litceysel.ru
добавить свой файл
1
Пояснительная записка



В основе курса - программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения рассуждения на ос­нове прочитанного текста: теория и практика». - Волгоград: Учитель, 2008, адаптированная к потреб­ностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки обучающихся.

Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять получен­ные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.

Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и пись­менной монологической речи.

Цели данной программы:

• научить учащихся создавать устное и письменное высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

• подготовить учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку;

• оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

• способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах.

Теоретической основой данного курса являются:

• лингвистический, стилистический анализ текста;

система языковых понятий;

• различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия.

Принципы, на которых базируется программа:

• учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;


• уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• комплексный подход при разработке заданий;

• вариативность содержания и форм проведения занятий;

• научность, связь теории и практики;

• систематичность и последовательность;

•активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

• технология исследовательской деятельности учащихся;

• технология проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в ре­зультате обучения по данной программе ученик:

• овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

• способен работать над разнообразной информацией;

•может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

• способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Ос­новное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельно­сти, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, тексте, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навы­ков понимания и анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по на­писанию собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, ритори­кой.

При отборе материала учитывались возрастные интересы учащихся, перспектива их развития.


Учебно-тематический план



Темы занятий

Всего

час.

Лекц. занят

Практ. занят

1.

Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ

1

1




2.

Основные аспекты анализа текста

2

1

1

3.

Определение позиции автора

1




1

4.

Формулирование собственной позиции и подбор аргументов

2

1

1

5.

Композиция сочинения

1

1


6.


Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

1




1

7.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы

1




1

8.

Анализ текста публицистического стиля

2




2

9.

Обучающее сочинение по тексту публицистиче­ского стиля

1




1

10.

Рецензирование творческой работы товарища

1




1

11.

Классификация грамматических и речевых оши­бок. Редактирование текста

2

1

1


12.

Практикум написания сочинения-рассуждения

4/3




4/3







18/17

5

13/12


Планируемый результат


В результате обучения ученик должен


иметь представление:

• о коммуникативной функции языка;

• о литературном языке как основе художественной литературы;

• о языковых нормах и их признаках;


знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки;

• особенности жанра рассуждения;

• признаки текста и его функционально смысловые типы;

• основные нормы русского литературного языка;


уметь:

• различать стили речи;

• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;

• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фак­там и явлениям окружающего мира;

• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения тек­ста;

• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и ре­дактировать текст;


• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


Примерное календарно-тематическое планирование




Темы занятий

1 полугодие

2 полугодие

1.

Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ

4.09.10

15.01.11

2.

Основные аспекты анализа текста

11.09.10

22.01.11

3.

Практикум. Анализ текста (структура композиция)

18.09.10

29.01.11

4.

Определение позиции автора

25.09.10

5.02.11

5.

Формулирование собственной позиции и подбор аргументов

2.10.10

12.02.11


6.

Практикум. Формулирование собственной позиции и подбор аргументов

9.10.10

19.02.11

7.

Композиция сочинения

16.10.10

26.02.11

8.

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

23..10.10

5.03.11

9.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы

30.10.10

12.03.11

10.

Практикум. Особенности публицистического стиля

13.11.10

19.03.11

11.

Практикум. Анализ текста публицистического стиля

20.11.10

2.04.11

12.

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля


27.10.10

9.04.11

13.

Рецензирование творческой работы товарища

4.12.10

16.04.11

14.

Классификация грамматических и речевых ошибок

11.12.10

23.04.11

15.

Практикум. Редактирование текста. Устранение речевых и грамматических ошибок

18.12.10

7.05.11

16, 17.

Практикум. Написание сочинения-рассуждения

25.12.10

14.05.11,21.05.11



Примечание: во втором полугодии 1 час - резервный, может быть использован для практикума по написанию сочинения


Литература:


Кобзарева Л.А. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика: элективный курс. 9 класс. - Волгоград: Учитель, 2008

Богуславская Н.Е., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. - Екатеринбург: Сократ, 2002

Губернская Т.В. Русский язык: Анализ текста. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. - М.: Эксмо, 2007

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2005

Любичева Е.В. ЕГЭ - 2009. Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2009

Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. - М.: ACT: Ас-трель, 2009