litceysel.ru
добавить свой файл
1




Принципы ассоцианизма и его роль в психологии


Ассоцианизм (ассоциационизм) – это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации1. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания.

Ассоцианизм стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу ассоцианизма легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм.

Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно2. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже – и с проблемами психологии личности и психологией педагогической.

Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания.

Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма3:

1) душа понимается как сознание – в первую очередь в его познавательном аспекте;


2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы – образы ощущений –имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства – вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций – смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе – самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован.

Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин – при объяснении эмоций, И. М. Сеченов – в учении о рефлексах мозга головного4. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении5. В 80-е – 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

В теории немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с представлений традиционными подходами немецкой психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса, который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.


Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.


Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов6:

1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего – в области психологии памяти и психологии мышления.

Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также – на иных методологических основаниях – американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией.

Принципы ассоцианизма оплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработку новых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз) и образной (Ф. Гальтон)], эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (З. Фрейд, К. Юнг). Происходит переориентация ассоцианизма. Взамен устаревших механистических объяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер, И.М. Сеченов). Концепция ассоцианизма преобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и бихевиризме. Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гешталь-психология) подвергли ассоцианизм критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания.


Итак, ассоциативная психология или ассоцианизм – направление в психологии, в котором понятие ассоциация выступает главным принципом всей психологической жизни человека (субъекта). В этом направлении к поведению человека стремятся применять строго причинный подход. Мышление сводится к некоторому простому сочетанию образов памяти (к ассоциациям): по их сходству, по их контрасту, по их свежести. Психофизиологическая основа этого направления – условный рефлекс7.

Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничною воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая, широкие перспективы для разработки путей обучения; и воспитания. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образованиям и сохранения ассоциаций8.

Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет и прикладное; значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, 3. Фрейд, К. Юнг и др.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-ва МГУ, 1990. – 367 с.

  2. Ивановский В.Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический. – Казань, 1909.
  3. Леонтьев А. Н. Об историческом подходе к психики человека. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. – М., 1983.


  4. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. В кн.: Избр. филос. произв., Т. 1. – М., 1960.

  5. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

  6. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947.

  7. Спенсер Г. Сочинения: В 7 т. Т. 3. – Спб, 1898.

  8. Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. – М., 1959.

  9. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1966.

  10. Warren Н. С. A history of the association psychology, [L.], 1921.




1 Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.


2 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. В кн.: Избр. филос. произв., Т. 1. – М., 1960.


3 Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-ва МГУ, 1990. – 367 с.


4 Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947.


5 Спенсер Г. Сочинения: В 7 т. Т. 3. – Спб, 1898.


6 Warren Н. С. A history of the association psychology, [L.], 1921.


7 Ивановский В.Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический. – Казань, 1909.


8 Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. – М., 1959.