litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 11 12
Государственный университет-Высшая школа экономики


Факультет социологии

Программа дисциплины



«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ»


Автор: доцент, к.э.н. Рощина Яна Михайловна


Москва 2009


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Автор программы

Рощина Яна Михайловна, к.э.н., доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ

e-mail: yroshchina@hse.ru


2. Цель курса

  • Дать представление студентам о современном экономическом подходе к поведению домашних хозяйств (теоретические модели);

  • Дать студентам опыт применения и испытания этих теоретических моделей на эмпирических данных о населении современной России, объяснения реального экономического процесса.


3. Задачи курса

В рамках настоящего курса студенты должны освоить основные модели и подходы к анализу экономического поведения домохозяйств, научиться решать задачи, адекватно использовать эконометрические модели для тестирования гипотез, научиться навыкам работы с массивами эмпирических данных (преобразование файлов и переменных), самостоятельно реализовать один исследовательский мини-проект с использованием полученных знаний и опыта работы на ПК.


4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования к студентам.

Курс предназначен для студентов бакалавриата четвертого курса специализации «Экономическая социология» факультета социологии ГУ-ВШЭ. Необходимы знание микроэкономики, экономической социологии, экономики труда, методов многомерного статистического анализа, навыков работы с данными в программе SPSS.

Предполагается, что в ходе освоения курса студенты:

  • Узнают основные современные экономические теории и модели поведения домашних хозяйств;
  • Способны применить эти теории (эконометрические модели) для анализа эмпирических данных;


  • Понимают методологию и процедуру работы с данными RLMS на ПК с использованием программы SPSS;

  • Реализуют исследовательский мини-проект на базе данных RLMS с использованием эконометрических моделей;

  • Объясняют реальные процессы в социальной экономике и поведении российских домашних хозяйств на основе изученных теорий, моделей и методов;

  • Умеют предложить рекомендации для социальной политики на основе выполненных проектов.


5. Формы контроля

Итоговая оценка складывается из трех элементов:

  • работа на семинарских занятиях (30%) и посещаемость (5%),

  • оценка за мини-проект (35%),

  • оценка за письменную экзаменационную работу (30%).



Рубежный контроль

Работа на практических занятиях


В течение первых 4 занятий (по 4 ак. часа каждое) студенты выполняют задания, предлагаемые преподавателем. На основе степени успешности выполнения заданий выставляется оценка.

Экзаменационная работа по теоретической части курса


Письменная работа проводится в аудитории в присутствии преподавателя по завершению лекционной части курса.

Каждый вариант состоит из 7-9 вопросов по теоретической части курса, сформулированных в открытой форме. Вопросы могут быть нескольких типов: определения (например: понятие домохозяйства), раскрытие содержания и структуры (например: структура доходов), перечень предпосылок модели, графическая модель. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов в зависимости от сложности вопроса, баллы за каждый вопрос указаны после формулировки вопроса.

Использование каких-либо текстов запрещается.

Время работы – 120 мин. (2 астрономических часа).

Самостоятельный мини-проект

Выполняется студентом самостоятельно на завершающих практических занятиях, а также дома. Каждый студент выполняет один мини-проект. Тема его выбирается из предложенных преподавателем в программе или обязательно согласовывается с преподавателем в случае интереса студента к другой теме.


Сдается в письменной форме за 7 дней до проставления окончательной оценки за курс.

Ориентировочный объем – 10-12 стр.

Каждая работа включает: название, ФИО автора и номер группы, краткое обоснование темы, цели и задачи, гипотезы, объект и предмет, теоретическая основа (модель), эмпирическая модель (метод), данные (подготовка и выбор), полученные результаты. В качестве приложения приветствуются файлы синтаксиса SPSS.

Критерии оценки: адекватность теоретической и эмпирической модели (метода), трансформации данных, интерпретации полученных результатов (расчетов).

Проекты, основанные только на построении таблиц распределений и таблиц сопряженности, оцениваются как неудовлетворительные.


6. Базовая учебная литература

Беккер Г. Человеческое поведение. Экономический подход. М., ГУ-ВШЭ, 2003.

Мужчина, женщина, семья. //THESIS, 1994. № 6.

Берндт Э. Практика эконометрики: классика и современность. М., ЮНИТИ, 2005.

Anderson M., Bechhofer F., Gershuny J. (ed.). The Social and Political Economy of the Household. Oxford: Oxford University Press. 1994.

Becker G. A Treatise on the Family. Cambridge. Harvard University Press. 1994 (1981).

Becker G. The economic approach to Human Behavior. The University of Chicago press, Chicago, 1976 (1978).

Deaton A. The analysis of household surveys. Johns Hopkons University Press, Baltimore, 1997.

Kooreman P., Wunderink S. The economics of household behavior. - Basingstoke : The Macmillan Press Ltd , 1997.

Schultz Th.W. (ed.) Economics of the family. Marriage, children, and human capital. University of Chicago Press, Chicago, 1974.


7. Необходимые и полезные ссылки

Необходимые ссылки:

RLMS http://www.cpc.unc.edu/rlms/


Данные и анкеты - http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms/data.html

Полезные ссылки:

Center for Economic and policy Research – Working papers (WP) http://cepr.net/pages/Publication_Page.htm

NBER – National bureau of Economic Research - WP http://www.nber.com/papers/

библиотека JSTOR - http://www.jstor.org/browse

Независимый институт социальной политики – публикации http://www.socialpolicy.ru/publications/

CED – Center for Economic Development – publications - http://www.cid.harvard.edu/cidwp/

World Bank – publications - http://publications.worldbank.org/

Institute for the Study of Labor – discussion papers - http://www.iza.org/

Журнал СПЕРО (Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры) - http://spero.socpol.ru/current.shtml


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Лекции

Тема 1. Основные понятия, теории и источники данных о поведении домохозяйств.

Понятие домохозяйства. Отличие домохозяйства от семьи. Предмет курса – основные виды поведения домохозяйств. Различные теоретические подходы к изучению семьи и домохозяйства. Необходимость междисциплинарных исследований. Типы семей и домохозяйств. Основные функции семьи и домохозяйства.

Экономический подход к моделированию поведения домохозяйств: основные предпосылки.



следующая страница >>