litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5

Литература




  1. Алекссева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993

  2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999

  3. Брилюэн Л. Наука и теория информации. М., 1959

  4. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1980

  5. Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000

  6. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001

  7. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы и тенденции развития. М., 1999

  8. Степин В.С. Теоретическое значение. Структура, историческая эволюция. М., 2000

  9. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М., 2000

  10. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001

  11. Чернавский Д.С. Синергетика и информатика. М., 2004

  12. Ленский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М., 1999

  13. Соснин Э.А. Пойзер Б. Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). Томск, 2000

  14. Тарасов В.Б. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М., 2002

  15. Астафьева О.Н. Синергетический подход: к исследованию социокультурных процессов: возможность и пределы. М., 2002


Часть II

Философские проблемы педагогики




  1. Философия и педагогика, их взаимосвязь. Историческая обусловленность и социокультурная детерминации педагогического знания. Зарождение и развитие педагогических идей в древности и их связь с философскими , религиозными, нравственными, политическими и другими представлениями о человеке и обществе. Становление педагогики как самостоятельной науки. Ян Амос Коменский и его «Великая дидактика». Зависимость содержания педагогических теорий от философских взглядов их создателей. Развитие философско-педагогических идей в учениях выдающихся представителей западноевропейской культуры (Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Ротерзамский, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Дидро. Ж.- Ж. Руссо, Гельвеций, Песталоцци, И. Кант и др.).


  2. Вклад в педагогику деятелей науки и культуры России (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, В.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Влияние идеологии и политики на педагогику в СССР. Новые идеи и достижения российской педагогики (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов и др.) и их связь с реформами и переменами в современном обществе.

  3. Философские основания педагогики. Категориальный аппарат педагогики и структура педагогического знания. Цели педагогической науки: единство обучения и воспитания.

  4. Диалектическая логика как теория исследования педагогических феноменов, структур и процессов. Философские проблемы дидактики. Движущие силы и закономерности процесса обучения. Диалектика педагога и учащегося в процессе обучения. Фигура преподавателя: смысл и функции.

  5. Философские аспекты воспитания. Воспитание как институт социализации личности. Педагогика и современные условия, требования, задачи и цели в сфере воспитания личности.

  6. Образование как предмет философского исследования и становление философии образования. Социокультурный статус и функции образования. Государство и управление развитием образования. Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования. Образование в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. Образование и Глобализация. Проблемы эффективности и оптимизации российского образования в современных условиях.

Литература





  1. Бейтсон Г. Логические категории обучения // Комментарии, № 16. М.-СПб., 1999.

  2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.

  3. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995.
  4. Европейская педагогика от античности до Нового времени: исследования и материалы: Сб. научных трудов. Ч.1 — 3 / Отв. ред. В.Г. Безрогов, Л. В. Мошкова. М., 1993 — 1994.


  5. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.,1994.

  6. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

  7. Йегер В. Пайдейа. М., 1997.

  8. Коменский Я.А. Сочинения. М., 1997.

  9. Кузнецов В.Ю. Перспективные пути совершенствования современного образования // Гуманитарное образование в гимназии: проблемы, концепции. М., 1996.

  10. Кэвелл С. Должны ли мы думать то, что говорим? // Вопросы философии, 2001, № 12.

  11. Леви В. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.

  12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998.

  13. Марру А.-И. История воспитания в античности. М., 1998.

  14. Налимов В.В. Экзистенциальный вакуум и пути его преодоления // Alma mater, 1997, № 3.

  15. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

  16. Педагогическая антропология. М., 1998.

  17. Педагогический поиск. М., 1988.

  18. Пелевин В. Онтология детства // Сочинения в 2-х томах. Т.1. М., 1996.

  19. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.

  20. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. М., 1993-1999.

  21. Философия для детей. М., 1996.

  22. Философия образования. М., 1996.

  23. Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

  24. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. М., 1994.

  25. Ясперс К. Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы // Историко-философский ежегодник, 1994. М., 1995.

  26. Наливайко Н.В. Паршиков В.И. Философия образования как объект комплексного исследования. Новосибирск, 2002



Часть
II

Философские проблемы физики и космологии




  1. Физика, естествознание и культура. Место физики в системе наук. Физика как фундамент естествознания. Философские основания фундаментальности физики.


  2. Физическая картина мира и ее онтологический статус. Механическая, электромагнитная и кванто-релятивисткая картины мира как этапы развития физического познания.

  3. Физические частицы и поля и их онтологический статус. Природа виртуальных частиц. Проблемы классификации фундаментальных частиц. Типы взаимодействий в физике. Физический вакуум и поиски новой онтологии. Идея бутстрапа. Теория стран и ее философское значение.

