litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
ПОЛОЖЕНИЕ


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


г. Омск


Содержание



1. Основные понятия и положения современного процесса обучения в ВУЗе

1.1. Учебный процесс

1.2. Цель обучения

1.3. Закономерности процесса обучения

1.3.1. Общие закономерности

1.3.2. Закономерности, присущие всякому обучению

1.3.3. Закономерности, появляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося ,от применяемых средств ,содержания учебного материала и методов обучения, которыми они оперируют

1.4. Движущие силы процесса обучения

1.4.1. Противоречия общего порядка

1.4.2. Противоречия частного порядка

1.5. Сущность развивающего обучения

1.6. Дидактические принципы обучения

1.7. Формы организации учебного процесса

1.8. Методы обучения

1.8.1. Общедидактические методы обучения

1.8.1.1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный метод)

1.8.1.2. Репродуктивный метод

1.8.1.3. Проблемное изложение

1.8.1.4. Частично-поисковый (эвристический метод)

1.8.1.5. Исследовательский метод

1.8.2.Частнодидактические методы

1.9. О применении различных методов обучения

1.10.Дидактические средства обучения

1.11. Учение как деятельность образовательного процесса

1.12. Дидактический цикл

2. Модель конкурентоспособного специалиста

2.1. Общие факторы управления, которые дают конкурентные преимущества производителям

2.2.Основополагащие свойства конкурентоспособного специалиста

2.3.Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе

2.4.Педагогическая концепция подготовки специалистов

2.5.Базовые элементы модели конкурентоспособности будущего специалиста


2.5.1.Элемент 1: Объекты освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста)

2.5.2. Элемент 2: Требования к личностным качествам будущего специалиста

2.5.3. Элемент 3: Требования к умениям, навыкам, способам деятельности( в терминах действия)и компетенциям в целом

2.6.Компетенции, общие для различных предметных областей

3.Проектирование учебного процесса

3.1.Учебный план

3.2.Проектирование содержания учебного процесса

3.3.Выбор технологии обучения по учебной дисциплине

3.4.Рабочая учебная программа

3.5.Матрица бинарной деятельности преподавателя и студента

3.6.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

3.7.Планирование учебных занятий и видов обучения

4.Методические рекомендации преподавателям по проведению основных видов учебных занятий

4.1.Лекции

4.2.Практические занятия

4.3.Лабораторный практикум (лабораторные работы)

4.4.Консультации

4.5.Руководство курсовыми работами и УИРС

4.6.Прием зачетов и экзаменов

4.7.Руководство ВКР

4.8. Руководство практикой

4.9.Текущая и рубежная аттестация

4.10.Руководство самостоятельной работой студентов

5.Терминологический словарь


1. Основные понятия и положения современного процесса обучения в ВУЗе


1.1.
Учебный процесс (процесс обучения) - конкретный вид целостного педагогического процесса, который реализует цели образования, воспитания и общего развития личности в специфических организационных формах обучения, таких как лекция, учебное занятие, экскурсия, лабораторная работа и т.д.; это целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие преподавателя и студента, в ходе которого достигаются поставленные цели.

1.2. Цель обучения - мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от определенным образом направленной взаимосвязанной научно-педагогической деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студента, по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества: компетенции, знания и умения, наука, мораль, труд, литература ,искусство, общая и физическая культура.


Требования к целям обучения

Цели обучения должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, т.е. должны быть диагностичны по всем основным свойствам личности.

Задача - ситуация, в которой нужно достичь определенную цель.

Деятельность - процесс достижения цели.

Умение - способность осуществлять деятельность.

В старой парадигме образования цели традиционно определялись через знания и умения (под знанием понимаются понятия и системы понятий, отражающие реальный мир с его предметами и процессами, их свойствами и связями). При этом знания и умения рассматривались рядоположенно и независимо друг от друга. Обычным критерием наличия знаний служило воспроизведение их студентами по памяти, критерием наличия умений – решение задач. Соответственно строились экзаменационные вопросы.

