litceysel.ru
добавить свой файл
1
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


.


ПРОГРАММА ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

для студентов специальности 080502.65

«Экономика и управление на предприятии

(торговля и общественное питание)»


Казань

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговый междисциплинарный экзамен является формой итоговой государственной аттестацией выпускников Российского университета кооперации по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание).

Итоговый междисциплинарный экзамен направлен на выявление теоретической подготовки и умений выпускников решать профессиональные задачи с учетом знаний, полученных по дисциплинам «Экономика и планирование на предприятии», «Маркетинг», «Финансы предприятия»,«Финансовое планирование».

Программа междисциплинарного экзамена содержит перечень основных вопросов по указанным дисциплинам, критерии оценки знаний и список рекомендованной литературы.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования выпускники специальности 080502 по циклу специальных дисциплин должны:


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

080502 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИИ

(ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ)

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Специалист должен:

  • иметь системное представление о структурах и тенденциях развития
  • российской и мировой экономик;


  • понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

  • иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;

знать:

  • - теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

  • - законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство и сборах; стандарты бухгалтерского учета; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

  • - принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

  • - отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

  • - методы изучения рыночной конъюнктуры;

  • - отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и

  • оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности,

  • характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформление технической документации;

  • - условия поставки, хранение и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;

  • - номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия,
  • правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;


  • - основа социологии и психологии труда;

  • - формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;

  • - организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;

  • - организацию производства в отрасли на предприятии, профиль, специализацию и особенность структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорт, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;

  • - современные методы планирования и организации исследований, разработок;

  • - меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; правила и нормы, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;

владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;

- методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;


- методами исследований затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;

- методами финансового планирования на предприятии;

- методами определения экономической эффективности внедрения

новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления;

а также уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:

организационно-управленческая

• организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;

• разрабатывать организационно управленческие структуры предприятия, положения о подразделениях; должностные инструкции;

• проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

• рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

• разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат

планово-экономическая

• разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;

• разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоения производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);

• составлять калькуляции себестоимости продукции;

• определять доходы и расходы предприятия;

• разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

• рассчитывать сметы комплексных расходов;

• осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия

проектно-экономическая

• проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;


• осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

финансово-экономическая

• разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;

• формировать планы инвестиций;

• осуществлять финансовый анализ;

• контролировать управление оборотными средствами;

• обосновывать потребность и выбор источников финансирования;

• осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

аналитическая

• проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм;

• проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;

• определять тенденции развития предприятия;

• проводить анализ бюджетов (сметы)

внешнеэкономическая

• планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;

• оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;

• определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности

предпринимательская

• создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;

• разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

• определять конкурентоспособность предприятия;

• рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги;

научно-исследовательская деятельность

• проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия;

• основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ организации производства и труда.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Экономика и планирование на предприятиях

торговли и питания.

Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Функции и виды предприятий торговли и питания, государственное регулирование их деятельности.


Содержание и организация экономической работы на предприятиях торговли и питания. Планирование деятельности предприятий торговли и питания: задачи, организация, виды планов, плановые показатели. Экономический анализ в системе управления предприятием.

Экономические ресурсы предприятий торговли и питания: формирование, эффективность использования. Экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятия.

Основные фонды предприятий торговли и пути повышения эффективности их использования. Воспроизводство основных фондов в торговле. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятий. Управление оборотными средствами в торговых предприятиях. Ресурсы рабочей силы предприятий торговли и питания: состав, особенности формирования, эффективность использования.

Оборот розничной торговли: экономическое содержание, современные подходы к анализу и планированию. Товарное обеспечение оборота розничной торговли: анализ и планирование.

Показатели по труду: экономическое содержание, анализ и планирование.

Издержки обращения: экономическая сущность, классификация,

факторы, влияющие на издержки обращения предприятий торговли.

Управление издержками на предприятиях торговли и питания.

Доходы на предприятиях торговли и питания, их содержание, виды,

пути увеличения. Ценовая политика предприятий торговли и питания, экономическое обоснование размеров торговых надбавок (наценок).

