litceysel.ru
добавить свой файл
1
Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия.



Цели:

1) помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала;

2) создать условия для:

— применения ранее полученных знаний и умений в оценивании плодородия почв в сочетании с новыми сведениями о почвах;

— изучения понятий «механический состав» и «структурная почва»;

-- изучения условий поддерживания плодородия почв;

— выяснения влияния системы земледелия на плодородие почв;

— выявления важнейших средств охраны почв и влияния на почвы хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

усвоение знаний по теме;

— формирование умения делать выводы по итогам разных и видов деятельности на уроке.

Оборудование: почвенная карта России, таблица «Мелиорация земель», презентация «Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия почв», мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Мое отношение к состоянию почв в нашей стране» (см. Приложение), цветные бумажные полоски (красные и зеленые).


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Повторение. Проверка домашнего задания.

Географический диктант (кратко ответить на вопросы).

— Тип почв, промываемых с малым содержаниём гумуса, имеющих горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые.)

— Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)

— Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)

— Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)

— Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)

— Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)

— Органическое вещество почвы. (Гумус.)

— Цвет почвы сухих степей. (Каштановый.)

— Засоленные почвы. (Солончаки.)


— Какими являются почвы Чувашской Республики? Почему? (Подзолистые, дерново-подзолистые, чернозёмы на юге республики.)


III. Объявление темы урока и совместная с обучающимися постановка целей урока.


VI. Рефлексия.

Учитель:
Выразите ваше отношение к почвам нашей страны. На лист бумаги (см. Приложение), который лежит у вас на столе, в колонке «В начале урока» прикрепите соответствующую цветную полоску: «Я спокойно отношусь к использованию почв в нашей стране» — зеленую; «Я тревожусь за состояние почв в нашей стране» — красную.


V. Изучение нового матерала

1. Объяснение учителя (по ходу объяснения, обучающиеся делают краткие записи в тетради).

Главное свойство почвы — плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой. Плодородие почв зависит от механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д. Механический состав почвы — это соотношение в ней твердых минеральных частиц разного размера: песка, глины, ила, пыли и т.д. Почва — это смесь разных частиц: 1 мм мелкозем, крупнее 1 мм — скелет почвы. По соотношению частиц, слагающих почву, они подразделяются на глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные, приставка «су» указывает на неполное содержание в смеси глинистых или песчаных частиц. Песчаные и супесчаные почвы называют легкими, глинистые и суглинистые — тяжелыми, из- за различной водопроницаемости. Почвенные частицы, склеенные в устойчивые комочки или агрегаты разной величины и формы, называют структурой почвы. Между комочками, этих почв находится множество пустот — пор, по которым влага проникает внутрь и прочно там удерживается. В порах присутствует воздух, обеспечивающий кислородом корни растений и участвующий в процессе разложения органических веществ. Агротехнические мероприятия по улучшению почвы: распашка, боронование, внесение удобрений, внедрение сево- оборотов. Механическая обработка — распашка, в процессе которой пахотный горизонт приходит в комковатое содержание. Такая обработка почвы улучшает ее структуру, регулирует водный и воздушный режим, уничтожает сорняки. В настоящее время в стране не осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия. Обрабатываемые почвы заметно снизили своё плодородие, и его необходимо поддерживать, чтобы получать необходимые результаты. Потребности в получении сельскохозяйственной продукции с каждым годом возрастают. В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумного) использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.



2. Работа с учебником.

Проанализировать рис. 60 «Основные виды сельскохозяйственной мелиорации» и сделать вывод: какие виды мелиорации на более характерны для Чувашской Республики? Прочитать текст в стр. 97 к рис. 60 «Мелиорация земель в России» и сделать вывод карте о причинах размещения данных видов мелиорации. Проанализировать рис. 59 «Причины эрозии почв» и сделать вывод о причинах размещения зон возможного проявления эрозии.


3. Закрепление изученного материала.

Сделать выводы по изученному материалу и кратко записать их в тетрадь.

• Для разных почв и в разных климатических условиях при возделывании разных культурных растений приемы и способы обработки должны быть различны.

• В засушливых районах необходимо бороться за накопление и сохранение в почве влаги; в районах с повышенным увлажнением — наоборот, бороться с ее избытком.

• Правильная обработка почвы включает в себя разнообразные приемы (распашку, боронование, внесение удобрений, внедрение севооборотов).

• Почва — важнейший природный ресурс, который при длительном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается.

• Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.

• Почвы нуждаются во внесении удобрений, использовании оптимальной агротехники.

• Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии (ветровой, водной).

• Только при соблюдении этих условий человек может рационально использовать все заложенные в почву ресурсы плодородия.

VI. Итог урока.

Вопросы учащихся друг другу (Что нового мы сегодня узнали на уроке? Могут ли эти знания нам пригодиться в жизни?).


VII. Домашнее задание.

§ 16-17, устно — вопросы и задания на стр. 95, 98. Подготовиться к обобщению по теме «Почвы — национальное достояние страны».

VIII. Рефлексия.

Изменилось ли ваше отношение к проблеме состояния почв нашей страны после изучения темы «Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия»? Приклейте соответствующего цвета полоску в колонку «В конце урока»: «Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране» — зеленый цвет, «Я тревожусь за состояние почв в нашей стране» — красный цвет.