litceysel.ru
добавить свой файл
1

Урок-презентация в 11-м классе по теме «Односоставные предложения.

Предложения с главным членом сказуемым»


Цели:


  • Повторить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; навыки различения двусоставных и односоставных предложений;

  • наблюдать и сделать выводы о роли данных предложений в тексте;

  • развивать навыки анализа текста.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер, презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

Материал : Н.В.Егорова «В помощь школьному учителю»

Н.А.Сенина «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ -2011»

Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова «Русский язык.

Вступительные испытания»

И.Э.Савко «Весь школьный курс русского языка».

Министерство образования и науки РТ « Методические

рекомендации по выполнению и оцениванию задания с

развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку.

Интернет-ресурсы.

Ход урока

1. Сообщение темы и задач урока.

Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

- Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения.. Предложения с главным членом сказуемым ", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте художественного произведения, совершенствуем навыки анализа текста.

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Орфоэпическая разминка

Спишите эти слова, расставьте ударение

Апостроф, блокирование, газопровод, дремота, зубчатый, коклюш, факсимиле, форзац, щепотка, экспорт.


Объяснение значения слов

Апостроф – надстрочный знак виде запятой.

Факси́миле – точное воспроизведение рукописи, документа, подписи средствами фотографии и печати. Например, снять факсимиле с подписи.


3. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу.

1).Мы можем думать над смыслом слова счастье, делиться своими переживаниями, победами и бурными фиаско в попытках его поиска.


2).Будьте счастливой каждую минуту и дарите ощущение счастья и уверенности окружающим.

Фиаско - неудача

II. Закрепление знаний, умений и навыков.

1). Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

( Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах ).

Слайд № 7 - портреты Буслаева и Востокова.

Слайд № 8 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова. Слово учителя

В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

Учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам

В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.


2). Повторение видов односоставных предложений.

Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

На какие группы они делятся?

Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

3)ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.(Защита проекта)

Слайды № 7 - 8.

В чём особенность обобщённо-личных предложений?

- Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

4)Упражнение в определении видов односоставных предложений.

- Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

односоставных предложений?

(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)


Слайд № 10

-В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.


  1. Здесь рыбу не ловят.______________________

  2. В такую летнюю пору лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле (И.С.Тургенев)___________________

  3. Опять знакомо запахло пресной тёплой водой, илом, полевой вечерней свежестью(личный глагол в безличном значении)__________________________

  4. Без уважения к самому себе нет духовного богатства личности (В.Сухомлинский)___________________

  5. Гусарам велено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее (Л.Толстой)(краткое страдательное причастие, составное именное сказуемое)_______________________________

  6. На улице ветрено и сыро.__________________

  7. И напрасно слова покорные говоришь о первой любви

(А. Ахматова)______________

8. Соловья баснями не кормят (обобщенно-личное) ___________________

5)Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?


(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

- Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

Слайды № 12 и 13. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А. Блок.

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин.

(Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А. Ахматова.

(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

6.. Работа по тексту.

Прочитайте текст и выполните задания

Счастье

(1)Я считала, что мне в жизни очень не повезло, поскольку осталась без мужа с ребёнком. (2)Много работала, сына помогали воспитывать мои отец и мать.

(3)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спа­лось (4)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, и стучало железо на крыше. (5)Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступила к серд­цу, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (6)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (7)В такие моменты думаешь о какой-то безысходности...


(8)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успоко­иться. (9)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал оче­редную статью. (10)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (11 )Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потеках, а услышав шаги мои, выпрямился и обернулся. (12)Его лицо показа­лось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я тут же подумала о самом страшном. (13)Может, он болен и скоро умрет?.. (14)Мне стало безумно жаль его, и я сказала, едва сдерживая слезы:

— Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть и оба мы несчастливы.

(15)— Несчастливы?! — повторил он удивленно.

(16)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

(17)— Что ты, милая! (18)О чем ты?.. (19)Все живы, нет войны, все в сборе в моем доме — вот я и счастлив!

(20)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (21)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (22)И он готов был ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

(23)А когда я уезжала к себе на квартиру, постылую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повто­ряли мне вслед:

— Мы любим тебя, мы любим тебя...

(24)На душе потеплело...

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)

7. Беседа по тексту.

-О чём говорится в тексте?

Что значит для вас слово счастье?


Слово учителя. Я рада, что у каждого есть своё мнение о счастье .Счастье в ваших руках, никто не принесёт его на блюдечке. Здесь надеяться не на кого, только на себя. Каждый сам куёт своё счастье.


Афоризмы о счастье

Хочешь узнать секрет счастья? Так послушай.

Счастье нельзя поймать. Не ищи, не гоняйся за ним, оставь старания и мучения! Счастье приходит само. Но не жди его, не вопрошай о нем, не требуй ничего! Ищи чего-нибудь другого: чего-нибудь верного, великого, за что стоило бы жить, бороться и умереть. Посвяти себя этому делу с любовью, живи им так самоотверженно, как только сможешь; служи ему верно и самозабвенно, но не ищи «счастья»…


И.А.Ильин

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам!

М. Ю. Лермонтов.


Счастье достигает тот, кто умеет и осмеливается жить своим умом.

Д. И. Писарев


Человек создан для счастья, как птица для полета.

В. Г. Короленко


7. Задания к тексту


1. О чём автор не рассуждает в своём тексте?

1) Родители всегда готовы прийти на помощь своим детям.

2) Видеть здоровыми своих близких — уже счастье.

3) Проблема отцов и детей существовала во всякую эпоху.

4) Ощущать себя любимым близкими людьми и дарить им свою любовь — быть счастливым.


2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3-13?

1) повествование и описание

2) рассуждение

3) повествование

4) повествование и рассуждение.


3. Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение. В состав которого входит безличное. Напишите номер этого предложения.


4. Укажите верную характеристику 3 предложения текста.

1)сложносочинённое

2) бессоюзное сложное

3) сложноподчинённое

4) простое


5. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения.

1) мне не повезло ( предложение 1)

2) я не могла (предложение 5)

3) потеплело( предложение 24)

4) отец смотрел ( предложение 11)


8. Самостоятельная работа учащихся по карточкам .


1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А) Не плачь ты попусту.

Б) Часам к двум пополудни началась гроза.

В) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.


Г) Тротуары заливают асфальтом.

Д) Веет с поля ночная прохлада.


2. Найдите безличное предложение.

А) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б) Хорошо в зимнем лесу.

В) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г) Газеты приносят утром.

Д) В лесу держался запах травы.


3. Какое из данных утверждений является неверным? Определённо-личные предложения - это...

А) предложения, в которых окончания глаголов – сказуемых определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б) односоставные предложения.

В) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.


4. Определите тип предложения. Тропинки в лесу замело снегом.

А) двусоставное

Б) определённо-личное

В) безличное

Г) неопределённо-личное.


5. Какая схема соответствует предложению: Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

А) двусоставное, и двусоставное.

Б) двусоставное, и определённо-личное

В) двусоставное, и неопределённо-личное


6. Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.

Б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

Г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.


III. Итог урока.

-Что дал вам этот урок? Чему научил?

Задание на дом (по группам)

1. Упражнение 119 (стр. 77).

2. Найти и выписать односоставные предложения из газет, художественных произведений (12 предложений по 3 каждого типа).

3. Написать сочинение-миниатюру, используя все виды односоставных предложений на тему: «Что такое счастье»