litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 4 5 6 7

4.4. Консультации


В рамках времени, отводимого преподавателю на проведение консультаций и проверку индивидуальных знаний (в том числе УИРС и курсовых работ), необходимо спланировать и организовать проведение консультаций.

Консультация – форма учебного занятия, в процессе которого студент получает ответы (советы) от преподавателя на конкретные вопросы по выполняемому индивидуальному заданию или по теоретическим положениям курса и аспектам их практического применения.

Консультация может быть индивидуальной или групповой, в зависимости от учебной ситуации: индивидуальное задание, выполняемое студентом, может потребовать индивидуальной консультации, теоретические вопросы по курсу – соответственно, групповой консультации.

Во время всех консультаций нужно отмечать этапы (%) выполнения каждым студентом индивидуального задания, своевременно выявлять все затруднения, давать студентам ответы на все вопросы. Готовить их к предстоящему этапу рубежной аттестации.

Планомерная консультационная работа избавит преподавателя от проблем, которые могут возникнуть в конце семестра.


4.5. Руководство курсовыми работами и УИРС


Руководство курсовой работой и УИРС осуществляется в соответствии с «Положением о курсовом проектировании» (П-СМК.03.7.05-2010)


4.6. Прием экзаменов и зачетов


Прием экзаменов и зачетов осуществляется в соответствии с «Положением о курсовых экзаменах и зачетах» (П-СМК.03.7.04-2010).


4.7. Руководство ВКР


Руководство ВКР осуществляется в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников» (П-СМК.03.7.09-2010).

4.8. Руководство практикой


Руководство практикой осуществляется в соответствии с «Положением о практике студентов» (П-СМК.03.7.07-2010).


4.9. Текущая и рубежная аттестация

Текущая и рубежная аттестация осуществляется в соответствии с «Положением о текущей и рубежной аттестации» (П-СМК.03.7.03-2010).


4.10. Руководство самостоятельной работой студентов

Руководство самостоятельной работой студентов осуществляется в соответствии с «Положением о самостоятельной работе студентов» (П-СМК.03.7.08-2010)


5. Терминологический словарь


  • Автоматизированная обучающая система (АОС) – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуального обучения.

  • Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

  • Алгоритм – совокупность правил, определяющая эффективную процедуру решения любой задачи из некоторого класса задач.

  • Анализ (в педагогике) – изучение каждого элемента или стороны явлений как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.

  • Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов или явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств; при этом происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

  • Воспроизведение – актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти без опоры на вторичное восприятие объектов.

  • Гипотеза – форма развития научных знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности.
  • Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.


  • Дедукция – переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса, один из методов познания.

  • Дедуктивный метод обучения – вначале излагаются исходные положения науки, ее законы, эмпирические обобщения, а затем применяют их к конкретным фактам, в результате чего они получают обоснованное объяснение или научную оценку.

  • Деятельный подход в обучении – состоит в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями (практическими и исследовательскими), которые заданы целями обучения.

  • Дидактика – отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде.

  • Дидактические принципы – система наиболее общих требований к процессу обучения, обеспечивающая его результативность.

  • Знания – результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

  • Индукция – (наведение) вид умозаключений, представляющий собой вид познания от частного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений.

  • Исследовательский метод обучения – метод, при котором студенты самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направляющей роли преподавателя. Он выдвигает перед студентами определенную задачу, для решения которой они должны самостоятельно осуществить операции сравнения, выявления причин и др., высказать гипотезы, проверить их, насколько возможно, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, выбрать из ряда гипотез наиболее рациональную и сделать определенные выводы.
  • Информационная технология (ИТ) – это система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации пользователями.


  • Информационно-рецептивный метод обучения – объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и студентов, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

  • Контекстное обучение –

  • Это обучение, в котором происходит динамическое моделирование предметного и социального содержания усваиваемой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности этого специалиста.

  • Метод обучения – способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом.

  • Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Методика олицетворяет не стратегию, а тактику научного познания. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению (изучению) учебных предметов.

  • Методика учебного предмета – частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету.

