litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Программа дисциплины


ДПП.Ф.08 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОФОРМЛЕНИЕ В ШКОЛЕ


1. Цели и задачи преподавания дисциплины

Программа курса «Художественное оформление в школе», являясь составной частью этой подготовки, одновременно развивает у студентов чувство понимания и эстетического восприятия предметно-пространственной среды. Она направлена на активизацию творческой деятельности и формирование активной жизненной позиции.

Занятия оформительскими работами по созданию художественно-эстетической среды в школе формируют эстетический вкус студентов, повышают уровень художественных знаний, умений и навыков; учат понимать и ценить произведения всех видов искусства, воспитывают уважение и любовь к труду, помогают приобрести определенные специфические умения и навыки использования различных технологических приемов.

Программа курса «Художественное оформление в школе», направлена на ориентацию культуры человека, обеспечивая его самосознание, самопознание, самосовершенствование. Ее цель – способствовать воспитанию человека свободного, инициативного с чувством долга и достоинства. Художественное оформление школы является важнейшим условием гармонического развития интеллектуальных, духовных и физических сил школьников.

Приобретение будущими учителями изобразительного искусства профессиональных навыков по декоративно-оформительскому и агитационно-массовому искусству с целью организации и практического руководства художественно-оформительскими работами в школе. Основная задача данного курса – подготовить будущего специалиста к этому роду творческой деятельности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен уметь: выделять и реализовывать конкретную изобразительную задачу в оформлении школьных интерьеров и экстерьеров; отбирать художественно-изобразительные средства; владеть колористическими основами (цветоведение); разрабатывать эскизы знаковых, шрифтовых и сюжетных композиций.

Студент должен знать: роль, место и значение художественно-оформительской работы в школе; материалы и инструменты для оформления шрифтовых работ; современные системы знаковый визуальной коммуникации; пиктографические системы информации; основные закономерности в композиции.

Для освоения преподаваемой дисциплины на профессиональном уровне необходимо:


  • Определить цели и задачи, которые ставятся перед студентом.

  • Акцентировать внимание студентов на схеме работы, последовательности этапов исполнения задания. Раскрыть содержание основополагающих понятий.

  • Скоординировать в способах, техниках и методах исполнения задания.

  • Чтобы временной разрыв между раскрытием темы и ходом исполнения этапов задания не нарушил схему работы и был соответствующим требованию необходимо: дать возможность законспектировать все этапы исполнения задания, чтобы студенты в любой момент могли свериться с требованиями; снабдить студентов наглядно- методическими пособиями, чтобы они имели возможность опираться на эталон.

Обучение мастерству должно быть ориентировано на изучение методов профессиональной деятельности и мышления.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

100


5

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

18

18

Практические занятия

36

36

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

46

46

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

Зачет

Зачет


4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Основы художественного проектирования: функция, форма, эргономика. Дизайн интерьера и экстерьера. Художественно-оформительские материалы и инструменты. Практическая оформительская работа.


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

5 семестр

1

Введение

2







2

Формальная композиция.

2

4




3

Цвет в художественно-оформительском искусстве.

3

4




4

Шрифт в художественно-оформительском искусстве.

4

10




5

Современная визуальная культура.

3

6




6

Разработка эскиза информационного стенда.

4

12





4.2. Содержание разделов дисциплины.

Темы лекционных занятий:

Тема № 1 Введение 2 часа


  • Роль, место и значение художественно-оформительских работ в школе. Художественное оформление – средство формирования эстетического вкуса, должно быть ориентировано на изучение методов профессиональной деятельности и мышления.

  • Виды художественного оформления (монументальное, наглядно-агитационное, праздничное, текущее). Организация оформления школьных интерьеров и экстерьеров в соответствии с тематикой и современными требованиями, предъявляемыми к созданию художественно-эстетической среды.

  • Основы декоративно-оформительской грамоты: формальная композиция, цветоведение с основами колористики, шрифт, современная визуальная культура, художественное оформление стенда, макетирование.

Тема № 2 Формальная композиция 2часа

Композиция-это основа формирования специалиста в любой сфере изобразительного искусства. Формальная композиция, как предмет анализа и способ достижения основ профессиональной грамоты, является важным компонентом обучения.

  • Виды формальной композиции (графическая, цветовая). Изобразительные средства (пропорциональность и масштабность, симметрия-асимметрия, контраст-нюанс, статика-динамика и т.д.).

  • Пять законов композиции по Ковалеву Н.Ф., основные принципы композиции, визуальный язык формальной композиции, конструктивные связи и смысловая целостность.

