litceysel.ru
добавить свой файл
1
Программа курса «Социальная педагогика» (в сокращении)


Тематический план курса


№ п/п

Название темы

Количество часов

Лекции

Практ.

1

Социальная педагогика как наука

2

-

2

Генезис и развитие социально-педагогической теории и практики

4

4

3

Социализация личности как социально-педагогическое явление и система социального воспитания

2

2

4

Методы и технологии социальной педагогики

4

4

5

Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности

2

2

6

Социально-педагогическая деятельность в системе образования

4

2

7

Дополнительное образование и детское движение как факторы социального воспитания


2

2

8

Социально-педагогическая деятельность с трудными детьми

2

4

9

Социально-педагогическая виктимология

2

2

10

Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

2

2

11

Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами

2

2

12

Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема

2

4

13

Аддиктивное и суицидальное поведение детей как социально-педагогические проблемы

2

2

14

Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями

2

2

Раздел I. теоретико-методологические основы социальной педагогики

Тема 1. Социальная педагогика как наука (2 часа).

Понятие социальной педагогики. Социальная педагогика как самостоятельная отрасль педагогического зна­ния. Объект и предмет социальной педагогики. Ее функции и задачи. Принципы социальной педагогики.

Место социально-педагогического знания в системе общественных наук, его тесная взаимосвязь с социальной работой. Категориально-понятийный аппарат.

Тема 2. Генезис и развитие социально-педагогической теории и практики (4 часа).

Социальная педагогика как общественное явление: закономерности разви­тия. Стихийная социально-педагогическая практика в древнейшем обществе; со­циально-педагогические проекты эпохи буржуазно-демократических револю­ций; социально-педагогические теории конца XIX – нач. XX вв. П. Наторп, А, Дистервег, Д. Дьюи, Г. Боймер и др.

Социально-педагогическая практика в России с древнейших времен до начала ХХ века: воспитательные и сиротские дома, сиротские институты, детские приюты. Педагогика среды С. Т. Шацкого, опыт социального воспитания детей А.С. Макаренко, Сороки-Росинского. Социальная защита детей в СССР. Особенности развития социально-педагогических подходов в России.

Особенности современного этапа развития социальной педагогики в Рос­сии: концептуальное многообразие: А.В. Мудрик, М.А. Галагузова, Н.М. Платонова, В.А. Никитин и др.

Тема 3. Социализация личности как социально-педагогическое явление и система социального воспитания (2 часа)
.

Социализация как объект исследования различных наук. Человек как объект и субъект социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации, их типология: макро-, мезо- и микрофакторы. Агенты и механизмы социализации.

Соотношение развития, социализации, воспитания. Воспитание как соци­альный институт. Развитие идеи общественного (социального) воспитания в педагогике. Сущность социального воспитания. Принципы социального воспитания. Социальное воспитание как совокупность образования, организации социаль­ного опыта человека и индивидуальной помощи ему.


Система воспитания, система социального воспитания. Организационный вид системы социального воспитания, основные компоненты (субъекты, объекты, институты, методы, формы). Условия эффективности существования системы социального воспитания.

Тема 4. Методы и технологии социальной педагогики (4 часа).

Понятие метода, приема, средства. Сущность методов социально-педагогической деятельности. Методы социально-педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, интервьюирование и анкетирование, социометрия. Диагностика социальной ситуации. Формы и методы диагностики. Методы воспитания: убеждение, беседа, диспут, рассказ, пример, метод «взрыва» и др.

Методы социально-педагогической помощи. Их классификация. Упражнение. Тренинг. Игротерапия, Сказкотерапия и драмотерапия. Социально-психологическое консультирование.

Понятие технологии. Сущность технологизации. Применение технологий в социально-педагогической деятельности. Педагогические технологии. Технология социально-педагогического проектирования: этапы разработки проекта, его реализация и экспертиза.


Раздел II. Основы социально-педагогической деятельности с различными категориями детей.

Тема 1. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности (2 часа).

