litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО


ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Часть I

Общие проблемы философии науки





  1. Предмет философии науки. Основные концепции соотношения философии и науки.

  2. Понятие науки и ее многоаспектный характер. Основные подходы к исследованию развития науки.

  3. Научное и вненаучное знание. Знание и вера. Научное знание как система, его особенности и структура.

  4. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

  5. Позитивистская традиция в философии науки (О. Кант, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, А. Пуанкаре. эмпириокритицизм).

  6. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки (Венский кружок, логический позитивизм, аналитическая философия).

  7. Критический рационализм К. Поппера и концепция «исследовательских программ» И. Лакатоса.

  8. Теория научных революций Т. Куна. Концепция неявного личностного знания М. Полани. Плюралистическая эпистемология П. Фейерабенда.

  9. Социокультурные детерминанты развития науки.

  10. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Роль науки в условиях техногенной цивилизации.

  11. Наука, религия, искусство, мораль и их взаимоотношения в социокультурном контексте. Культура в науке.

  12. Проблема исторического возраста науки. Преднаука и наука в собственном смысле. Характерные черты античной науки.

  13. Особенности средневековой науки. Роль средневековых университетов в развитии норм научного мышления и организации науки.

  14. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Возникновение дисциплинарно организованной науки.
  15. Классификация наук. Эмпирический и теоретический уровни, их единство и критерии различия.


  16. Научная проблема – исходный пункт исследования. Понятие проблемной ситуации в науке. Выбор, постановка, разработка и решение научных проблем.

  17. Структура и особенности эмпирического знания. Эмпирические факты и зависимости. Проблема теоретической нагруженности факта.

  18. Структура и особенности теоретического знания. Теоретические модели и законы. Понятие идеального объекта и конструкта. Функции научной теории.

  19. Методы научного познания и их классификация. Методы эмпирического исследования.

  20. Методы теоретического познания.

  21. Общелогические методы и приемы исследования.

  22. Идеалы и нормы научного исследования. Научная картина мира и ее функции.

  23. Философско-мировоззренческие основания науки. Функции философии в научном познании.

  24. Общие закономерности и характерные тенденции развития науки.

  25. Научные революции и историческая смена типов научной рациональности. Первая научная революция XVII века и характерные черты классического типа научной рациональности.

  26. Вторая и третья научная революция конца XIX –первой половины XX веков и формирование неклассической науки. Характерные черты неклассического типа научной рациональности.

  27. Четвертая научная революция последней трети XX века. Рождение постнеклассической науки и ее главные черты.

  28. Синергетика как научная парадигма и ее особенности.

  29. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  30. Наука и паранаука. Необходимость ведения борьбы с шарлатанством и дилетантством в науке. Непознанное и проблема паранормальных явлений.

  31. Космизм как мировоззрение и поле научного поиска. Космическая философия К.Э. Циолковского.

  32. Космизм и экологическая проблема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Гелиобиология А.Л. Чижевского.
  33. Глобалистика, глобализация и перспективы человечества. Концепция устойчивого развития. Сциентизм и антисциентизм.


  34. Наука как социальный институт.

  35. Социальные характеристики научной профессии. Проблема подготовки научных кадров. Наука, экономика, власть.

  36. Этические проблемы современной науки. Свобода выбора и моральная ответственность ученого.


Литература


  1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: - Ростов н/Д, 2004.

  2. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.

  3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001.

  4. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. – М., 2005.

  5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г, Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д., 2002.

  6. Философия науки: словарь основных терминов. - М., 2004.

  7. Антология философии науки / Под. ред. Л.А. Микешиной. – М., 2005.

  8. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. – М., 1996.

  9. Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М., 2005.

  10. Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003.

***

  1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

  2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

  3. Наука в культуре. – М., 1998.

  4. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996

  5. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

  6. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1990.

  7. Традиции и революции в развитии науки. – М., 1991.

  8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

  9. Мамчур Е.Л. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М.. 1987.
  10. Вебер М. Избранные произведения – М., 1990.


  11. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М.,1978.

  12. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

  13. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

  15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

  16. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

  17. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.


Часть
II



следующая страница >>