litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4 5

Философские проблемы

социально-гуманитарных наук (СГН)


  1. Сходство и различие наук о природе и наук об обществе и культуре. Специфика социально-гуманитарного познания.

  2. Роль философии в становлении социально-гуманитарных наук. Социальные и гуманитарные науки, их сходство и различие.

  3. Субъект, объект, предмет социально-гуманитарных наук

  4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

  6. Пространство и время в социально-гуманитарном познании. Понятие хронотопа.

  7. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

  8. Методы социально-гуманитарного познания. Герменевтический подход. Объяснение, понимание, интерпретация.

  9. Роль языка в становлении научных теорий в социально-гуманитарном познании. Языковая картина мира.

  10. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарном познании.

Литература





    1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М.: 1996.

    2. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произв. М.: 1990.

    3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: 1988.

    4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: 2002.

    5. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: 1987.

    6. Культура: теории и проблемы. М.: 1995.

    7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: 2001.

    8. Маннгейм К. Очерки социологии знания. М.: 1998.

    9. Микешина Л.А. Философия познания. М.: 2002.

    10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: 1998.

    11. Розов Н.С. Философия и теории истории. М.: 2002.
    12. Социальное знание и социальные изменения. / Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: 2001.


    13. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10.

    14. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: 2000.

    15. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.: 1992.

    16. Бек У. Общество риска. М.: 2000.

    17. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: 1995.

    18. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: 1990.

    19. Философия науки. Хрестоматия. М.: МГУ, 2005.

    20. Жизнь как ценность. М., 2000.


Часть II

Философские проблемы химии


1. Химия как наука, специфика ее предмета.

2. Соотношение химии и физики. Вещество в физическом и химическом понимании.

3. Понятие «химический элемент» и его роль в химии.

4. Философское значение периодической системы элементов Д.И. Менделеева.

5. Концептуальные системы химии и их эволюция. Структурная химия, кинетика и теория катализа.

6. Химия самоорганизации. Значение реакции Белоусова-Жабобинского для современной науки.

7. Тенденции физикализации химии. Роль квантово-физических представлений в современной химии.


Литература


1. Кедров Б.М. День одного великого открытия, М.: 2001.

2. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития, М.: 1989.

3. Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии. Философско-методологические проблемы, М.: 1986.

4. Концепции самоорганизации, М.: 1994, гл 1,2,5.

5. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему, М.: 1985.


Часть
II

Философские проблемы биологии и экологии

1. Предмет философии биологии и его эволюция. Природа биологического познания. Эволюция в понимании предмета биологической науки. Философия биологии в исследовании структуры биологического знания.


2. Биология в контексте философии и методологии науки XX в. Проблема «автономного» статуса биологии как науки. Проблема «биологической реальности». Множественность «образов биологии» в современной научно-биологической и философской литературе.

3. Сущность живого и проблема его происхождения. Понятие жизни в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.

4. Принцип развития в биологии. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания.

5. Проблема системной организации в биологии. Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А. Богданова, В.И. Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н. Беклемишева). Принцип системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной дифференцированности современного знания о живых объектах.

6. Проблема детерминизма в биологии. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь. Сущность и формы биологической телеологии: феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем.

7. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования. Генезис экологической проблематики. Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Новые экологические акценты XX в.: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие.


8. Экологические императивы современной культуры. Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции. Понятие ноосферы. Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической культуры.

9. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе.



<< предыдущая страница   следующая страница >>