litceysel.ru
добавить свой файл
1
Составление Индивидуальных Образовательных Программ


    Программа образовательной деятельности учащегося понимается как индивидуальный образовательный маршрут учащегося и проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей. Представляет собой организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. Сама индивидуальная образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей ученика (его личностных запросов), родителей (гарантов интересов ученика), учителя (права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности) и школы (права на собственный имидж). Иными словами - это результат совместной проектировочной работы педагогов, детей и их родителей.

Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике - значит создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат.

В современной педагогике большое внимание уделяется проектированию ИОП на старшей ступени, поскольку этот этап обучения является наиболее важным в стратегическом построении и обеспечении всей жизни ученика, что обусловливает необходимость целенаправленных и согласованных действий участников педагогического процесса, педагогов, учащихся и их родителей. Учитывая общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым, определим и охарактеризуем те, которые целесообразно учитывать при проектировании образовательной деятельности учащегося.

 

 1. Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ученика в его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированности, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ученика в процессе учебной и внеучебной деятельности.


При прогнозировании большое значение имеет не только анализ объективно имеющихся данных об ученике и его отношениях, но интуиция педагога, основой которой является интериоризированный опыт педагогической деятельности. Педагогическая интуиция - это способность педагога предчувствовать последствия реализации педагогических действий.

Данный принцип требует:

- определяя цель, представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения (любой педагогический проект должен быть гуманистичен и не приносить вреда ученику);

- при создании проекта опираться на уже достигнутый образо­вательный результат;

- ориентироваться на близкие, а также средние и дальние пер­спективы образовательной деятельности ученика;

- интуитивные предположения подтверждать материалами ана­лиза объективных данных;

- чаще ставить себя на место учащегося и мысленно проигры­вать его, поведение, чувства, возникающие под влиянием, создаваемой для него системы.

 

2
. Принцип саморазвития. При проектировании образова­тельной деятельности ученика невозможно предусмотреть все много­образие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, пригодными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко по­строенный проект почти всегда ведет к насилию над участниками пе­дагогического процесса.

Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:

- каждый учащийся имеет особенности развития и саморазви­тия, которые должны найти отражение при проектировании;

- жизнь и деятельность ребенка разнообразны, непредсказуемо появление и влияние ряда факторов на развитие ученика, поэтому все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться;

- разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;


- необходимо предусматривать возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям;

- целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать  несколько вариантов проектов;

 

3. Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности предполагает формирование положительного, заинте­ресованного отношения участников образовательного процесса к разработке и осуществлению проектов образовательной деятельности ученика, которое проявляется в добровольном и активном участии в этой деятельности.

Данный принцип требует осуществлять следующее:

- проводить разъяснительную работу о необходимости и целесообразности разработки проектов образовательной деятельности каждого ученика, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных учителей и учеников, имеющих такой опыт;

- включать педагогов, родителей и детей в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления;

- привлекать участников педагогического процесса к разработке методического обеспечения проектировочной деятельности;

- учитывать интересы, потребности и возможности всех участников педагогического процесса при разработке проекта;

- обеспечивать добровольность участия педагогов, детей, родителей в проектировании образовательной деятельности учащихся, не допускать навязывания проектов;

- осуществлять контроль за ходом проектирования, поощрять инициативу участников педагогического процесса в создании и реализации проектов.

 

4.   Принцип субъектной позиции ученика.

Проект образовательной деятельности учащегося становится реальным, если он создается им самим, то есть сам учащийся является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение его проектировочной деятельности.


Реализуя данный принцип, педагоги должны обеспечить сле­дующее:

-   организовать самодиагностику ученика, самоанализ его дос­тижений, возможностей, проблем и трудностей, чтобы учащийся полу­чил необходимую информацию о себе и возможных перспективах;

-   осуществлять процесс целеполагания с участием ученика, научить его определять свои жизненные и профессиональные планы, предоставить ему возможность составить самостоятельно вариант об­разовательного проекта, обосновать и защитить его;

- организовывать анализ и рефлексию на каждом этапе проек­тирования образовательной деятельности ученика;

- давать возможность учащемуся первому высказывать свои мнения и суждения в процессе проектировочной деятельности;

- поощрять, поддерживать любую инициативу ученика;

- обучать учащегося самоконтролю, помогая выполнить проект и получить намеченный результат, тем самым подтверждая целесооб­разность проектирования.

 

5.      Принцип взаимодействия участников проектирования.