Тема № 3 Цвет в художественно-оформительском искусстве. 2 часа

Формальная цветовая композиция-совокупность цветовых пятен или условных изображений, не несущих сюжетно-смысловой нагрузки, рассчитанных на определенное психологическое воздействие.


  • Физика и химия цвета с основами колористики.

  • Характеристика понятий с демонстрацией наглядного пособия: Основные цвета (красн., желт,. синий,.); составные цвета (зел.-ж+с, оранж.-к+ж, фиолет.- к+с). Цветовой круг. Ахроматический ряд. Цветовой тон, насыщенность контраст. Теплые и холодные хроматические цвета. Дополнительные и родственные цвета, триады. Цветовая среда.

  • Психологические свойства цвета. Особенности психологии зрительного восприятия школьника. Роль цвета в художественно-эстетической организации среды.

Тема № 4: Шрифт и шрифтовая композиция. 4 часа

  • Основные методы и приемы выполнения шрифтовых работ, шрифтовые гарнитуры. Основы шрифтовой композиции. Образность шрифта, стилевое единство.




  • Ознакомить с основными видами шрифтовых плакатов, продемонстрировать эволюцию шрифтового плаката и способов его исполнения от 19 века до наших дней.

  • Методы исполнения; взаимосвязь содержания текста плаката и выбора гарнитуры, а так же техники исполнения, как способ эмоционального воздействия.

  • Методические указания: текст плаката должен быть кратким, ясным по лексике, удобочитаемым. Возможность включения декоративных составляющих (элементы геральдики, части в виде орденских ленточек, условное изображение декоративных элементов).

Тема № 5: Современная визуальная культура. 3 часа

  • Основные виды знаков визуальной коммуникации, их функции и назначение.

  • Роль и место знаковой культуры в современном обществе, как необходимость краткого и емкого донесения информации.

  • Использование знаков визуальной коммуникации в оформлении учебных заведений, учет основных требований к технике исполнения (масштаб, модуль, место расположения).
  • Методические указания: Изображение знака визуальной коммуникации должно быть лаконичным, необходимость единства в графическом и цветовом обобщенном или силуэтном решении знаков. Четко определить для себя содержание проекта и его художественное решение. Знаки визуальной коммуникации различаются по форме: плоские, рельефные, объемные.


Тема 6: Эскизная разработка информационного стенда. 4 часа

  • Виды информационных стендов, их место и назначение (размещение объявлений, материалов различного содержания, учебной информации и т.д.) в оформлении школьных интерьеров.

  • Основные требования к художественному оформлению, месту расположения, техническому исполнению. Учет модуля, масштаба стенда, способов крепления. Композиционная организация поля информационного стенда с учетом специфики содержания информации, количеством шрифтов, знаков визуальной коммуникации, декоративных решений.

Темы практических занятий:

Тема № 1: Формальная композиция 4 часа

Цели: творческое развитие студентов;

постановка художественно-образного мышления;

изучение формально-логических правил и закономерностей, языка форм и способов выражения содержания.

Задачи: научиться создавать графическую композицию из ограниченных изобразительных элементов формы: точка, пятно, линия, плоскость, объем, пространство.

Примеры учебных заданий: «динамика», «статичность», « симметрия», «асимметрия», «одиночество», «радость», «тишина» и т.д. Подобные упражнения способствуют развитию творческой интуиции и абстрактного мышления.

Задание выполняется на формате листа А4. Материалы тушь, гелиевая ручка, перо, кисть.


Тема № 2: Цвет в художественно-оформительском искусстве. 4 часа

Цели: формирование структурно-образного мышления у студентов и визуального воплощения ими эмоциональных категорий. Овладеть основами колористической грамоты и особенностями психологического воздействия цвета.

Задачи: создать большой цветовой круг, на основе шести видов системных отношений цветов создать формальную цветовую композицию.

Учебные задания: предполагают условность изображений, ограниченное количество цветов в каждом упражнении. Выполняются на основе шести видов системных отношений цветов (унитарные-красн. и зелен. или синий и желт. и ахроматические, родственные, родственно-контрастные, контрастные, триады, полная политра).


1.Создать большой цветовой круг на базе трех основных цветов: желтого, синего, красного (через круг естественных цветов по Гете). Круг состоит из 24 цветов, где между основными находятся еще по 7 цветов+ахроматическая растяжка от белого к черному.

2.Упражнение на основе 6 видов системных отношений цветов «времена года», «жар-птица», «морское безмолвие» и т.д.

