litceysel.ru
добавить свой файл
1
Пояснительная записка к конспектам уроков по формированию информационной культуры личности.


Представленные конспекты уроков построены в технологии развития критического мышления в рамках базовой модели «вызов - осмысление содержания - рефлексия». В настоящее время данная модель считается инновационной. Она представляет первый опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащий процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Принятие информации происходит в процессе кропотливого осмысления. При этом важно осмысление не только самой информации, но и собственных действий, их соотнесение с известными образцами и принятие на этой основе решения о выборе оптимального пути. Тот факт, что существует такая категория, как «активно сконструированное знание», являющееся итогом рефлексивного поиска, имеет значение для конструирования урока.

Т. о. данная технология


  • формирует самостоятельность мышления;

  • вооружает способами и методами самостоятельной работы;

  • дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;

  • позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты урок.


Издательский дом

(проектная деятельность учащихся в библиотеке) Цель: познакомить учащихся со структурой книги, ее элементами, оформлением, справочным аппаратом для того, чтобы учащиеся могли сами создать продукт своей деятельности, максимально отвечающий требованиям к его структуре; развивать аналитические способности; воспитывать чувство коллективизма.

1 .Сообщение цели занятия. 2.Мозговой штурм:

-Что такое папирус?

-Какие материалы люди использовали для письма? -Что такое клинопись?

-Назовите самую большую библиотеку Др. Египта? -Когда и кем был создан печатный станок? -Кто является основателем книгопечатания на Руси? -Как звучит сегодня пословица «Прочитать книгу от доски до доски»? З.Вспомним историю книги (работа в группах). Задания на карточках. 1.Первая попытка создания книги:


а) узелковое письмо,

б) каменная книга,

в) глиняная книга.

2.Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала состояла

а) из глиняных книг,

б) из папирусных свитков.

3.Сохранились с древнейших времен до нашего времени

а) глиняные книги,

б) папирусные свитки,

в) берестяные грамоты.

4. Какие книги были прикованы цепями

а) из пергамента,

б) из глины.

5.В Др. Египте для письма использовали

а) бамбук,

б) папирус,

в) шелк.

6. В Древнем Китае для письма использовали

а) бересту,

б) восковые дощечки,

в) бамбук, шелк.

4.Слово библиотекаря об оформлении книг в древности на Руси, о сохранении традиций в современном книгоиздании. (Просмотр видеофильма -Змин.)

5.Беседа о структуре современной книги ( использую презентацию А.В.Булкиной «Структура книги»)

А) Элементы книги: обложка.Переплет. Суперобложка.

Б) Оформление книги:

Формат издания. Заставка. Буквица. Шрифт.

Иллюстрация. Концовка. В) Справочный аппарат книги:

Оглавление. Предисловие. Аннотация

Содержание. Послесловие.


Примечания. Указатели.

Комментарии.


6.Закрепление полученных знаний. Игра «Найди себя в структуре книги».

(Дети получают карточки, на которых даны слова из перечисленных выше терминов. На столах таблички « Элементы книги», «Оформление книги», «Справочный аппарат книги». Нужно собрать составляющие данное понятие

термины.)

7.Создание проекта собственной книги.

А) Подготовительный этап.

Определение детей в группы.

Б) Распределение ролей:

-каллиграф (пишет текст),

-миниатор (рисует миниатюры),

-рубрикатор (раскрашивает),

-мастера книжного дела (создают макет книги) и др.

8.Подведение итога, рефлексия.


Тема: Поиск информации и его виды.
Адресный поиск. 1час.
Цель:
дать представление об основных типах информационно-поисковых задач, ввести
понятия «адресный поиск», Познакомить с элементами адресного поиска-
библиографическим описанием. Выработать навык информационного запроса, выполняя
адресный поиск.


Ход урока

Организация работы

На доске записана тема

урока.

Сообщение темы урока.

1 .Стадия вызова.

Организационная часть урока.

- Тема: Поиск информации и его виды.

Вопросы:

-Что включает в себя понятие «поиск информации» или

«информационный поиск»?

(«мозговой штурм») Обсуждение

(ответы оформляем в виде кластер-схемы)

Обычно выделяют три типа информационно-поисковых

задач(запросов), с которыми читатель приходит в

библиотеку:

  • Адресный - поиск определенного документа, о котором известны некоторые данные (автор, название и др.);

  • Тематический - поиск информации (общей или частной, фундаментальной или актуальной) о предмете исследования в определенном аспекте;

  • Фактографический - поиск определенных сведений (фактов) о предмете исследования (объекте, персоне).

Обобщение

2.Осмысление содержания

Работа в группах. 1 группа: 2группа:

Цель: сформировать представление об основных типах информационно-поисковых задач, ввести понятия «адресный», «фактографический» и «тематический» поиски и выработать алгоритмы их выполнения.


Адресный поиск. Вам необходимо взять книгу в библиотеке.

-Какие вопросы вы должны задать самому себе, прежде чем приступить к поиску? Задание:

-Найдите учебники литературы для 7кл. белого и красного и черного цвета. В чем их отличие?

-Вам необходимо взять в библиотеке книгу Джона Джойса «Отныне и вовек». Библиотекарь подает книгу Джона Джойса «Сегодня и всегда». Вы ее возьмете? Это то, что вам нужно?


З группа: Обсуждение .

-Вам необходимо взять рассказ И.С.Тургенева «Бирюк». Отдельного издания вы не нашли. Как действовать дальше?


Лекция
Презентация «Алгоритм поиска. Алфавитный каталог» (из разработок творч. группы под руководством И.В.Дейнека) Адресный поиск - это потребность в конкретном документе, то есть возможность узнать есть или нет в данной библиотеке тот или иной документ и найти его по имеющимся данным.

Как можно найти тот или иной документ, в библиотеке не
зная его данных. В поиске нам должны помочь
«паспортные данные» документа.


Что это такое? Прежде чем приступить к изучению «паспортных данных», предлагаю заняться практической работой. (Карточки с библиографическим описанием). А это - библиографическое описание документа - его «паспорт», он помогает осуществить поиск информации в библиотеке.

Наша задача - научиться читать и составлять библиографическое описание документа. Библиографическое описание основная и обязательная часть любой библиографической информации, б/ф записи. Оно состоит из ряда элементов, характеризующих источник информации. (Заголовок текст б/ф описания) Библиографическое описание регламентируется государственным стандартом (ГОСТ 7.80-2000)и является одинаковым для библиотек всех видов. Каждая область описания отделяется друг от друга (.-) Основным источником сведений для составления библиографического описания является титульный лист документа, обложка, переплет, выпускные данные . (Карточки для практического задания в кн.Т.М.Кашурниковой «Чудо, имя которому книга». Какие вопросы вы должны задать самому себе, прежде чем приступить к поиску?


Запись в виде плаката:


  1. Точно ли я знаю имя автора, название документа?

  2. Правильно ли я записал? Как они еще могут писаться?

  3. Может ли быть другой вариант названия?

  4. Что мне еще известно об этом документе(жанр, год выпуска и т.п.)

  5. Может ли искомое произведение оказаться частью документа (сборника, например), а не отдельным документом (изданием)?

Рефлексия