litceysel.ru
добавить свой файл
1
Предметная образовательная среда курса математики 5 класса


Потапко Н.Н. учитель математики Каменниковской средней общеобразовательной школы

С целью удовлетворения запроса современного общества – формировать личность с необходимым набором образовательных компетенций – школа создаёт условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся. Совокупность педагогических условий в современной образовательной реальности объединяют в понятие «образовательная среда». В настоящий момент времени происходит внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) второго поколения. Создание каждой школой информационно-образовательной среды это уже не нововведение, а одно из требований, которое предъявляет государство к учебному учреждению. В выстраиваемой иерархии информационно-образовательных сред всех уровней образования предметная информационно-образовательная среда является составляющей школьной информационно-образовательной среды. Предметную информационно-образовательную среду В. Дронов определяет как открытую педагогическую систему, сформированную на основе информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации, педагогических технологий, и направленную на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности [2]. Предметная информационно - образовательная среда может иметь принцип построения на основе полисредового подхода. Суть которого в том, что ПИОС состоит из совокупностей сред. Наиболее общей средой является информационная среда. На её фоне взаимодействуют три среды: среда взаимодействия участников образовательного процесса (субъектная среда), ресурсная и технологическая. Функционируя в единстве, они обеспечивают эффективное протекание образовательного процесса[5].

На основе общего понятия предметной информационно-образовательной среды сложилось представление, что можно рассматривать под информационно-образовательной средой курса математики. Предметная информационно-образовательная среда курса математики 5 класса - это реальность, возникающая в результате активной деятельности ученика по освоению математического содержания, и учителя, организующего и поддерживающего эту деятельность. Результатом обучения в условиях предметной информационно-образовательной среды должно стать не только овладение каждым учеником суммы математических знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий и личностного опыта. Этого результата можно будет достичь, если учитель научиться управлять познавательной деятельностью каждого школьника. Для этого и сам учитель должен измениться. Новым способом организации его деятельности становится технологизация, где главным инструментом является проектирование педагогического процесса и создание технологической карты отражающей его. При этом процесс проектирования педагогического процесса изучения курса математики 5 класса разворачивается от осмысления обобщённого образовательного результата и разработки проекта предметной информационно-образовательной среды к конкретизации образовательного результата и проектированию учебного курса, темы, учебных занятий. В соответствии с целями обучения и особенностями развития учащихся теоретически проектируются и затем практически моделируются все составляющие ПИОС: ресурсный потенциал, технологии, взаимодействия участников процесса обучения.


При выработке критериев эффективности, использовался наиболее разработанный в отечественной психологии подход Слободчикова В. Критериями качества предметной информационно-образовательной среды являются насыщенность, структурированность и продуктивность. Причём, насыщенность можно выразить через систему показателей, характеризующей количественно и качественно её ресурсный потенциал; структурированность в удобстве навигации и использовании обучающимися этих ресурсов; а продуктивность через систему предметных, метапредметных и личностных результатов.

Особенности организации деятельности учителя по созданию ПИОС состоят в следующем. В первую очередь учитель осуществляет анализ текущего состояния и определяет конечный результат: развитие личности пятиклассника, становление его субъектной позиции. На основе изученных нормативные документов, современных требований к организации процесса обучения, создается модель предметной информационно-образовательной среды курса математики 5 класса (рисунок 1). Где определено наполнение каждой составляющей сферы. Ресурсная сфера содержит три компонента. Информация представленная на бумажных носителях: УМК автора Дорофеева Г.В. Информация на CD и DVD дисках: ЭУП и тренажер к УМК под редакцией Дорофеева Г.В., ЭОР. Третья информационная компонента- это Интернет – среда, откуда берутся «Электронные образовательные модули» и вся необходимая дополнительная информация.

Наполняя технологическую сферу, учитель определяет, какие технологии будут способствовать достижению образовательного результата. (Критерием выбора технологий является «формула» педагогической технологии предложенная Юдиным В.В.: образовательный результат напрямую зависит от деятельности ученика, учитель организует и поддерживает эту деятельность). Технологическая сфера ПИОС курса математики 5 класса получилась следующая: проблемно-диалогическое обучение; технология оценивания образовательных результатов. Эти две технологии остаются ведущими при организации обучения пятиклассников, так как сохраняют преемственность по использованию педагогических технологий. В начальной школе учащиеся обучались по Образовательной системе «Школа 2100», где технология проблемно-диалогического обучения и технология оценивания образовательных результатов являются базовыми. Кроме них для организации групповых форм работы используются частные методики технологии ЧПРКМ: таблица ЗХУ, кластер и методики КСО. Важную роль при организации педагогического процесса играют процедуры пошагового отслеживания успешности деятельности ученика и изменение системы оценивания её результатов. Учебная деятельность пятиклассников осуществляется при использовании учебно-методического комплекта авторов Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Предложенная авторами система контроля и оценки отвечает идеям уровневой дифференциации. Технология уровневой дифференциации положена в основу организации деятельности учащихся в ПИОС. Главная цель уровневой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Возможности этих технологий усиливаются использованием информационных коммуникативных технологий обучения. Чтобы обеспечить когнитивное развитие учащихся необходимо, чтобы актуальный уровень этого развития, существенно отличающийся у разных учеников, учитывался при организации учебного процесса. Это является самым трудным моментом в организации учебной деятельности учителя, так как здесь необходим квалифицированный психолог, разрабатывающий мониторинг развития учащихся и совместно с учителем проектирующий использование его результатов в организации учебной деятельности детей.


