам следует отнести общую тенденциозность советской этнографии, которая преувеличивала роль восточнославянского культурного единства. Связи и единство культуры с соседними неславянскими народами часто игнорировались. Особенности, которые могли быть продиктованы экологическими факторами, часто не принимались во внимание. Но в целом, был накоплен огромный материал, который можно сейчас переосмысливать.

Сугубо экологических исследований традиционной украинской культуры и строительства пока что не проводилось. Связано это, в первую очередь, с тем, что экология сама по себе -- довольно новая наука, которая сформировалась на базе синтеза других научных направлений. Она не так давно окончательно отделилась от биологии, а в Украине этот процесс происходит только сейчас. Вообще, в советские времена любые попытки трактовать культурные явления с естественнонаучных позиций всячески преследовались («биологизм», «географический детерминизм») и вызывали непринятие со стороны представителей гуманитарных наук. Тим не менее, в мировой науке эти подходы хотя и медленно, но приобретали признание, и сейчас накоплен определенный опыт их использования. К сожалению, автор данной работы имеет ограниченный доступ к этим материалам и не может опираться на них. Но для дальнейших исследований в данном направлении поиск таких материалов может быть осуществлен в будущем.



Критерии экологической оценки народного строительства


Прежде, чем оценивать традиционное строительство с экологических позиций, нужно определить критерии, в рамках которых возможно будет делать те или иные выводы. Для более систематизированного анализа разделим все факторы, которые касаются строительства на две группы: входные и выходные. Входные факторы - это условия, как окружающей среды, так и внутрипопуляционные, которые оказывают непосредственное влияние на определенную поведенческую реакцию людей, в данном случае - на строительство. Исходные факторы - это конкретные нужды человеческой популяции, которые обеспечивают ее выживание, и удовлетворение которых обеспечивает строительная практика. Например, одна из основных подобных нужд -- это поддержание некого оптимального микроклимата внутри жилья и непосредственно вокруг него.


Входные факторы или факторы влияния:


  • Климат и микроклимат

  • Ресурсы (строительные материалы и энергоресурсы)

  • Плотность населения

  • Этнические традиции

  • Строительные привычки и знания населения

  • Влияние других организмов, в том числе людей



Исходные факторы или потребности:


  • Поддержка постоянного микроклимата внутри жилья и непосредственно вокруг него.

  • Запасы продовольствия. Хранение материалов

  • Обеспечение безопасности со стороны других живых организмов, в том числе людей.

  • Обеспечение репродуктивных функций. Непосредственная функция для обеспечения половых отношений, обеспечение места для родов, создание необходимых условий для выживания грудных детей. Информативная функция (иерархический статус, репродуктивное состояние).
  • Хранение и передача необходимой информации для выживания людей - в виде модели (орнаменты, роспись, определенные архаические элементы, которые не имеют ярко выраженной функции)



Основным фактором, влияющим на возникновение того или другого типа строительства, следует признать соответствие условиям среды, которые включают, в первую очередь, климатические показатели и наличие ресурсов, которые могут быть использованы для создания здания, а в дальнейшем -- для поддержания в нем необходимого микроклимата. Традиционное строительство развивалось как продолжительный механизм адаптации к этим условиям, и весь археологический и этнографический материал подтверждает это. Например, когда происходили миграции населения из районов, богатых строительным лесом, в район с ограниченным количеством такого ресурса, наблюдался постепенный переход от технологий с широким использованием дерева к техникам строительства с минимальным использованием дерева. Впрочем, архаические строительные обычаи, связанные с прежним местом жительства этноса, могут быть обнаружены в определенных эталонных зданиях (характерных, например, для родов с высоким иерархическим статусом - зажиточных).


Разнообразие традиционного украинского строительства

Традиционное украинское строительство невозможно описать как использование какой-то определенной строительной практики, как это, например, условно характерно для белорусской традиционной культуры, где в основном используется срубное строительство. В украинской традиционной архитектуре присутствуют почти все известные в мире строительные техники и подходы, кроме, разве что, строительства снежных жилищ, характерных для народов Арктики. Это связано в большим разнообразием физических условий и имеющихся ресурсов на территории Украины, которое, в свою очередь, рождает высокую степень строительного многообразия. Если описывать Украину как территорию с сугубо экологической точки зрения, то ей лучше всего соответствует концепция экотона, который является переходной зоной между двумя или большим количеством биоценозов. Ю. Одум писал : «В экотоне находится много организмов из контактирующих ценозов, но и, одновременно с этим, здесь присутствуют организмы, характерные только для самого экотона и нередко ограниченных им в своем распространении . Часто число видов и плотность популяций некоторых из них выше, чем в тех ценозах, которые лежат по обе стороны от него. Тенденция к увеличению разнообразия и плотности организмов на границе ценозов известна под названием краевого эффекта (Ю.Одум, Экология, М., 1986, с. 155) Интересно, что в самом названии «Украина» присутствующий корень «край», который соотносится с вышеописанными экологическими условиями. Неслучайным, наверное, будет также тот факт, что политическим и духовным центром Украины издавна был Киев, расположенный на границе двух больших ценозов - леса и лесостепи, а также на берегу Днепра, который образует различные между собою левобережные и правобережные зоны. По нашему мнению закономерности расположения человеческих поселений не в последнюю очередь обусловлены универсальными принципами расселения других организмов, которые исследует экология. Особенно это, наверное, касается тех человеческих поселений, которые существуют продолжительное время.



