litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 3 4 5 6 7

3.6. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса


Все виды деятельности студента должны быть обеспечены методически. Полный состав учебно-методического обеспечения включает в себя следующие компоненты: учебный план, рабочие учебные программы, программы практик всех видов, программы государственных экзаменов, методические указания по выполнению дипломных работ, методические указания по выполнению курсовых работ, расчетно-графических и других индивидуальных заданий, методические рекомендации по изучению каждой дисциплины, учебники, учебные пособия и все иные дидактические средства обучения, приведенные в разделе 1.10. Минимально необходимый состав методического обеспечения регламентирован Положением об учебно-методических комплексах (П-СМК.03.7.12-2010).

Ответственность за своевременное проектирование и подготовку необходимого учебно-методического обеспечения возлагается на соответствующие кафедры, в учебные поручения которых включены соответствующие дисциплины и виды учебных занятий.


3.7. Планирование учебных занятий и видов обучения


Распределение учебных поручений кафедрам, планирование расписания учебных занятий и графика учебного процесса производится деканатом факультета на основании утвержденного учебного плана и установленного приказом ректора распределения дисциплин и видов учебных занятий за кафедрами, а также действующих в институте положений: «О факультете» (ПП-СМК.03.5.01-2010; «О кафедре» (ПП-СМК.03.5.03-2010); «О практике студентов» (П-СМК.03.7.07-2010); «Об итоговой государственной аттестации выпускников» (П-СМК.03.7.09-2010).

В институте учебный год для студентов начинается 1 сентября. Учебный год делится на два семестра: осенний и весенний. В конце каждого семестра проводится экзаменационная сессия. Продолжительность учебного года и семестров, график теоретического обучения, экзаменационных сессий, каникул и практик регламентируется учебным планом.

Расписание учебных занятий составляется отдельно на каждый семестр. Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается Уставом вуза в пределах 45-50 минут. Расписание своевременно доводится до сведения студентов и преподавателей. Контроль за его выполнением осуществляет деканат факультета.



4. Методические рекомендации преподавателям по проведению основных видов учебных занятий


4.1. Лекции


Лекция, как основная форма учебных занятий, должна выполнять следующие дидакти­ческие функции: постановку и обоснование задач обучения, сообщение и усвоение новых знаний, привитие интеллектуальных умений и навыков, мотивирование студентов на дальнейшую учебную деятельность, интегрирование данного предмета с другими предметами, а также выработку интереса к теоретическому анализу и творческому мышлению.

В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить такие основ­ные разновидности лекций (часть лекции), как:

• вводная - первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями дисциплины; J

• мотивационная - возбуждение интереса у студентов, создание стимула для всей дальнейшей деятельности;

• подготовительная - подготовка студентов к более сложным мыслительным процес­сам, закладка основ использования остальных методов и форм обучения;

• интегрирующая (основная) - представление науки в системе и развитии, как логиче­ского целого; выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначаль­ного понимания;

• установочная - ориентация студентов на источники информации, указания для само­стоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и труд­ных частей материала.

Дидактическими элементами лекции выступают:

- совокупность предварительных знаний студентов;

- методика изложения лекционного материала;

- содержание и структура лекционного материала;

- контроль и оценка знаний (обратная связь);

- учебная литература и ТСО.

Говоря о методике изложения лекционного материала, следует отметить, что стиль лекции индивидуален, но всё-таки в подготовке и преподнесении материала существуют проверенные принципы и правила. Не все они универсальны, однако позволяют быстрее овладеть технологией преподавания тому, кто еще не овладел ею сам в течение многих лет, проведенных перед студенческой аудиторией, обучаясь на собственных ошибках.


Основные рекомендации:

1. Планируя очередную лекцию, всегда нужно ориентироваться на совокупность пред­варительных знаний студентов, поэтому, при необходимости, нужно продумать систему экспресс-контроля необходимых предшествующих знаний непосредственно в начале лек­ции либо на одном из практических занятий, проводимых до лекции.

2. Каждую лекцию нужно начинать с психологической подготовки аудитории к вос­приятию нового материала и формирования устойчивой мотивации.

3. Когда психологическая подготовка произведена и мотивация сформирована, нужно чётко обозначить цель лекции и её план.

4. Весь материал лекции должен быть структурирован с выделением главного и без пе­регрузки второстепенным материалом.

5. В процессе лекции использовать активные методы (например, сочетать традицион­ные репродуктивные методы с методами проблемного обучения).

