litceysel.ru
добавить свой файл
1

Проблемы облачных вычислений


А.В. БОЙЧЕНКО

Московский университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)


ПРОБЛЕМЫ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ


Рассматриваются следующие проблемы технологии облачных вычислений: технологического характера (виртуализация), стандартизации данной технологии, инфраструктурные, обеспечения безопасности предоставляемых потребителям облачных услуг и др. Технология облачных вычислений быстро развивается – ряд фирм успешно предоставляют облачные услуги различного уровня, ведущие мировые фирмы по ИТ-технологиями разрабатывают свою политику в области облачных вычислений и подходы к их реализации.


Информационные технологии глубоко проникли в жизнь современного общества, как отдельных людей, так и большинства предприятий. Движение к информационному обществу признано мировым сообществом стратегическим направлением развития современной цивилизации. Все это означает значительную нагрузку на предприятия в части создания корпоративной информационной инфраструктуры и информационных систем, удовлетворяющих жизненно важные потребности предприятия. Решение проблемы нагрузки, повышения качества информационных услуг предлагает новая парадигма организации предоставления информационных услуг, реализующая технологию так называемых «облачных» вычислений, когда в той или иной мере информационные потребности удовлетворяются на предприятии внешними провайдерами. При этом потребители облачных услуг, предоставляемых провайдерами, оплачивают только стоимость использования услуги и не оплачивают стоимость владения программно-аппаратными средствами, с помощью которых создаются эти услуги.

Облачные вычисления (англ.«cloud computing», также используется термин «облачная обработка данных») ― технология обработки данных, в которой программное и/или аппаратное обеспечение предоставляется пользователю как услуга.

Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять операционной системой и собственно ПО, с которым работает (заботиться об инфраструктуре ему также не нужно). Непосредственно "облаком" называют Интернет, который как раз и скрывает многие технические детали.


В основе Cloud Computing лежат несколько подходов.

Первый – доступность через интернет. Конечно, бывают и закрытые системы, но, как правило, все можно использовать через сети (при этом "наружу" облако предоставляет себя как обычный сервер).

Второй – виртуализация. Благодаря виртуализации, пользователи получают столько ресурсов, сколько им надо (и, разумеется, сколько могут позволить себе приобрести). Что для этого требуется со стороны сервера и каким образом он может выделить такие ресурсы – все сокрыто за стенами виртуальных машин; они могут работать на сотнях и даже тысячах серверов, а зачастую – еще и в разных дата-центрах.

Третий момент – Cloud Computing – это услуга. В 60-е годы за машинное время приходилось платить и ждать свободного часа. В Cloud Computing используется схожий подход. И пусть стоять в очереди не нужно, но все услуги также оплачиваются отдельно. Облако для пользователя – это некоторый набор услуг, которые потребляются и оплачиваются порой без малейшего представления, что же там происходит внутри облака.

Четвертый момент – простота и стандартность. Как правило, здесь нет новых языков, сложных конфигурационных файлов и многочасовых сессий в терминале для настройки всех демонов. Все, что предлагается внутри облака, доступно через простые вызовы API и протоколы. Большую популярность завоевал так называемый протокол REST, с помощью которого все операции над данными можно производить через http-запросы. Могут применяться и другие решения, более того, доступны готовые библиотеки для разных языков программирования.

Облаком в данной технологии называют удаленные серверы, на которых разворачиваются виртуальные среды и программное обеспечение. Прямого доступа к аппаратному обеспечению пользователь не имеет, и обычно для доступа к серверам используется Интернет. В облачных вычислениях различают несколько видов сервисов, для удобства в их обозначении используют аббривеатуру «as a service», то есть «как сервис» или «в виде услуги».


В качестве услуг рассматриваются примерно полтора десятка сервисов, основными из которых являются:


  • платформа как сервис (PaaS – Platform as a Service);

  • услуги информационной инфраструктуры (IaaS – Infostructure as a Service);

  • услуги приложений (SaaS – Software as a Service).

Кроме того, могут предоставляться такие услуги, как «рабочее место как сервис» (WaaS – Workplace as a Service), «аппаратура как сервис» (HaaS – Hardware as s Service), «коммуникация как сервис» (CaaS – Communication as a Service) и др.

PaaS – это предоставление интегрированной платформы для разработки, тестирования, развертывания и поддержки приложений как услуги. В облаке функционирует некоторый набор программ, основных сервисов и библиотек, на основе которых предлагается разрабатывать свои приложения. Помимо этого, под PaaS понимают также и отдельные части сложных систем, например системы базы данных или коммуникаций.