В НОУ «ЕврИЭМИ» осуществляется переход к новой парадигме образования, построенной на деятельностном подходе. Деятельностный подход, главным понятием которого является: компетенция, умение, деятельность, задача, задает принципиально иное видение предметных целей обучения. К ним нужно относить только компетенции и умения (практические и исследовательские). Знания составляют научное содержание обучения. Поэтому сначала определяют цели-компетенции и умения, затем отбираются знания, необходимые для компетенций и умений. Это знания о тех объектах и процессах окружающего мира, с которыми нужно уметь действовать. К этим знаниям добавляются знания о самой деятельности - о методах и приемах решения задач. Оба вида знаний составляют научное содержание учебной дисциплины. Знания и умения не рядорасположены, а соподчинены.

Знания служат умениям (как средства служат целям) и являются основой умений и компетенций. В процессе обучения сначала даются знания, а затем на их основе формируются умения и компетенции.


Знания как таковые, сами по себе, отдельно от умений и компетенций считаются неполноценным продуктом обучения, так как нет готовности человека к решению жизненных задач.

Итак, задать цели обучения по учебной дисциплине - значит выявить и сформулировать систему умений и компетенций, которыми должны овладеть студенты.

При разработке конкретных целей освоения учебной дисциплины нужно руководствоваться требованиями государственного образовательного стандарта и квалифицированной характеристики специалиста. На основе целей обучения далее разрабатывается содержание учебной дисциплины и технологии их освоения. Цель – начало проектирования образовательного процесса.

1.3. Закономерности процесса обучения это объективно существующая, необходимая, существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

Основные компоненты учебного процесса – это цели, задачи, содержание, методы, приемы, средства и формы организации обучения, методы стимулирования учебной деятельности и контроля за ее эффективностью. Между компонентами учебного процесса существуют закономерные связи. Вытекающая из общественных потребностей цель учебного процесса как закон определяет конкретные задачи обучения, его содержание, которые в свою очередь, обуславливает выбор методов, форм и средств обучения. Учебный процесс дает высокие качественные результаты, если при его планировании, организации и регулировании в полной мере учитываются эти связи и вытекающие из них принципы обучения.

1.3.1. Общие закономерности:

- Процесс обучения обусловлен потребностью личности, общества и государства;

- Он связан с процессами образования, воспитания и развития;

-
Процесс обучения зависит от реальных учебных возможностей обучающихся и от внешних условий;

- Процесс преподавания и учения закономерно взаимосвязаны;

- Содержание обучения зависит от его задач, отражает потребности личности и общества, уровень и логику развития науки;


- Методы и средства обучения и стимулирования учения, организации контроля и самоконтроля учебной деятельности зависят от задач и содержания образования;

- Формы организации обучения зависят от задач, содержания и методов обучения;

- Взаимосвязь всех закономерностей и компонентов учебного процесса при соответствующих условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения.

1.3.2. Закономерности, присущие всякому обучению - это закономерности, неизбежно проявляющиеся, как только оно возникает в какой-либо форме:

- Учебный процесс протекает только при соответствии (не тождественно) цели обучающегося и обучающего, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения изучаемого материала;

- Целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность;

- Между целью обучения, содержанием и методами существует постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, последние обуславливают достижение цели.

1.3.3. Закономерности, появляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося, от применяемых средств, содержания учебного материала и методов обучения, которыми они оперируют:

- Проявление этих закономерностей зависит от преподавателя, от того осознает ли он всю полноту цели обучения и применяет ли средства и методы, которые отвечают цели;

- Понятия могут быть усвоены только в случае целенаправленной организованной познавательной деятельности студента по соотнесению одних понятий с другими, по отвлечению одних от других;

- Компетенции, умения и навыки могут быть сформированы, если преподаватель организует воспроизведение осознанных операций и действий, лежащих в основе компетенции, умения и навыка;

- Прочность усвоения осознанного содержания учебного материала тем больше, чем регулярнее организовано повторение как прямое, так и отсроченное;


- Взаимосвязанная информация усваивается при предъявлении ее в одной из систем связей с учетом имеющихся знаний, умений и опыта обучающегося;

- Информация, способы деятельности и компетенции усваиваются при опоре на уже достигнутый уровень компетенций, знаний и умений, на предшествующее овладение простыми видами деятельности, входящими в состав сложных;

- Уровень и качество усвоения зависят от учета преподавателем дифференцированной значимости содержания;

- Формирование у студентов готовности переноса имеющегося опыта, компетенций, знаний и умений в новую ситуацию достигается упражнениями, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой по выполнению варьированных заданий творческого характера;

