litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
ПРОГРАММА – МИНИМУМ


кандидатского экзамена по специальности

24.00.01 – «Теория и история культуры»

по историческим наукам, культурологии

и искусствоведению

Введение

Данная программа кандидатского минимума по специальности 24.00.01 - теория и история культуры - ориентирована на общетеоретическую компоненту культурологического знания, обобщающую и систематизирующую эмпирические данные об исторической динамике и современном состоянии культуры. Программа определяет круг вопросов, в которых обязаны ориентироваться аспиранты и соискатели, претендующие на получение степени кандидата исторических наук, культурологии и искусствоведению.

Тематические блоки программы построены с учетом нормативов, определенных Государственным стандартом по культурологии как специальности.

Культурология - интегративная, ценностно-ориентированная дисциплина, предполагающая сочетание высокого уровня теоретических обобщений с их историко-культурной интеграцией. Данные особенности требуют изучения культурологической проблематики с глубокой проработкой современных проблем и подходов, что предполагает понимание вариативности культурологических позиций, матриц, моделей.

Особенностью данной программы является укоренение культурологических идей в историко-философской традиции. С другой стороны, большое внимание уделяется актуализации и проблематизации курса.

Программа кандидатского экзамена в целом рассчитана на знание и понимание специфики интерпретации вопросов в рамках философского дискурса.

Формулировки, используемые при раскрытии содержания тематических блоков программы, могут лечь в основу экзаменационных вопросов кандидатского минимума.

В программе дан перечень возможных тем для рефератов и списки необходимой литературы к каждому разделу.

1. Предметная область культурологии

Место культурологии в системе современного гуманитарного знания. Специфика «наук о природе» и «наук о духе» в свете исторического, философского, социологического и культурологического знания. Факторы, обусловившие выделение культуры в самостоятельный предмет изучения.


Множественность определения феномена культуры. Оппозиция понятий cultura-natura. Культура и природа: противоречивый характер их взаимодействия. Культура как «вторая природа», искусственный мир, созданный руками человека. Дилеммы «естественного» и «искусственного»; «органического» и «механического»; «человеческого» и «божественного»; «случайного» и «провиденциального» как средоточие проблем определения сущности культурного процесса. Формирование основных мировоззренческих и методологических установок в изучении культуры: теоцентризм, натуроцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. Основные философские концепции культуры: аксиологическая, символическая, креативно-деятельностная и др. Культура в свете специально-научного знания.

Культура и история: особенности рассмотрения культурных явлений в философии истории. Трактовка культуры с позиций эволюционизма и историцизма. Неоэволюционизм о сущности культуры. Характерные черты исторических методов исследований культуры. Синхроннный и диахронный анализ культурных феноменов. Социологический и этнографический ракурс изучения культуры. Культура в свете лингвистики и искусствознания.

Общее и отличное в понимании культуры в рамках специально-научного и культурологического знания. Особый ракурс интерпретации мира с позиций культурологии. Теоретическая и прикладная составляющие в культурологии. Культурология как основание синтеза современных гуманитарных наук, как общемировоззренческая дисциплина, новый способ объяснения социальных и антропологических процессов современности. Методы изучения культуры: историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный, феноменологический, герменевтический, семиотический, аксиологический.

Критический анализ возможности применения к исследованию явлений культуры синергетического подхода. Современные научные дискуссии о предметном поле культурологии.

2. Бытие культуры

Объективные и субъективные условия бытия культуры. Субъекты культуры и агенты культуры. Проблема субстанциональности и атрибутивности культуры.


Социально-интегративная природа культуры. Проблема целеполагания в культуре и определение смыслов культурного бытия. Культура как нормативная основа коллективного существования и жизнедеятельности людей. Основные средства культуры, скрепляющие общество в единое целое: язык, традиция, социальная упорядоченность.

Культурные универсалии: основные подходы к их выделению и атрибуции. Универсальное и особенное в культуре. Понятие локальных культур и факторы их развития: характер экосистемы; геополитическое и этнокультурное окружение; типы хозяйственной деятельности; своеобразие миропонимания, отраженное в культурной картине мира и образе жизни. Сущность и культурные основания образа жизни людей; культурно-развивающий, рекреативный и коммуникативный аспекты.

Феномен социокультурной повседневности. Образ жизни как сумма преимущественно внеинституциональных, нормативно-обыденных форм социального бытия членов общества. Понятие социокультурной жизни людей, стратифицированность и дифференцированность как ее основные характеристики.

Обыденная сфера жизни и ее культурные особенности: стихийность усвоения культурных норм в процессе общей социализации и инкультурации, устойчивость неформальной и неинституализированной регуляции поведения и аккультурации индивида и группы, доминирующая традиционность форм и содержаний обыденной жизни.

Специализированная сфера жизни и ее культурные особенности: институционализированный характер овладения ею, высокий уровень специализации социальных притязаний, специфика мировоззрения и ценностных ориентаций личности.

Традиционный и инновативный типы социокультурной деятельности, их конкретные формы в истории мировой культуры. Культура как социальный опыт - сумма знаний и представлений людей о допустимых нормах и порядках их коллективного существования и формах жизнедеятельности. Различие социального опыта разных обществ как источник культурного многообразия человечества.

