litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ РУКОПИСИ


К ИЗДАНИЮ


Самара


Самарский государственный технический университет

2010







ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ РУКОПИСИ

К ИЗДАНИЮ


Самара


Самарский государственный технический университет

2010

УДК 002.2(75)

П68


П68 Правила подготовки рукописи к изданию: метод. указания / Сост.
Е.С. Захарова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. – 44 с.


Изложены общие требования по оформлению рукописей учебных и научных работ, издаваемых в Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения рукописи, правила размещения текста на странице. Приведены образцы оформления отдельных элементов рукописи.


УДК 002.2(75)

П68


Е.С. Захарова, составление, 2009

Самарский государственный

технический университет, 2009

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие значительно выросла роль вузовских издательств. Если раньше круг выпускаемой литературы был строго ограничен по видам изданий, объемам и тиражам, то в настоящее время план издания формируется не только на основе учебных программ и планов, но и исходя из потребительского спроса на издание.


Центральные издательства, которые ранее обеспечивали учебниками общеобразовательные и специальные курсы вузовской программы, в настоящее время в основном перешли на выпуск неучебных видов литературы. Поэтому основной объем выпуска учебников и учебных пособий в настоящее время приходится на вузовские издательства.

Методическое руководство издательской деятельностью в СамГТУ осуществляет редакционно-издательский совет (редсовет). В его функции входят контроль качества издаваемой учебной литературы, содействие руководству университета в совершенствовании и развитии издательской деятельности.

Текущая работа редсовета осуществляется его членами, ответственными за конкретные тематические направления (представителями факультетов), которые формируют план издания по этим направлениям, проводят экспертизу рукописей, формируют заключения о целесообразности издания, решают различные спорные вопросы.

Весь организационно-технологический процесс по изданию учебной литературы в университете осуществляет редакционно-издательский отдел (РИО), который проводит редакционную обработку рукописи, готовит ее к полиграфическому производству.

Цель данных методических указаний – определить порядок подготовки и издания учебной литературы в СамГТУ, а также помочь авторам, редакторам, членам редсовета и другим участникам издательского процесса в выпуске качественной по всем параметрам литературы, в полной мере обеспечивающей учебный процесс.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ

УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ – учебное издание, содержащее систематизированные научно-теоретичес-кие сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-теоретичес-ких изданий являются учебник и учебное пособие.

Учебникучебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (оформляется так же, как учебное пособие).


Учебное пособиеучебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.

Тема учебного пособия отражается в его заглавии. Существует несколько критериев написания заглавия: точность, ясность, простота, краткость, информативность, исключение двусмысленности, употребления нераскрытых аббревиатур и терминов, которые только еще предстоит объяснить в самом пособии.

Логический план всего учебного пособия строится таким образом, чтобы переход от простого материала к более сложному и от известной информации к новой совершался последовательно, чтобы одно утверждение вытекало из другого. Для этого необходимо правильно разработать структуру пособия, а именно тщательно продумать рубрикацию, т.е. систему заголовков, приемы нумерации и литерации.

Объем учебного материала должен быть четко разделен на части, разделы, главы, параграфы.

В учебном пособии недостаточно ограничиваться перечнем вопросов к разделу или списком литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы. В нём должен присутствовать полный аппарат обучающих знаний, включающий аппарат организации усвоения материала (вопросы, задачи, упражнения, тесты); аппарат ориентировки (предисловие, примечания, заключение, оглавление, библиографические материалы, приложения, списки сокращений и условных обозначений, рубрикации и шрифтовые выделения); аппарат издания в целом (титульный лист, оборот титульного листа, аннотация и выходные сведения).

В пособиях, издаваемых университетом, практически отсутствует предисловие. Его путают с введением. Введение не является аппаратом издания, а предисловие – это структурный элемент аппарата, вводная часть издания (см. ниже).

