litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Министерство образования и науки Российской Федерации






ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

«Вирусология

и биотехнология»


Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

111801 Ветеринария


Квалификация (степень) «специалист»


Москва 2011


1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Вирусология и биотехнология» является комплексной и условно делится на курсы «Вирусология» и «Биотехнология».

Цель курса «Вирусология» - овладение теоретическими основами вирусологии и приобретение знаний и навыков профилактики и диагностики вирусных болезней животных. Основная цель преподавания курса «Биотехнология» – дать студентам теоретические знания и практические навыки по основным промышленным методам производства биопрепаратов, выявления, выделения, разделения, очистки и конструирования биологически активных веществ, а также создания новых активных форм организмов, отсутствующих в природе.

Задачи курса «Вирусология» изучение особенностей биологии вирусов и взаимодействия их с заражаемым организмом; усвоение основных принципов диагностики вирусных болезней животных; овладение современными вирусологическими методами лабораторной диагностики.

В задачи курса «Биотехнология» входят:

- ознакомление студентов с природой и многообразием биотехнологических процессов, достижениями биотехнологии в области ветеринарии;

- изучение технологии получения производственных питательных сред для культивирования различных микроорганизмов;

- изучение условий, влияющих на скорость микробиологических процессов, рост и развитие микробных популяций;

- оптимизация микробного процесса;


- отработка практических навыков по выделению производственных штаммов микроорганизмов, их селекции, хранения, использования для промышленного изготовления вакцин и антигенов;

- изучение технологии приготовления терапевтических и диагностических сывороток и гамма-глобулинов, пробиотиков, антибиотиков, ферментов, витаминов и др.;

- изучение технологии получения рекомбинантных ДНК, генно-инженерных вакцин и моноклональных антител и их использования в ветеринарной медицине;

- изучение методов контроля, стандартизации и сертификации биологических препаратов и аттестации производственных линий;

- изучение устройств основного производственного оборудования для приготовления питательных сред и лекарственных форм препаратов; ознакомление с подразделениями биопредприятий, организацией и управлением биологическим производством с использованием современной электронной техники;

- изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

цикл – общепрофессиональный ветеринарно-биологический

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента

Студент должен знать:

- физические и химические основы жизнедеятельности организма; химические законы взаимодействия молекул различных соединений;

- основы систематики мира животных;

- особенности биологии отдельных её видов; происхождение и развитие объектов живой природы;

- микроструктуру тканей и клеток;

- закономерности строения и физиологических процессов организма.

При изучении дисциплины «Биотехнология» студент должен:

- знать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук, научно анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- владеть современными научными методами познания природы на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;


- знать кинетические основы микробиологических процессов, количест­венные и качественные характеристики роста и развития микробных популяций, механизмы, определяющие скорость биологических процессов;

- иметь представление о способах масштабирования и оптимизации биотехнологических процессов, координирования микробного метаболизма;

- знать методы и приемы, позволяющие получать биологически активные соединения и биопрепараты и успешно применять их в ветеринарной практике;

- знать технологию производства профилактических, диагностических и терапевтических препаратов, в том числе генно-инженерных вакцин, моноклональных антител, иммобилизованных ферментов;

- знать основные и вспомогательные элементы технологии производства и контроля качества биопрепаратов;

- иметь представление о методах подготовки технологического оборудования к работе, выделения, концентрирования, высушивания и приготовления готовых лекарственных форм препаратов из продуктов микробного синтеза.


Студент должен уметь:

- пользоваться лабораторным оборудованием и инструментарием, базовыми методами микроскопических исследований (приготовление и окрашивание препаратов для микроскопии), статистическими методами обработки биологического эксперимента;

- проводить микроскопию с помощью светового, люминесцентного и электронного микроскопов;

- пользоваться приборами и оборудованием, применяемыми в микробиологической промышленности, подготавливать их к работе (биореакторы, приборы производства и контроля, технологическое оборудование и др.);

- составлять прописи питательных сред и проводить их контроль по общему и аминному азоту, триптофану, рН;

- готовить питательные основы, среды и дополнительные растворы для культивирования микроорганизмов;

- поддерживать жизнеспособность эталонных и производственных штаммов микроорганизмов, посевных культур;


- культивировать микроорганизмы с использованием различных питательных сред;

- определять число живых клеток микроорганизмов в пробах различными методами;

- культивировать вирусы в организме животных, в куриных эмбрионах и в культурах клеток и определять титр вирусов;

- проводить сертификацию эталонных штаммов микроорганизмов и биопрепаратов;

- отбирать животных-продуцентов и проводить их гипериммунизацию;

- готовить диагностические, профилактические и терапевтические биопрепараты;

- осуществлять контроль показателей качества биопрепаратов различными методами;

- пользоваться оборудованием и контрольно-измерительными приборами;

- расфасовывать биопрепараты в ампулы и флаконы;

- составлять серии биопрепаратов и проводить их стандартизацию;

- проводить статистическую обработку и определять достоверность полученных данных.

- определять экономическую эффективность биотехнологических процессов.

Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: иммунология, эпизоотология и инфекционные болезни, организация ветеринарного дела и ветеринарно-санитарная экспертиза.