Следующая составляющая ПИОС -субъектная среда. Среда возникает тогда, когда учитель и ученик вступают во взаимодействие, и выстраивают сферу своих отношений. Среда становится субъектной, если у участников есть возможность выбора. Необходимо организовать согласование деятельности учителя и учащегося и создать условия, чтобы ребенок мог делать выбор и развивать его. Выбор ученика представлен выбором по форме это разнообразие форм учёбы. Он представлен в ПИОС выбором по сотрудничеству - это структуризация как индивидуальной, так и групповой работы детей. Например, при организации фронтальной работе ученик выбирает, в какой категории он будет работать: отвечающим на вопросы, или задающим вопросы. Выбор организуется при проектировании работы в парах, больших и малых группах без распределения ролей, с распределением ролей. Выбор по управлению выстраивается от основной учебной роли учащегося - он ученик, до координатора работы (управление другими учениками). Сначала координатора назначает учитель, далее координаторов выбирают ученики. Ученик может выбрать стать экспертом, для оценивания себя и своих товарищей. И перейти к выполнению функций учителя: объяснить материал другим ученикам, придумать учебные задания, объяснить, как решается задача.

Выбор по содержанию это выбор самим учеником того набора задач, которые он готов решить. Это выбор по количеству и следующий здесь шаг, это осознание вариативности внутри самих задач. Например, переформулирование задания с целью увеличения количества ответов.

Также в модели ПИОС курса математики 5 класса, задаются её границы, там где будет осуществляться коммуникация всех участников образовательного процесса: уроки, факультативные занятия, индивидуальные консультации, внеклассная работа по математике. Эти границы являются открытыми, что позволяет организовать вариативное обучение, отвечающее задачам развития личности ученика.

Для реализации данной модели ПИОС потребовалось перспективное планирование курса математики 5-6 класса, так как содержательная линия математики заканчивается в 6 классе и необходимо определить конечный образовательный результат. Этот проект отражет перспективные триединые дидактические цели изучения курса математики 5-6 класса. Какие методы и формы организации познавательной деятельности будут использованы для усвоения содержание учебного материала. Прописаны действия учителя и действия учащихся, в форме требований: знать, уметь, применять. Определены подходы к формированию общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся. Для выявление индивидуальной динамики качества усвоения математических знаний учащихся, выстроена система контрольно оценочной деятельности. И что самое важное, определен образовательный результат, на что будет нацелена деятельность участников учебного процесса в условиях ПИОС. На основе перспективного планирования разработана рабочая программа курса математики 5 класса, которая представляет собой совокупность проектов учебных тем курса.


Особенности организации деятельности учащихся в условиях ПИОС следующие. Учащимся на вводном занятии в тему (по возможности на нём возникает учебная проблема и выдвигаются гипотезы по её разрешению) предлагается учебный паспорт темы, отражающий рабочее поле деятельности учащегося. Паспорт учебной темы вывешивается на стенд в классе или при желании учащегося вкладывается в его «Портфолио». Раздел паспорта «Самостоятельная домашняя работа» выдается индивидуально каждому ученику. Для обсуждения и разрешения математических проблем, возникающих у ребят по ходу самостоятельной работы, выделяются специальные учебные занятия. А для предъявления результатов самостоятельной работы проводится специальный урок презентация.

Паспорт учебной темы, с содержание учебного материала изучаемого на уроках и содержанием домашней работы на всю учебную тему, помещается на страничку школьного сайта «Учение с увлечением» для обеспечения доступа родителей к данной информации. Комментарии учителя по выполнению домашней работы повышенного уровня трудности ребята могут получить через Интернет, обратившись также к страничке школьного сайта.

Формой работой органически сочетающей черты начального и основного образования, но и качественно отличающей их, является работа, которая организуется учителем с «Картой знаний» учащихся. «Карта знаний» предъявляется каждому ученику в начале изучения темы (она может быть создана совместными действиями учителя и учащихся, может быть создана учителем, когда содержание материала не знакомо учащимся).