Обязательными элементами пособия должны быть заключение и выводы. Выводы учат студентов понимать логику развития дисциплины, вырабатывают у обучаемых способности к обобщению, выявлению главного. Заключение должно содержать обобщения, рекомендации по дальнейшему овладению дисциплиной, которые ориентируют обучаемых на перспективные направления развития рассмотренных проблем.


Разновидностями учебных пособий являются: учебные пособия по части курса (частично освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций).

Курс лекций – учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Конспект лекцийучебно-теоретическое издание, в компактной форме от­ражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ – издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидностями учебно-практических изданий являются практикумы, хрестоматии.

Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы).

Сборник упражнений – учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний.

Сборник задач (задачник) – учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, за­креплению пройденного материала и проверке знаний.


Лабораторный практикум – учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ – учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-методических изданий являются методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных рaбoт.

Методические указания по изучению курса – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовки к проверке знаний.

Методические указания по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ – учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы.

УЧЕБНО-СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ – учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Основными разновидностями являются толковый словарь, учебный терминологический словарь, учебный справочник.

Учебный толковый словарь – учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значения слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка.

Учебно-терминологический словарь – учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения).


Учебный справочник – учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренных учебной программой, помогающие изучению и усвоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной характер.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ИЗДАНИЕ – учебное издание, включающее в себя материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него.

Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являются альбомы и атласы.



1.2. НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Основные виды научных изданий: сборники научных трудов, материалы конференций, семинаров, симпозиумов, тезисы докладов научных конференций, монографии т.д.

Сборник научных трудов – издание, составленное из научных статей, содержащих ранее не опубликованные результаты исследований. Каждый сборник, как правило, содержит труды по одному тематическому направлению.

Материалы конференций, семинаров – издание, содержащее полные тексты докладов, обзоры по секциям, пленарные доклады, проходившие на указанных мероприятиях.

Тезисы докладов научных конференций – издание, содержащее опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты и сообщения).

Монография – научное издание, которое всесторонне исследует определенную тему или проблему и подводит итог ее разработки в науке одним или несколькими учеными и специалистами. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, сносками и т.п.


2. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ИЗДАНИЙ

Официальное утверждение издания в качестве конкретного вида (учебник, учебное пособие) требует получение грифа (в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»).

Гриф может быть ведомственным (Минобразования РФ), учебно-методического объединения (УМО), научно-методи-ческого совета (НМС) или редакционно-издательского совета СамГТУ.

В настоящее время существуют три уровня учебного книгоиздания, требующие получения грифа определенного вида.

Первый уровень – базовые учебники и учебные пособия по гуманитарному, социально-экономическому, математическому, естественнонаучному и общепрофессиональному циклам дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Учебным изданиям этого уровня присваивается гриф Минобразования РФ или другого федерального органа управления РФ.

Второй уровень – учебники и учебные пособия по многоконтингентным специальным дисциплинам высшего образования, а также по курсам регионального характера и на языках народов России.

Учебным изданиям этого уровня присваивается гриф УМО или НМС.

Третий уровень – пособия по малоконтингентным специальным дисциплинам и спецкурсам.

Учебным изданиям этого уровня присваивается гриф редсовета СамГТУ в формулировке «Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ».

В учебниках и учебных пособиях гриф является обязательным элементом титула.

3. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ РУКОПИСИ

План издания составляется на текущий календарный год и формируется следующим образом.


  1.  Кафедры до 15 января текущего года подают в РИО план издания учебно-методических материалов с учетом квот в печатном и электронном виде. Форма плана издания приведена в прил. 1.
  2.  Объем плановых работ по кафедре определяется согласно квоте, утвержденной редакционно-издательским советом. На работы, издаваемые сверх квоты, оформляется заказ на оплату из внебюджетных средств.


  3. Подготовленная к изданию согласно приведенным ниже требованиям и подписанная автором (авторами) рукопись сдается в редакционно-издательский отдел (печатная и электронная версии).