Культура как исторически складывающаяся «социальная конвенция» коллективного сосуществования людей.


Тип культуры как тип социальной солидарности, объединяющий данное общество.

3. Динамика культуры

Культура в контексте исторического времени. «Историческая» типология культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные представления о соотношении культуры и цивилизации. Основные характеристики цивилизованного состояния общества. Цивилизационные подходы к типологии культуры. Историческое измерение культуры и его влияние на представления о сущности человека, методах его совершенствования, смыслах бытия в культуре. Происхождение культуры как познавательная проблема. Культурогенез как особый тип культурной динамики. Порождение культурных инноваций, стимулируемых внешними причинами (адаптация сообществ к противоречиям с природным и социальным окружением) и внутренними социокультурными процессами (саморазвитие сообществ под влиянием внутренних социальных противоречий). Дифференциация культурных явлений с точки зрения задач изучения их генезиса.

Причины и этапы зарождения культуры в целом как специфической социальной функции и модальности человеческого бытия. Культура как новая форма разумной жизни. Социальное поведение животного и человеческая туросообразная деятельность: сходства и различия. Этологические концепции культурогенеза как усложнения форм поведения. Культура как итог качественного скачка в развитии человеческого мозга, становлении разума, абстрактного мышления и языка. Формирование культуры как процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей. Основные подходы к пониманию культурного прогресса и его критериям. Движущие силы прогрессивного развития культуры. Относительность прогресса в культуре. Культурные стагнации. Возможные причины культурных стагнаций в культурном развитии. Соотношение культурного и социального прогресса. Объективная потребность в постоянном обновлении культуры. Диалектика традиций и новаций. Понятие культурной преемственности и проблема отбора культурных эталонов и ценностей. Социальные факторы культурной динамики. Основные теоретические модели динамического развития культуры: циклическая, линеарная, волновая, стохастическая. Проблема направленности культурно-динамических процессов. Фазы, формы и механизмы культурной динамики. Культурный кризис: причины, признаки, проявления, возможные способы преодоления.


4. Культура как совокупный духовный опыт

Культура - результат духовного освоения мира человеком. Потребность людей в масштабном, многоаспектном и систематизированном знании об окружающем мире, самом человеке и допустимых формах человеческой деятельности и взаимоотношений. Культура как основной способ познания и усвоения этих знаний. Основные способы и институты собирания, аккумуляции, систематизации и рефлексии социально значимых знаний.

Знание как «культурный текст» и как информация. Знание научное (измеряемое, проверяемое и доказуемое) и вненаучное. Тексты вербальные и невербальные: проблема понимания и интерпретации. Конвенциональность культуры. Культура как принятая в данном обществе система получения и интерпретации знаний.

Способы отражения и систематизации знаний в культуре: мировосприятие, мироощущение, мировоззрение. Образ мира в культуре: средства его построения и фиксации. Культурная картина мира: ее историческая, социальная, психологическая обусловленность. Элементы культурной картины мира, механизмы ее возникновения. Типология культурных картин мира.

Формы объективации культурных картин мира: миф, культ, искусство, наука и т.д.

Картина мира и ценностное «ядро» культуры.

Типология ценностей. Иерархия ценностей в культуре: механизмы ее выработки, способы построения, сохранения и корректировки. Причины и способы смены ценностных иерархий. Феномен антиценности.

Носители идеалов и ценностей в культурном процессе. Феномен маргиналов. Понятие контркультуры.

Контркультурные явления в современном обществе. Культура «официальная».Характерные черты оппозиционной культуры в контексте современного российского общества.

5. Культура как знаково-символическая система

Культура как универсальная знаковая система.

Формы и способы кодификации культурной картины мира. Понятие культурного кода. Атрибуция культурных кодов.

Культура как язык. Знак и смысл, взаимодействие которых лежит в основе культурного кода. Язык и мифология как древнейшие способы символизации мира. Образ (религиозный, художественный) как особый тип культурного кода и его знаковая специфика. Более поздние технологии фиксации символизированного мира: письменность, книгопечатание, технические способы записи, хранения и передачи информации. Характерные особенности дописьменных, письменных и «постписьменных» культур. Виртуальная реальность и ее культурные перспективы.

Культура как система символов (знаков) информационно-коммуникативного поля жизни людей. Соотнесенность познавательной и символизирующей (знаковой) деятельности. Символические порядки в культуре.

Функции символа в культуре, проблема почтения символического текста. Способы символизации мира в исторической ретроспективе. Символизация в художественной и религиозной практике. Средства массовой информации как новая форма социальной коммуникации и становление новой «символической реальности». Символические теории культуры: их оценка и критический анализ.

6. Структурно-функциональный подход к анализу культуры

Особенности структурно-функционального анализа культуры.

Взаимосвязь структуры и функций культуры. Понятие «структуры» культуры. Вертикальный и горизонтальный «срезы» культуры.

Структура культуры как результат разделения труда и социальных функций между людьми.

Механизмы взаимовлияния материальных и духовных компонентов культуры: специфические особенности производства вещей и производства идей.

