litceysel.ru
добавить свой файл
1 2


Приложение № 6 к Протоколу заседания Совета

по повышению квалификации ГУ-ВШЭ

от 23 октября 2009 г. № 3


Программа повышения квалификации

преподавателей Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ

по использованию электронных библиотечных ресурсов


Пояснительная записка

Автор программы: 

Кандидат социологических наук, доцент Городнова Анфиса Алексеевна

Требования к обучающимся преподавателям:

Преподаватели должны иметь навыки работы с компьютером; иметь представление о процессах сбора, передачи, обработки и накопления информации, а также об Интернете, информационно-поисковых системах.

Программа повышения квалификации преподавателей по использованию электронных библиотечных ресурсов предназначена для профессорско-преподавательского состава НФ ГУ-ВШЭ. Программа содержит три тематических плана: 1) для группы преподавателей факультета экономики и факультета менеджмента; 2) для группы преподавателей факультета права, кафедры социально-гуманитарных наук и кафедры иностранных языков; 3) для группы преподавателей факультета бизнес-информатики и прикладной математики.

Аннотация:

Резкое ускорение развития использования информационных и коммуникационных технологий стало началом всемирного процесса перехода от индустриального к информационному обществу.

Понятие «Информационное общество» на сегодня трактуется как степень в развитии современной цивилизации, которая характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием части информационных коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием, глобального информационного пространства, которое обеспечивает эффективное информационное взаимодействие людей и их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворению их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.


Переход к информационному обществу сопровождается возрастающим потоком информации, переведением основного массива информации на электронные носители, повышением требований к полноте, оперативности, достоверности информации, которая предоставляется пользователям, обеспечением возможности доступа к ней из любого места в любое время.

В сравнении с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе вырабатываются и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к личностному и профессиональному развитию и творчеству, возрастает спрос на умение получать знания и обрабатывать их, отвечать требованиям информационной среды. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.

Таким образом, сегодня фундаментальное значение приобретает разработка инновационных методик по созданию курсов и программ обучения поиску информации в различных источниках, в том числе, в электронных каталогах и базах данных.

В настоящее время для проведения занятий со студентами преподавателю самому необходимо непрерывно повышать свой профессиональный уровень, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня.

Цель курса: формирование у преподавателей навыков активного использования автоматизированных информационных систем и электронных информационных ресурсов Интернет, поиска информации в электронных каталогах и базах данных, а также информационной культуры как совокупности знаний, умений, навыков, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования, а также для осуществления профессиональной деятельности.


Задачи курса:


  • познакомить со способами, методами, приемами поисковой работы в информационном пространстве Интернета и в библиотеках;

  • привить навыки и умения работы с информацией, необходимые для профессиональной и исследовательской деятельности.

Основой методики является программа повышения квалификации преподавателей по использованию электронных библиотечных ресурсов. В процессе реализации программы применяются традиционные и активные методы обучения, которые позволяют сформировать базовые знания и умения в использовании новых информационных технологий в поиске, структурировании информации и применении в образовательном процессе.

Программа повышения квалификации преподавателей по использованию электронных библиотечных ресурсов (по обучению поиску информации в электронных каталогах и базах данных) включает традиционные (лекции) и активные методы обучения (тесты, упражнения для самостоятельной работы, разбор конкретных ситуаций). Данная программа повышения квалификации рассчитана на 24 часа (20 часов – теория, практика, самостоятельная работа; 2 часа - зачет).

В конце обучения проводится зачет в форме теста.

В результате обучения преподаватели будут:

иметь представление:

  • об информационном обществе и информационной экономике;

  • о роли информации в развитии общества и организации;

  • об управлении знаниями;

знать:

  • соотношение между понятиями «информация», «данные», «знания», «документ», «информационная технология», «информационная система»; «база данных»;

  • технологию поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;

  • модели управления знаниями;

уметь:

  • определять информационные потребности;
  • четко формулировать информационные запросы;


  • классифицировать и систематизировать информацию;

  • определять функции информационных систем;

  • формировать базу знаний в организации;

иметь навыки:

  • работы с зарубежными и отечественными базами данных;

  • поиска информации в различных источниках;

  • работы с электронными каталогами и библиотеками;

  • анализа и синтеза информационных потоков;

  • оценки, рубрицирования и декомпозиции информации;

  • формирования и подачи информации;

  • библиографического описания электронных ресурсов.