Выполняется на формате А4, материалы гуашь или темпера, кисть.

Тема № 3 Шрифт и шрифтовая композиция. 10 часов

Цели: овладение основами шрифтовой графики, принципами построения шрифта и техникой выполнения оформительских работ, методами и техникой выполнения шрифтового плаката, практическое создание шрифтового плаката на заданную тему.

Задачи: изучение метода художественно-графического анализа рукописных шрифтов, построение студентами прямого рубленого шрифта по модульной сетке, создание шрифтовой композиции, подготовка к выполнению шрифтового плаката, разработать эскиз шрифтового плаката, определить гарнитуру шрифта, соответствующую смыслу сообщаемой информации, выбрать технику исполнения.

Практические задания: Обозначить этапы выполнения задания. Выполнить на формате А3 (материалы тушь, гуашь, кисти, перья), плакатным пером ряд шрифтовых упражнений. Выполнить 3 варианта шрифтовой композиции, используя различные технологические приемы, по утвержденным эскизам. На формате А3 используя тушь, перья различного размера, кисти, трафареты. Практическое выполнение элементов шрифта: необходимо провести ряд упражнений по написанию шрифтов для выработки определенных навыков (плакатным пером, кистью, трафаретом), методические рекомендации, ознакомить с принципом построения модульной сетки, возможности использования миллиметровки. Способы композиционного размещения шрифтов на выбранном формате в зависимости от гарнитуры, соответствующей выбранной теме (торжественный, стильный, ассоциативный, традиционный, модный, нейтральный, национальный), общая композиция размещения текста. Цветовое решение.


Тема № 4: Современная визуальная культура. 6 часов.

Эскизная разработка знака визуальной композиции:

Цели: научиться выполнять знаки визуальной коммуникации для учебного заведения, овладеть методами проектирования и технического поэтапного осуществления проекта.

Задачи: сделать эскиз серии знаков визуальной коммуникации для образовательного учреждения, определить художественные материалы и технику исполнения.

Практическое исполнение: Перед переходом к выполнению задания наглядно продемонстрировать возможные варианты исполнения знаков визуальной коммуникации, дать ряд методических указазаний. Этапы исполнения: подготовительная работа (поиск четкого силуэта знака в ряде зарисовок). Серия знаков должна быть выполнена в одной стилистике, в окончательном варианте выстраивается в масштабе. По утвержденному плану выполняется эскиз на формате А2. Поиск композиции в формате, определяется техника исполнения, выбираются материалы.

Тема № 5: Эскизная разработка информационного стенда. 12 часов

Цели: Овладеть методами художественного проектирования и приобрети технические навыки исполнения информационных стендов разного вида.

Задачи: Выполнить эскиз проекта информационного стенда, определить закономерности композиционного решения, выбрать художественные материалы и технику исполнения, элементы оформления.

Практическое исполнение: Перед переходом к выполнению задания дать методические рекомендации, определить четкое поэтапное исполнение. Перед исполнением окончательного варианта эскиза выполняется серия подготовительных зарисовок, композиционных поисков, с учетом всех закономерностей и требований исполнения.

Работа выполняется на планшете размером 55-75 см. Выбор композиции и размещение эскиза на планшете выполняется с расстановкой масштабов. Чертежи выполняются в двух проекциях и аксонометрии с учетом необходимых количеств размеров, надписей, подписей, цифровых масштабов. Распределение на стенде разделов информации и учет соотношения занимаемой ею площади с общей площадью стенда. Каждый раздел в свою очередь должен иметь свой знак и шрифтовое обозначение, все виды знаков и надписей выполняются в едином художественном стиле. Тема стенда выбирается произвольно. Цветовое и графическое решение стенда должно соответствовать выбранной теме.



5. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст] : учебник для начального профессионального образования / С. Е. Беляева. - М. : Академия, 2007. - 203 с.

  2. Демчев, П. Г. Художественное оформление в школе[Текст] : учебное пособие для вузов / П. Г. Демчев, Г. В. Черемных. - М. : Владос, 2004. - 207 с.

  3. Макарова, М. Н. Практическая перспектива [Текст] : учебное пособие для вузов / М. Н. Макарова. - М. : Академический Проект, 2005. - 398 с.

  4. Панксенов, Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение [Текст] : учебное пособие для вузов / Г. И. Панксенов. - М. : Академия, 2007. - 143 с.

  5. Царев, В. И. Эстетика и дизайн непродовольственных товаров [Текст] : учебное пособие для вузов / В. И. Царев. - М. : Академия, 2004. - 217 с.

