litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
ПОЛОЖЕНИЕ


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


г. Омск


Содержание



1. Основные понятия и положения современного процесса обучения в ВУЗе

1.1. Учебный процесс

1.2. Цель обучения

1.3. Закономерности процесса обучения

1.3.1. Общие закономерности

1.3.2. Закономерности, присущие всякому обучению

1.3.3. Закономерности, появляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося ,от применяемых средств ,содержания учебного материала и методов обучения, которыми они оперируют

1.4. Движущие силы процесса обучения

1.4.1. Противоречия общего порядка

1.4.2. Противоречия частного порядка

1.5. Сущность развивающего обучения

1.6. Дидактические принципы обучения

1.7. Формы организации учебного процесса

1.8. Методы обучения

1.8.1. Общедидактические методы обучения

1.8.1.1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный метод)

1.8.1.2. Репродуктивный метод

1.8.1.3. Проблемное изложение

1.8.1.4. Частично-поисковый (эвристический метод)

1.8.1.5. Исследовательский метод

1.8.2.Частнодидактические методы

1.9. О применении различных методов обучения

1.10.Дидактические средства обучения

1.11. Учение как деятельность образовательного процесса

1.12. Дидактический цикл

2. Модель конкурентоспособного специалиста

2.1. Общие факторы управления, которые дают конкурентные преимущества производителям

2.2.Основополагащие свойства конкурентоспособного специалиста

2.3.Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе

2.4.Педагогическая концепция подготовки специалистов

2.5.Базовые элементы модели конкурентоспособности будущего специалиста


2.5.1.Элемент 1: Объекты освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста)

2.5.2. Элемент 2: Требования к личностным качествам будущего специалиста

2.5.3. Элемент 3: Требования к умениям, навыкам, способам деятельности( в терминах действия)и компетенциям в целом

2.6.Компетенции, общие для различных предметных областей

3.Проектирование учебного процесса

3.1.Учебный план

3.2.Проектирование содержания учебного процесса

3.3.Выбор технологии обучения по учебной дисциплине

3.4.Рабочая учебная программа

3.5.Матрица бинарной деятельности преподавателя и студента

3.6.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

3.7.Планирование учебных занятий и видов обучения

4.Методические рекомендации преподавателям по проведению основных видов учебных занятий

4.1.Лекции

4.2.Практические занятия

4.3.Лабораторный практикум (лабораторные работы)

4.4.Консультации

4.5.Руководство курсовыми работами и УИРС

4.6.Прием зачетов и экзаменов

4.7.Руководство ВКР

4.8. Руководство практикой

4.9.Текущая и рубежная аттестация

4.10.Руководство самостоятельной работой студентов

5.Терминологический словарь


1. Основные понятия и положения современного процесса обучения в ВУЗе


1.1.
Учебный процесс (процесс обучения) - конкретный вид целостного педагогического процесса, который реализует цели образования, воспитания и общего развития личности в специфических организационных формах обучения, таких как лекция, учебное занятие, экскурсия, лабораторная работа и т.д.; это целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие преподавателя и студента, в ходе которого достигаются поставленные цели.

1.2. Цель обучения - мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от определенным образом направленной взаимосвязанной научно-педагогической деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студента, по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества: компетенции, знания и умения, наука, мораль, труд, литература ,искусство, общая и физическая культура.


Требования к целям обучения

Цели обучения должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, т.е. должны быть диагностичны по всем основным свойствам личности.

Задача - ситуация, в которой нужно достичь определенную цель.

Деятельность - процесс достижения цели.

Умение - способность осуществлять деятельность.

В старой парадигме образования цели традиционно определялись через знания и умения (под знанием понимаются понятия и системы понятий, отражающие реальный мир с его предметами и процессами, их свойствами и связями). При этом знания и умения рассматривались рядоположенно и независимо друг от друга. Обычным критерием наличия знаний служило воспроизведение их студентами по памяти, критерием наличия умений – решение задач. Соответственно строились экзаменационные вопросы.

В НОУ «ЕврИЭМИ» осуществляется переход к новой парадигме образования, построенной на деятельностном подходе. Деятельностный подход, главным понятием которого является: компетенция, умение, деятельность, задача, задает принципиально иное видение предметных целей обучения. К ним нужно относить только компетенции и умения (практические и исследовательские). Знания составляют научное содержание обучения. Поэтому сначала определяют цели-компетенции и умения, затем отбираются знания, необходимые для компетенций и умений. Это знания о тех объектах и процессах окружающего мира, с которыми нужно уметь действовать. К этим знаниям добавляются знания о самой деятельности - о методах и приемах решения задач. Оба вида знаний составляют научное содержание учебной дисциплины. Знания и умения не рядорасположены, а соподчинены.

Знания служат умениям (как средства служат целям) и являются основой умений и компетенций. В процессе обучения сначала даются знания, а затем на их основе формируются умения и компетенции.


Знания как таковые, сами по себе, отдельно от умений и компетенций считаются неполноценным продуктом обучения, так как нет готовности человека к решению жизненных задач.