В создании проекта ученика, кроме него самого, участвуют в той или иной мере педагоги (классный руководитель, администрация школы, учителя), психолог, родители, специалисты-консультанты. К проекти­рованию индивидуальных образовательных проектов на ряде этапов, например, в качестве экспертов, могут привлекаться его одноклассни­ки, друзья и те, чье мнение для ученика является значимым. Для реализации принципа следует:

- изучить возможности участия в проектировании членов педа­гогического коллектива;

- определить функции, обязанности, права каждого субъекта проектировочной деятельности;

- организовать совместную деятельность участников проекти­рования при решении вопросов психолого-педагогического сопровож­дения этого процесса, сообща обсуждать организацию и результаты проектировочной деятельности;

- регулировать взаимодействие педагогов, специалистов и се­мьи в процессе создания и реализации индивидуальных образователь­ных проектов на разных уровнях (школы, класса, группы, семьи, конкретного ученика).



6. Принцип непрерывности и цикличности. Проектирование образовательной деятельности ученика целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неде­ля, день). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо вы­строить серию промежуточных проектов, при этом ученик проходит одни и те же этапы, совершает каждый раз сходные действия. Это позволяет определить некоторую цикличность в проектировании образовательной деятельности ученика.

Реализуя данный принцип, педагоги осуществляют следующее:

- систематически отслеживают результаты проектирования об­разовательной деятельности учеников и вносят соответствующие коррективы, как в сами проекты, так и организацию проектирования;

- обеспечивают преемственность в проектировании, опираются на имеющийся опыт, постоянно его, развивая, внося новые, привлекательные для участников проектирования методики и технологии;

- организуют разработку системы перспективных, средних и ближайших проектов, предлагая участие в этом процессе всем желаю­щим педагогам, учащимся и родителям и мотивируя их участие.

Все принципы тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить успешность проектирования образовательной деятельности ученика.

 

Какими могут быть проекты образовательной деятельности ученика?

 

Прежде всего, следует различать образовательные проекты самого ученика и проекты педагогов, обеспечиваю­щие сопровождение образовательного развития ученика и реализацию его индивидуальных  проектов.

К основным проектам образовательной деятельности ученика относят:

- индивидуальную образовательную программу;

- индивидуальный образовательный план;

- индивидуальный учебный план как часть образовательного плана.


При этом могут составляться программы освоения учащимися конкретных учебных предметов, которые имеют для ученика особое значение, план действий при изучении сложной темы, решении личностно значимой проблемы.

Подчеркнем, что проектирование индивидуальной образова­тельной программы ученика связано с разработкой и реализацией про­граммы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности ученика. Эти программы взаимосвязаны по содержанию и процессу их создания.

Программа отражает основные концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла, в ней определены основные направления или виды деятельности по достижению наме­ченных результатов и возможные способы их достижения.

План представляет собой документ, в котором обозначен пере­чень конкретных дел, действий, а также порядок, место и время их вы­полнения.

Исходным, опорным проектом для остальных является инди­видуальная образовательная программа и вытекающий из нее индиви­дуальный образовательный план

Педагогическое проектирование - технологический процесс, поэтому можно условно и обобщенно определить в нем ряд последова­тельных шагов, этапов.

1 этап. Подготовительная работа педагогического коллектива к обучению учащихся по индивидуальным образовательным програм­мам и планам, которая включает:

-разъяснительную работу о необходимости и важности инди­видуально-ориентированного обучения в старших классах;

-создание проблемной группы по организации индивидуально ориентированного     обучения     в    старших    классах     и     научно-методическому обеспечению процесса;

-знакомство с современными концепциями, моделями индиви­дуально-ориентированного обучения (чтение литературы, обсуждение различных вариантов обучения по индивидуальным образовательным программам и планам);

-   составление плана действий администрации, организаторов, проблемной группы по проектированию индивидуального развития учащихся.


-   коллективные и групповые продуктивные игры по разработке моделей индивидуальных образовательных стратегий и маршрутов применительно к учащимся старшей школы, составлению вариантов структуры индивидуальных образовательных программ и планов, по разработке научно-методического и организационного обеспечения проектирования образовательного развития старшеклассников с учетом вышеизложенным принципов.

2   этап. Изучение социально-экономических условий жизни и воспитания учащихся в семьях на основе бесед, анкетирования детей и родителей, наблюдения и оценок педагогов.

3   этап. Диагностика возможностей, склонностей, интересов потребностей ученика, личных и профессиональных планов учащихся, заказа родителей на образование своих детей, сведение результатов диагностики с помощью соответствующих таблиц.    

