litceysel.ru
добавить свой файл
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР



. Русь под монголо-татарским игом .

(тема урока)


1.

ФИО (полностью)

Гончарова Людмила Николаевна 2.Место работы ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VI вида № 443.Должность Учитель 4.Предмет История, обществознание5.Класс 76.Тема и номер урока в теме «Русь под монголо-татарским игом», № 47.Базовый учебник Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина История России. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; М., ВЛАДОС, 2009.

Цель урока: формировать представление, что монголо-татарское иго было бедствием для завоеванных народов.

Задачи:

- обучающие: дать понятие «монголо-татарское иго»; воссоздать картину жизни русского народа во время монголо-татарского ига; подвести учащихся к умению устанавливать причинно-следственные связи: распад Руси поражение. Объяснить сущность ига монголо-татарских захватчиков; показать, что монголо-татарское (завоевание) иго задержало развитие хозяйства, культуры;

- коррекционно-развивающие: объяснить понятия и новые слова; развивать умение ориентироваться в исторической карте, работать с печатным текстом; способствовать развитию познавательных способностей, развивать восприятие, память, внимание, воображение, умение анализировать, обобщать;

- воспитательные: вызывать сочувствие к народу, который перенес столько испытаний, в котором проявилось беззаветное служение Отечеству.

Основные знания: установление господства монголо-татар на Руси.

Основные термины и понятия: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, шатер.


Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся:

-развернутые ответы учащихся во время фронтального опроса о героической борьбе народов нашей страны с монголо-татарами;

-индивидуальная работа учащихся с заданиями по хронологии, исторической географии с использованием модулей из коллекции ЭОР;

-индивидуальная работа учащихся с текстом учебника с последующим объяснением;

-задание на анализ исторических схем, картин исторического жанра, знание исторических деятелей (модули из коллекции ЭОР);

-выполнение тестовых дифференцированных заданий по теме;

-взаимопроверка;

-соотношение понятий с их определениями; объяснение значений слов.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Картина С. Иванова «Баскаки», карточки с заданиями, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

Структура и ход урока


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урокаНазвание используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя

(в мин.)

1235671Оргмомент Формулирует цели и задачи урока.Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.2 мин.2Повторение пройденного материалаИллюстрация № 1

Осада Козельска

-Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

-Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.

-Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар. Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.

Дают развернутый ответ.


Один ученик показывает города на настенной карте.

6 мин. из них 2 мин.

с ЭОР З В Путь продвижения монголо-татар


Ю

Торжок ●Владимир



Козельск

Москва




Коломна


Рязань

3 Актуализация знаний, объявление новой темыИнформационный модуль № 2

Золотая Орда и Русь. Вводное слово учителя.

На Руси наступили тяжелые времена. Страна была разорена. Более 200 лет, с середины XIII до конца XV в., продолжалось иго монголо-татарских ханов.

Сообщение темы урока

«Русь под монголо-татарским игом»

Слушают учителя с опорой на изображения.


6 мин.

из них

4 мин.

с ЭОР4 Изучение нового материалаИнформационный модуль № 3

Татаро-монгольское нашествие и его последствия


Иллюстрация

Ярлык. Рассказ учителя.

Словарная работа: иго,

Золотая Орда, ярлык.

Показ на карте территории государства Золотая Орда.

Работа с картиной «Баскаки».

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Русские князья на приеме в Золотой Орде».

Словарная работа: шатер.

Учитель подводит итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси. Слушают учителя, участвуют в разборе новых слов.

Следят за показом на карте.


Участвуют в разборе.


Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят.

Участвуют в беседе по вопросам.


Слушают вывод учителя.8 мин.

из них

5 мин.

с ЭОР5Физкультминутка2 мин.6 Первичное закрепление нового материалаПрактический модуль № 4



Монголо-татарское нашествие и его последствия. Вопросы и задания.

-Объясните, в чем проявилась зависимость Руси от Золотой Орды?

платили дань

брали в плен

непокорных казнили

-Правитель какого огромного по территории государства жил в Сарае? Покажите на карте.

Золотая Орда.

-Соотнеси понятия с их определениями.

Государство монголо-татар Золотая

Орда.

Столица Золотой Орды

Сарай.

Имя хана Батый

Документ на великое княжение ярлык

Сборщики дани

баскаки

Объясняют каждое суждение.

Взаимопроверка.


Выполняют задание, показывают на карте.


Соотносят понятия с их определениями. Объясняют значение слов.


Знакомятся с практическим заданием ЭОР и выполняют его.

10 мин.

из них

8 мин.

с ЭОР7 Подведение итогов Комментарии, объявление оценок за работу Слушают комментарии учителя2 мин.8 Домашнее задание Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы. Записывают домашнее задание.2 мин.9Индивидуальное задание Сообщение индивидуального задания.

Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответы на первый и второй вопросы. Слабо успевающие учащиеся выполняют задание самостоятельно.2 мин.


Дополнительные материалы

◘ Сохранилось предание о черниговском князе Михаиле и его боярине Федоре, которые отказались поклоняться умершим ханам, когда приехали в Золотую Орду. Князя и боярина монголо-татары замучили за неповиновение, но хан Батый был так поражен стойкостью, с которой князь и его боярин приняли смерть, что назвал их «великими мужами».



Приложение к плану-конспекту урока

. Русь под монголо-татарским игом .

(тема урока)


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурсаТип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР1Осада КозельскаИнформационный Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c298ce51-46bb-4977-b63e-d3793e6da157/%5BIS6IR_4-14%5D_%5BPD_03%5D.html2Золотая Орда и РусьИнформационный Модуль http://fcior.edu.ru/card/2659/zolotaya-orda-i-rus.html3Татаро-монгольское нашествие и его последствияИнформационный Модульhttp://fcior.edu.ru/card/12893/tataro-mongolskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.htmlЯрлык ИнформационныйИллюстрацияhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8766ca94-5121-43e0-ba8d-1ec874ff15bd/%5BIS6IR_4-16%5D_%5BTD_03%5D.html4Монголо-татарское нашествие и его последствияПрактический Тестhttp://fcior.edu.ru/card/890/mongolo-tatarskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.html