litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Программа вступительного испытания по иностранному языку для поступающих в МГУП имени Ивана Федорова в 2012 году



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описанные в данной программе вступительные испытания по иностранному языку предназначаются для тех категорий абитуриентов, которые имеют право на поступление в вуз по альтернативной схеме, то есть, минуя ЕГЭ по иностранному языку.

Назначение экзаменационной работы – проверить уровень владения абитуриентами коммуникативной компетенцией по всем 4 видам речевой деятельности и лексико-грамматической компетенцией с целью конкурсного отбора в университет.


Содержание экзамена. Виды заданий и критерии их оценивания

Структура вступительных испытаний по иностранному языку опирается на формат ЕГЭ и включает 5 разделов: чтение, грамматика и лексика, письменная речь. Предлагаемые вступительные испытания предполагают проверку уровня владения абитуриентами коммуникативной и лексико-грамматической компетенцией в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта и требованиями программ по иностранным языкам.

Содержание вступительного экзамена и система оценивания результатов соответствует основным требованиям, предъявляемым к ЕГЭ по иностранным языкам.

Раздел 1 (Чтение) включает в себя чтение 3 текстов и 15 заданий на проверку уровня понимания прочитанного с использованием тестовых методик:


  • 10 на множественный выбор (выбор правильного ответа из числа предложенных);

  • 5 на установление соответствий.

Рекомендуемое время на выполнение Раздела 2 – 30 минут.

Раздел 2 (Грамматика и лексика) включает в себя 20 заданий тестового характера и 5 заданий, требующих короткого ответа. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 3 – 40 минут.

Раздел 3 (Письменная речь) представляет собой написание личного письма или письменное высказывание с элементами рассуждения по одной из предложенных проблем.


Объем письменной работы - 200-250 слов. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 3 – 40 минут.

Время проведения вступительных испытаний – 140 минут на каждого абитуриента (без учета времени ожидания и инструктажа).

Порядок проведения вступительных испытаний.

1. Первая часть вступительного экзамена – выполнение письменных заданий по чтению, грамматике и лексике, письму. Все решения тестовых заданий по чтению, грамматике и лексике испытуемые заносят шариковой или гелевой ручкой только в бланк ответа. ФИО испытуемых на бланках ответа не указывается, каждому участнику вступительных испытаний присваивается регистрационный номер, который и указывается в бланке ответов. Черновики не принимаются и не проверяются. Время, отводимое на заполнение бланков ответа, включено во время, рекомендуемое на выполнение каждого из Разделов. Испытуемым могут быть выданы 2 отдельных листа ответа, их которых первый предназначен для выполнения заданий из Разделов 1-2, второй для выполнения задания из Раздела 3. На листе для выполнения задания из Раздела 3 также указывается только регистрационный номер участника.

1.1. Тестовые задания по чтению выдаются вместе с текстами.

1.2. Перед выполнением задания по письму участники получают опорный текст(ы), по проблеме которого (которых) они должны написать либо письменное сообщение для того или иного адресата (лица, редакции газеты или журнала и т.д.), либо письменное высказывание с элементами рассуждения.

1.3. В каждой аудитории во время выполнения задания находятся не менее 2 преподавателей.

2. Подведение итогов вступительных испытаний. После выполнения испытуемыми заданий из Разделов 1-3 экспертная комиссия подводит окончательные итоги экзамена, суммируя полученные баллы по всем заданиям, и оценивает абитуриентов согласно разработанным критериям.

2.1. Проверка и оценка выполнения испытуемыми заданий из Разделов 1-3 осуществляется на основе разработанных ключей к заданиям (каждое правильное решение оценивается в 1 балл).


2.2. Выполнение заданий Раздела 3 оценивается в соответствии со следующей шкалой дескрипторов:


Схема оценивания выполнения заданий Раздела 4

(Максимум 20 баллов)

Таблица 1

Решение коммуникативной задачи (содержание)

- максимально 6 баллов

Организация текста

- максимально 5 баллов

Задание выполнено полностью (6 баллов): содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости.

Задание выполнено полностью (5 баллов): Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка.

Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости (3-5 баллов).

Высказывание в основном логично; имеются недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения в оформлении теста (3-4 балла).

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи; в основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости (1-2 балла).

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление теста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в оформлении текста (1-2 балла).


Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему (0 баллов).

Отсутствует логика в построении высказывания; текст не оформлен (0 баллов).


Таблица 2

Баллы

Лексика

(максимально – 3 балла)

Грамматика

(максимально –

3 балла)

Орфография и пунктуация

(максимально – 3 балла)

3

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики.

Используются грамма-тические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки.

В тексте отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки.

2

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно.

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста.

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением.

1

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста.


Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста.

Имеется ряд орфографических и / или пунктуационных ошибок, которые не значительно затрудняют понимание текста.

0

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу.

Грамматические правила не соблюдаются.

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.



Требования к уровню подготовки абитуриентов

(в соответствии с базовым уровнем программ среднего (полного) образования по иностранным языкам)


К завершению обучения в старшей шко­ле на базовом уровне подразумевается дости­жение учащимися уровня общеевропей­ского порогового уровня (В1) подготовки по иностранному языку.

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обу­чения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-вре­менные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклоне­ния, косвенная речь/косвенный вопрос, по­буждение и др., согласование времен);

страноведческую информацию из ау­тентичных источников, обогащающую со­циальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, язы­ковые средства и правила речевого и нере­чевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера.


В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен уметь:

чтение

читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художест­венные, научно-популярные, прагматичес­кие, используя основные виды чтения (оз­накомительное, изучающее, поисковое/ просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого язы­ка, делать выписки из иноязычного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

общения с представителями других стран, ориентации в современном мультикультурном мире;

получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе че­рез Интернет), необходимых в образова­тельных и самообразовательных целях;

расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

изучения ценностей мировой культу­ры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представите­лей зарубежных стран с культурой и достижениями России.


Языковые знания и навыки:

Орфография

Наличие у абитуриентов сформированных орфографических навыков, применительно к языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базо­вого уровня.

Лексическая сторона речи

Лек­сический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексичес­ких единиц.

Наличие у испытуемых навыков распознавания и упо­требления в речи лексических единиц, об­служивающих ситуации в рамках темати­ки основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосоче­таний, реплик-клише речевого этикета, ха­рактерных для культуры стран изучаемого языка; навыков использования словарей.

Грамматическая сторона речи

Владение абитуриентами навыками распозна­вания и употребления в речи различных коммуникативных и структурных типов предложения; владение навыками распозна­вания и употребления сложносочиненных и сложноподчи­ненных предложений, в том числе условных предложений с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных.

Владение навыками распознавания и употребления в речи: различных грамматических конструкций, входящих в минимум базо­вого уровня; наиболее употребительных временных форм действительного и пассивного залога; модальных глаголов и их эквивалентов; неличных форм глагола; различных грам­матических средств для выражения буду­щего времени; артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения); личных, притяжательных, ука­зательных, неопределенных, относитель­ных, вопросительных местоимений; прила­гательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных.

Наличие знаний о функцио­нальной значимости предлогов и навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направ­ление, время, место действия; навыков употребления разных средств связи в тексте для обеспечения его целостности.


Образцы типовых экзаменационных заданий,

ключи для их проверки, бланки ответов и списки рекомендуемой литературы для подготовки к вступительным испытаниям


английский язык


Типовое экзаменационное задание.


Part 1. READING COMPREHENSION


Task 1. Read the following text and complete the sentences given below according to the text.


The Slob’s Holiday

My husband and I went to Reno for our holiday last year. “Isn’t that place where people go to get a quickie divorce?” asked my second son? ‘Yes’, I said, trying to look enigmatic and interesting. ‘You are not getting divorced, are you?’ he asked bluntly. ‘No,’ I said, ’we are going to an outdoor pursuit trade fair. The children sighed with relief and slouched away, muttering things like ‘boring’. I call them children, but they are all grown up. My eldest son has started to develop fine lines around his eyes – fledgling crow’s feet. A terrible sight for any parent to see. Anyway, the piece isn’t about children. It’s about holidays.


The first thing to be said about holidays is that anybody who can afford one should be grateful. The second thing is that planning holidays can be hard work. In our household it starts with somebody muttering, ’I suppose we ought to think about a holiday.’ This remark is usually made in July and is received glumly, as if the person making it has said ‘I suppose we ought to think about the Bolivian balance of payment problems.’

