litceysel.ru
добавить свой файл
1
Пояснительная записка



Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:


  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;

  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта для 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.

Данная рабочая программа рассчитана на 34часов..

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Содержание обучения, требования к знаниям, умения и навыкам по музыке полностью соответствуют авторской программе « Музыка» под руководством Г.П. Сергеева , Е.Д. Критская , Т.С. Шмагина. Программа « Музыка 5-7 класс» под руководством Г.П. Сергеева , Е.Д. Критская , Т.С. Шмагина. Оснащена УМК.



Календарно –тематическое планирование



Разделы и темы


Кол-во часов

Дата

Оборудование и содержание

I


«Особенности драматургии сценической музыки»



17

По плану

По факту

1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


1.1.


Классика и современность

1







1.2.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

1







1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

3. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».


4. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


1.3.

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

1







1. Песня Вани «как мать убили» из I действия.

2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.

3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.

5. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

6. Хор «Славься» из эпилога оперы.

7. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

1.4.

. Героическая музыка в русской музыке.

1







1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога.

2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия.

3. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».

1.5.

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

1







1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

2. «Половецкие пляски» из II действия.

3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы.

4. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


1.6.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

1







1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.

2. Вступление к первому действию.

3. Хор «Стон русской земли» из I действия.

4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


1.7.

Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.

1







1. «Плач Ярославны».

2. «Молитва».

3. Б.Окуджава «Молитва».

4. Крылатов Е. «Будь со мной».

5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».

1.8.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1







1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.

2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.

3. Кант «Виват».

4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

5. Хор «Славься» из эпилога оперы.

6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».


1.9.

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

1







1. Гершвин Д. «Хлопай в такт».

2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».

4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары».

5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».


1.10

«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

1







1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена».

4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».

1.11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

1







1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».

4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен».

5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».

1.12


Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо.

1







1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

2. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…».

3. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия.

4. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».

1.13

Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.

1







1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита».

2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания».

3. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио».

4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

5. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».




1.14

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

1







1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».

2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».

3. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».

4. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».


5. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».


1.15

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

1







1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

1.16-


1.17



Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».


Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».



1


1







По выбору учителя:

  1. Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».

  2. Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание».

  3. Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал».

4. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».













Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

Оборудование и содержание

По плану

По плану


I

Особенности

дрматургии

каменойи симфонической музыки»



17











2.1.


Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

1







1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.

2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».

4. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

2.2.

Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

1






1. Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А.


2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».

3. Шуберт Ф. «Аве, Мария».

4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2».

5. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».


2.3.

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1







1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.

2. Мендельсон Б. «Песня без слов».

3. Рахманинов С.В. «Прелюдия».

4. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

5. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

6. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

2.4.

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

1







1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».

2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».

4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

5. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

2.5.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

1







1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».


2.6.

Сюита в старинном духе А. Шнитке.


1







1. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».


2.7.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.

1







1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».

3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».



2.8.


Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

1







По выбору учителя:

1. Прокофьев C.C. «Соната №2».

2. Моцарт В.А. «Соната № 11».

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».


2.9.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.

1







По выбору учителя:

1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»).

2. Моцарт В.-А. «Симфония №40».

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».


2.10.

Симфония №5 Л. Бетховена.


1







1. Бетховен Л. «Симфония №5».

2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».


2.11.

Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

1







По выбору учителя:

1. Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»).

2. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»).

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».


2.12.


Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.

1







По выбору учителя:

1. Чайковский П.И. «Симфония №5».

2. Калиников В. Симфония №1.

3. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».



2.13.

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича

1







1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.

2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

2.14.


Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1







1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».


2.15.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1







1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».


2.16.

«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

1







1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».

2. Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».

2.17.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1







Музыка по выбору учителя и учащихся.