litceysel.ru
добавить свой файл
1
ПРОГРАММА


Курса по выбору по физике для учащихся 9 класса

«С электрической схемой на «ТЫ»

Учитель физики:Чанышева Т.В.


Пояснительная записка.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии.

Научить учащихся всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике, работать с книгой. Знания постоянно должны пополняться. На занятиях элективного курса важно не только и не столько «передать» их, сколько сформировать у учащихся умение и потребность учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь - из учебника. Чтобы поднять результативность занятия, необходимо увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.

К тому же присутствует огромное желание детей принимать участие в работе над проектами, а это еще один способ научить ребенка самостоятельно добывать знания, заинтересовать его изучением вопроса. Проектное обучение — развивающее обучение, основывающееся на разработке тематических проектов для освоения базовых теоретических знаний. Проектная методика позволяет каждому учащемуся изучать интересующую его тему в оптимальном для него темпе. Проектное обучение повышает интерес и к информационным технологиям, и к предмету, по теме которого разрабатывается проектная работа.

Мало времени на уроках физики отводится на выполнение лабораторных работ, а ведь уроки лабораторного практикума – это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, которые пригодятся в жизни каждому. По теме «Электрические явления» в 9 классе программой предусмотрено всего три лабораторных работы, а тема очень нужная, интересная, полезная, к тому же оснащенность лаборатории физики позволяет дать ее в большем объеме.

Актуальность данного курса обусловлена:

  • Повышенным интересом учащихся к исследовательской работе с использованием лабораторного эксперимента.


  • Необходимостью выявления методов и средств повышения интереса к самостоятельной работе учащихся с литературой.

  • Необходимостью оказания учащимся педагогической поддержки в самоопределении относительно избираемых ими профессий.

Программа элективного курса «с электрической схемой - на «ты» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 10 часов – 1 час в неделю. Место в базисном учебном плане – 1, 2 четверти.

Курс направлен на оказание учащимся педагогической поддержки в самоопределении относительно избираемых ими профессий.

Девизом элективного курса «С электрической схемой на «ТЫ» стала известная пословица «Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь».

Цель курса – научить учащихся осуществлять исследовательскую деятельность на материале достаточно простых экспериментальных задач, развитие интереса к конструированию электрических схем.

Задачи курса:

  1. развивать у учащихся навыки сборки электрических схем;

  2. научить читать схемы, то есть представлять процессы, протекающие в электрических цепях;

  3. формировать умения и знания о способах конструирования электрических схем;

  4. через развитие интереса к предмету повлиять на выбор учениками сферы профессиональной деятельности;

  5. создавать положительную мотивацию обучения;

  6. развивать самостоятельное мышление;

  7. научить работать в коллективе;

  8. показать свои знания и умения при объяснении эксперимента;

  9. реализовать творческие способности.

Программа включает теоретическое и практическое обучение.

Теоретическая часть программы носит прикладной характер и использует знания учащихся, полученные на уроках физики и математики в школе, расширяет, углубляет их, формирует новые знания.


Практическая часть содержит лабораторные работы, выполняемые с использованием учебного и промышленного оборудования. В ходе практических работ учащиеся овладеют технологией сборки электрических схем, технологией измерений. Научаться читать электрические схемы, находить в них ошибки, и рассчитывать необходимые физические величины. Содержание элективного курса углубляет знания учащихся, полученные на уроках физики, и заставляет учащихся применять эти знания в новой, неординарной ситуации.


Подбор заданий производится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Технология организации учебного процесса включает в себя следующие методы: лекция-диалог, эксперимент, практикум, метод проектов, развивающие технологии.

Курс направлен на развитие способностей анализировать, оценивать, моделировать, выдвигать гипотезы и на расширение политехнического кругозора, формирование навыков публичного выступления.


Структура занятий.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Повторный инструктаж ТБ (приложение1)

  4. Лабораторная работа. (приложение 2 – 8)

  5. Работа по карточкам. (приложение 9-11)

  6. Индивидуальная консультация по темам докладов.

  7. Подведение итогов занятия.

