litceysel.ru
добавить свой файл
1
Примерная программа профильной смены в ДОЛ «Зеленый шум»,


3-10.11.2012 г.


Исп.: Моргун Д.В., зам. директора МДЭБЦ, (495) 318 00 03


Дата, тема программы

Содержание программы

Отв. исполнитель

3.11.12 – Знакомство с местом проведения профильной смены. Экологические особенности юга Московской области.

1. Историко-культурное и экологическое значение Приокско-Террасного заповедника. Знакомство с наиболее характерными экосистемами южного Подмосковья (интерактивная лекция-презентация и ознакомительная экскурсия в природу). Участники смены по подгруппам проходят по маршруту – экологической тропе, где педагог рассказыват о наиболее характерных особенностях осеннего подмосковного леса, структуре лесного сообщества, его обитателях, осенней фенологии.

2. Работа дискуссионного экологического клуба (организация дебатов на тему «Природа для человечества: красота, польза, охрана»). Участники профильной смены по подгруппам разбиваются на три ролевые установки; в группе вырабатывают аргументы в пользу данной им установки – отношении к природе; защищают публично свою позицию. Педагог проводит подведение итогов дебатов и выдает символические призы наиболее подготовленной команде.

Моргун Д.В., зам. директора, к.б.н., к.ф.н.

4.11.12 - Ботаника и геоботаника.



1. Семинар по теме «Ботаника». Взаимоотношения растений со средой обитания -экология растений.

Полевая экскурсия по геоботанике. Знакомство с правилами ведения полевого дневника. Ознакомление с методами простейших дендрологических исследований. Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии с помощью определителя.


Описания лесного биоценоза: описание ярусов древостоя, возобновления, подлеска, составление ФСД (формула состава древостоя).

Изучение жизненных форм растений. Классификация жизненных форм. Система жизненных форм Раункиера (классификация растений по критерию положения и способа защиты почек возобновления в течение неблагоприятного периода (холодного или сухого).

2. Интерактивная лекция-презентация «Введение в фенологию», ознакомление с методами фенологических наблюдений; фенология как часть мониторинга; фенологические фазы растений; фенология животных; календарь природы; планирование фенологического исследования (выбор места и объекта исследования, фенологический дневник; оставление электронной базы данных).


Кабанов А.В., методист, к.б.н., Полозов Г.Ю., методист, к.б.н.

5.11.12 – Изучение основ исследовательской деятельности эколога. Гидробиологические исследования.


1. Практическая часть. Работа с микроскопами по изучению и определению гидробиологических препаратов зоопланктона, Фитопланктона, зообентоса (моделирование исследовательских ситуаций).

Трофическая структура водного биоценоза. Составление схемы экологических взаимосвязей обитателей водного биоценоза. Составление схемы пищевых связей между организмами биоценоза.

2. Практика «Методы оценки экологического состояния водоемов. Биоиндикация качества воды. Сапробиологический анализ. Классификация сапробности вод. Определение сапробности».


Фролова Г.И., зам. директора, к.б.н.

6.11.12 – Изучение основ исследовательской деятельности. Зоология беспозвоночных.

1. Лабораторный практикум по исследованию беспозвоночных животных. Основы зоологической систематики, современной таксономической и экологической системы животных.


Работа с коллекционными материалами по зоологии беспозвоночных (моделирование исследовательских ситуаций).

Правила пользования определителями. Правила работы с бинокулярным микроскопом. Изучение строения и определение коллекционного материала:

Тип Annelida – кольчатые черви.

– Дождевой червь (живой материал). Наблюдение за движением червя, число сегментов и расположение на них щетинок, спинные поры, поясок.

– Демонстрация представителей класса пиявки.

Тип Mollusca – моллюски.

2. Работа с живыми объектами. Строение тела и раковины моллюсков. – Наблюдения за живыми наземными моллюсками ахатина, виноградная улитка, зебрина. Изучение особенностей движения. Опыты по пищевому поведению моллюсков. Изучение особенностей питания (пищевые предпочтения, количество поглощаемой пищи за одно кормление). Определение моллюсков по строению раковины.

Тип Arthropoda – членистоногие. Строение важнейших представителей типа, навыки работы с микроскопом и первые навыки анатомирования животных. Изучение коллекционного материала. Составление энтомологической коллекции.