Итак, задать цели обучения по учебной дисциплине - значит выявить и сформулировать систему умений и компетенций, которыми должны овладеть студенты.

При разработке конкретных целей освоения учебной дисциплины нужно руководствоваться требованиями государственного образовательного стандарта и квалифицированной характеристики специалиста. На основе целей обучения далее разрабатывается содержание учебной дисциплины и технологии их освоения. Цель – начало проектирования образовательного процесса.

1.3.
Закономерности процесса обучения это объективно существующая, необходимая, существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

Основные компоненты учебного процесса – это цели, задачи, содержание, методы, приемы, средства и формы организации обучения, методы стимулирования учебной деятельности и контроля за ее эффективностью. Между компонентами учебного процесса существуют закономерные связи. Вытекающая из общественных потребностей цель учебного процесса как закон определяет конкретные задачи обучения, его содержание, которые в свою очередь, обуславливает выбор методов, форм и средств обучения. Учебный процесс дает высокие качественные результаты, если при его планировании, организации и регулировании в полной мере учитываются эти связи и вытекающие из них принципы обучения.

1.3.1. Общие закономерности:

- Процесс обучения обусловлен потребностью личности, общества и государства;

- Он связан с процессами образования, воспитания и развития;

-
Процесс обучения зависит от реальных учебных возможностей обучающихся и от внешних условий;

- Процесс преподавания и учения закономерно взаимосвязаны;

- Содержание обучения зависит от его задач, отражает потребности личности и общества, уровень и логику развития науки;


- Методы и средства обучения и стимулирования учения, организации контроля и самоконтроля учебной деятельности зависят от задач и содержания образования;

- Формы организации обучения зависят от задач, содержания и методов обучения;

- Взаимосвязь всех закономерностей и компонентов учебного процесса при соответствующих условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения.

1.3.2. Закономерности, присущие всякому обучению - это закономерности, неизбежно проявляющиеся, как только оно возникает в какой-либо форме:

- Учебный процесс протекает только при соответствии (не тождественно) цели обучающегося и обучающего, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения изучаемого материала;

- Целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность;

- Между целью обучения, содержанием и методами существует постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, последние обуславливают достижение цели.

1.3.3. Закономерности, появляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося, от применяемых средств, содержания учебного материала и методов обучения, которыми они оперируют:

- Проявление этих закономерностей зависит от преподавателя, от того осознает ли он всю полноту цели обучения и применяет ли средства и методы, которые отвечают цели;

- Понятия могут быть усвоены только в случае целенаправленной организованной познавательной деятельности студента по соотнесению одних понятий с другими, по отвлечению одних от других;

- Компетенции, умения и навыки могут быть сформированы, если преподаватель организует воспроизведение осознанных операций и действий, лежащих в основе компетенции, умения и навыка;

- Прочность усвоения осознанного содержания учебного материала тем больше, чем регулярнее организовано повторение как прямое, так и отсроченное;


- Взаимосвязанная информация усваивается при предъявлении ее в одной из систем связей с учетом имеющихся знаний, умений и опыта обучающегося;

- Информация, способы деятельности и компетенции усваиваются при опоре на уже достигнутый уровень компетенций, знаний и умений, на предшествующее овладение простыми видами деятельности, входящими в состав сложных;

- Уровень и качество усвоения зависят от учета преподавателем дифференцированной значимости содержания;

- Формирование у студентов готовности переноса имеющегося опыта, компетенций, знаний и умений в новую ситуацию достигается упражнениями, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой по выполнению варьированных заданий творческого характера;

- Темп и прочность усвоения содержания пропорциональны интересу и мотивам обучающегося в его учебной деятельности;

- Умственное развитие студента прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных компетенций, знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности;

- Успешность и скорость обучения и развития зависят от включения обучающегося в учебную и научно-исследовательскую работу на оптимальном уровне;

- Развитие опыта творческой деятельности возможно только при включении студента в решение значимых и доступных проблем (задач);

- Опыт творческой деятельности формируется при поэтапном решении совокупности проблемных задач;

1.4.
Движущие силы процесса обучения - это противоречия, возникающие в ходе учебного процесса, становление и развитие которых определяет динамику, диалектику обучения и учения, характер овладения знаниями и умениями, а также темпы формирования компетенций и развития студента.

Управление созданием противоречий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование методов, форм и способов обучения и учения.

1.4.1. Противоречия общего порядка возникают:


- Между объемом накопленных человечеством знаний по той или иной дисциплине и объемом, усваиваемым студентом;

- Общественно-историческим познанием и индивидуальной познавательной деятельностью студента;

- Между достигнутым уровнем развития студента и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.

1.4.2. Противоречия частного порядка возникают:

- Между прежним уровнем знаний и новыми, которые снимают, «перекрывают» прежние знания;

- Между знаниями и умениями их использовать;

- Между требуемым и достигнутым уровнем отношений студентов к учению и обучению;

- Между более сложной познавательной задачей и наличием прежних недостаточных для ее решения способов.