Вместе с работой необходимо предоставить следующий комплект документов:

3.1. Выписка из заседания кафедры, в которой указываются автор работы, название, статус подготовленной рукописи, направление, специальность, категория круга читателей, а также выносится обоснованное заключение о необходимости присвоения ISBN (для учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, практикумов, задачников, монографий, сборников научных трудов). Если работа выполнена не по профилю кафедры, она должна сопровождаться выпиской из протокола заседания профилирующей кафедры о рекомендации к изданию.

3.2. Две рецензии: первая – для всех видов изданий (предоставляется специалистом – работником СамГТУ), вторая – для учебников, учебных, учебно-методических пособий, практикумов, задачников, монографий, сборников научных трудов (подготовленная специалистом, который назначается методическим отделом). Методический отдел оставляет за собой право направлять рукописи на дополнительное рецензирование.

3.3. Титульный лист с разрешительными подписями (прил. 2).

Для получения виз необходимо представлять полный комплект документов вместе с электронной версией рукописи.

4. Рукопись в порядке очередности поступает редактору, осуществляющему редакторскую и корректорскую правку. Правке подвергается электронный вариант рукописи.

5. При обнаружении структурных, логических, смысловых погрешностей, стилистических ошибок, правка которых требует присутствия автора, автор приглашается в РИО для согласования правки. Правка вносится в электронный вариант рукописи в присутствии автора. В случае непригодности рукописи к обработке (грубые нарушения структуры, крайняя небрежность оформления, невычитанный сканированный текст, отсутствие логики изложения, сбитая нумерация рисунков, таблиц, формул) рукопись возвращается автору на доработку.


6. Далее рукопись передается верстальщику, выполняющему компьютерную верстку (верстка – внешнее оформление рукописи согласно типографским стандартам: задание определенного шрифта, полей, иерархии заголовков, номеров страниц, единообразное оформление глав, размещение рисунков и подрисуночных подписей, группировка страниц в виде брошюры и т.п.).

7. Сверстанная работа выводится на принтер.

8. Отпечатанная работа поступает к выпускающему редактору, который просматривает ее на предмет выявления погрешностей печати и осуществляет окончательный выходной контроль.

9. Готовая работа (оригинал-макет) выдается автору на руки.

10. Перед сдачей в типографию автор просматривает оригинал-макет; в случае необходимости сделать какие-либо поправки обращается в РИО.

11. Полностью выверенная работа сдается автором в типографию для печати тиража.

Следует обратить внимание авторов на следующие технические моменты прохождения рукописи:


  1. Текст должен быть набран в программе WORD-3 (тексты, набранные в программах WORD-7 и OPEN-OFFICE, в РИО не принимаются).

  2. Особое внимание следует обратить на соответствие электронной версии той рукописи, что представлена на бумажном носителе. Изготовление оригинал-макета из несоответствующего варианта рукописи влечет за собой повторное прохождение всех этапов ее подготовки.

  3. В случае включения в рукопись текстов, полученных через сканирование и распознавание печатных источников, такие тексты должны быть внимательно вычитаны автором на предмет выявления ошибок распознавания.

  4. С того момента, как рукопись поступила на правку к редактору, все исправления, которые автор посчитал нужным сделать, вносятся только в тот электронный вариант, который находится на правке у редактора.
  5. После окончания верстки исправления не принимаются (за исключением тех, что допущены в процессе прохождения рукописи через РИО).


  6. В случае выявления необходимости такой авторской правки, которую невозможно сделать на месте (если она требует обращения к специальной литературе, к соавторам, сверки с другими вариантами рукописи и т.д.) автору выдается оригинальный текст рукописи на бумажном носителе. Именно на бумажный носитель автор вносит необходимые правки. С бумажного носителя редактор переносит авторские правки в тот электронный вариант, который находится у него в работе. Внесение автором правок в оригинальный электронный вариант не имеет смысла.

4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ


Текст работы представляется в РИО в двух версиях – электронной и на бумажном носителе.

Электронная версия рукописи издания должна полностью соответствовать авторскому текстовому оригиналу и может быть передана в РИО на следующих носителях:

  • USB Flash Drive (скопирована на компьютер РИО);

  • CD-R, CD-RW.