Морфология ракообразных.

Низшие ракообразные: жаброноги, щитни, дафнии, циклопы.

Высшие ракообразные: бокоплавы, водяные ослики, мокрицы.

Многоножки. Кивсяк. Геофил. Расчленение тела, строение ног и ротового аппарата.

Пауки. Строение тела. Строение ротовых конечностей и ходильных ног. Паутинные бородавки. Тенета пауков. Особенности питания пауков.

Типы ротовых аппаратов.

Развитие насекомых с неполным и полным превращением.

Определение важнейших отрядов насекомых 

3. Составление энтомологических коллекций. Способы и приемы постановки и оформления коллекций различного назначения.

Природосберегающие методы исследования беспозвоночных.

Моргун Д.В., зам. директора, к.б.н.


7.11.12 – Орнитология. Орнитологические наблюдения.

1. Полевая экскурсия. Бёрдвотчинг - наблюдение за птицами осеннего леса. Знакомство с методами орнитологического исследования. Ведение полевого дневника. Использование бинокля. Хронометрирование поведения.

Птицы, встречающиеся осенью в средней полосе России. Определение птиц с помощью определителя. Некоторые аспекты социального поведения зимующих птиц. Социальные группы (сообщества), территориальность, социальная иерархия (доминирование), ритуальное поведение (демонстрации).

2. Наблюдение и фотографирование птиц.  Методы фотографирования птиц в природе : съемка издалека, с использованием фоторужья; настораживание камеры у предполагаемого места появления птицы; подкарауливание в различных укрытиях.

Федотова С.Е., зав. отделом биологии

8.11.12 – Зоология позвоночных животных.

1. Знакомство с обитателями леса по следам жизнедеятельности животных. Изучение способов наблюдения за животными в осенне-зимний период.

Полевая экскурсия .Знакомство с правилами поведения в лесу. Инструктаж по т/б.

Что такое следы, и какие они бывают. Виды следов жизнедеятельности

Знакомство с обитателями леса по следам их жизнедеятельности.

Получение навыков определения «свежести» следа, определение типов аллюров животных.

Получение знаний, где и когда искать следы животных. Знакомство со способами приготовления следов для коллекции музея.

Тропление (чернотроп, по белой тропе – в зависимости от погодных условий)

Занятия в классе: Презентация «Млекопитающие, обитающие на территории ПТЗ»

Понятие рационального природопользования. Знакомство со способами охоты на копытных, зайца, волка, куриных. Рациональное использование охотничьих ресурсов. (презентация)


Способы учета копытных.

2. Игра «Чей след?» (для закрепления полученного материала).


Кучер Д.Б., зав. отделом естествознания

9.11.12 – Игровое занятие «Экологический след».

1. Работа в малых группах, изучение и описание форм воздействия человека на окружающую среду на примере проведенных исследований. Участники смены делятся на группы. В группах оценивают степень своего ежедневного воздействия на окружающую среду по предложенной методике. Озвучивают свои результаты, сравнивают объемы воздействия на среду. Предлагают выводы по минимизации загрязнений, нагрузки на среду обитания человека.

2. Интерактивная лекция-презентация «Почему важна наука экология?». Педагог проводит в форме лекции-беседы с показом слайдов презентации. Участники смены приводят примеры локальных и региональных экологических проблем и способов их решения.

Моргун Д.В., зам. директора, к.б.н., к.ф.н.

10.11.12 – Работа экологического дискуссионного клуба (рефлексивная игра «Чему мы научились на профильной смене?»)

Занятие-обобщение по основным пройденным темам. Проводится в форме учебной конференции: участники докладывают о проведенных учебно-исследовательских, лабораторных, полевых работах. Оценивают прикладное значение полученных знаний: как они могут применить на практике, в повседневности полученные экологические представления. Составляется коллективный отчет в виде популярного справочника «Советы юного эколога».

Моргун Д.В., зам. директора, к.б.н., к.ф.н.



Режим занятий – 1 половина дня (10.00-13.00).


Формы проведения занятий:

- полевые экскурсии в природу;

- лабораторные практикумы;

- игровые занятия, творческие интегрированные занятия по экологии;

- экологические дискуссии и дебаты.


Зам. директора Моргун Д.В.

(495) 318 00 03