Учебно – тематический план (10 часов)


р

Наименование разделов программы

Количество часов

В том числе

теория

практика


1


Инструктаж ТБ. Электрические измерения

1

0,5

0,5

2

2

Электрические цепи постоянного тока

7

1

6

33

Основы электроники

1

1

-

44

Итоговая конференция

1

-

1




Итого

10

2

8



Содержание курса (10 часов)


Раздел 1. Введение в курс. Электрические измерения и электроизмерительные приборы.

Цель: 1) ознакомить учащихся с темой, целью, задачами и методами

работы данного элективного курса.

2) Научить составлять простейшие электрические цепи и

проводить в них измерения с помощью мультиметра.

Понятия: Предел измерений ЭИП. Мультиметр. Сила тока. Электрическое напряжение. Цена деления.

Практическое обучение:

Определение цены деления амперметра и вольтметра. Измерение электрического напряжения. Включение вольтметра. Измерение силы электрического тока. Включение амперметра.

Лабораторная работа: Сборка простейшей электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на лампе с помощью мультиметра.


Распределение тем докладов для подготовки к итоговой конференции.

Темы докладов:


    1. Проводники и диэлектрики.

    2. Молния.

    3. Электрический ток в различных средах.

    4. Экономия электроэнергии.

    5. Плавкие предохранители.

    6. Действие электрического тока на организм человека.

    7. Конденсаторы.

    8. Получение меди путем электролиза.

    9. По желанию учащиеся могут подготовить сборник загадок по теме «Электричество».


Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока.

Цель: 1) Научить учащихся моделировать и видоизменять

электрические схемы с помощью компьютерных

программ «Живая физика» и «Открытая физика»

2) Развивать умения анализировать, сравнивать и находить

ошибки в электрических схемах.

3) Учить исследовать электрические цепи на определение

зависимости одной физической величины от другой.

4) Развивать умение применять знания в новой ситуации

через индивидуальную работу по карточкам.

Понятия: элементы электрической цепи – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор, их условно-графическое обозначение. Основные параметры электрической цепи: напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения. Закон Ома. Условия существования электрического тока в цепи. Электробезопасность.


Практическое обучение

Составление простейших электрических цепей из ламп, переменных резисторов, реостатов и источника питания. Составление электрической цепи – включение и выключение лампы с двух мест, чтение и сборка схемы. Нахождение ошибок в электрических схемах. Использование компьютерных программ для конструирования электрических схем и нахождения основных характеристик электрических приборов.


Практическая работа на компьютере «Конструирование электрических схем и нахождение основных характеристик электрических приборов с помощью компьютерных программ».


Лабораторные работы:


    1. «Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения». (приложение 2)

    2. «Сборка гальванического элемента и его испытание». (приложение 3)

    3. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». (приложение 4)

    4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока графическим методом». (приложение 5)

    5. «Наблюдение химического действия электрического тока». (приложение 6)

    6. «Составление электрической цепи – включение и выключение лампы с двух мест, чтение и сборка схемы».

    7. «Изучение последовательного соединения проводников» (приложение 7)

    8. «Изучение параллельного соединения проводников» (приложение 8)


Раздел 3. Основы электроники.

Цель: 1. Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы

полупроводникового диода.

2. Учить чтению электрической схемы «диодный мост».

3. Продолжить формирование у учащихся физической картины

мира;

Понятия: Полупроводниковый диод и его устройство. Выпрямительные свойства диода. Условно-графическое обозначение диода.

Практическое обучение

Испытание диода. Чтение схемы «диодный мост»


Раздел 4. Научно-практическая конференция «Электричество вокруг нас».

Цель: 1. Расширить знания учащихся по теме «Электрические явления»;

2. Продолжить формирование у учащихся физической картины мира;

3. Продолжить формировать у учащихся умение публичного

выступления.

Учащиеся защищают проекты, подготовленные за время ведения элективного курса: (приложение 12)


    1. Проводники и диэлектрики.

    2. Электрический ток в газах и в вакууме.

    3. Молния.

    4. Конденсаторы.