- Темп и прочность усвоения содержания пропорциональны интересу и мотивам обучающегося в его учебной деятельности;

- Умственное развитие студента прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных компетенций, знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности;

- Успешность и скорость обучения и развития зависят от включения обучающегося в учебную и научно-исследовательскую работу на оптимальном уровне;

- Развитие опыта творческой деятельности возможно только при включении студента в решение значимых и доступных проблем (задач);

- Опыт творческой деятельности формируется при поэтапном решении совокупности проблемных задач;

1.4. Движущие силы процесса обучения - это противоречия, возникающие в ходе учебного процесса, становление и развитие которых определяет динамику, диалектику обучения и учения, характер овладения знаниями и умениями, а также темпы формирования компетенций и развития студента.

Управление созданием противоречий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование методов, форм и способов обучения и учения.

1.4.1. Противоречия общего порядка возникают:


- Между объемом накопленных человечеством знаний по той или иной дисциплине и объемом, усваиваемым студентом;

- Общественно-историческим познанием и индивидуальной познавательной деятельностью студента;

- Между достигнутым уровнем развития студента и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.

1.4.2. Противоречия частного порядка возникают:

- Между прежним уровнем знаний и новыми, которые снимают, «перекрывают» прежние знания;

- Между знаниями и умениями их использовать;

- Между требуемым и достигнутым уровнем отношений студентов к учению и обучению;

- Между более сложной познавательной задачей и наличием прежних недостаточных для ее решения способов.

1.5. Сущность развивающего обучения состоит в том, что оно интенсифицирует, ускоряет развитие интеллектуально-волевых качеств студента, активизирует учение и движение студента от незнания к знанию, формирует важные психические процессы, свойства и качества, развивает самостоятельность, скорость реакции вариативного применения знаний и умений, гибкость ума, потребности к дальнейшему познанию и действию.

Главная задача развивающего обучения - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления студентов и осуществление на этой основе постепенного перехода обучения в самообучения, управление деятельностью со стороны в самоуправление.

1.6. Дидактические принципы обучения

Предметом вузовской дидактики является единство обучения, воспитания и развития. Основные дидактические принципы, рекомендуемые к использованию в ЕврИЭМИ, были сформулированы в постановлении научно-методического совета от 09.09.2005 (протокол №1):

- Принцип гуманистической направленности, ориентированный на удовлетворение образовательных запросов личности, воспитание высоконравственных общечеловеческих качеств будущего специалиста;

- Принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития науки, формирование у студента научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоения основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического материализма;

- Принцип систематичности и последовательности, требующий располагать учебные дисциплины с учетом логики изучаемой научной системы знаний и закономерностей развития научных понятий в сознании студента;

- Принцип доступности, учитывающий уровень подготовки студентов;

- Принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения с формированием мировоззренческих, поведенческих и творческих качеств личности каждого студента;

- Принцип гуманитаризации, предполагающий включение в содержание всех учебных курсов (не только гуманитарных, но и естественно-математических, экономических и производственно-технологических) сведений о роли и месте человека в социальном, экономическом и научно-техническом прогрессе, его ответственности за будущее цивилизации;

- Принцип связи теории с практикой, предполагающий необходимость подведения студентов к пониманию значения теории в жизни, практике, производительном труде; развитие у них способностей умелого применения усвоенных знаний, умений и навыков для решения задач практического производственного характера;

- Принцип профессиональной направленности, предусматривающий общую ориентацию всех изучаемых дисциплин на конечные результаты обучения студентов, связанных с приобретением профессиональных компетенций и конкретной специальности;

- Принцип стабильности и динамичности, предполагающий наличие стабильной (базисной) части содержания учебных предметов и динамичной (специальной) части, изменяемой с учетом требований работодателей к подготовке специалистов.