Nothing much happens for a week and then the potential holiday-makers are rounded up and made to consult their diaries. Hospital appointments are taken into consideration, as are important things to do with work. But other highlights on the domestic calendar, such as the cat’s birthday, are swept aside and eventually two weeks are found. The next decision is the most painful: where?

We travel abroad to work quite a lot but we return tired and weary, so the holiday we are planning is a slob’s holiday: collapse on a sunbed, read a book until the sun goes down, stagger back to hotel room, shower, change into glad rags, eat well, wave good-bye to teenagers, have a last drink on hotel terrace, go to bed and then lie awake and wait for hotel waiters to bring the teenagers from the disco.

I never want to be guided around another monument, as long as I live. I do not want to be told how many bricks it took to build it. I have a short attention span for such details. I do not want to attend a ‘folk evening’ ever, ever again. The kind where men with their trousers tucked into their socks wave handkerchiefs in the direction of women wearing puff-sleeved blouses, long skirts and headscarves.

I also want to live dangerously and get brown. I want my doughy English skin change from white sliced to wheat germ. I like the simple pleasure of removing my watch strap and gazing at the patch of virgin skin beneath. I don’t want to make new friends – on holidays or in general; I can’t manage the ones I have at home. I do not want to mix with the locals and I have


no wish to go into their homes. I do not welcome tourists who come to Leicester into my home. Why should the poor locals in Holidayland be expected to? It’s bad enough that we monopolize their beaches, clog their pavements and spend an hour in a shop choosing a sunhat that costs the equivalent of 75 pence.

So, the slob’s holiday has several essential requirements: a hotel on a sunny beach, good food, a warm sea, nightlife for the teenagers, a big crowd to get lost in, and the absence of mosquitoes.

As I write, we are at the planning stage. We have looked through all the holiday brochures, but they are full of references to ‘hospitable locals’, ‘folk nights’, ‘deserted beaches’, and ‘interesting historical sights’. Not our cup of tea, or glass of sangria, at all.


  1. The parents’ choice of holiday destination made the narrator’s children feel …

1) jealous.

2) excited.

3) alarmed.

4) indifferent.


2. The narrator’s words ‘A terrible sight for any parent to see’ refer to …

1) the way children behave.

2) the fact that children are aging.

3) the way children change their image.

4) the fact there is a generation gap.


3. When the need for holiday planning is first announced in the narrator’ family, it …

1) is regarded as an important political issue.

2) is met with enthusiasm by all the family.

3) seems like an impossible task.

4) is openly ignored.

4. To find a two-week slot for a holiday potential holiday-makers have to …

1) negotiate the optimum period for travel.

2) cancel prior business appointments.

3) re-schedule individual summer plans.

4) make a list of the things to be taken into account.

5. The slob’s holiday is the type of holiday for people, who …


1) do not want to go on holiday abroad.

2) go on holiday with teenagers.

3) do not like public life.

4) prefer peaceful relaxing holidays.

6. When the narrator says ‘I also want to live dangerously’, she means …

1) getting lost in the crowd.

2) going sightseeing without a guide.

3) choosing herself the parties to go to.

4) lying long hours in the sun on the beach.

7. The main reason the narrator doesn’t want to mix up with locals is because she …

1) doesn’t let tourists to her house at Leicester.

2) doesn’t want to add to their inconveniencies.

3) is afraid to make friends with local people.

4) values her own privacy above all.


Task 2. Read the following texts and match them with the headings given below. One heading is extra.



    1. Blistering heat caused four more deaths in Spain on Tuesday as Europe baked in relentless weather that has disrupted travel and cooked the Mediterranean enough for one scientist to warn of a proliferation of jelly-fish.

    2. British Columbia Premier Gordon Campbell is framed by two of the largest fires burning in province, August 5, 2006. Crews battling “breathtaking” forest fires in the parched mountains held their own against flames on Tuesday but kept a nervous eye on the sky for forecast thunderstorms and lightning strikes.

    3. Fiji’s prime minister expanded the Cabinet on Wednesday to add ministers from the ethnic Indian-dominated opposition, following a Supreme Court order aimed at enforcing a balance in the government of this ethnically divided Pacific island nation.