Электронный носитель может быть возвращен автору по его желанию после выхода в свет тиража издания и до окончания календарного года.

Электронная версия работы должна быть представлена в виде файла Microsoft Word. В меню «Параметры страницы» следует задавать «Обычный» вид страниц, ни в коем случае не «брошюра».

Текст должен быть набран в формате А4 (210297 мм) шрифтом гарнитуры Times New Roman, размер шрифта №16.

Размеры полей:

  • левое – 25 мм;

  • правое – 15 мм;

  • верхнее – 20 мм;

  • нижнее – 20 мм.

Межстрочный интервал: множитель 1,2.

Абзацный отступ: 10 мм.

5. ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕКСТА НА СТРАНИЦЕ

Заголовки набираются шрифтом того же размера, что и текст, но прописного полужирного или строчного полужирного начертания с учетом соподчиненности разделов. Разбивка заголовка на строчки должна быть осмысленной, логически правильной, без переносов. Заголовки располагаются по центру или с выключкой вправо или влево. Отбивка заголовка от текста должна быть больше над заголовком и меньше – под ним. Необходимо придерживаться единой системы расположения однотипных и однозначных заголовков на протяжении всей работы.


Рисунки могут располагаться на странице по-разному:

– в разрез, т.е. текст над и под рисунком, если ширина рисунка равна или чуть меньше ширины полосы набора;

– в оборку, если рисунок по ширине меньше или равен половине ширины текстового набора, т.е. текст как бы обтекает рисунок. При этом рисунок должен располагаться всегда по внешнему полю, т.е. на четной странице с левой стороны, на нечетной – с правой.

Необходимо соблюдать принцип единообразия верстки однотипных рисунков и таблиц на протяжении всего издания.

Подрисуночные подписи. Подрисуночная подпись набирается шрифтом того же начертания, что и текст, но на размер мельче, строго на формат иллюстрации, и ставится под ней.

Экспликация (пояснения надписей и обозначений на рисунке) набирается мельче на два размера, чем основной текст, или на один размер мельче подрисуночной подписи.

Последняя строка в подрисуночной подписи располагается по центру.

Подрисуночная подпись не должна быть сгруппирована с самим рисунком.

Пример оформления рисунков








Р и с. 1. СВС-реактор фильтрационного типа:

1 – корпус; 2 – рубашка водяного охлаждения; 3 – шихта гранулированная; 4 – система зажигания; 5 – верхняя крышка; 6 – нижняя крышка со штуцером; 7 – фильтр; 8 – углеткань

Р и с. 2. Результаты расчета характеристик оптимального по быстродействию процесса приближенным методом конечномерной аппроксимации модели объекта:

1  ; 2  ; 3  ; 4 


Вспомогательный текст – текст на обороте титульного листа, внутри таблицы, контрольные вопросы, библиографический список, примечания, сноски, оглавление (содержание) – набирается шрифтом на размер мельче, чем основной текст.

Таблицы как вспомогательный материал набираются шрифтом на размер мельче основного текста.

Над таблицей размещаются нумерационный и тематический заголовки. Слово Таблица... набирается курсивом, на размер мельче основного шрифта, и выравнивается по правому краю таблицы. Тематический заголовок таблицы набирается полужирным строчным шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но на размер меньше, и располагается, как правило, посередине.

Таблицы должны быть закрыты тонкими (светлыми) линейками со всех сторон.


Пример оформления таблиц


Таблица 1 

Влияние размера гранул на газопроницаемость

Размер гранул, мм

Длина заряда, мм

Перепад давления, мм вод. столба

Объем

газа, дм3

Время

фильтрации, с

Коэффициент газопроницаемости, пм2

5,0-6,0

70

3

1

32

1000

1,5-2,0

60

4

1

31

800

0,2-0,5


53

170

1

32

25


Формулы набираются в формульном редакторе Microsoft Equation 3,0. Математические и химические однострочные формулы набираются шрифтом того же размера, что и основной текст. Двухуровневые формулы (дроби) набираются шрифтом на размер мельче. Латинские буквы набираются курсивом, греческие и русские – прямым шрифтом.