6. Активнее использовать зрительные каналы восприятия информации (слайды, графи­ки, раздаточные материалы, проекционную технику, мультимедиа-технологии и т. д.).

7. Не забывать о необходимости эмоциональной окраски лекции.

8. Оказывать студентам помощь в освоении методики написания и использования кон­спекта; осуществлять контроль за качеством конспектов.

9. При использовании аудиторной доски заполнять её слева направо и сверху вниз, не стирать то, что может еще понадобиться.

10. В ходе лекции делайте разгрузочные паузы и не забывайте о контроле за восприяти­ем материала (обратная связь).

11. Избегайте монотонности и «привязки» к собственному конспекту.

12. В конце лекции не забудьте о главных выводах и достигнутой цели. Характерную особенность лекции составляет её деятельностная основа, выражающая бинарную природу обучения. Бинарность обучения – это не механическое соединение деятельностей преподавателя и студента, а прежде всего их взаимная детерминация. По­этому особое внимание следует уделять обучению студентов самостоятельной учебной деятельности, её приёмам и методам, причинному объяснению, обоснованию лектором собственной деятельности.


Содержание лекций определяется рабочей программой. Главной задачей каждой лекции являются показ сущности темы и анализ её основных положений. Жела­тельно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и пред­ставляла собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не до­пускать перерыва её на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Рекомендуется на первой лекции довести до студентов структуру курса и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его задачи, а закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. При чтении лекций рекомендуется использовать предлагаемую учёны­ми-педагогами следующую классификацию продуктивных и непродуктивных приемов:


Продуктивные и непродуктивные приемы представления информации на занятиях

Продуктивная деятельность

Непродуктивная деятельность

• Чётко ставятся цель, задача, сообщается тема

• Сообщается план лекции


• Выделение главного, выводы


• Полученные результаты тщательно обсуждаются

• Обсуждение плана деятельности


• Свёртывание информации


• Ответы на вопросы студентов и пояснения четкие

• Связь теории и полученных результатов с практикой, жизнью, профессией

• Разнообразные способы представления информации (слова, формулы, образы)


• Разнообразие средств наглядности



• Сообщается только тема, цель не ставится или ставится нечётко

| • План не сообщается или сообщается, но преподаватель ему не следует

• Главное не выделяется, выводы не делаются или делаются после звонка


• Результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех

• Выдача готовой инструкции к деятельности

• Непомерная детализация предъявляемой информации

• Ответы на вопросы студентов нечёткие, вопросы остаются без ответа

• Ошибки в выводах и рассуждениях


•Однообразие способов представления информации сплошной монолог, частое обращение к личному конспекту

• Не использование средств наглядности или неуме­лое использование



Продуктивные и непродуктивные приёмы активизации познавательной деятельности студентов

Продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

• Проблемная ситуация ставится и решается совместно со студентами


• Активизирующий вопрос приводит к дискуссии, диалогу


• Подчёркиваются приёмы познавательной деятельности


• Выдаются рекомендации по конспектированию, записи, оформлению результатов и т. д.

• Элементы самостоятельной работы, выдача заданий к следующему занятию, активизирую­щих поисковую деятельность

• Игровые ситуации; соревнование; размышление вслух; целенаправленная ошибка; ответы студентов на вопросы по собственной инициативе; подчёркивание важности информации для жизни, профессии, развития

• Удачная пауза, дающая время на обдумывание

• Разнообразие способов активизации деятель­ности

• Выполнение (на практических занятиях) ин­дивидуальных заданий (задач)


• Организация фронтальной работы, групповой и парной работы; сообщения и доклады студентов

• Активность студентов превышает активность преподавателя

• Использование обучающих и контролирующих программ

• Проблемная ситуация не ставится или ставится, но решается самим преподавателем

• Преподаватель мгновенно сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос или не ставит его совсем

• Приёмы познавательной деятельности не подчёркиваются и не осознаются преподавателем

• Наличие только самых общих рекомендаций или их отсутствие вообще


• Перечисление просто номеров задач


• Отсутствие приёмов активизации деятельности студентов


• Частые паузы в ожидании тишины


• Однообразие способов активизации деятель­ности или отсутствие их вообще

• В основном один студент работает у доски, остальные делают то же самое на местах