«Карта знаний» для ученика отражает результат, которого он достигнет при изучении данной темы, он представлен в виде знаний, умений и навыков и сформулирован в виде учебных задач. Это средство планирования, удержания предметной логики в течение темы и рефлексии индивидуального движения учащихся в учебном материале. Эффект достигается при систематическом и последовательном обращении к ней учащихся, в течение всего времени работы над темой и на разных этапах учебной деятельности. Открытость и доступность ожидаемых результатов дают учащимся возможность соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс учения, сделать на этой основе правильный выбор уровня освоения материала, так как «Карта знаний» отражает не только обязательный, но и дополнительный уровень изучения материала. Работа с «Картой знаний» является основой дифференцированного подхода к учащимся.


Эта работа выходит за рамки общения учитель – ученик, с ней знакомятся родители учащихся. Организуется совместная деятельность ребёнка и заинтересованного родителя. На основе «Карты знаний» отбираются задания для самостоятельной работы по достижению обязательных требований. При желании ребенка выстраивается индивидуальная траектория изучения материала повышенного уровня.

Параллельно учитель работает со сводной «Картой знаний». В неё дополнительно включена диагностика текущего состояния по усвоению каждым учащимся математических знаний и умений. Но поскольку этого на данный момент в работе учителя уже не достаточно (в связи с переходом от «знаниевой» парадигмы к личностно- ориентированному обучению). Разработана «Карта наблюдения за формированием надпредметных умений», где отражены общеучебные действия, необходимые для формирования умения учиться. Учебные задачи позволяющие отслеживать данные образовательные результаты по большому счёту в программных документах отсутствуют, поэтому для диагностирования данных результатов необходимо проектировать учебные ситуации и осуществлять наблюдение за учащимися в процессе их прохождения.

Личные наблюдения показывают, что изменения в активности ребят и в организации их самостоятельной деятельности происходят. Ребята активно работают с «Картой знаний», самостоятельно используют её при подготовке к итоговому контролю по теме, анализируют и прогнозируют свои результаты. Родители также отметили позитивные моменты при организации данной работы: стали более понятны требования, предъявляемые к учебным результатам и критерии оценивания работы, возможность организовать работу при пропуске учебных занятий или заняться опережающим изучением материала. Более эффективной стала консультационная работа, ребята приходят на неё со своими запросами (либо устранить пробелы в знаниях, либо разобраться с дополнительной задачей).

Вывод о том, что предметная образовательная среда курса математики не является напряжённой можно сделать на основании того, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Дети дружны, сплочёны, преуспевают в общих учебных и внеучебных делах. Об установлении партнерских отношений между учителем и учащимися может свидетельствовать тот факт, что по параметрам школьной тревожности у учащихся отсутствует страх в отношениях с учителями. Учебные результаты по математике не понизились по сравнению с начальной школой. Диагностика мотивов учения показывает, что произошли изменения в мотивационной сфере учащихся по сравнению с итогами начальной школы. Мотивы ради оценочного результата смещаются в сторону ценности самого процесса учения. Таким образом, можно сделать вывод, что при обучении в предметной образовательной среде созданы условия для становления субъектной позиции учащегося.


Кроме того, работа в предметной информационно-образовательной среде создает условия для развития самого учителя, позволяет определить перспективы его дальнейшего профессионального совершенствования. В рамках данной работы, во-первых, необходимо разработать технологические карты по всем темам курса «Математика» с учётом новых целевых ориентиров деятельности учителя – достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Во-вторых, продолжить работу по обогащению предметной информационно-образовательной среды, обеспечению удобства навигации для её пользователей – учеников 5 класса, а самое главное – включить ребят не только в процесс использования ресурсных возможностей среды для собственного развития, но и в процесс её дальнейшего совершенствования.


Литература:


  1. Воронцов А.Б. Заславский С.В. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.-176 с.

  2. Дронов В. Современная информационно-образовательная среда - важнейшее условие на пути к новому качеству образования. Информационно-публицистический бюллетень Просвещение, спецвыпуск, август 2009.

  3. Иванова Е. Осмоловская И. Дидактические аспекты процесса обучения в информационно – образовательной среде. Информационно-публицистический бюллетень ПРОСВЕЩЕНИЕ, август 2009.

  4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., 1997. С. 177—184.

  5. Федорова М.А. Дидактическая характеристика образовательного пространства: полисредовой подход. Образование и общество, №6, 2003. стр.35-47.

  6. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография / В.В. Юдин. - М.: Университетская книга, 2008.-302 с.



Модель предметной информационно-образовательной среды

курса математики 5 класса