Роль и место вещей в культуре. «Археология вещей» М.Фуко. Понимание процессов опредмечивания и распределения в современной культурологии. Вещь как посредник. Предметные ценности культуры: проблемы их атрибуции и сохранения. Музеи как «искусственная культурная среда для измерения вещей» (М.Фуко) Предметный мир современной культуры: его особенности и статус. Культура как комфортность. Дилемма «иметь или быть» в современных культурных контекстах. Материальные и духовные ценности. Культура как совокупность материальных ценностей человечества. Инструментализм культуры.


Технико-технологические основания культуры: критерии их развития и влияния на духовную сферу культурного бытия. Критика преувеличения роли материального фактора в культурной динамике. Относительность материально-технического прогресса и его двойственные результаты. Характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов культуры.

Обыденная культура и комплекс специализированных культур. Феномен повседневности, традиционного образа жизни, исторически сложившихся ментальностей. Культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, политическая и правовая). Культура познания и отражения мира (философская, научная, религиозная и художественная). Культура социальной коммуникации (язык, образование, просвещение, воспитание, СМИ). Культура рекреации и воспроизводства человека (физическая, медицинская, досуговая, сексуальная). Феномен культурного института. Культурно-просветительные институты (библиотеки, музеи, туризм).

Виды, формы и сферы культуры. Религия как социокультурный институт. Характеристика основных черт религиозной культуры. Соотношение между религиозными и светскими началами в культуре. Значение секуляризации для культурного развития. Связь религии с культурной средой. Типология культуры по отношению к религиозным комплексам. Анализ теории религиозного синтеза как основания для культурной эволюции западного мира..

Мораль как явление культуры.

Нравственная культура общества и личности. Механизмы моральной детерминации культурного развития. Культурные установки и моральный выбор. Кризис морали как важнейшая проблема современной культуры.

Художественная культура как специализированная совокупная сфера различных форм искусства. Социальные функции художественной культуры как инструмента познания и моделирования мира, а также транслятора социокультурного опыта и ценностей. Воздействие социально-исторических факторов на художественный процесс. Стили искусства как стили культуры. типы соотношения художественной и культурной картин мира. Концепция «смерти искусства»: формы ее обоснования и культурные стратегии преодоления означенной ситуации.


Философская культура:

Философия как предельно общий уровень систематизации и рефлексии социально значимых знаний. Природа философских проблем, структура философского знания, философия как мировоззрение и его основные типы. Философия и другие области культуры.

Научная культура:

Наука как специфический способ познания мира, основанный на выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Социокультурные предпосылки науки. Наука в разных социальных и культурных контекстах, в западных и восточных культурах.

Наука - техника - культура: проблема их взаимосвязи и взаимовлияния. Механизмы культурной детерминации научного познания.

7. Системный анализ культуры

Характеристика культуры как особой системы: проблема обеспечения целостности, единства, идентичности, самовоспроизводимости культуры. Культурный субсистемы. Критерии субкультурной стратификации. Механизмы возникновения субкультур. Семантика субкультурного мира. Универсальное и стратифицированное в культуре общества.

Структурная неоднородность символического поля культуры и динамики его изменчивости в зависимости от социальной детерминации. Культура как деятельность. Разделение труда (социальных функций) между людьми в ходе их совместного существования как культурный процесс. Формирование социально стратифицированных субкультур различных сословий. Субкультуры в контексте современного общества.

Изменчивость культуры как ее имманентное свойство. Консервативная и модернизационная тенденции культурного развития.

Оппозиция культурной динамики и устойчивости. Понятие традиции, социологический и аксиологический аспекты ее исследования. Традиция как трансляция стереотипно-организованного опыта. Единство наследования и изменения культурного опыта. Изменение в исторической преемственности - проблема «выбора исторического прошлого». Роль традиции в сохранении и упрочивании социальной целостности. Этническая, политическая, конфессиональная традиционность. Стереотипизация опыта и уплотнение «социальных» связей. Культурная вариативность. Интерпретация, творчество - индивидуализированное культурное пространство, относительно освобожденное от принудительной регламентации. Культурная традиция и инновация как баланс центробежных и центростремительных сил в культурной динамике.


Основные типы временной изменчивости культуры. Адаптация культурных систем к внешним природным и историческим условиям. Созревание и разрешение внутренних социальных противоречий в культурных системах. Изменчивость путем порождения инноваций и методом трансформации имеющихся форм. Проблема усвоения инновации, ее стандартизации, превращения в тривиальную норму культуры. Феномен модернизации культуры и перемены общего типа социального устроения общества. Изменчивость по типу вариаций традиционных форм и интерпретации образных и интеллектуальных объектов культуры. Борьба природного и культурного начал, социального долга и личного интереса в человеке как одна из причин изменчивости в культуре. Расширение масштабов человеческой деятельности, ускорение динамики научно-технического развития и связанных с ним изменений в формах и содержании жизни, усложнение структуры искусственной среды и превращение ее в самовоспроизводящуюся систему. Проблема адаптации человека к результатам собственной социальной практики.

 

 



следующая страница >>