  4. Проблемы пространства и времени в классической механике и теории относительности. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Относительность и единство пространства и времен. Понятие инерциальной системы. Релятивистское эффекты сокращения длин, замедления времени и зависимости массы от скорости в инерциальных системах отсчета. Принципы эквивалентности инерционной и гравитационной масс в общей теории относительности. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Пространство – время и вакуум. Концепция геометризации физики. Понятие калибровочных полей. Топологические свойства пространства –времени и фундаментальные физические взаимодействия.

  5. Концепции детерминизма в физике. Детерминизм, причинность, закон, целесообразность. Динамические и статистические закономерности. Концепция однозначного (жесткого) детерминизма в классической физике. Вероятность в классической и квантовой физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Концепция вероятностной причинности. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл принципа дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.
  6. Системные идеи в физике. Физические объекты как системы. Три типа систем: простые механические системы, системы с обратной связью, системы с саморазвитием (самоорганизация системы). Противоречия между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации. Термодинамика открытых неравновесных систем И. Пригожина и ее общенаучное и философское значение. От хаоса к порядку. Синергетика как источник эволюционных идей в физике. Законы природы и необратимость «стрелы времени».


  7. Проблема объективности в современной физике. Объективность как «объектность» описания (описание реальности без отсылки к наблюдателю) и как адекватность теоретического описания действительности. Трудности достижения объективно истинного знания. Квантовая механика и постмодернистское отрицание истины в науке.

  8. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Три этапа математизации знания: феноменологический, модельный, фундаментально-теоретический. Математические методы в физике. «Коэволюция» вычислительных средств и научных методов. Возможности моделирования физических систем и принципов на компьютерах.

  9. Понятие информации: генезис и современные подходы. Связь информации с материей, энергией, энтропией. Информация и физическая картина мира. Квантовые корреляции вакуум, информация.

  10. Космология как научная дисциплина. Понятие «наблюдаемая Вселенная», «Вселенная как целое», «Мини-вселенные» и «Мета вселенная». Проблема соотношения бесконечного и конечного в космологии. Связь астрофизики, космологии с физикой элементарных частиц. Наблюдение, квазиэкспериментальная деятельность и экстраполяция как способы изучения настоящего, прошлого и будущего Вселенной. Принцип единообразия Вселенной. Метод моделей в космологии. Релятивистские космологические модели как схематическое описание эволюции и строения Метагалактики. Парадоксы черных дыр.

  11. Основания и концептуальная структура современных космологических теорий (теория расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана, теория горячей Вселенной Г.А. Гамова, инфляционная космология и другие космологические теории). «Большой взрыв», начальное время и пространство, реликтовое изучение и проблема выбора космологической теории. Понятие квантовой флуктуации вакуума в инфляционной космологии. Космология и теория суперструн. Парадоксы «скрытой» и «темной энергии» и проблема обоснованности системы знаний о Вселенной.
  12. Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной. Проблема SETI (поиск внеземных цивилизаций) как междисциплинарное направление научного поиска. Эпистемологические основания обмена смысловой информацией между космическими цивилизациями.


  13. Антропный принцип (слабый , сильный, участия, финалистский) и принцип целесообразности в космологии. Антропный принцип, синергетика и представление о спонтанно самоорганизующейся Вселенной. Мировоззренческие дискуссии вокруг антропного принципа.



Литература





  1. Физика в системе культуры. М., 1996

  2. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 2003

  3. Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000

  4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2000

  5. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени М., 2000

  6. Степин В.С. Теоретическое значение. Структура, историческая эволюция. М., 2000

  7. Философия физики элементарных частиц. М., 1995

  8. Формирование современной естественно-научной парадигмы. М., 2001

  9. Философия естествознания. М., 1966

  10. Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002

  11. Квантовый компьютер и квантовые вычисления. Ижевск, 1999

  12. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999

  13. Чернавский Д.С. Синергетика и информация М., 2004

  14. 100 лет Квантовой теории. История. Физика. Философия. М., 2002

  15. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науки. М., 1999

  16. Дэвис П. Суперсила. М., 1989

  17. Астрономия, методология, мировоззрение. М., 1979

  18. Астрономия и современная картина мира. М., 1996

  19. Латыпов Н.Н. Бейлин В.А. , Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М., 2001

  20. Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр. М., 1990

  21. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М., 2001
  22. Вселенная, астрономия, философия. М., 1988


  23. Проблема поиска жизни во Вселенной. М., 1986

  24. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1987

  25. Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении. М., 2002

  26. Ефремов Ю.Н. В глубь Вселенной. М., 2003

  27. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2004

  28. Гинзбург В.Л. О науке, о себе и других. М., 2001


Зав. кафедрой философии Хайруллин К.Х.


<< предыдущая страница