Тригонометрические функции набираются прямым шрифтом, а не курсивом.

Формулы могут располагаться как в строке с текстом, так и на отдельной строке.

Нумерацию заключают в круглые скобки и располагают справа от формулы в конце строки (шрифтом основного текста).

Нумерация формул. Сквозная нумерация формул применяется в небольших работах, где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул. Двойная нумерация формул применяется при делении текста на главы и параграфы – в тех случаях, когда такая нумерация используется и для других рядов: иллюстраций, таблиц. Сначала следует указать номер главы, затем поставить точку и привести номер формулы в данной главе. Например, (3.7) – 7-я формула в 3-й главе; (9.5) – 5-я формула в 9-й главе и т.д.

Нумерация страниц производится в автоматическом режиме через Вид – Колонтитулы. При наборе в ручном режиме номера страниц при верстке не сохраняют свое положение и попадают в основной текст! Номера страниц набираются шрифтом на размер мельче основного текста и располагаются, как правило, в конце страницы, посередине или к внешнему краю (т.е. слева на четной странице, справа – на нечетной). Отбивка от текста – в размер одной строки либо меньше.

Выходные сведения набираются шрифтом №9. Название работы выделяется полужирным шрифтом, фамилии авторов и составителей – строчным курсивом, прописным шрифтом, имя и отчество приводятся полностью. Фамилии рецензентов и редакторов набираются в разрядку (Формат – Шрифт – Интервал – Разреженный – на 2 пункта).


Выходные сведения располагаются в конце последней страницы, подчеркиваются тонкой (светлой) линейкой, под которой располагаются название и адрес университета, а также название и адрес типографии.

Двойные пробелы между словами в работе недопустимы. Устранение двойных пробелов производится в программе Microsoft Word последовательным выполнением команд ПравкаНайти – ввести в поле два пробела двумя нажатиями клавиши «пробел» – нажать вкладку «заменить» – ввести в поле один пробел одним нажатием клавиши «пробел» – Заменить всеОК – еще несколько раз нажать Заменить все, пока не появится надпись Произведено замен – 0. Из сказанного следует, что не имеет никакого смысла придавать заголовкам центральное положение на странице и делать абзацные отступы путем многократного нажатия клавиши «пробел». Редактор, в первую очередь уничтожив двойные пробелы, все эти усилия сведет на нет. Центральное положение заголовкам придается путем нажатия кнопки «Выравнивание по центру» на панели «Форматирование», абзацный отступ – путем задания значения абзацного отступа на вкладке Формат – Абзац (см. ниже). В других случаях, придавая тексту определенное положение на странице, следует использовать инструмент табуляции.

Переносы в словах расставляются после окончания набора текста последовательным выполнением команд в программе Microsoft Word: Сервис – Язык – Расстановка переносов – Автоматическая расстановка переносов – ОК. Следует иметь в виду, что при верстке материалов, в которых расстановка переносов выполнена вручную (принудительно), слова с переносами попадают в середину строки и принимают вид: «форму-ла», «све-дения» и т.п.

Вполне допустим набор текста вовсе без расстановки переносов (расстановка переносов будет выполнена специалистами РИО).


Списки формируются последовательным выполнением команд в программе Microsoft Word: выделить текст, который должен быть сформирован как список, с помощью левой кнопки мыши – нажать правую кнопку мыши – Список выбрать тип списка (маркированный, нумерованный) – выбрать тип нумерации или маркирования – ОК.

Абзацные отступы задаются после полного набора текста последовательным выполнением команд в программе Microsoft Word: выделить текст с помощью левой кнопки мыши – нажать правую кнопку мыши – Абзац Первая строка Отступ (задать значение в поле «на») – ОК.