Международно-правовые основы защиты детства. Конвенция ООН «О правах ребенка». Конституционные основы защиты детства в России. Законодательная база социальной защиты детей. Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин и детей. Президентская программа «Дети России». Сложившийся современный опыт защиты различных категорий детей.

Тема 2. Социально-педагогическая деятельность в системе образования (4 часа).

Понятие образования, системы образования. Сущность изменений в системе российского образования в последние десятилетия. Структура системы российского образования. Современные процессы в школьном образовании. Социальные задачи школы.


Организация социально-педагогической деятельности в школе, ее основные направления. Формы и методы социальной помощи учащимся. Взаимодействие социального педагога, школьного психолога, заместителя директора по воспитательной работе, педагогического коллектива. Внедрение здоровьесберегающих технологий в школе. Работа с родителями.

Тема 3. Дополнительное образование и детское движение как факторы социального воспитания (2 часа).

Понятие досуговой деятельности. Значение организации досуга в социальном воспитании детей. Дополнительное образование в российской системе образования. Понятие и история дополнительного образования в России. Учреждения дополнительного образования. Социальные задачи и функции дополнительного образования. Дополнительные образовательные услуги в Томской области.

Детское движение в истории нашей страны. Сущность и значение детского движения для социального воспитания детей. Современные детские организации. Детское движение в Томской области, городе Томске, его деятельность и особенности.

Тема 4. Социально-педагогическая деятельность с трудными детьми (2 часа).

Понятие трудного ребенка, трудновоспитуемого в социальной педагогике. Факторы трудновоспитуемости. Классификация трудных детей. Типичные группы трудновоспитуемых детей, выделенных Сорокой-Росинским. Формы проявления трудновоспитуемости.

Особенности воспитательной работы с трудными подростками. Принципы воспитания трудных детей. Технология практики по преодолению трудностей в обучении и воспитании В.А. Сухомлинского. Трудотерапия.

Тема 5. Социально-педагогическая виктимология (2 часа).

Понятие виктимологии. Признаки и обстоятельства, позволяющие относить ребенка к числу жертв неблагоприятных условий. Понятие виктимогенности, виктимизации, виктимности. Факторы виктимизации человека. Направления и формы работы с различными группами детей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализациию


Тема 6. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей (2 часа).

Причины потери попечения родителей. Исторические корни современной системы опеки и попечительства. Понятие опеки и попечительства. Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогиечская деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат. Устройство детей в семьи. Патронатные семьи. Семейный детский дом.

Тема 7. Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами (2 часа).

Инвалидность как социальная проблема. Дети-инвалиды: социальный статус, специфика. Заболевания, вызывающие инвалидность. Порядок установления инвалидности. Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами. Профилактика детской инвалидности. Реабилитация детей-инвалидов в специальных учреждениях. Профессиональное обучение детей-инвалидов. Социальные институты для детей-инвалидов в Томской области.

Тема 8. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема (2 часа).

Предпосылки девиации детей в подростковом периоде. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющее поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, аддиктивное, деликвентное, криминальное поведение подростков: общее и различия. Факторы девиации подростков.

Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Профилактика и лечение детского алкоголизма.

Наркомания как социально-педагогическая проблема общества. Дети-наркоманы: причины появления и образ жизни. Причины и последствия употребления наркотиков. Профилактика наркомании. Реабилитация наркоманов.

Проституция как форма проявления девиантного поведения. Причины детской проституции. История развития проституции в России. Факторы, сдерживающие развитие детской проституции в России. Социально-педагогическая деятельность с детьми, занимающимися проституцией.


Тема 9. Аддиктивное и суицидальное поведение детей как социально-педагогические проблемы (2 часа).

Понятие аддиктивного поведения. Факторы и формы проявления аддиктивного поведения. Его последствия. Суицидальные наклонности у подростков: причины, факторы, способы выявления. Дидактосуицид. Социально-педагогическая деятельность с потенциальными аддиктами и детьми, склонными к суициду. Профилактика аддикции.

Тема 10. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями (2 часа).

Преступность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних. Социальные и психологические проблемы и особенности несовершеннолетних преступников. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: специальные школы, специальные профессиональные училища, воспитательные колонии. Цели, особенности их работы.