- Принцип унификации и дифференциации, обусловленный объективными особенностями и закономерностями характера и содержания труда специалистов данного профиля и квалификации и учитывающий индивидуальные особенности студентов (коллективизм и индивидуальный подход);

- Принцип преемственности содержания образования данной ступени с предшествующей и последующей ступенями, а также с разнообразными видами неформального образования и самообразования;

- Принцип информационной технологичности обучения, ориентированный на применение в воспитательно-образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной, компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных и знаний, компьютерных экспертных систем и т.п.);

- Принцип наглядности, предполагающий максимальное использование психологических возможностей зрительного канала восприятия информации, пропускная способность которого во много раз больше, чем у слухового канала;

- Принцип сознательности и активности, ориентированный на подготовку творческих специалистов, способных к самостоятельной работе;

- Принцип прочности знаний учебного материала, предусматривающий акцентирование внимание на главном, применение эмоциональных приемов, опору на известный материал и создание условий сохранения информации в долговременной памяти;

- Принцип оптимального использования учебного времени, реализуемый путем четкого планирования сценария аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, установлением регулярной обратной связи от студента к преподавателю, оптимальным управлением познавательной деятельностью студентов и систематическим контролем степени усвоения учебного материала.

1.7. Формы организации учебного процесса

В трансформации содержания обучения важная роль принадлежит формам организации обучения, или видам учебных занятий, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса (организованное взаимодействие преподавателя и студента).


Подготовка к овладению новыми знаниями, усвоение новой информации, закрепление и повторение учебного материала, формирование соответствующих умений и компетенций, систематизация и проверка знаний и т.п. в ЕврИЭМИ выделены в самостоятельные занятия с четко выраженной дидактической целью, структурой и методами работы. Иными словами, организация обучения в институте осуществляется посредством аудиторной и внеаудиторной форм. В каждой из них, в свою очередь, применяются фронтальная, групповая, бригадная и индивидуальная формы организации работы со студентами. Основные традиционные формы организации учебного процесса представлены в таблице 1.


Таблица 1 . Формы организации учебного процесса


Формы обучения

Формы контроля



Направленные преимущественно на теоретическую подготовку

Направленные преимущественно на практическую подготовку

- лекция;

- семинар;

- лабораторная

работа;

- экскурсия;

- самостоятельная аудиторная работа;

- самостоятельная внеаудиторная работа;

- конференция;

- консультация;

- УИРС;

- НИРС.

- практическое занятие;

- курсовое проектирование;

- все виды практик;

- деловая игра;

- самостоятельная внеаудиторная работа;

- УИРС;

- НИРС;

- дипломное проектирование.

- контрольная работа;

- индивидуальное собеседование;

- коллоквиум;

- тестирование;


- зачет;

- переводные и семестровые экзамены;

- защита курсовой работы;

- государственные экзамены;

- защита дипломной работы.

- защита отчетов по выполненным РГЗ, лабораторным работам, УИРС;

- защита отчетов по практике.



1.8. Методы обучения


Метод - способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом. В общем - это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще - прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Действия, из которых складывается метод, включает в себя определенные операции, которые обозначаются термином «прием»

Метод обучения предполагает, прежде всего, цель преподавателя и его деятельность имеющимися у него средствами. В результате возникает цель студента и его деятельность имеющимися у него средствами. Метод обучения можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.


Деятельность преподавателя






Деятельность студента






Цель преподавателя





Цель студента




Механизм движения объекта – студента к цели




Достигнутая

цель





Средства преподавателя






Средства студента


Рис. 1. Метод обучения


Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящий к достижению результата, соответствующего намеченной цели.

Таким образом, метод- это сочетание (единство) способов и форм обучения, направленных на достижения определенной цели обучения, т.е. метод отражает, как способ, так и характер организации познавательной деятельности студентов. Главное, что отражает метод от формы - это цель и то, что в методе задан способ приобретения знаний, и степень (характер) участия самого студента.


Таким образом, методы обучения должны соответствовать:

- задачам учебного занятия;

- характеру и содержанию учебного материала;

- уровню приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков студентов;

- материальному обеспечению учебного процесса;

- личным качествам преподавателя, его подготовленности и уровню методического мастерства;

- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности студентов;

- бюджету времени;

Методы обучения являются инструментом развития студентов, если они:

- способствуют вооружению их прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;

- формируют у студентов потребность в новом знании;

- направляют обучение на связь с жизнью, с опытом студентов, формируют необходимые компетенции;

- ориентируют мышление студентов на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

- обеспечивают деятельность студентов по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний, способов деятельности и компетенций;

- содействуют овладению учебными умениями как инструментом познания;

- создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого студента.

В высшей школе различают два уровня методов обучения: общедидактический и частнодидактический (частнопредметный).


1.8.1. Общедидактические методы обучения

К ним относятся:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный (воспроизведение);

- проблемное изложение;

- частично-поисковый (эвристический);

- исследовательский.