Знаки препинания при формулах. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяются друг от друга точкой с запятой. Знаки препинания при формулах набираются в формульном редакторе Microsoft Equation одновременно с набором формул и помещаются непосредственно за формулами до их номера.

На формулы, находящиеся внутри системы уравнений, распространяются те же правила.

Правильно (знак препинания после каждой формулы):



Неправильно (знак препинания – общий для всей системы уравнений):

.

6. ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУКОПИСИ

Аннотация

Аннотация должна включать:


  • характеристику основной темы;

  • проблемы изучаемого предмета;

  • цели работы и ее результаты;

  • читательский адрес (на кого рассчитана работа).

Предисловие

Цель – объяснить, почему, по каким причинам читателю предлагается данное издание.

Предисловие, как правило, включает:
  • определение вида издания;


  • разъяснение цели издания, его назначения;

  • сравнение содержания издания с программой учебного курса, другими учебными и методическими изданиями по данному курсу (учебники, сборники задач и т.п.);

  • методику построения и изложения материала.

Введение

Главное требование – ввести в содержание темы, рассматриваемой в издании, вызвать интерес к ней, подготовить читателя к восприятию основной части издания. Введение может включать следующие компоненты.

Зачин, определяющий актуальность и значимость данного учебного издания.

Предметную (содержательную) характеристику издания, которая может быть:

  • теоретической (объект и предмет, методология, принципы, структура и особенности базовых понятий, место в системе наук);

  • исторической (краткий исторический обзор становления и развития, основные тенденции и достижения);

  • методической (особенности использования учебного издания, рекомендуемые последовательность, методы и формы изучения предмета).

Концовку – переход к основной части, в которой изложены структура и особенности преподнесения основной части издания, обусловленные тенденциями развития учебного предмета и задачами подготовки специалистов по данной специальности, формой обучения и т.д.

Заключение

Заключение может отражать следующее:

  • обобщение информации, изложенной в основной части учебного издания, с основными выводами;

  • рекомендации по дальнейшему изучению данной учебной дисциплины, круг самостоятельного чтения специальной литературы;

  • краткую характеристику основных нерешенных или труднорешаемых проблем;

  • прогноз развития рассматриваемого вопроса.

7. ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ1

Монография


Михайлов, А.И. Основы информатики / А.И.Михайлов, Самар. гос. техн. ун-т. – Самара, 2007. – 294 с. – ISBN – 5-201-14433-0.

Учебное пособие

Иванов, В.И. Деловые игры в машиностроении: учеб. пособие / В.И. Иванов. – 2-е изд. – Самара: СамГТУ, 2007.- 80 с. – ISBN – 5-93208-043-4.

Книга под редакцией


  1. Иванов, В.Я. Поэзия 20-х годов: сб. / В.Я. Иванов, Н.Н.Агафонова; под общ. ред. А.Г.Колпина; Самар. гос. техн. ун-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Самара, 2007. – 124 с. – ISBN- 5-95209-041-7.

  2. История России: учеб. пособие / В.Н. Быков [и др.]; отв. ред. В.Н. Сухов; Самар. гос. техн. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Самара; СамГТУ, 2007. – ISBN – 5-200-10656-5.

Диссертация

Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович.- М.,2002.-215 с.

Автореферат диссертации

Беловицкая, А.А. «Библиотека поэта» как серия: автореф. дис. … канд. филол. наук / Беловицкая Анна Александровна. – М., 2002. – 27 с.

Статья из журнала

Бражников. М.А. Стратегическое направление развития предприятий машиностроительного комплекса / М.А. Бражников, М.Е.Цибаева // Вестник СамГТУ. Сер. Технические науки. – 2007. – № 1(35). – С. 34-41.

Статья из газеты

Михайлов, С.А. Езда по-европейски: система платных дорог в России / Сергей Михайлов // Независимая газета. – 2002. – 17 июня.

Статья из сборника научных трудов

Дворянинова, Г.С. Комплимент: коммуникативный статус или стратегия в дискусе / Г.С. Дворянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронежский гос. ун-т. – Вып.1. –Воронеж, 2001. – С. 101-106.