Общие черты украинского строительства


Таким образом, разнообразие строительных практик в Украине является всецело естественным явлением. Возникает вопрос относительно существования общих универсальных черт, которые, несмотря на разнообразие, все-таки присутствуют в разных местностях Украины. Профессор Ф.Вовк пишет:«Общераспространенное представление об украинском жилище, как об уютном беленьком доме под аккуратно приглаженной соломенной крышей, который выглядывает из-за деревьев и кустов, окружающих его, почти целиком соответствует действительности и теперь. С очень небольшим количеством исключений, этот тип доминирует на всем пространстве Украины, не смотря на то, что местные условия и материалы такие разнообразные, что экономический статус не везде одинаковый и что не одинаковое и соседнее влияние» (Федор Вовк, Исследования украинской этнографии и антропологии, Киев, 1995, с. 95). Опираясь на это описание и дальнейшее раскрытие тезиса, можно выделить следующие универсальные черты украинского жилищного строительства:


  1. Форма крыши (четырехскатная)

  2. Материал кровли (камыш, солома)

  3. Обмазывание стен глиной

  4. Белый цвет стен снаружи и внутри

  5. Наличие древесной и кустовой (многолетней) растительности непосредственно вокруг зданий.


Попробуем проанализировать эти черты с экологической точки зрения:


1. Форма крыши

Четырехскатная крыша не является, по нашему мнению, фактором, значительно влияющим на микроклимат в здании или вокруг него. Он скорее связан с равномерным распределением нагрузки от крыши на весь периметр здания, которое важно для нежестких конструкций без использования сруба, которые характерные для большей части Украины Как мы видим, двухскатные крыши распространены дальше на север и больше ассоциируются со срубной техникой строительства из качественного круглого леса, которая дает существенную структурную жесткость, особенно заметную на песчаных грунтах с хорошим дренажем и малой склонностью к температурным изменениям объема. Возможно, что незначительным фактором влияния на микроклимат может быть более выступающий свес крыши со стороны узкого торца (там, где у двухскатных крыш находится фронтон), характерный для большого количества украинских домов. Под этом карнизом часто делали соответственно выступающую завалинку, которая служила местом отдыха, сушения трав, плодов и т.п. Это – своеобразная буферная зона между внутренним пространством дома и окружающей средой, защищенная от солнца, но с относительно свободной циркуляцией воздуха. Вообще для украинских домов характерна увеличенная ширина карниза сравнительно с русскими и белорусскими постройками, что связано по нашему мнению с необходимостью защиты стен (особенно нижней части) от атмосферных осадков. Отрицательным влиянием последних является, во-первых, разрушение обмазанных глиной стен, а во-вторых, чрезмерное увлажнение грунта непосредственно вокруг стены. В условиях большого количества глинистой и пылевой составляющих, характерных для украинских грунтов, это вызывает изменение объема увлажненного грунта при изменениях температуры, и, как следствие, неравномерное проседание здания.



Также возможно, что четырех-скатность крыши сформировалась, в большой степени, как приспособление для лучшей защиты соломенной или камышовой кровли от ветра. Наблюдения в Музее Народной Архитектуры и Быта в Киеве показывают, что полесские двухскатные крыши, крытые соломой, на открытых местах очень быстро повреждаются ветром со стороны фронтонов. Четырехскатная крыша имеет лучшую аэродинамическую форму и потому меньше повреждается ветром.


2. Материал кровли (камыш, солома)


Материал кровли, а именно солома и камыш, обуславливается, прежде всего, имеющейся ресурсной базой. Общеизвестным фактом является то, что на значительный части территории Украины издавна выращивались в большом количестве зерновые культуры, сопутствующим продуктом которых является солома. Поэтому укрывание крыш соломой злаковых, является признаком, связанным с хлебопашеством. Камыш и рогоз - это также растения, которые произрастают в большом количестве на территории Украины (по крайней мере, это наблюдалось до широкомасштабной мелиорации после 2-й мировой войны) и находятся в непосредственной ресурсной зоне поселений, размещавшихся всегда возле рек или других водоемов.