1.8.1.1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а студенты всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Это один из наиболее экономных методов, однако он относится к числу пассивных методов, так как не формирует навыки умения пользоваться знаниями и обеспечивает только репродуктивную деятельность первого уровня – узнавания и знания первого уровня, т.е. знания - знакомства.


1.8.1.2. Репродуктивный метод предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизводство опытов, выводов и т.д.)

Вид деятельности - репродуктивный, уровень умственной деятельности – второй, т.е. воспроизведение, второй уровень знаний – знания-копии.

Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).

1.8.1.3. Проблемное изложение

Суть метода заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя студенту контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая доступный для них более высокий уровень мышления. Студент, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Это активизирует мышление. Студенты приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия. Проблемное изложение обеспечивает продуктивную деятельность и умственную деятельность третьего уровня - применение , знания третьего уровня- знания-умения.

1.8.1.4. Частично-поисковый (эвристический) метод

Его цель – постепенное привлечение студентов к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска на различных этапах занятия.

Пути реализации этого метода:

- эвристическая беседа, т.е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя со студентом. При этом преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску новых сведений. Система вопросов должна быть связана логической целью. Преподаватель продумывает не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы студентов и возможные «подсказки»;

- выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем. Метод обеспечивает продуктивную деятельность, умственную деятельность третьего и четвертого уровня и третий и четвертый уровни знаний: знания-умения, знания-трансформации, компетенции.


1.8.1.5. Исследовательский метод

Метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя (УИРС, НИРС). Метод обеспечивает продуктивную деятельность студента на четвертом уровне (уровне творчества), который дает знания-трансформации, формирует умения, компетенции.

1.8.2. Частнодидактические методы

Для достижения целей обучения используются различные частнодидактические методы. К ним относится то, что на общедидактическом уровне называют приемами, способами и формами обучения (отсюда происходит смешение понятий метода и формы). Частнодидактические методы классифицируют по видам деятельности, по источникам получения знаний, по методам образования, по логическим формам мышления (Таблица 2.)

Таблица 2. Классификация частнодидактических методов


По вкладам деятельности

По источникам получения знаний

По методам образования

По логическим формам мышления

- лекция;

- рассказ;

- беседа;

- работа с учебником;

- демонстрация натуральных объектов, моделей, опытов, трудовых операций, наглядных пособий;

- наблюдения;

- упражнения и т.д.

- словесные (аудитивные, аудивизуальные, книга и т.д.);

- наглядные (фильм, видео, иллюстрация);

- практические и т.д.

- воспитания;

- обучения;

- развития способностей и т.д.

- наглядно-предметные;

- наглядно-образные;

- словесно-логические и т.д.




1.9. О применении различных методов обучения

Каждый метод обеспечивает определенный вид деятельности и уровень умственной деятельности и знаний. Соотношение методов и деятельности приведено в таблице 3.


Таблица 3.Соотношение методов и деятельности


Соотношение методов и деятельности




п/п

Метод

Вид деятельности

Уровни

умственной деятельности

знаний

1

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный с помощью


1 – узнавание


1 - знания-знакомства


2

Репродуктивный


Репродуктивный без помощи


2 –воспроизведение

2 - знания-копии


3

Проблемное изложение


Продуктивный с помощью

3 – применение

3 - знания-умения


4

Частично-поисковый


Продуктивный без помощи

4 – творчество

4 - знания- трансформации, компетенции

5

Исследовательский


Продуктивный без помощи


5 – творчество

5 - знания- трансформации, компетенции


Каждый метод имеет определенную структуру: индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Нет универсального метода, который всегда был бы оптимальным. Во время занятий (на различных этапах) можно использовать комбинацию методов, достигая запланированных результатов.

Например, объяснительно-иллюстративный метод воспитывает внимательность, дисциплину, сдержанность, наблюдательность, терпение, выдержку и т.п.

Репродуктивный – логику изложения, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, систематичность в работе.

Проблемное изложение – внимательность, наблюдательность, инверсионность мышления, логику мышления и т.д.

Частично-поисковый и исследовательский – дают студентам большие возможности для подготовки к самообразованию, вырабатывают ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления, компетентность.

Чем выше профессионально-педагогическая культура преподавателя, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.