Статья из материалов конференции

Иванова, А.А. Проблема воспитания в вышей школе / А.А.Иванова // Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26-27 апр. 2001 г.: [посвящ. 50-летию НГАВТ: материалы] / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск: НГАВТ, 2001. –157 с.


Описание ГОСТ

ГОСТ Р 51771-2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Вед. 2002-01-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов. 2001. – 27 с.

Авторское свидетельство

А.с. 1007970 СССР, МКИ 3 В 25 J15/00. Устройство для захвата неориентированных деталей типа валов / В.С. Ваулин, В.А.Кемайкин (СССР). – № 3360585/25-08; заявл. 23.11.81; опубл. 30.03.83, Бюл. № 12. – 2 с.

Депонированная работа

Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В.А.Разумовский, Д.А.Андреев; Ин-т экономического города. – М., 2002. – 210 с.

Патент

Пат. 21878888 Российская Федерация, МПК7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В.И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. – № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23. – 3 с.

Отчет о НИР

Проведение испытаний и исследований теплотехнических свойств камер: отчет о НИР / Всерос. науч.-исслед. ин-т; рук. В.А. Попов; испол. Н.П.Букова. – М., 2001. – 75 с.


Методические указания

Определение испытаний шероховатости поверхности с использованием профилограмм: метод. указ. / составитель И.Полякова. – Самара: СамГТУ, 2003. – 26 с.

Многотомные издания


  1. Гиппиус, З.Н. Сочинения: в 2 т. / Зинаида Гиппиус. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001. – 2 т. – (Золотая проза серебряного века). – ISBN 5-85647-056-7.

  2. Казьмин, В.Д. Справочник домашнего врача. – В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 503 с.

Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

8. ПЕРЕЧЕНЬ ГОСТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОРИГИНАЛОВ


  1. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и опреде­ления» (Дата введения 2004.07.01).

  2. ГОСТ 5773-90 «Издания книжные и журнальные. Форматы» (Дата введения 1991.07.01).

  3. ГОСТ 7.5-98 «Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов» (Дата введения 1998.07.01).

  4. ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования» (Дата вве­дения 1997.07.01).

  5. ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Дата введе­ния 2004.07.01).

  6. ГОСТ Р7.04-2006. «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления» (Дата введения 2007.01.01).



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПЛАН ИЗДАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________________Ф.И.О.

«_____»_________________2010 г.


П Л А Н

ИЗДАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

кафедрой «Наименование кафедры» в 2010 г.


№ п/п

Автор

Название

Объем

Тираж

Срок сдачи рукописи

Источник финансирования























СОГЛАСОВАНО:



Заведующий кафедрой ______________ Ф.И.О.

(протокол заседания № __ от ________)


Председатель методического

совета факультета ______________ Ф.И.О.

(протокол заседания № __ от ________)


Директор библиотеки _______________ С.А. Вельгер


Начальник методического отдела _______________ Е.А. Кузнец


Приложение 2

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ С РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМИ ПОДПИСЯМИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


К а ф е д р а «Наименование кафедры»


НАИМЕНОВАНИЕ РУКОПИСИ


Тип издания (учебное пособие, лабораторный практикум и т.п.)



Составители: должность, Ф.И.О.









УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________А.А. Пимерзин

«_____»_________________2010 г.


РАССМОТРЕНО:


На заседании кафедры (пр. № ___ от «__»_____2010 г.)


Зав. кафедрой


____________________Ф.И.О.

«_____»_________________2010 г.


На заседании методического совета факультета

(пр. № ___ от «__»_____2010 г.)


Председатель совета

____________________Ф.И.О.


«_____»_________________2010 г.



СОГЛАСОВАНО:





Директор библиотеки



_____________________С.А. Вельгер

«_____»__________________2010 г.







Начальник методического отдела

_____________________Е.А. Кузнец

«_____»__________________2010 г.



следующая страница >>