Интересным является также тот факт, что кровли домов в лесной зоне (кроме горных районов) преимущественно делались соломенные или иногда, на Левобережной части, камышовые (состояние на начало 20 ст.). Таким образом, мы можем сделать вывод от том, что, несмотря на сравнительно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства на Полесье, все-таки зерновые культуры (рожь) там выращивались довольно активно, что позволяло широко использовать солому как строительный материал и ввести это в традицию. Т.е. Полесье - это земледельческая культура, а не «собирательно- охотничья - пчеловодо –рыболовная». Укрывание домов деревом на Полесье практиковалось в значительно меньшем объеме и, наверное, в тех местах, где действительно хлебопашество было невозможным вследствие экологических условий, или выгоды от альтернативных видов хозяйствования значительно превышали выгоды от хлебопашества. Впрочем, эти образцы интересны тем, что в них зафиксированы архаические элементы традиционного строительства (например, шатровые дома), которые ведут свою традицию с очень давних времен и того образа жизни, когда земледельческая культура не приобрела еще такого широкого распространения. Это была еще сугубо лесная культура, которая опиралась в основном на продукцию лесных экосистем и частично водных. В этом смысле можно рассматривать традиционную архитектуру как элемент, тесно связанный с эволюцией агро-экосистем.



Влияние материала кровли на микроклимат в здании является второстепенным фактором, хотя в определенной мере он присутствует. Вышеупомянутые материалы являются очень хорошими теплоизоляторами, и потому микроклимат на чердаке в доме, крытом соломой или камышом, будет значительно отличаться от микроклимата под другими видами кровель (металл, дерево, глина). Это отличие заключается в более постоянной температуре на чердаке без значительных колебаний, как в теплый, так и в холодный сезоны года. Вследствие этого становится возможным более широкое использование зоны чердака под разные нужды (например, хранение пищи и вообще веществ, которые могут испортиться при замерзании, но которым необходимая низкая относительная влажность воздуха). Интересно, что в наши времена автор этой работы увидел во время экспедиции на Днепропетровщину большое количество крытых камышом домов, и к тому же, крытых относительно недавно. На вопрос, почему дома до сих пор кроют камышом, а не шифером, от местной жительницы был получен ответ, что под камышовой крышей не мерзнет зимой лук, который сохраняются на чердаке. Сушение трав там оказывается тоже более благоприятным, так как они не перегреваются. Возможным становится также использование чердака для отдыха летом. В отличие от данного варианта, под крышей из не такого хорошо изолирующего материала (даже дерева) температура в знойный период будет выходить за границы комфортной для продолжительного пребывания для человека.


3. Обмазывание стен глиной

Обмазывание стен глиной на наш взгляд связан с имеющимися материалами и технологией строительства, распространенными на значительной территории Украины. Вследствие дефицита качественного дерева, большинство домов строилось из глины и разных мелких растительных материалов, и потому конечная обмазка глиной являлась необходимой составной операцией, которая предоставляет зданию законченное состояние. Даже если в стенах использовалось дерево, то оно, как правило, не давало нужного результата с теплотехнической стороны в силу своих неудовлетворительных качество (недостаточная толщина, кривизна и, как следствие, наличие щелей в швах). Использование дополнительного пласта глины в смеси с органическими примесями давало возможность получить необходимой толщины стенку без щелей.



Использование глиняной обмазки в районах, где был качественный строительный лес и строились дома в сруб (Черниговщина, Слобожанщина), по нашему мнению, связано скорее уже не с непосредственной целесообразностью, а скорее с традицией, которая пришла сюда из тех мест, где обмазывание глиной было удобно из приведенных выше причин.


4. Белый цвет стен извне и внутри.


Если временно отставить в сторону эстетичные моменты, и рассматривать белый цвет сугубо с физической стороны , то он, по нашему мнению, связан с таким важным фактором, как солнечный свет. Обычай белить стены мелом или известью, распространенный у многих народов с малым количеством облачных дней летом (это по обыкновению лесостепи, степи, и пустынные районе). Белый цвет отбивает значительное количество солнечной энергии (около 80-90 процентов), что предотвращает перегревание дома летом.


Внутри жилья этот элемент, наоборот, оказывает содействие увеличению количества света, так как его количество, которое прошло через окна (особенно это было важно раньше, когда они были маленького размера), не поглощается темными стенами сразу, а отбивается от одной стене ко второй.

Но не следует отбрасывать также такой важный фактор, как доступность материалов для беления. Возможно, что в тех местностях Украины, где дома не белили (Полесье, Карпаты), мел или известь не были доступны местному населению.

