litceysel.ru
добавить свой файл
1



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области








Сидоренко Светлана Викторовна

МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области





Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 11 классе как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений учащихся.




Участники: учащиеся 11 класса, классный руководитель, психолог, представитель Центра занятости населения.


Цель: помочь учащимся в выборе будущей профессии.

Задачи:


  1. Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся.

  2. Показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.


Форма проведения - тренинг.


Оформление:

  1. Презентация

  2. «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица у каждого ученика

  3. Книжная выставка по теме

  4. Выставка эссе выпускников «Моя будущая профессия»

  5. Фотогазета «Профессии наших родителей»


Музыкальное сопровождение - песня Е.Крылатова «Прекрасное далёко»



Предварительная работа - сбор информации о профессиональной направленности учащихся:

Мои сферы интересов -
приложение 1

Мои склонности - приложение 2

Мой профессиональный тип личности -
приложение 3

Мой темперамент - приложение 4

Профессиональные намерения

Положительные качества характера

Отрицательные качества характера


Ход мероприятия.


"Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов".

Доктор психологических наук, профессор Л.А. Головей.

Музыкальная заставка.


  1. Вводное слово классного руководителя о профессиональной направленности учащихся. Анализ «Полигона профессиональных предпочтений».

Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и по влиянию на судьбу с решением выбора профессии.

Сделать правильный выбор профессии – это значит выбрать работу, которая принесёт тебе удовлетворение и радость, будет нужна людям, обществу.

Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:

«нужно» - потребности рынка труда;

«хочу» - желания, интересы, склонности личности;

«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.

Стихийность выбора профессии приводит к неудовлетворённости человека своим существованием, работа становится непосильным бременем.

Я хочу предупредить вас о типичных ошибках при выборе профессии:

  1. Выбор «за компанию», когда человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение со своим другом, подругой, одноклассниками. Но люди- то все разные. То, что подходит одному, другому не подходит. Через какое-то время человек осознаёт, что ошибся, но время уже упущено. И всё же никогда не поздно сделать свой выбор.


  2. Неправильным будет выбор и в том случае, если человек отождествляет школьный учебный предмет с будущей профессией. Если учащийся имеет хорошие оценки по литературе, это не означает, что он может стать хорошим журналистом.

  3. Профессия выбирается из соображений престижности. Сейчас, как правило, это работа в бизнес – структурах. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где всё богато, блистательно. …У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом!


Начиная с 9 класса мы собрали достаточно полную информацию о вашей профессиональной направленности. Все это отражено в профессиограммах, которые есть у каждого из вас.

(У каждого учащегося имеется «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица).


Мои сферы интересов




Мои склонности




Мой профессиональный тип личности




Мой темперамент




Профессиональные намерения




Положительные качества характера


Отрицательные качества характера







Анализ результатов:

  • В основу опросника Л.Н.Кабардовой положена идея о делении всех существующих профессий по признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в процессе труда (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-ПН, Ч-ПЖ). По данным типам профессий вы проставили баллы по умениям, отношению к данному типу и желанию и составили «Полигон профессиональных предпочтений». Он помог вам разобраться, соответствует ли выбранный вами тип профессии вашим умениям, отношению к профессии и желанию. В целом преобладают склонности Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ЗС.

  • Сферы интересов - математика, компьютер и оргтехника, журналистика, труд в сфере обслуживания, военное дело.

  • Профессиональный тип личности-

Реалистический- 0 Интеллектуальный (исследовательский) - 0

Социальный - 1 Бухгалтерский - 1

Артистический - 2 Предпринимательский -17

  • По темпераменту преобладают сангвиники

  • Профессиональные намерения:

Экономист - 7 -…

Офицер - 4- …

Юрист -3 -…

Программист - 2- ..

Инженер - технолог - 1 - …

Фармацевт - 1 - …

Налоговый работник - 1 - ..

Координатор по строительству - 1 - …

Социальный работник - 1 - …

Работник таможни - 1 - …


  • Положительные качества характера у большинства - ответственность, трудолюбие, старательность, целеустремлённость, доброта.

  • Отрицательные качества характера - невнимательность, неумение распределять время.


Цель занятия - скорректировать ваши профессиональные предпочтения и показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе. Для этого проведем тренинг.

  1. Тренинг.





  1. Упражнение «Выбор».

Психолог.

Я приветствую вас на занятие по профориентации и сегодня предлагаю выполнить творческие задания. Прежде чем перейти к упражнению вам нужно разбиться на группы (яблоко, груша, банан, виноград).

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить.

Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас незаконченное образование. Вам в помощь даются карточки с вопросами.

Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия (выступает один человек из группы).

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Я желаю, что бы вы всегда с такой же легкостью справлялись с трудными ситуациями. Ну а теперь займемся более серьезным делом.

Прошу вас разбиться на группы по профессиональным намерениям. И следующее задание будет таким: вы попробуете провести презентацию выбранных вами профессий (приложение 5).

Задание это творческое, но в нём обязательно должно быть отражены следующие параметры:

Содержание труда.

Области применения.

Доминирующие интересы.

Сопутствующие интересы.

Профессиональная направленность.

Необходимые качества.

Препятствовать успешной работе будут такие качества, как…

Родственные профессии.

Карьерные перспективы.


  1. Презентация профессий.

  2. Упражнение «Круг».

Психолог.

Я прошу вас встать в круг и по очереди назвать качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке.

Спасибо! А теперь переходим к выполнению основного задания.


  1. Упражнение «Поддержка друзей».

Психолог.

Вы узнали, какие профессии выбрали ваши одноклассники, назвали положительные черты характера. У меня в шкатулке листочки с фамилиями ваших одноклассников. Вы вытягиваете листочки и называете качество, которое необходимо развивать в себе этому человеку, чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений (ответы учащихся).

Молодцы! Спасибо! Удачи!


  1. Выступление специалиста Центра занятости населения «Перспективные профессии и современная социальная ситуация в Оренбургской области и Кваркенском районе».




  1. Профессиональный гороскоп.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек. Слово астрологу.

Знаки зодиака

Учащиеся

Конкретные профессии

Водолей




Инженер, механик, учитель, переводчик

Овен




Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса

Рыбы




Программист, бухгалтер, детектив, электрик, юрист

Телец




Спортсмен, инженер, экономист, работник социального обслуживания

Близнецы





Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик

Рак




Менеджер, бухгалтер

Лев




Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник

Дева




Инженер, психолог, врач

Весы




Экономист, программист

Скорпион




Программист, фермер, механик

Стрелец




Врач, криминалист, менеджер, лётчик

Козерог




Юрист, дипломат




  1. Заключительное слово классного руководителя.

Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.

Следующий – самосовершенствование для достижения поставленной цели.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Среди способов и приёмов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на своё сознание, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, основными принято считать самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоодобрение, упражнение. Советы по профессиональному самовоспитанию, по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений вы найдёте в книге Елизаветы Николаевны Прощицкой «Выбирайте профессию».


Музыкальная заставка.

Литература


  1. Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.- М.: Аст-пресс, Ижевск, 1999.

  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, 1999.

  3. Попова Л.М. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им.- СПб.: Лейла, 1994.

  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой.- М.:Вако, 240 с.

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.: Новая школа, 1995.

  6. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: просвещение, 1990.

  7. Шнейдер Л.Б. Идентичность. Хрестоматия.- М., 2003.