Тематический план программы повышения квалификации преподавателей факультета экономики и факультета менеджмента




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостояте-льная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Электронные информационные библиотечные ресурсы: классификация, производители, общие правила работы

2

2

-

-

2

Электронная библиотека ScienceDirect

2

-


2

-

3

Архив научных публикаций: JSTOR, eLibrary НЭБ

4

-

4




4

Мировая экономика в цифрах, фактах и комментариях: Интернет-ресурсы Всемирного банка и Source OECD

2

-

2




5

Маркетинговые исследования и аналитические обзоры в базе данных Global Market Information Database (Euromonitor)

2

-

2




6

Полнотекстовые диссертационные базы данных (ProQuest Dissertations & Theses)

2

-

2




7

Онлайновый ресурс для профессиональной работы и исследований в области бизнеса – БД Factiva

2

-

2




8

Ресурсы EBSCOhost и SAGE Journals On-line


2

-

2




9

Полнотекстовые электронные библиотечные ресурсы: коллекции книг (Ebrary, Oxford Scholarship Online)

2

-

2




10

Аналитические базы данных: Scopus, Web of Knowledge

2

-

2




11

Итоговый зачет

2













ИТОГО:

24




24





Тематический план программы повышения квалификации преподавателей факультета права, кафедры СГН, кафедры иностранных языков




Название темы

Всего часов


Аудиторные часы

Самостояте-льная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Электронные информационные библиотечные ресурсы: классификация, производители, общие правила работы

2

2

-

-

2

Электронная библиотека ScienceDirect

3

-

3

-

3

Архив научных публикаций: JSTOR, eLibrary НЭБ

4

-

4




4

Ресурсы EBSCOhost и SAGE Journals On-line

2

-

2




5

Полнотекстовые электронные библиотечные ресурсы: коллекции книг (Ebrary, Oxford Scholarship Online)

2

-

2




6

Платформа ProQuest: база данных ProQuest Social Science Journals и полнотекстовые диссертации ProQuest Dissertations & Theses

3

-

3




7

Ресурсы EBSCOhost

2

-

2




9

Ресурсы аналитических баз данных: Web of Knowledge, Scopus

2

-

2




10

Периодические издания по социологии в базах данных Project Muse и Oxford Journals Online

2

-

2




11

Итоговый зачет

2













ИТОГО:

24




24



Тематический план программы повышения квалификации преподавателей факультета бизнес-информатики и прикладной математики




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостояте-льная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Электронные информационные библиотечные ресурсы: классификация, производители, общие правила работы

2

2

-

-

2

Электронная библиотека ScienceDirect

3

-

3

-

3

Поиск источников по информатике и компьютерным наукам в базе данных Ассоциации вычислительной техники ACM

4

-

4




4

Полнотекстовые диссертационные базы данных (ProQuest Dissertations & Theses)


2

-

2




5

Ресурсы аналитических баз данных: Web of Knowledge, Scopus

2

-

2




6

Полнотекстовые журналы и книги по computer science: ProQuest Computing, SpringerLink

3

-

3




7

Полнотекстовые журналы по социологии, антропологии, урбанистике издательства Taylor & Francis на платформе InformaWorld

2

-

2




9

Полнотекстовая коллекция электронных книг Ebrary

2

-

2




10

Ресурсы аналитической базы данных Scopus

2

-

2


11


Итоговый зачет

2













ИТОГО:

24




24






Форма рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговый контроль осуществляется в виде зачета, на котором проверяется степень владения материалом и обоснованность ответа на вопросы итогового теста по базовым понятиям программы из утвержденного перечня. Оценка итогового контроля выставляется по 10-бальной системе.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная литература

  1. Информатика как наука об информации / Р.С. Гиляревский [и др.]. - М.: ФАИР, 2006. – 592с.