4   этап. Анализ материалов диагностики педагогами, проведение психолого-педагогического консилиума с участием классного руководителя, психолога, учителей, работающих с учащимися, разработка общих подходов в работе с учеником и его родителями.

5 
этап. Обсуждение материалов диагностики и психолого-педагогического консилиума с ребенком и родителями. Учащимся и родителям предоставляется информация об уровне обученности и обучаемости по каждому предмету, даются  рекомендации учителей-предметников.

6
этап.   Составление     проекта     программы     психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного развития ученика под руководством классного руководителя и психолога.

7 этап.  Организация работы по составлению образовательной программы самого ученика с участием его родителей. Обеспечивая субъектную позицию ученика, необходимо обсудить с учащимися ва­рианты схем и методику составления индивидуальной образовательной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для ученика, полезна и важна для родителей. В то же время данная программа по­зволит педагогам проверить свои замыслы и уточнить программу пси­холого-педагогического сопровождения.


 8 этап. Уточнение и корректировка первоначального проекта программы психолого-педагогического сопровождения индивидуаль­ного развития ученика классным руководителем и психологом на ос­нове индивидуальной образовательной программы и плана, составлен­ных учеником и родителями, согласование и доработка этих докумен­тов в случае каких-либо принципиальных расхождений.

9 этап. Организация работы по выполнению индивидуальной образовательной программы и индивидуального плана. Процесс реали­зации проектов образовательной деятельности учащегося важно сти­мулировать, определяя время индивидуальных встреч со старшекласс­никами, консультаций, обсуждения проблем, которые возникают по ходу реализации программы и плана. Данная проблема должна стать предметом постоянного внимания администрации, классных руководителей и психолога.

Каждому педагогу важно определить свою роль в поддержке индивидуального развития ученика, помочь ему в составлении частных проектов по изучению учебного предмета, по формированию качеств, от которых зависит осуществление будущих профессиональных пла­нов учащегося, использовать возможности элективных курсов, вне­классных воспитательных мероприятий для развития качеств, которые определят успешность выполнения намеченного.

10 этап. Отслеживание результатов выполнения индивидуаль­ных образовательных программ и планов учащимися. При выборе схе­мы составления проектов важно предусмотреть возможность фиксиро­вать выполнение этих проектов, отражать уровень выполнения наме­ченных результатов. Целесообразно согласовать оценку выполнения программ и планов с участниками проектирования, предоставить возможность самооценки и сопоставления ее с мнением педагогов, родителей, одноклассников, специалистов.

11 этап. Подведение итогов и анализ выполнения проектов индивидуального развития учащихся, которые могут включать:

- повторную «срезовую» диагностику и анализ изменений с участием ребенка, родителей, педагогов;


- индивидуальное собеседование классного руководителя с учеником и его родителями о достижениях, проблемах, перспективных планах ;

-          при желании самих учащихся публичный отчет о выполнении проектов индивидуальной образовательной деятельности с участием педагогов, представителей профессиональных учебных заведений, родителей, общественности;

-          коллективное обсуждение и анализ всеми участниками проектирования содержания и организации этого процесса в школе, определение  путей и способов его совершенствования.

От организации этого этапа существенно зависит отношение участников педагогического процесса к проектированию образовательной деятельности учащихся в дальнейшем. При правильной организации данного этапа будет подготовлена основа для нового цикла создания и реализации образовательных проектов учащихся.

Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных программ и учебных планов учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы. В то же время построение образовательного процесса с ориентацией на индивидуальное образовательное развитие ученика требует нового педагогического мышления, соответствующих знаний и уме­ний педагогов. Для реализации последнего необходимо спланировать работу педагогов по повышению компетентности в данных вопросах.


Практика составления Индивидуальных Образовательных Траекторий.

Особенности подготовительной работы в среднем звене.

Признавая значимость проектирования ИОП в старшем звене, необходимо, однако, сознавать, что действующая, грамотная, результативная ИОП – это результат приложения усилий всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагогов и родителей. Опять же продуктивное сотрудничество возможно только тогда, когда между всеми субъектами налажено доверительное общение, когда родители, учителя и дети имеют опыт СОтрудничества.