При предоставлении этого вида услуги инфраструктура настроена, операционные системы уже стоят и работают, программная платформа предоставляет удобный API. Основная целевая аудитория – разработчики ПО. При наличии удобных визуальных сред это могут быть пользователи, далекие от программирования.

IaaS – это предоставление программно-аппаратных ресурсов, как правило, объединенных на основе виртуализации как услуги. IaaS состоит из трех основных компонентов ― аппаратные обеспечение (серверы, системы хранения данных, клиентские системы, сетевое оборудование), операционные системы и системное ПО (средства виртуализации, автоматизации, основные средства управления ресурсами), и связующее ПО для управления аппартаным и программным обеспечением. До конечного решения пользователю этой категории услуг придется вложить больше ресурсов, чем при использовании PaaS. Целевая аудитория та же – разработчики ПО.

В модели IaaS предоставляется виртуализированная среда на базе некоторых серверов, объединенных в кластеры. Фактически, пользователю предоставляется виртуальная машина, которая работает на системах провайдера, внутри которой есть все возможности для установки сначала ОС, а потом уже настройки необходимого ПО. Предоставляемые аппаратные ресурсы могут быть гибко и почти мгновенно изменены в большую или меньшую сторону. Также возможно взять как услугу несколько таких виртуальных серверов; соответственно, можно создать между ними свою локальную сеть. Пользователю не предоставляется доступ к уровню ниже, чем слой виртуализации.


SaaS или SoD (Software on Demand, программное обеспечение по требованию»)  – приложение как сервис (оплата за время использования приложения). Целевая аудитория – конечные потребители. Приложения в виде сервисов – вариант, при котором предлагается использовать какое-то конкретное ПО, например, корпоративные системы, в виде сервиса по подписке. Скажем, у предприятия нет возможности или желания содержать внутренний Exchange-сервер для работы почты, календарей и т.п., и оно может купить его удаленно, с учетом всей необходимой специфики.

В модели SaaS пользователь имеет доступ лишь к конкретному приложению. Ни к API, ни к программному коду приложения пользователь доступа не имеет. Все, что ему доступно, – это программная среда, обычно в окне браузера, и файловое хранилище для своих документов. Ярким примером такого сервиса можно назвать Google Docs для работы с офисными документами и Adobe Air для работы с изображениями.

В данной модели продажи программного обеспечения поставщик сам разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет.

Фактором, объясняющим экономическую целесообразность SaaS, является «эффект масштаба»: провайдер SaaS обслуживает множество клиентов и потому тратит меньшее количество ресурсов на управление каждой копией программного обеспечения. В конечном счете, периодическая стоимость услуг для конечного заказчика становится ниже издержек, возникающих при использовании классической модели лицензирования.

Другим ключевым фактором является уровень обслуживания SaaS. Провайдер SaaS способен предложить уровень обслуживания и поддержки ПО в работоспособном состоянии, недоступный для внутренних IT-отделов компаний. Это особенно ярко проявляется в случае использования провайдером контракта SLA.

Не останавливаясь на достоинствах технологии облачных вычислений, часть из которых была перечислена выше (эта тема не является предметом настоящего доклада), рассмотрим некоторые проблемы, присущие данной технологии.


Среди очевидных проблем можно перечислить:


  • необходимость постоянного соединения с сетью Интернет;

  • плохо работает с медленным Интернет-доступом;

  • программы могут работать медленнее, чем на локальном компьютере;

  • не все программы или их свойства доступны удаленно;

  • безопасность данных может быть под угрозой;

  • если клиентские данные в "облаке" потеряны, они потеряны навсегда.

Далее рассмотрим некоторые проблемы, требующие дальнейших исследований и работ по их решению.

Проблема привязки облачных технологий к перспективным инфраструктурным решениям (GRID-технологии, технология Web-сервисов). Данная проблема в настоящее время решается, в частности, организацией по стандартизации GRID – Open Grid Forum (OGF) исследованием различных способов доступа к облачным сервисам с использованием инфраструктуры GRID и следующих стандартов:

  • Web Services Agreement Specification (WS-Agreement);

  • GLUE Schema;

  • Lightweight Directory Access Protocol (LDAP);

  • Storage Resource Manager Interface (SRM);

  • Data Movement Interface (DMI);

  • GridFTP;

  • Open Virtualization Format Specification (OVF);

  • Job Submission Description Language (JSDL);

  • Basic Execution Service (BES);

  • Usage Record (UR).

Проблемы сетевого хранения данных и облачных баз данных. В облачных средах особенно важным качеством является управляемость баз данных. Это вызывает необходимость разработки технологий самоуправления баз данных, которые исследовались в последнее десятилетие.