б) дополнительная литература:

  1. Быков, В. В. Материалы и техника художественно-оформительских работ / В. В. Быков. - 1985.

  2. Дизайн : Иллюстрированный справочник : Основные положения : Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования : Мастера и теоретики / Г. Б. Минервин [и др.]; под общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко ; Московский архитектурный институт. - М. : Архитектура-С, 2004. - 283 с.

  3. Ковешникова, Н. А. Дизайн : История и теория : учебное пособие / Н. А. Ковешникова. - М. : Омега-Л, 2005. - 223 с.

  4. Никоненко, Н. М. Декоративно-прикладное творчество : Художественное оформление интерьера : практическое руководство для взрослых и детей / Н. М. Никоненко. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. - 127 с.
  5. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники [Текст] : учебное пособие для вузов / В. Ф. Рунге. - М. : Архитектура-С. - Кн. 1. - 2006.-367 с.


  6. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики [Текст] : история систем и методов обучения цвету / М .О. Сурина, [и др.]. - М. : МарТ, 2003. - 348 с.

  7. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование [Текст] : учебное пособие для средних специальных учебных заведений / В. Т. Шимко. - М. : Архитектура-С, 2007. - 159 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

  • Компоненты учебно-методического комплекса (литература, посвященная художественному оформлению в школе, учебники) как основное средство обучения;

  • Нетехнические вспомогательные средства: таблицы, наглядные пособия, альбомы, рисунки.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • Библиотечный фонд ТГПУ; Методический фонд; компьютерный класс с выходом в интернет.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Обучение мастерству должно быть ориентировано на изучение методов профессиональной деятельности и мышления.

8.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:

1. Основные законы композиции, принципы и требования. Пять законов композиции по Ковалеву Н.Ф.

2. Виды формальной композиции. Изобразительные средства.

3. Цветоведение. Спектр: создать большой цветовой круг, на основе шести видов системных отношений цветов. Цветовые пары, сближенные тона, дополнительные (контрастные) цвета. Цветовые сравнения: уменьшение и увеличение контраста пары цветов путем изменения их насыщенности.

4. Создать формальную цветовую композицию.

5. Квадрат Освальда. Цветовые сравнения: уменьшение и увеличение контраста пары цветов путем изменения их насыщенности. Цветовой тон, цветовая насыщенность, светлота. Построение двух треугольников, вершинами которых является теплый и холодный цвета, а основанием – ахроматический ряд, через последовательное насыщение цвета.


6. Шрифт. Практическое выполнение элементов шрифта. Написание рубленого шрифта (узкое начертание, широкое начертание).

7. Изучение метода художественно-графического анализа рукописных шрифтов, построение студентами прямого рубленого шрифта по модульной сетке, создание шрифтовой композиции, подготовка к выполнению шрифтового плаката.

8. Копирование академического шрифта.

9. Разработать эскиз шрифтового плаката, определить гарнитуру шрифта, соответствующую смыслу сообщаемой информации, выбрать технику исполнения.

10. Эмблема или знак визуальной коммуникации. Фирменный стиль. Эскиз знака.

11.Сделать эскиз серии знаков визуальной коммуникации для образовательного учреждения, определить художественные материалы и технику исполнения.

12. Эскизная разработка информационного стенда для университета. Выполнить эскиз проекта информационного стенда, определить закономерности композиционного решения, выбрать художественные материалы и технику исполнения, элементы оформления.

13. Эмблема или знак для информационного стенда

14. Шрифт для информационного стенда. Гарнитура и цветовое решение

8.2. Примерный перечень заданий для итогового контроля:

1. Спектр: большой цветовой круг, на основе шести видов системных отношений цветов. Цветовые пары, сближенные тона, дополнительные (контрастные) цвета. Цветовые сравнения: уменьшение и увеличение контраста пары цветов путем изменения их насыщенности.

2.Формальная цветовая композиция.

3. Квадрат Освальда.

4. Написание рубленого шрифта (узкое начертание, широкое начертание).

5. Шрифтовая композиция.

Шрифтового плаката.

6. Копирование академического шрифта.

7. Эскиз шрифтового плаката.

8. Эмблема или знак визуальной коммуникации.

9. Серия знаков визуальной коммуникации для образовательного учреждения.

10. Эскизная разработка информационного стенда для университета.

11. Эмблема или знак для информационного стенда

12. Шрифт для информационного стенда. Гарнитура и цветовое решение.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основе сборника программ дисциплин предметной подготовки по специальности 050602.65 Изобразительное искусство.