И среднее звено обучения как нельзя лучше подходит для развития этого взаимодействия, или для его налаживания, если это не произошло ранее. Кроме того, для успешной деятельности по созданию ИОП необходимо, чтобы педагоги владели практическим опытом реализации методик и техник интерактивной педагогической технологии, в частности, методики педагогической абилитации (педагогическая деятельность, направленная на «наращивание адаптационных способностей» личности учащегося в образовательном процессе) и педагогической техники социального закаливания (с целью развития коммуникативных, творческих и интеллектуальных способностей учащегося и взрослых, формирования позитивной Я-концепции, приобретения личностью учащегося положительного опыта для успешной социальной адаптации).

Поэтому, для освоения в рамках мастерских были предложены методики и техники интерактивной педагогической технологии, в частности, методики педагогической абилитации (педагогическая деятельность, направленная на «наращивание адаптационных способностей» личности учащегося в образовательном процессе) и педагогической техники социального закаливания. План работы временной творческой группы педагогов «Интерактивная система образования».

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН РАБОТЫ ВРЕМЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ»




№п/п

мероприятие

сроки

ответственный

Диагностичная цель (предполагаемый результат)

1.

Диагностика готовности учителя к социализации школьника

январь

Кл.руководитель психолог

Карта готовности творческой группы

2.

Андрагогическая мастерская «Социализация личности обучающегося»

февраль

Кл.руководитель научный консультант

Мотивационная готовность по проблеме социализации личности обучающегося

3.

Методологический семинар «Интерактивная система образования»

март

Кл.руководитель научный консультант

Теоретическая готовность по проблеме социализации личности обучающегося

4.

Семинар – практикум «Технология педагогической абилитации»

апрель

Кл.руководитель

Научный консультатнт

Практическая готовность по проблеме социализации личности обучающегося

5.

Семинар – практикум «Педагогическая техника социального закаливания»

октябрь


Кл.руководитель

Научный консультатнт

Практическая готовность по проблеме социализации личности обучающегося

6.

Семинар – практикум «Педагогическая техника формирования проблемных ситуаций»

ноябрь

Кл.руководитель

Научный консультатнт

Практическая готовность по проблеме социализации личности обучающегося

7.

Семинар – практикум «Педагогическая техника социального научения»

декабрь

Кл.руководитель

Научный консультатнт

Практическая готовность по проблеме социализации личности обучающегося

8.

Семинар – практикум «Критерии и показатели социализированности личности обучающегося»

февраль

Кл.руководитель

Научный консультатнт

Практическая готовность по проблеме социализации личности обучающегося

9.

Андрагогическая мастерская «Социально-ролевой репертуар педагога»

март

Кл.руководитель

Научный консультатнт

Практическая готовность по проблеме социализации личности обучающегося

10.

Практикум по разработке инновационного проекта «Интерактивная систем образования как механизм успешной социализации личности обучающегося»

апрель


Кл.руководитель

Научный консультатнт

Программа опытно-экспериментальной работы



Родители, как гарант соблюдения интересов ребенка, должны разделять ответственность за качество образования со школой. Одним из необходимых условий успешности родителей в этой сфере является высокая внутренняя мотивация, когда, например, общественная значимость той или иной проблемы совпадает с личностными приоритетами родителей.

Поэтому, расширение направлений взаимного сотрудничества с родителями с целью распределения социальной ответственности за качество образования должно быть основано на личностно значимом для родителей аспекте, который устанавливается с помощью предварительной диагностики.

Так, например, в текущем году после проведения диагностики были определены следующие приоритетные для родителей направления:


    • патриоты малой Родины (знание истории родного края, межкультурное взаимодействие, гражданская идентификация, умение представить малую Родину в рамках межрегиональных и международных контактов);

    • жизнь в движении (повышение уровня двигательной активности детей, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни);

    • В будущее – с уверенностью и интересом! (каждый ребенок является одаренным, нужно только создать условия для его самореализации; проектирование индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся – ключ к успеху каждого ребенка).

В целом же организация взаимодействия с родителями и их педагогическое просвещение основываются на андрагогических принципах, что способствует активизации их работы:

  • взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
  • он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;


  • взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

  • взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

  • процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

План работы родительской творческой группы «Здоровье»



Дискуссионный клуб «Составляющие здоровья»:

  • Физическое здоровье

  • Психическое здоровье

  • Духовно – нравственное здоровье

ноябрь

Кл.руководитель

Психолог

Учитель физкультуры

Зам.директора по УВР

Портрет здорового гимназиста,

Модель здоровьесозидающей среды класса



Обмен опытом (экскурсии в «школу здоровья»), участие в конкурсных мероприятиях в качестве экспертов по проблеме здоровьесозидания