  2. Гиляревский Р.С. Основы информатики: курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Папки студентов и преподавателей / teacher / Городнова / ИБК / Материалы для студентов.

  3. Городнова, А.А. Информационно-библиотечная культура: учебное пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007. – 153 с.

Дополнительная

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон Российской Федерации // Российская газ. – 2006. – 29 июля.

  2. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. – Взамен ГОСТ 7.9-77; введ. С 1 июля 1997 г. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  3. ГОСТ 7.73-96. Поиск и распространение информации. Термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.27-80; введ. с 1 января 1998 г. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).


  4. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Взамен ГОСТ 7.32-81, ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

  5. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 2002-07-01. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

  6. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. – Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 48 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

  7. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Госстандарт России, 2003. – 19 с.

  8. ГОСТ Р 7.05-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Введ. 2009-1-01. – М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2008. – 19 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)

  9. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ). – 4-е изд. - М.: ГСНТИ, 1992. -135 с.

  10. Армс, Вильям. Электронные библиотеки / Вильям Армс; пер. с англ. – М.:ПИК ВИНИТИ, 2001.

  11. Базы данных России: каталог. - Вып. 7. - М.: Информрегистр, 2000. - 324 с.

  12. Блюменау, Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичных документов / Д.И.Блюменау. – СПб.: Профессия, 2002. – 231 с.

  13. Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений: учебное пособие / А.П.Веревченко, В.В.Горчаков, И.В.Иванов, О.В.Голодова. – М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 560 с. – (Серия «Gaudeamus»).
  14. Гречихин, А.А. Информационные издания: Основные особенности и требования / А.А.Гречихин, И.Г.Здоров. – М.: Книга, 1979.


  15. Информационное пространство новых независимых государств / Арский Ю.М. и др. – М.:ВИНИТИ, 2000.

  16. Информационные ресурсы России: Национальный доклад / А.Б.Антопольский [и др.]. – М.: Информрегистр, 1999.

  17. Информационные технологии в бизнесе: энциклопедия / под ред. М.Желены. – СПб.: Питер, 2002. – 1120 с.: ил. – (Серия «Бизнес-класс»).

  18. Кон, Артур. Секреты Интернета / Артур Кон. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 320 с. – (Серия «Учебный курс»).

  19. Коряковцева, Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: учебно-практическое пособие / Н.А.Коряковцева; предисл. и науч. ред. В.А.Фокеева. – М.: Либерея, 2004. – 136с.

  20. Манифест ИФЛА об Интернет // Библиотека в школе. – 2002. – № 12. – С. 4.

  21. Попов, И.И. Мировые информационные ресурсы и сети (Методы доступа к ним): учебник / И.И.Попов, П.Б.Храмцов; под общ. ред. К.И.Курбакова. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999. – 145 с.

  22. Родионов, И.И. Интернет – предприниматель – Маркетинг / И.И.Родионов. – М.:ВИНИТИ, 1997.

  23. Рынок информационных услуг и продуктов / И.И. Родионов [и др.]. - М.: МК-Периодика, 2002. - 549 с.

  24. Савина, И.А. Библиографический язык и глобализирующееся информационное общество: научно-практическое пособие / И.А.Савина. – М.: Литера, 2008. – 240 с.

  25. Справочник информационного работника / под ред. Р.С.Гиляревского, В.А.Минкиной. – СПб.: Профессия, 2005. – 551 с.

  26. Тапскотт, Дон. Электронно-цифровое общество / Дон Тапскотт; пер. с англ. – М.: Рефл-бук, 1999.

  27. Холмогоров, В. Интернет-маркетинг: краткий курс / В.Холмогоров. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.




следующая страница >>