1.10. Дидактические средства обучения

В соответствии с принятыми формами и выбранными методами обучения преподаватель должен определиться со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, т.е. определить состав информационно-предметного обеспечения изучения дисциплины.


Различают шесть категорий средств обучения, в том числе:

Простые средства:


  1. Учебники и другие печатные текстовые средства;

  2. Простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, плакаты, диаграммы, графики, карты;

Сложные средства:

  1. Механические визуальные средства: диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;

  2. Аудиальные средства: проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

  3. Аудиовизуальные средства: телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;

  4. Средства, автоматизирующие процесс обучения: тренажеры, лингафонные кабинеты, компьютеры, особенно последнего поколения-мультимедиа компьютеры, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.

Приведенные в классификации средства позволяют замещать действия преподавателя и облегчать познавательную деятельность студентов. Если в учебниках печатное слово только заменяет живую речь преподавателя, то аудиальные и визуальные средства из третьей и четвертой групп позволяют донести до студента такую информацию, которую живая речь предоставить не в состоянии.

Поэтому очевидно, что эти средства облегчают и обогащают дидактический процесс и обеспечивают его эффективность. Еще большие возможности содержаться в средствах пятой и шестой групп.

Они могут репродуцировать не только все вербальные действия преподавателя, но и все разнообразие звуков, цвета, форм (и т.д.) натуральных объектов.

В общем, вся система средств обучения представлена таблицей 4.

1.11. Учение как деятельность образовательного процесса

В институте реализуется деятельностный подход в обучении, требующий управления учебной деятельностью студентов, осуществляемого до-, в процессе и после исполнения запланированной деятельности. Такое управление называется ориентировкой или ориентировочной частью действия. Ориентировка состоит в получении знания о деятельности и применения этих знаний для регуляции исполнения. Ориентировка включает две части: планирование и контроль. Планирование – получение знаний обо всех компонентах деятельности: предмете, продукте, средствах, действиях. Эти знания называются ориентировочной основой деятельности. Контроль - проверка соответствия исполнения (фактического предмета, продукта, средств и действий) ориентировочной основе действия. Корректировка означает возврат к тем или иным ориентировочным действиям.


С точки зрения деятельностной теории обучения уровень усвоения действий – это степень сформированности действий, характеризующаяся достигнутыми в обучении показателями по всем возможным их параметрам.

Полноценное формирование действий требует последовательного прохождения шести этапов:

1 - мотивационный (необходимо обеспечить включение студента в совместную деятельность с преподавателем)


С р е д с т в а о б у ч е н и я

У ч е б н о е о б о р у д о в а н и е

Учебные книги

Наглядные пособия

Информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения

Программно-методическое обеспечение компьютерной технологии обучения

Специальное оборудование

Дидактические материалы

Технические средства обучения

Лабораторное

оборудование

Учебная мебель и приспособления




учебники; учебные

пособия;

хрестома

тии;

сборники задач и заданий;

словари;

справоч-ники;

сборники нормативных докумен-тов;

специаль-ная литера-тура;

методи-ческие указания;

таблицы;

плакаты;

муляжи;

модели;


натуральные объекты;


кинофильмы; видеофильмы;

диафильмы; пленки с накладными проекциями; видеозаписи;

автоматизированные обучающие курсы; учебные задания для РГЗ, курсовых работ и УИРС; профессиональные прикладные программы;

тесты; контрольные задачи и задания;

тренажеры; лингафонное оборудование; специально разработанные устройства для имитирования профессиональной деятельности, в том числе на основе ЭВМ; другое;

обучающие про-

граммы;

сценарии

деловых

игр; производственные

ситуации

для анализа; ситуационные задачи; индивидуальные проверочные

опросники

и т.п.

аудио-

визуальные

(кинопроекторы, магнитофоны, диапроекторы

кодоскопы

и т.д.) компьютеры

(ПЭВМ, локальные

сети, внешние информационные

системы;


приборы; аппараты; устройства общего назначения,

используемые для

лабораторных работ;

компьютеры и т.п.

учебные столы;

классные

доски;

оборудование для затемнения;

плакатницы;

демонстрационные подставки и т.д.





Таблица 4. Средства обучения

2 - ориентировочный (предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия; главным результатом на этом этапе является понимание)

3 - материальный или материализованный (обучающийся усваивает содержание действий, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящий в состав действия)


4 – внешнеречевой (на этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи, это обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием)

5 - беззвучной устной речи (речь «про себя») отличается от предыдущего этапа только скоростью выполнения и сокращенностью.