Ноябрь - март

Инициативная группа

Информационный банк средств здоровьесозидания



Практикум по разработке оценочного листа

апрель

Инициативная группа


Критериальная база для общественной экспертизы по проблеме «Здоровье»



Разработка целевой программы класса «Здоровье»

май

Инициативная группа

Кл.руководитель

Сформированность экспертной компетентности по проблеме «Здоровья»

ПЛАН ТЕКУЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ



День Здоровья

сентябрь

Кл.руководитель

Формирование ценность здоровья и здорового образа жизни



Выезд на природу «Встреча осени»

октябрь

Кл.руководитель

Детско-родительская инициативная группа

Оптимизация двигательной активности



Посещение аквапарка «Лимпопо»

октябрь

Кл.руководитель

Инициативная группа






Классный час «За здоровый обрз жизни»

ноябрь

Кл.руководитель







Спортивные тесты на кубок директора

ноябрь

Учитель физкультуры







Зимний выезд в лес

декабрь

Кл.руководитель

Детско-родительская инициативная группа






Круглый стол «Если хочешь быть здоров…»

январь

Кл.руководитель

Классный коллектив






Соревнования по пионерболу на кубок директора

Февраль - март

Учитель физкультуры






Турнир по пейнтболу

апрель

Кл.руководитель

Детско-родительская инициативная группа






Веселые старты на кубок директора гимназии

май

Учитель физкультуры






Малые олимпийские игры

май

Учитель физкультуры






Товарищеский футбольный матч

май


Кл.руководитель

Детско-родительская инициативная группа






Турнир по боулингу

май

Детско-родительская инициативная группа






Туристический поход

июль

Кл.руководитель

Детско-родительская инициативная группа






Процесс становления личности непрерывен, и начинается он задолго до того, как ребенок приходит в школу, поэтому до старшего звена, необходимо всячески способствовать младшему школьнику, а затем и подростку в самопознании и самоактуализации. Поэтому, на наш взгляд, элементы проектирования ИОП должны присутствовать в работе классного руководителя и в младшей школе, и в среднем звене. В этот период педагог совместно с подростком активно занимается формированием навыков самопознания, мотивируя учащегося на формулирование его собственного видения пути индивидуального развития, корректируя при необходимости и свои представления, и самооценку обучающегося.

Встречаясь с проблемными ситуациями учения и межличностного общения, которые не могут разрешить самостоятельно, подростки, обращаясь с запросом о поддержке к педагогу, вступают в ситуацию взаимодействия с ним, активно участвуют в смоделированных им ситуациях деятельности и общения. В результате ими разрабатывается индивидуальный алгоритм самостоятельного разрешения проблемы или же они приобретают необходимый для этого опыт. Согласно рекомендациям Е.Александровой «для сохранения психического и физического здоровья подростка взрослым рекомендуется придерживаться позиции друга и принципа команды. Не ограничивать инициативу подростка, не глушить проявления его «Я», а содействовать становлению. Обратите внимание: СО-ДЕЙСТВОВАТЬ. То есть совершать вместе с ним реальные совместные действия. Не дожидаясь, когда подросток устанет ждать от нас понимания и начнет избегать контакта, перестроить собственное отношение к нему?


Итак, адекватное отношение окружающих к процессу взросления и, в первую очередь, понимание ситуации взрослыми непосредственным образом влияет на физическое и психическое благополучие подростка. Поэтому, на наш взгляд, стоит прислушаться к совету П.Д. Юркевича — совету почти 200-летней давности, но до сих пор актуальному в отношении общения с подростком: «Его не нудят, не толкают: им не командуют, и он находит себя самостоятельным и свободным»».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александрова Е.А. Некоторые критерии сформированности гуманистического образовательного пространства.: В поисках гуманистической реальности: сб. науч. тр. / под ред. В.П. Бедерхановой. Краснодар: Кубань. Гос. ун-т, 2007. 382 с. С. 212-221.


2. Александрова Е.А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе:/»Директор школы», 2008

3. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. 200 с.

4. Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Как организовать индивидуальное образование в школе? (теория и практика) М.: Сентябрь, 2005. 206 с.


5.    Александрова Е.А., Губанова Е.В. Методика сочетания продуктивного и задачного подходов к обучению школьников. М.: Экшэн, 2005. 80 с.


6.   Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах // Школьные технологии. 2000. № 5. С.96-108.

7. Гин А. Приёмы педагогической техники. http://www.edc.samara.ru/~school24/page/grin.html