    5. Получение меди путем электролиза.

    6. Плавкие предохранители.

    7. Экономия электроэнергии.

    8. Действие электрического тока на человека.



Контроль уровня обученности.

Раздел 1. Электрические измерения.

Учащиеся должны знать: Назначение и применение электроизмерительных приборов (ЭИП): амперметра, вольтметра, мультиметра. Предел измерений ЭИП.

Учащиеся должны уметь: Включать вольтметр и амперметр в электрическую цепь. Измерять силу электрического тока и электрическое напряжения с помощью вольтметра, амперметра и мультиметра. Определять цену деления амперметра и вольтметра. Собирать простейшие электрические цепи и находить в них ошибки.


Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока.

Учащиеся должны знать: элементы электрической цепи – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор, конденсатор, их условно-графическое обозначение. Основные параметры электрической цепи: напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения. Закон Ома. Условия существования электрического тока в цепи. Электробезопасность.

Учащиеся должны уметь: Составление простейших электрических цепей из ламп, переменных резисторов, реостатов и источника питания. Чтение этих схем и сборка. Составление электрической цепи – включение и выключение лампы с двух мест, чтение и сборка схемы. Нахождение ошибок в электрических схемах.


Раздел 3. Основы электроники.

Учащиеся должны знать: Полупроводниковый диод и его устройство. Выпрямительные свойства диода. Условно-графическое обозначение диода.


Учащиеся должны уметь: проводить испытание диода. Читать схемы «диодный мост».


Раздел 4. Итоговая научно-практическая конференция.

Учащиеся должны знать: физическую природу молнии; процесс протекания электрического тока через газы; проводники и диэлектрики; конденсатор, его условно-графическое изображение, назначение и основные виды конденсатора; метод получения меди путем электролиза; плавкие предохранители, их устройство, назначение и принцип работы; действия, которые оказывает электрический ток на организм человека.

Учащиеся должны уметь:публично выступать, отвечать на вопросы, ставить цель своей исследовательской работы и выделять задачи, для реализации поставленной цели, обосновывать актуальность своей работы.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:


  • наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

  • описывать результаты наблюдений;

  • выдвигать гипотезы;

  • отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;

  • выполнять измерения;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.


Формы контроля.

  1. Результаты лабораторных работ.

  2. Проекты с элементами исследовательской деятельности.

  3. Творческий отчет.


Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») на итоговой конференции с сопутствующей выставкой работ учащихся. Дополнительные балы выставляются за: инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных; использование ИНТЕРНЕТ - технологий; инициативную публичную презентацию своей работы в школе.


Материально-техническое оснащение программы.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, программы «Живая физика», «TeachPro:Электричество», «Открытая физика».

Оборудование на парту: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода, металлический планшет.

Демонстрационное оборудование: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода, мультиметр, конденсатор, полупроводниковый диод, электрофорная машина, электроскоп.

Плакаты: по теме «Электричество», Спектр, 2001 год.

Карточки: М.А.Ушаков Раздаточный материал по физике 9 класс. М, Просвещение, 1999 г.


Литература и средства обучения:


  1. Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. – М.: Радио и связь, 1986

  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 кл., Москва, 2004г.

  3. Громов С.В. Учебник физики для 9 класса, М, Просвящение, 2001г.

  4. Жеребцов И.П. Электрические и магнитные цепи.- Л.: Энергоатомиздат, 1987

  5. Малиновский В.Н. Электрические измерения. – М.: Энергоиздат, 1982г.

  6. Манойлов В.Е. Основы электробезопасности. – Л.: Энергоатомиздат, 1991

  7. Мельникова Л.Т. Программа курса предпрофильной подготовки по электротехнике с ориентацией на физико-математический и технологический профили для учащихся 9 класса. – Сургут, 2005

  8. Степанов С.В. Физика в ученическом эксперименте. Руководство по выполнению лабораторных работ. – 2000г.(лаборатория альфа – микро)

  9. Шилов В.Ф. Техника безопасности в кабинете физики. Москва, Школьная пресса, 2002г.