3. Требования к результатам освоения

дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК) – владение культурой мышления, способности к анализу и обобщению информации, постановке цели, определению задач и путей для её достижения (ОК-1)

б) профессиональных (ПК) – умение грамотно пользоваться лабораторным оборудование и инструментарием в диагностических целях; планировать диагностические и профилактические мероприятия при вирусных болезнях животных для оздоровления хозяйств; проводить диагностические исследования; знать методы асептики и антисептики и их применение; соблюдать правила работы, транспортировки и хранения вируссодержащего материала; уметь применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии.


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать
основные виды вирусов и прионов, формы их существования и физико-химическую структуру, особенности таксономии, патогенез вирусных болезней на уровне клетки и организма, особенности противовирусного иммунитета, современные подходы к профилактике и принципам диагностики вирусных болезней животных, характеристику некоторых, наиболее актуальных, вирусных болезней;

уметь самостоятельно анализировать полученную информацию и применять её для решения тестовых заданий по общей и частной вирусологии;

владеть принципами охраны труда и безопасности работы с вируссодержащим материалом, методами индикации, изоляции и идентификации вирусов в патологическом материале.


4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины вирусологии составляет 5 зачётных единиц.



Вид учебной работы

Вирусология

Биотехнология

Всего часов

Семестры

Всего часов

Семестры

5




7




Аудиторные занятия (всего)

54

54




36

36





В том числе:



















Лекции

20

20




14

14




Практические занятия (ПЗ)

10

10













Семинары (С)

-

-




-

-




Лабораторные работы (ЛР)

24

24




22

22




Самостоятельная работа (всего)

54

54




36

36




В том числе:


















Курсовой проект (работа)



















Расчётно-графические работы



















Реферат

+

+




+

+




Другие виды самостоятельной работы

+

+




+

+




Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)

Экзамен

Экзамен




Зачет

Зачет




Общая трудоёмкость час.

108

108




72

72




Зачетные единицы

3

3




2

2






5. Содержание дисциплины


5.1. Содержание разделов

курса «Вирусология»




п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Введение в

вирусологию

Открытие вирусов, история их изучения. Роль вирусов в инфекционной патологии животных, растений и человека. Ветеринарная вирусология, её задачи и достижения. Значение профилактики и диагностики в борьбе с вирусными болезнями.

2.

Культивирование

вирусов

Обзор живых систем (естественно-восприимчивые и лабораторные животные, куриные эмбрионы, культура клеток) для культивирования вирусов. Культура клеток: классификация, особенности, преимущество перед другими живыми системами в диагностике вирусных болезней животных и биотехнологии.

3.

Структура и

химический состав

вирионов

Особенности принципа организации вирионов вирусов: морфология, типы симметрии, размер, простые и сложные вирусы. Характеристика структурных компонентов вириона (геном; белки, структурные и неструктурные; углеводы; липиды) и их функции.


4.

Таксономия вирусов

Основные принципы современной таксономии и номенклатуры вирусов, их научное и практическое значение. Прионы и вироиды, их место в таксономии. Семейства вирусов позвоночных. Классификация вирусов по Д.Балтимору.

5.

Репродукция вирусов

Клеточный геном и реализация генетической информации in vivo. Формы взаимодействия вириона вируса с клеткой. Этапы репродукции вирионов. Внутриклеточные формы вируса. Исходы вирусной инфекции на уровне клетки.

6.

Особенности противовирусного иммунитета


Классификация факторов противовирусного иммунитета. Неспецифические факторы: основные виды и их значение в противовирусном иммунитете. Специфические факторы: клеточный и гуморальный противовирусный иммунитет, их взаимодействие.

7.

Патогенез вирусных болезней

Уровни патогенеза вирусных инфекций. Характеристика стадий патогенеза. Исходы вирусной болезни. Вирусоносительство, персистенция и реконвалесценция. Факторы иммунитета на этапах патогенеза вирусных болезней.

8.

Специфическая и неспецифическая профилактика вирусных

болезней

Классификация противовирусных вакцин. Принципы получения и контроля живых и инактивированных вакцин. Характеристики молекулярных и генно-инженерных вакцин. Проблема химиотерапии вирусных болезней: перспективы развития.


9.

Принципы диагностики вирусных болезней . Серологические реакции в вирусологии. Плимеразная цепная реакция.

Схемы диагностики вирусных болезней. Этапы лабораторной диагностики вирусных болезней. Общие принципы серологических реакций. Понятие об антигене и антителе. Виды серологических реакций, их достоинства и недостатки, область применения. Методика проведения полимеразной цепной реакции.

10.

Обзор некоторых вирусов, поражающих животных. Пневмоэнтериты

крупного рогатого скота.

Вирусные болезни млекопитающих и птиц. Бычий аденовирус, вирус инфекционного ринотрахеита, вирус парагриппа третьего серотипа, вирус вирусной диареи и респираторно-синцитиальной вирус крупного рогатого скота: строение вирионов, особенности репродукции и антигенных свойств, характеристика болезней, вызываемых этими вирусами, особенности их диагностики и специфической профилактики.



следующая страница >>