Возвращаясь к эстетическому моменту, следует заметить, что здесь возможно также кое-что сказать с экологической точки зрения (или, если точнее, с етологической), хотя это объяснение может быть дискуссионным. Оно связано с иерархическими отношениями в популяции, которые являются частью репродуктивного поведения. С этой точки зрения, эстетическая безупречность является определенным способом продемонстрировать высокий иерархический статус (свой или родственный), что дает возможность рассчитывать на брачные варианты с индивидуумами или семьями высшего иерархического положения. Следует заметить, что иерархический статус, связанный с фактическим наличием ресурсов (зажиточность), в данном случае не обязательно демонстрируется, а скорее связывается с лучшим генотипом (трудолюбие). О связи между крашением домов и репродуктивным поведением говорит тот факт, по которому обведение красной краской окон в некоторых местностях означает наличие в доме девушки, готовой ко вступлению в брак (Ф. Вовк, Студии из украинской этнографии и антропологии, Киев, 1995, с. 108). Похожая традиция существовала также в отношении крашения задней стенки дома в красный цвет. Т.о., фактически это была сигнальная система.



По нашему мнению, существует также важная связь между белым цветом и следующей характерной особенностью - растительностью, которая будет более детально рассмотрена в следующем разделе.


5. Наличие древесной и кустовой (многолетней) растительности непосредственно вокруг зданий.


Наличие растительности вокруг украинского жилья - очень характерная особенность, которая неоднократно отмечалась в художественных произведениях (напр. стих «Садик вишневый круг дома»). В описаниях Ф. Вовка (Ф. Вовк, Студии из украинской этнографии и антропологии, Киев, 1995, стр. 95)

подчеркивается отличие украинских домов от великорусских, связанное именно с отсутствием растительности вокруг последних. Попробуем пересчитать возможные качества, которые, по нашему мнению, предоставляет данный аспект:


  • создание микроклимата, а именно: защита от солнца, защита от ветра, повышение влажности воздуха за счет транспирации, уменьшение испарения с поверхности грунта и, как следствие:

  • создание жизненного пространства с благоприятными условиями для людей и других организмов

  • получение продуктов питания (фрукты, орехи и др.) непосредственно возле жилья, которое уменьшает энергетические затраты, связанные с перемещением и доставкой;

  • привлечение птиц (дополнительные высококачественные удобрения от помета);

  • наличие медоносных растений;

  • привлечение насекомых (в том числе полезных);

  • получение дополнительных продуктов в виде древесины для ремесленных изделий или для использования как топливо;

  • лиственный опад как почвозащитный и гумусо-образующий фактор (мульча);

  • использование ветвей для развешивания предметов (для просушки или в других нуждах)

Учитывая все вышеперечисленное, можно рассматривать украинскую усадьбу как искусственную экосистему с высокой степенью симбиотических связей между ее компонентами, которая сознательно создается человеком для получения наиболее благоприятных условий существования для себя и других видов, которые находятся с человеком в симбиотических отношениях. Эта высокая степень мутуализма значительно расширяет экологическую амплитуду человека, а также тех видов, которые, находясь в мутуалистических отношениях с человеком, обеспечивают его жизненно необходимые нужды.



Исходя из этого определения, по нашему мнению, можно рассматривать определенные черты традиционного строительства, как приспособление для обеспечения мутуализма. Например, возвращаясь к вышеупомянутому белому цвету стен, можно предположить, что он является одним из таких элементов. Как мы уже писали, белый цвет приводит к отражению значительного количества солнечного света (80-90 %). Вследствие этого, можно ожидать увеличение суммарной солнечной радиации непосредственно вокруг беленого дома. Существуют экспериментальные исследования (к сожалению, мы не можем привести точные ссылки), которые показывают влияние стен разного цвета на плодовые культуры, растущие перед ними. По крайней мере, созревание плодов существенно ускоряется перед стенами белого цвета, за счет увеличения количества света, который получает растение на протяжении светового дня. Стены темного цвета оказывают содействие меньшему повреждению растений во время заморозков, за счет излучения ночью тепловой энергии, которая была поглощена днем. Таким образом, мы можем почти без сомнений констатировать факт влияния беленой стены украинского дома на растительность, которая находится непосредственно вокруг него. Впрочем доказательств, что это делалось целенаправленно, нет никаких, более того, большая часть украинских домов красилась в очень разные цвета, чему существует много этнографических свидетельств. По нашему мнению, функция интенсификации света у белой домашней стены выступала вторичной и имела не столько сознательный характер, сколько сохранялась, как обычай, который со всех сторон хорошо себя зарекомендовал. Вообще, подобная многофункциональность элементов является важной чертой постоянных естественных экосистем, и потому, на наш взгляд, не стоит, становиться на позицию того, что одна функция исключает другую.



следующая страница >>