    4. Mars is getting ready for its close-up, with the red planet coming as near to Earth this month as it has in almost last 60,000 years.
    5. The Army is telling troops to take precautions as it tried to figure out the cause of pneumonia cases, including two deaths, among forces in the Afghan and Iraqi campaigns.




A. Politics

B. Private life

C. Science

D. Health

E. Disasters

F. Weather


Task 3. You are going to read a newspapers article about healthy eating. Six paragraphs have been removed from the article. Choose from the paragraph A-F the one which fits each gap (1-5). There is one extra paragraph which you do not need to use. There is an example at the beginning (0).

LIVE LONGER WITH VIRGIN OIL FROM CRETE


Crete, that Greek island of olive trees and sunny beaches which was the home of the mythical Minotaur, now has another claim to fame. It has Europe's healthiest population.

0

G

The key to the Cretans' good health, say experts, lies in their diet. They have long been known to use far more extra virgin olive oil, flavoured with fresh herbs from the mountains, than other nationalities.

1




Experts believe the oil is so good for the health because it provides plenty of oleic acid. This is the kind of fat that is found in the purest olive oil.

2



Research has shown the benefits of this. When tests were carried out, replacing part of the animal fat content of the north European diet with olive oil, it was found that olive oil can greatly reduce levels of the cholesterol that can clog the blood­stream and cause heart problems.


3




Research was conducted by Christine Williams, Professor of Food- Studies at Reading University. She wanted to compare a diet rich in animal fats with one that used olive oil. Unilever, the food multinational, supplied her with a va­riety of identical food, including, ready meals, pudding and cakes, for a seven-month experiment with two groups of men aged 30 and 45. In half the meals the fat content was made up of animal products, the other contained olive oil.

The results showed that the oily simplicity of the Cretan diet is it's strength. As the very essence of Mediterranean cooking, it lacks the piles of pasta favoured by the Italians, the grilled meats of southern France or the chorizo (spicy 20 sausages) of Spain.

4




Spreading mountains of butter on toast is equally foreign to them. The standard treatment for bread is to break it into lumps and dip them into a bowl of oil.

5




I don't think we're going to get people eating a Mediterra­nean diet here because we don't have the climate for it, but we could incorporate the benefits of olive oil into the foods we are used to', she said. "The scientific evidence is sufficient to, jus­tify a really major campaign.


  1. These scientists also say that the greener and more virgin the olive oil, the higher the level of flavonoid chemicals. These stop cholesterol deposits sticking to the artery walls.


  2. But whether this diet will catch on with Britons is uncertain. Williams believes it's unlikely that they will change their eating habits.

  3. A great reduction in heart disease was noted food during Second World War and the years immediately after­wards. Once they returned to their usual diet the num­ber of patients quickly rose again.

  4. In fact Cretans consume almost three times as much oil as northern Europeans, whose diets tend to be dominat­ed by animal fats. The oil brings many benefits.

  5. This discovery is one reason why leading doctors and sci­entists working in the European Commission are finish­ing a Cretan dietary factsheet. This will be circulated to all family doctors in the European Union, so everyone can benefit from the sun-kissed island's nutrition secrets.

  6. Unlike the British, the islanders have always had a low part of meat and milk products. Instead of decorating animal-based food with creamy sauces, they would much rather use the local vegetables with their favourite olive oil.

  7. In developments that could create a new fashion for Cretan food, scientists have found that the islanders have rates of heart disease, obesity and cancer far below those of people in Britain. They are also much lower than in other European countries.



Part 3. GRAMMAR AND VOCABULARY


Task 1. Read the text, fill in the blanks using the words given in the right column and making necessary changes in them. Write down the words in your answer sheets.

*** Sample: (0) – important

Tourism in Britain

Every year more than eleven million tourists visit Britain. In fact, tourism is an _____ (0)_______ industry, employing thousands of people.


IMPORTANCE


Most ______ (1)____________ come in the summer months when they can expect good weather.

VISIT




Tourists ________ (2)__________ spend a few days in London, then go on to other well-known cities.

USUAL




Perhaps the least visited places in England are old _____ (3)___towns.

INDUSTRY




But many people think that nineteenth-century cities show the ______(4) ______of Britain.


REAL




The _______ (5)______ of the past is to be still seen in their old streets.

GREAT







Task 2. Read the text, fill in the blanks using the necessary form of the word.



следующая страница >>