6 – умственного или внутреннего действия (на этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным).

На основе возможных градаций характеристик действий устанавливаются и уровни овладения действиями по каждому параметру (таблица 5).

Понятие учебной деятельности нельзя отождествлять с учением вообще, поскольку человек чему-то учится и приобретает опыт также в трудовой, игровой и других видах деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления. Деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта. Следовательно, для преподавателя речь идет о том, чтобы научить студента учиться. Поэтому самостоятельное изучение, самостоятельная работа над учебным материалом являются главными в учебной деятельности каждого обучающегося.


1.12. Дидактический цикл

Всякое обучение должно строиться в соответствии с определенной логикой, обусловленной психофизиологическими особенностями человека. Структура процесса обучения состоит из шести основных звеньев:

-психологическая подготовка к восприятию информации;

-восприятие информации;

-обобщение информации, переработка ее в знания;

-закрепление знаний, приобретение умений;

-приобретение навыков применения знаний и умений для решения практических задач, связанных с профессиональной деятельностью, формирование компетенций;


-анализ работы студента, самоконтроль и контроль.

Все эти звенья представляют собой неразрывное целое, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Лишь при полном использовании всех возможностей каждого звена можно ожидать наибольшего эффекта в обучении. В обобщенном виде дидактический цикл можно представить схемой, изображенной на рисунке 2.


Таблица 5. Характеристика учебной деятельности и усвоения действий на различных уровнях

Уровень

В результате

усвоения на этом

уровне обучающийся может

Характер ориентировочных

и исполнительских

действий

Контрольные

действия

Преподавателя

Обучающегося

Характер

контрольного

задания, определяющего достижение

уровня


Характер действия

обучающегося в ходе выполнения контрольного задания

1

2

3

4

5

6

1-

знаком-

ство

Узнавать изученные объекты, процессы,

явления, способы,

действия

Изложить

информацию,

показать,


объяснить


Прослушать, воспринять, понять,

запомнить

настолько, чтобы

узнать

Вопрос с

предъявлением (описанием) объекта процесса, явления,

способа действия

Узнать объект (процесс,

явление,

способ действия)

2-

воспроиз-ведение


Воспроизводить

изученную информацию, повторять усвоенные

действия (операции)

То же и провести закрепление,

организовать самоподготовку к воспроизведению

То же и отрепетировать воспроизведение

Вопрос, предусматривающий устное или письменное воспроизведение информации,

повторение действий

( операций),

типовая задача

Воспроизвести изученную информацию, выполнить усвоенные действия, решить типовые задачи

3-умения

и навыки

Выполнять действия (операции), методика и форма

(программа, алгоритм) которых изучены при обучении, а содержание и

условия – новые

То же и

провести

упражнения, организовать тренировочные действия обучающихся

То же и приобрести опыт путем групповых или самостоятельных

тренировочных действий

Задание на выполнение практических

или приближенных к практике действий, нетиповая задача

Выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить



4-

творче-ство,

компетен-ции


Участвовать в выполнении исследований, решать творческие задачи,

участвовать

в рационализаторской и изобретательской работе

То же и

по специальной методике провести обучение техническому творчеству

или вовлечь в УИРС и

НИРС

То же и провести обучение по

специальной методике,

самостоятельно выполнять

УИРС и НИРС


Задания на исследовательскую,

Рационализаторскую, изобретательскую работу

Выполнять продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны: УИРС,

НИРС






Преподаватель


Рис. 2. Дидактический цикл


Процесс обучения в таком цикле основан на использовании основных дидактических принципов и закономерностей, изложенных выше. С целью наиболее результативного достижения современных целей обучения в процессе практической реализации процесса изучения любой дисциплины рекомендуется особое внимание уделить следующим принципам:

- Обучение на основе интеграции с наукой и производством. Реализация этого принципа прежде всего осуществляется путем построения учебного предмета на основе модели научного познания, функция которой – описание его содержания, происхождения, изменения и развития, т.е. на основе соотнесения учебного и научного знания, воспроизведения содержания и структуры учебной дисциплины, адекватных содержанию и структуре познания, методологии и логики ее построения, отражение методов и истории развития науки. Образование перестает быть познанием как отражение объективного мира, если не согласовано «научное» и «учебное» (см. Постановление Ученого совета ЕврИЭМИ от 18.03.2004 г.).