Отдельной проблемой является абсолютный масштаб облачного компьютинга, так как современные SQL-ориентированные системы баз данных не могут масштабироваться на тысячи узлов при размещении в облачном контексте.


Также требует решения проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности данных, которые не могут гарантироваться за счет наличия физического разграничения машин или сетей.

Проблема виртуализации, которая заключается в программной реализации аппаратных ресурсов. Различают виртуализацию платформ и виртуализацию ресурсов. Продуктом виртуализации платформ являются виртуальные машины – некие программные абстракции, которые сами функционируют на платформе реальных аппаратно-программных систем. Целью виртуализации ресурсов является комбинирование или упрощение представления аппаратных ресурсов для пользователя и получение неких пользовательских абстракций оборудования, пространства имен, сетей и т.п.

Создание нескольких виртуальных машин, использующих общие аппаратные ресурсы, позволяет одновременно устанавливать несколько виртуальных систем и выполнять несколько приложений на одном компьютере.

Одновременная работа с несколькими операционными системами на одном компьютере, централизованное управление сотнями виртуальных ПК, разделение одного сервера на несколько рабочих пространств с отдельной операционной системой в каждом – все это примеры применения технологии виртуализации. Проблема здесь заключается в отсутствии четких спецификаций и методик их применения для различных видов виртуализации.

Проблема проектирования облачных сервисов – технология облачных вычислений только декларирует различные виды облачных услуг, в настоящее время отсутствуют подходы к четкому специфицированию предоставляемых сервисов.

Проблема стандартизации. Любая сложная информационная технология считается зрелой, когда ее применение поддержано достаточным количеством стандартов (открытых нормативно-технических документов), комплексно описывающих все аспекты данной технологии. О технологии облачных вычислений этого пока сказать нельзя, несмотря на достаточно большой набор примеров успешной реализации отдельных облачных сервисов.


Проблемой стандартизации облачных сервисов относительно недавно занялись несколько организаций, среди которых можно упомянуть следующие.

The Cloud Computing Interoperablity Forum (CCIF) создан для разработки инфраструктуры облачных вычислений. В сферу деятельности ССIF входит решение вопросов совместимости облачных технологий, стандартизации API, безопасности виртуальных частных облаков и другие.

The Open Group Clоud Computing создан для объединения потенциала ведущих в отрасли облачных вычислений поставщиков и конечных пользователей для создания общего понимания, каким образом потребители могут использовать технологии Cloud Computing как безопасный и надежный компонент их архитектур для зачительного снижения затрат и гибкой маcштаби­руе­мости.

Open Grid Forum занимается в области облачных вычислений вопросами доступа к сетевым данным, интероперабельностью посредством облаков, разработкой облачных API, вопросами безопасности, корреляции облачных вычислений и Grid-инфраструктур, управлением производительностью и стоимостными моделями.

Storage Networking Industry Association представляет собой ассоциацию производителей сетевых средств хранения данных. Эта организация объявила об инициативе Cloud Storage Initiative (CSI), направленной на выработку стандартов и спецификаций хранения данных в облаке для коммерческого и потребительского секторов. CSI дополнит существующие технические наработки ранее созданной рабочей группы SNIA Cloud Storage Technical Working Group, в которую входят 140 членов – представителей более 50 вендоров, сервис-провайдеров и академических учреждений.

Консорциум Open Management Group (OMG) в области облачных вычислений занимается определением «Распределенного недетерминированного компьютинга» на базе облаков и соответствующими перспективами SOA, вопросами разработки SLA для облачных сервисов, а также коммуникацией сервисов между облаками и внутри облаков.


Консорциум The Open Group, разрабатывающий стандарты в области интеграции корпоративных систем, анонсировал стандарты для промышленного внедрения технологий сервис-ориентированной архитектуры и облачных вычислений. Стандарты носят названия Open Group Service Integration Maturity Model и SOA Governance Framework. Как утверждают в The Open Group, оба стандарта в равной степени важны для развертывания SOA в большой организации. Стандарт OSIMM необходим при внедрении SOA и облачных вычислений, чтобы оценить уровень реализации SOA, который будет наилучшим образом соответствовать целям и возможностям предприятия.

Вопросы безопасности облачных вычислений требуют отдельного особого рассмотрения, так как они представляют собой необходимость решения не только технических проблем, но и проблем психологического доверия пользователей к использованию облачных услуг.

В заключение можно сказать, что решение перечисленных проблем значительно продвинет использование технологии облачных вычислений, которую большое число аналитиков ставят на первое место среди основных технологий и тенденций в области информационных технологий которые будут иметь стратегическое значение для большинства организаций, начиная уже с 2010 года.