Экономическая сущность, значение, виды прибыли, управление

формированием прибыли на предприятиях торговли и питания. Рентабельность деятельности предприятий торговли и питания: сущность, показатели, значение в условиях конкуренции, пути повышения.

Финансовые ресурсы предприятий торговли и питания: формирование и использование. Оценка финансового состояния предприятий торговли и питания: значение, задачи, показатели. Экономическое обоснование финансового плана торговой организации.


Разработка стратегии развития организаций торговли: значение, задачи, этапы, целевые ориентиры и индикаторы.

Эффективность и конкурентоспособность предприятий торговли, оценка, пути повышения.

Раздел 2. Экономика отрасли

Понятие отрасли, основные признаки существования отрасли.

Отраслевая структура экономики и её влияние на эффективность использования ресурсов. Отрасль и рынок, их соотношение. Экономические границы отрасли. Сущность торговли, ее место и роль в национальной экономике, современные тенденции развития. Оптовая и розничная торговля: сущность, функции, тенденции развития.

Интеграционные процессы в торговле. Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговой отрасли. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Отраслевая и региональная структура экономики, их взаимосвязь и противоречия. Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов.

Раздел III. Маркетинг.

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Понятие о маркетинговых исследованиях, их виды. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Характеристика источников информации о рынке. Методы сбора информации о рынке. Анкетные опросы, наблюдение, имитация, эксперимент. Методы анализа маркетинговой информации. Характеристика методов прогнозирования элементов рынка. Маркетинговая среда и ее структура. Сегментирование рынка и выбор целевого рынка. Позиционирование товара на рынке. Управление маркетингом: ситуационный анализ, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, тактическое планирование, маркетинговый контроль.

Понятие о конкуренции и конкурентоспособности товара и фирмы.

Виды конкуренции. Маркетинговая оценка конкурентоспособности товара.

Модель покупательского поведения, факторы, влияющие на покупательское поведение. Процесс принятия решения о покупке. Понятие о стратегическом планировании. Виды стратегии. Планирование маркетинга как одна из функций управления маркетингом. Маркетинговый контроль.


Критерии оценки знаний

На итоговом междисциплинарном экзамене проверяются и оцениваются:

1) Теоретические знания по вопросам экономики и планирования на предприятии, Экономика отрасли, маркетинг.

2) Умение применять теоретические знания при выполнении ситуационных задач.

«Отлично» - правильное решение ситуационной задачи, верные выводы и объяснение полученных результатов, полные ответы на теоретические вопросы.

«Хорошо» - верное решение ситуационной задачи, правильные ответы на теоретические вопросы. Допускаются незначительные погрешности в трактовке теоретических положений или неточности в решении задачи.

«Удовлетворительно» - ход выполнения ситуационной задачи правильный, но допущены ошибки в расчетах, выводы неполные. Ответы на вопросы изложены схематично и недостаточно конкретны.

«Неудовлетворительно» - ситуационная задача решена неверно, в ответе нет четких выводов, теоретических положений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3. – М.: ИТК «Дашков и К», 2002.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. – М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2002.

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Официальный текст – М.:ИТК «Дашков и К», 2002.

4. Концепция развития потребительской кооперации РФ на период до 2015 года. – М.: Центросоюз Российской Федерации, 2008.

5. Алексунин В.А. и др. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник.- М.: ИТК «Дашков и К», 2005.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1992.

7. Морозов Ю.В. Основы маркетинга.- М.: ИТК «Дашков и К», 2002.

8. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: ИМП, 1999.

9. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2001.


10. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для вузов. – М.: «Дашков и К», 2005.

11. Социально-экономическое положение потребительской кооперации. Центральный союз потребительских обществ Российской Федера-

ции. Москва 2007г.

12. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник – 2-ое изд. перераб. и доп./ Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА – М, 2000.

13. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник.- М.: ИТК «Дашков и К», 2008.

14. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник. Под общей ред. Соломатина А.Н., 2-ое изд. М.: ИНФРА – М, 2003.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

080502 Экономика и управление на предприятии (торговля и

общественное питание)……………………………………………………..3

Содержание программы…………………………………………………….7

Критерии оценки знаний……………………………………………………9

Литература……………………………………………………………………10