- Профессионально-творческая направленность обучения. Обучение студентов основам методологии и опыта научно-технического творчества должно быть обусловлено не только характером их будущей работы, но и требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам в условиях происходящих в стране глубоких социально-экономических преобразований и рыночных отношений. К ним можно отнести: высокий уровень умений реализовать свои интеллектуальные возможности, использовать весь свой творческий потенциал для проявления инициативы и предприимчивости; необходимость непрерывного повышения уровня научно-технических знаний; решение задач в условиях жестких механизмов рыночной экономики. В рамках профессиональной деятельности научно-техническое творчество становится наиболее совершенным и эффективным видом сформированности конкурентоспособности и самоутверждения будущего специалиста. Поэтому их подготовка должна обеспечивать освоение и активное использование: принципов и методов свертки и отбора необходимой информации, развитие умения генерирования идей, привитие навыков ведения дискуссий и мозгового штурма.

- Ориентированность обучения на личность. Согласно этому принципу обучения технологии обучения должны быть ориентированы на развитие личности; основаны прежде всего на выявлении особенностей обучающегося как субъекта; признании его субъективного опыта как самобытности и самоценности; построения педагогических воздействий с максимальной опорой на этот опыт, постоянного согласования в ходе обучения двух видов опыта - общественного и индивидуального; раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы. Технологии, направленные на личностно-развивающее обучение, предполагают не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей. При этом преподаватель начинает не с сообщения (введения) научной информации, а выявления интересов и субъективного опыта студентов. Опираясь на них, он формирует содержание обучения (научное знание), которое должно быть принято будущим специалистом как личностно-значимое для него, «пропущенное» через свой субъективный опыт. Такое содержание будущий специалист усваивает с помощью методов, форм и средств активного обучения.


- Ориентированность обучения на развитие опыта самообразовательной деятельности будущего специалиста. В современных социально-экономических условиях все актуальнее становится необходимость усиленного внимания к вопросам самообразования, которая обусловлена:

- во-первых, высокой скоростью распространения научно-технической информации, а также темпов практического воплощения научно-технических достижений;

- во-вторых, перспективами роста числа безработных, новыми требованиями к трудоустройству, конкурентоспособности производства в рыночных условиях, которые во многом определяют требования к способности и готовности будущего специалиста решать научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику (технологию), профессиональной мобильности.

- Инновационные технологии обучения. Современное состояние качества подготовки специалистов и требования рынка труда предполагают внедрение научно-обоснованных и экспериментально-проверенных нововведений в технологию обучения, которые должны стать важным источником прогресса в подготовке специалистов, способствовать ломке не всегда оправданных традиций и стереотипов в этом процессе.

Применительно к системе высшего профессионального образования наиболее актуальными инновациями считаются технологии обучения, направленные на:


  1. Переориентацию целей высшего профессионального образования на получение образования, ориентированного на развитии личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности на основе социального заказа;

  2. Обновление содержания обучения, предполагающее:

- исключение из учебных программ второстепенного материала (в основном описательного характера), который может быть освоен студентами самостоятельно (при соответствующем методическом обеспечении).

3) Интеграцию знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылку для проблемно-модульного изучения ряда дисциплин, ориентированных на этот процесс.


4) Оптимизацию процесса обучения, направленного на достижения целей подготовки специалистов с минимальными затратами сил субъектов этого процесса и одновременным достижением не только высокого качества знаний, умений и навыков, но и развития опыта профессионально-творческой деятельности.

5) Перемещения акцента с процесса преподавания на процесс учения самих будущих специалистов, освоения ими знаний и опыта под руководством преподавателя на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы за счет сокращения аудиторной, сведение последней к разумному минимуму (при соответствующем полном и качественном методическом обеспечении самостоятельной работы). Это позволит будущим специалистам участвовать в деятельности научных школ вокруг ведущих ученых вуза, а учение их сделать творческим процессом в научно-техническом познании, основанным на самостоятельных занятиях, подкрепляемых контактами с учеными и практиками (НИРС). Кроме того, это позволит им работать в собственном темпе и организовывать свое самообразование в соответствии со своими интересами.



следующая страница >>