  • Методология – путь, способ познания и учения, – система принципов, норм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о путях достижения истинного значения и оптимального практического эффекта.

  • Мировоззрение – миропонимание, мировосприятие, обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

  • Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях.
  • Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, формирования умений, навыков и компетенций в ходе организованного обучения и воспитания; уровень умственного развития личности и ее профессиональная квалификация.


  • Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение – процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемого).

  • Педагогический процесс – целенаправленное, сознательно организованное, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно-необходимые задачи образования и воспитания.

  • Понимание – активный процесс поиска и (или) конструирования человеком смысла сообщений, текстов, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смыла действий и поступков других людей. В процессе такого конструирования происходит перевод сообщений и текстов с языка предметных, операционных, символических и концептуальных значений на внутренние или собственные языки, которыми владеет адресат.

  • Понятие – форма мышления, отражающая предметы и явления действительности в виде совокупности их общих отличительных признаков. Понятие выступает основным средством формирования и аккумуляции достигнутых человеком научных и практических знаний.

  • Принципы обучения – система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса. Принципы обучения вытекают из закономерностей эффективного обучения, выявляемых современной дидактикой.
  • Синтез – логический прием, представляющий собой мысленной соединение элементов объекта в единое целое. Синтез выступает необходимым дополнением и завершением анализа. Он представляет собой более высокую степень познания, ибо предполагает абстрагирование от случайных признаков и обобщение существенных свойств предмета при формировании мысленного целого; позволяет представить существенные свойства в единстве и тем самым конкретно воспроизвести предмет в мышлении.


  • Сознание – свойственный лишь человеку способ отражений объективной реальности; совокупность психических процессов, обеспечивающих осмысление человеком окружающего мира и собственно своего бытия в нем.

  • Творческое мышление (в обучении) – способность обучаемого самостоятельно открывать новые знания и способы действий, ранее ему неизвестные и которые составляют содержание учебного процесса.

  • Умение – результат овладения новым действием (или новым способом действия), основанном на каком-либо правиле и использовании его соответствующим образом в процессе решения определенных задач.

  • Учебный процесс – конкретный вид целостного педагогического процесса, который реализует цели образования, воспитания и общего развития личности в специфических организационных формах обучения, таких как лекция, практическое занятие, лабораторная работа и др.

Учебный процесс характеризуется активным взаимодействием, специально организованным общением преподавателей и студентов. Источниками развития учебного процесса являются противоречия, возникающие между выдвигаемыми требованиями к обучаемым и уровнем их реальных учебных возможностей в данный момент. Разрешение этих противоречий ведет к дальнейшему формированию личности.

Основные компоненты учебного процесса – цели, задачи, содержание, методы, приемы, средства, формы организации обучения, методы стимулирования учебной деятельности и контроля за ее эффективностью. Между компонентами учебного процесса существуют закономерные связи. Вытекающая из общественных потребностей цель учебного процесса как закон определяет конкретные задачи обучения, его содержание, которое, в свою очередь, обуславливает выбор методов, форм и средств обучения. Учебный процесс дает высокие качественные результаты, если при его планировании, организации, регулировании в полной мере учитываются эти связи и вытекающие из них принципы обучения.

Для эффективного функционирования учебного процесса необходимы определенные условия: учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства и др.), учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный и температурный режим), морально-психологические (моральный комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучаемыми и пр.)


  • Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями, навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, фактов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий.

  • Учение – это система познавательных действий обучающихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач, в процессе которых обучаемые приобретают определенную систему знаний, овладевают умениями, навыками и компетенциями.


6. Заключительные положения


6.1. Положение утверждено ректором института.

6.2. Положение регистрируется у специалиста отдела качества

6.3. Изменение положения производится по предложению руководителя подразделения и должностных лиц, согласовавших положение. Предложения представляются специалисту отдела качества в произвольном письменном виде. Специалист отдела качества готовит проект приказа о внесении изменений и дополнений.

6.4. После согласования, изменения в положение вносятся специалистом отдела качества.


<< предыдущая страница