litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Приложение 5



Утверждаю:

Директор школы: Т.Л.Акимова


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2


Программа

по профилактике безнадзорности, правонарушений

и употребления ПАВ

«Мы выбираем жизнь»


г. Гаврилов-Ям




Наименование

программы.


Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ

«Мы выбираем жизнь»



Основание для

разработки.

1. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г.

2. Конвенция о правах ребенка 1989 г.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

4. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24. 06. 1999 г.

5. 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»от 19. 12. 2008 г.

6. 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области» от 08. 10. 2009 г.

7. Приказы Департамента образования

8. Районная целевая программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений, защита прав несовершеннолетних в Гаврилов-Ямском муниципальном районе» на 2010-2011 гг. от 05. 10. 2009 г.

Разработчики программы.

Медведева И.А. зам.директора по УВР

Ботыгина М.А. социальный педагог

Цель


программы.


Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, раскрытие личностного потенциала ребёнка:


- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;

- формирование потребности вести здоровый образ жизни;

- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

- выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;

- ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних в соответствии Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексам РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.

Задачи

программы.




  1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.

  2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.

  3. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

  4. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

  5. Формировать морально-волевые качества школьников.

  6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

  7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
  8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.


  9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.

  10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

  11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

  12. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.








Сроки и этапы

реализации.


Программа рассчитана на 2010-2013 годы.

Этап разработки программы: сентябрь-октябрь 2010 г.

Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы.







Исполнители

программы.


Зам. директора по УВР, социальный педагог, психолог, СПБиП, классные руководители, старшая вожатая, педагог-дополнительного образования, родительский комитет школы.







Перечень разделов

программы.

  1. Пояснительная записка.

  2. Программа профилактической работы в течение года.

  3. План мероприятий профилактической работы МОУ СОШ № 2 на учебный год

  4. Особенности предлагаемой профилактической программы.

  5. Перспективы развития данной программы в ОУ.









Ожидаемые конечные

результаты программы.

  • Создание системы профилактической работы в школе.

  • Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического самоуправления.

  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей обучающихся школы.

  • Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.

  • Снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.

  • Уменьшение числа подростков «группы риска» в школе.

  • Активное и результативное участие обучающихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

  • Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.

  • Создание здоровой и безопасной среды в школе.





Система организации

контроля за исполнением программы.



Участники воспитательной системы предоставляют отчёты по итогам работы за год администрации школы: итоговый отчёт о работе школьного самоуправления педагогом доп. образования предоставляется зам. директора по УВР; отчёт деятельности родительской общественности составляет зам. директора по УВР. Итоговый отчёт и анализ годовой работы составляются социальным педагогом, психологом и зам. директора по УВР, он предоставляется директору школы.


Объёмы и источники

финансирования


программы.



В соответствии с бюджетным финансированием МОУ СОШ №2 и решениями родительского комитета школы.



Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ

«Мы выбираем жизнь»


Пояснительная записка.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что основная часть родителей обучающихся имеют основное общее, среднее полное, среднее специальное образование, только 4 % родителей школьников имеют высшее образование. 7 % обучающихся проживают в семьях, находящихся в социально-опасном положении, детей из неполных семей – 31 %, их многодетных семей – 13 %. 10 % от общего количества обучающихся имеют отклонения в поведении и состоят на внутришкольном учете.


Мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

В «группу риска» часто попадают обучающиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия толерантности у многих подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом РФ.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;


  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;

  • воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;

  • ознакомление обучающихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.

Анализ воспитательной и профилактической работы школы в 2009-2010 учебном году, районной целевой программы «Профилактика безнадзорности, правонарушений, защита прав несовершеннолетних в Гаврилов-Ямском муниципальном районе» на 2010-2011 гг. от 05. 10. 09 г., закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», позволил сформулировать следующие задачи решаемые данной программой:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.

3.Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

4. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

5. Формировать морально-волевые качества школьников.

6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал щколы.

7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.


8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:


  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

  • Последовательность (этапность).

  • Преемственность.
  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.


  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие разделы:


- работа с обучающимися;

- работа с семьей;

- взаимодействие с родительской общественностью;

- работа с педагогами школы;

- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы.

Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения следующих результатов:

- создание системы профилактической работы в школе;

- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;

- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;

- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;

- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;

- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;


- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;

- создание здоровой и безопасной среды в школе.

Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы.



следующая страница >>