1.5.
Сущность развивающего обучения состоит в том, что оно интенсифицирует, ускоряет развитие интеллектуально-волевых качеств студента, активизирует учение и движение студента от незнания к знанию, формирует важные психические процессы, свойства и качества, развивает самостоятельность, скорость реакции вариативного применения знаний и умений, гибкость ума, потребности к дальнейшему познанию и действию.

Главная задача развивающего обучения - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления студентов и осуществление на этой основе постепенного перехода обучения в самообучения, управление деятельностью со стороны в самоуправление.

1.6. Дидактические принципы обучения

Предметом вузовской дидактики является единство обучения, воспитания и развития. Основные дидактические принципы, рекомендуемые к использованию в ЕврИЭМИ, были сформулированы в постановлении научно-методического совета от 09.09.2005 (протокол №1):

- Принцип гуманистической направленности, ориентированный на удовлетворение образовательных запросов личности, воспитание высоконравственных общечеловеческих качеств будущего специалиста;


- Принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития науки, формирование у студента научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоения основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического материализма;

- Принцип систематичности и последовательности, требующий располагать учебные дисциплины с учетом логики изучаемой научной системы знаний и закономерностей развития научных понятий в сознании студента;

- Принцип доступности, учитывающий уровень подготовки студентов;

- Принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения с формированием мировоззренческих, поведенческих и творческих качеств личности каждого студента;

- Принцип гуманитаризации, предполагающий включение в содержание всех учебных курсов (не только гуманитарных, но и естественно-математических, экономических и производственно-технологических) сведений о роли и месте человека в социальном, экономическом и научно-техническом прогрессе, его ответственности за будущее цивилизации;

- Принцип связи теории с практикой, предполагающий необходимость подведения студентов к пониманию значения теории в жизни, практике, производительном труде; развитие у них способностей умелого применения усвоенных знаний, умений и навыков для решения задач практического производственного характера;

- Принцип профессиональной направленности, предусматривающий общую ориентацию всех изучаемых дисциплин на конечные результаты обучения студентов, связанных с приобретением профессиональных компетенций и конкретной специальности;

- Принцип стабильности и динамичности, предполагающий наличие стабильной (базисной) части содержания учебных предметов и динамичной (специальной) части, изменяемой с учетом требований работодателей к подготовке специалистов.


- Принцип унификации и дифференциации, обусловленный объективными особенностями и закономерностями характера и содержания труда специалистов данного профиля и квалификации и учитывающий индивидуальные особенности студентов (коллективизм и индивидуальный подход);

- Принцип преемственности содержания образования данной ступени с предшествующей и последующей ступенями, а также с разнообразными видами неформального образования и самообразования;

- Принцип информационной технологичности обучения, ориентированный на применение в воспитательно-образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной, компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных и знаний, компьютерных экспертных систем и т.п.);

- Принцип наглядности, предполагающий максимальное использование психологических возможностей зрительного канала восприятия информации, пропускная способность которого во много раз больше, чем у слухового канала;

- Принцип сознательности и активности, ориентированный на подготовку творческих специалистов, способных к самостоятельной работе;

- Принцип прочности знаний учебного материала, предусматривающий акцентирование внимание на главном, применение эмоциональных приемов, опору на известный материал и создание условий сохранения информации в долговременной памяти;

- Принцип оптимального использования учебного времени, реализуемый путем четкого планирования сценария аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, установлением регулярной обратной связи от студента к преподавателю, оптимальным управлением познавательной деятельностью студентов и систематическим контролем степени усвоения учебного материала.

1.7. Формы организации учебного процесса

В трансформации содержания обучения важная роль принадлежит формам организации обучения, или видам учебных занятий, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса (организованное взаимодействие преподавателя и студента).


Подготовка к овладению новыми знаниями, усвоение новой информации, закрепление и повторение учебного материала, формирование соответствующих умений и компетенций, систематизация и проверка знаний и т.п. в ЕврИЭМИ выделены в самостоятельные занятия с четко выраженной дидактической целью, структурой и методами работы. Иными словами, организация обучения в институте осуществляется посредством аудиторной и внеаудиторной форм. В каждой из них, в свою очередь, применяются фронтальная, групповая, бригадная и индивидуальная формы организации работы со студентами. Основные традиционные формы организации учебного процесса представлены в таблице 1.


Таблица 1 . Формы организации учебного процесса


Формы обучения

Формы контроля



Направленные преимущественно на теоретическую подготовку

Направленные преимущественно на практическую подготовку

- лекция;

- семинар;

- лабораторная

работа;

- экскурсия;

- самостоятельная аудиторная работа;

- самостоятельная внеаудиторная работа;

- конференция;

- консультация;

- УИРС;

- НИРС.

- практическое занятие;

- курсовое проектирование;

- все виды практик;

- деловая игра;

- самостоятельная внеаудиторная работа;

- УИРС;

- НИРС;

- дипломное проектирование.

- контрольная работа;

- индивидуальное собеседование;

- коллоквиум;

- тестирование;

- зачет;

- переводные и семестровые экзамены;

- защита курсовой работы;

- государственные экзамены;

- защита дипломной работы.

- защита отчетов по выполненным РГЗ, лабораторным работам, УИРС;

- защита отчетов по практике.



следующая страница >>