• Преподаватель решает, студенты следят за его работой


• Активность преподавателя превышает студен­ческую

• Нецеленаправленный фронтальный контроль



Продуктивные и непродуктивные приёмы создания эмоционального настроя

и регуляции поведения

Продуктивная деятельность

Непродуктивная деятельность

• Одобрение поведения, деятельности, похвала

• Юмор, шутка, улыбка, умеренные жесты, мимика

• Призыв работать лучше, быстрее

•Направленное формирование эмоционально-оценочных суждений; умеренная эмоциональ­ность преподавателя

• Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

• Отступление, связанное с темой занятий; вос­питывающее отступление

• Широкий репертуар эмоциональных воздей­ствий на студентов

• Замечания отдельным студентам

• Студенты не занимаются посторонними делами

• Преобладает косвенное воздействие на пове­дение


• Число воздействий на поведение невелико


• Преобладание положительных оценок, ре­зультатов

• Завершение занятия по звонку


• Отсутствие похвалы, раздражение, неудо­вольствие

• Неэмоциональность, пассивность препода­вателя

• Нотация

• Подчёркнутая эмоциональная окраска всех высказываний


• Недобрая, снисходительная насмешка


• Частые отступления, не связанные с темой за­нятий

• Ограниченный репертуар эмоциональных воз­действий на поведение в аудитории

• Замечания всей аудитории

• Студенты занимаются посторонними делами

• Преобладание прямого воздействия на пове­дение

• Организация поведения в ущерб деятельности

• Преобладание негативных отрицательных оценок деятельности

• Продолжение занятия после звонка


4.2. Практические и семинарские занятия


Строго говоря, всё, что не является лекцией, можно отнести к практическим формам обучения. Главная функция практических занятий - организация, проведение отработки (интериоризация) учебного материала и формирование у студентов умений и навыков по применению знаний на практике, самостоятельного их приобретения и углубления.

Занятия такого типа, как правило, состоят из двух частей. Сначала проводится контроль усвоения лекционного материла и подготовка студентов к самостоятельной работе, путем коллективного разбора типовых задач, затем они самостоятельно решают поставленные задачи. Эта форма занятий обеспечивает индивидуализацию обучения и способствует ак­тивизации познавательной деятельности студентов. Занятия должны быть организованы таким образом, чтобы все без исключения студенты были заняты решением посильной для них познавательной задачи. Значит, преподаватель должен хорошо знать (с позиции диагностики) индивидуальные особенности студентов. Желательно так организовать заня­тия, чтобы они содействовали предъявлению достаточно высоких требований к наиболее подготовленным студентам, обеспечивали их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавали условия для успешного приобретения знаний, умений и навыков менее подготовленными студентами.


Основные дидактические принципы лекционных занятий используются и на практике.

Часть практических занятий (лучше это сделать в начале занятия) можно организовы­вать в форме дискуссий по предварительно определенным вопросам темы (раздела). К та­ким занятиям студенты заблаговременно подготавливают тезисы выступлений в рамках изучаемой темы по определенным вопросам, выдаваемым им преподавателем на преды­дущем занятии.

На каждом практическом занятии преподаватель оценивает подготовленные студентом тезисы, их активность в дискуссиях и решении практических задач, умение формулиро­вать свои взгляды, и, наконец, уровень знаний, умений и навыков.

Все эти качественные и количественные оценки вместе с выполнением индивидуального задания служат основанием для выставления баллов по итогам текущей ат­тестации (контрольные недели) и выставления зачёта по курсу (или экзамена).

В конце каждого практического занятия можно провести 7-10 минутную групповую консультацию по наиболее трудным проблемам индивидуального задания, содержание которых соответствует изученным на данный момент темам.


4.3. Лабораторный практикум (лабораторные работы)


Цель лабораторных занятий – практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами установление связи теории с практикой.

Лабораторные занятия активизируют работу студентов над изучаемым предметом, так как соприкосновение теории и опыта, происходящие в лаборатории, не только содействует усвоению учебного материала, но и развивает определенным образом мышление, придавая ему активный характер, формирует устойчивые профессиональные интересы. Поэтому ориентация практической подготовки студентов в указанном направлении должна быть тесно связана с моделированием реальной производственной деятельности будущих специалистов, с реализацией в методическом построении лабораторных занятий принципов проблемного обучения. В итоге создаются условия для воспроизведения в ходе занятий управленческих ситуаций, которые современный специалист должен решать эффективно в условиях острого дефицита времени.

Если по дисциплине предусмотрены лабораторные работы, то их проведение должно быть методически обеспечено. В итоге, выполнив лабораторную работу, студент должен понять и проанализировать полученные результаты, составить, оформить, представить и защитить отчет.



<< предыдущая страница   следующая страница >>