litceysel.ru
добавить свой файл
1

Разработка стратегии развития информационных систем


Цель курса:

сформировать у студентов систему понятий, знаний и навыков по обоснованию, разработке и принятию решений по стратегическому планированию ИТ в компании или организации.

Задачи курса:


  • дать студентам представление о современных методах стратегического планирования деятельности компаний и организаций;

  • ознакомить студентов с основными видами деятельности ИТ-подразделения, включая основную деятельность, а также управление ИТ-активами, финансами, кадрами и др. видами вспомогательной деятельности;

  • ознакомить студентов с распространенными методами стратегического планирования деятельности ИТ-подразделений;

  • ознакомить студентов с практическими примерами разработки ИТ-стратегий в российских компаниях и организациях;

  • обучить студентов практическому применению методов стратегического планирования ИТ.


Аннотация курса:


Основные стратегические школы по Г. Минцбергу. Их практическая применимость и распространенность подходов к стратегическому планированию бизнеса в России.

Организационный дизайн ИТ-подразделения по Г. Минцбергу. Наиболее распространенные организационные архетипы ИТ-подразделений. Методы корпоративного управления ИТ. Задачи и место ИТ-подразделения в деятельности компании. Внутренний ИТ-рынок организации и его специфика.

Управление взаимоотношениями ИТ-организации с заказчиками. Оценка ИТ-подразделения и уровень доверия к нему.

Стратегия бизнеса и ИТ-стратегия. Роль и назначение ИТ-стратегии. Основные подходы к стратегическому управлению ИТ-подразделением. Методики стратегического планирования ИТ ведущих консалтинговых компаний и их применимость в России.

Практические аспекты стратегического планирования ИТ в российских компаниях. Мифы и распространенные ошибки стратегического планирования ИТ. Корпоративное управление изменениями и ИТ-стратегия.


Стратегическое планирование ИТ как проект. Структура проекта, его основные этапы и результаты. Роль внешних субподрядчиков и ИТ-консультантов.

ИТ-стратегия и подходы к ее реализации. Проект/программа реализации ИТ-стратегии. Проектный офис и его структура. Распределение работ при реализации ИТ-стратегии.

Принципы управления качеством при реализации ИТ-стратегии. Управление субподрядчиками.

Риски, связанные с реализацией ИТ-стратегии. Основные причины провалов и неудач при реализации ИТ-стратегии в России


Ожидаемые результаты:


В результате изучения курса студенты должны


  • иметь представление о теоретических основах стратегического планирования деятельности ИТ-организаций;

  • уметь ставить и решать задачу стратегического планирования ИТ;

  • знать и уметь применять на практике основные методы стратегического планирования;

  • уметь организовывать проект по стратегическому планированию, анализировать и выбирать предложения ИТ-консультантов;

  • знать основные подходы к разработке консалтингового договора на разработку ИТ-стратегии;

  • знать основы управления качеством в ИТ;

  • уметь организовывать проект/программу реализации ИТ-стратегии;

  • получить практические навыки разработки бизнес-планов, кейсов, презентаций для руководства;

  • знать распространенные ошибки и причины неудач реализации проектов и программ реализации ИТ-стратегии.


Вид, форма и содержание аттестации


Аттестация проводится в виде экзамена. Форма экзамена может быть разной:

А) подготовка презентации по теме «Стратегическое планирование ИТ в компании ООО».

Б) написание эссе на тему «Стратегическое планирование ИТ в компании ООО». Компания ООО это компания, в которой работает слушатель.

Список литературы:



  1. Г. Минцберг Структура в кулаке. Создание эффективной организации, Питер, 2011

  2. Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Питер, 2000

  3. М. Портер Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов, Альпина паблишер, 2011

  4. М. Портер Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Альпина Бизнес букс, 2005

  5. М. Портер Конкуренция, Вильямс, 2003

  6. Ф. Кросби Качество бесплатно. Искусство убеждения в необходимости качества.,

  7. Каплан Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей, Москва: Олимп-Бизнес, 2003

  8. Петер Готтшальк, Ханс Солли-Сетер ИТ-аутсорсинг. Построение взаимовыгодного сотрудничества, Альпина Бизнес букс, 2007

  9. А.Н. Бирюков Лекции о процессах управления информационными технологиями, М.: Бином, 2010

  10. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005.

  11. ГОСТ Р ИСО 9001-2000. Системы менеджмента качества. Требования, Международный стандарт

  12. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, Международный стандарт

  13. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности, Международный стандарт

  14. ISO 31000 International Standard, Final Draft ISO FDIS 31000 Risk Management. Principles and Guidelines, International Standard, 2009.

  15. Thorp, John The information paradox: realizing the business benefits of information technology McGraw-Hill, 2003.



Основы процессного управления ИТ



Цель курса: изучить основы процессного подхода к управлению жизненным циклом ИС, сформировать у студентов систему понятий, знаний и навыков по комплексному управлению ИТ-процессами, т.е. общие компетенции линейного менеджера ИТ-подразделения или независимой ИТ-компании.



Задачи курса:


  1. дать представление об основах теории организаций по Г. Минцбергу и роли процессов в организациях разных типов,

  2. сформировать адекватное представление о роли процессов управления ЖЦ в деятельности ИТ- организации;

  3. изучить современные процессные стандарты ЖЦ систем в их взаимосвязи;

  4. выявить связь процессов управления ЖЦ с качеством продуктов и услуг компании;

  5. изучить практические аспекты внедрения референсных моделей процессов управления ЖЦ.


Аннотация курса:

Основные организационные архетипы по Минцбергу и роль процессов жизненного цикла. Организационные архетипы ИТ-организаций. Смысл и практическое применение процессного подхода к управлению ИТ-организацией.

Процессный подход к управлению и его связь с обеспечением качества продуктов и услуг. Системы менеджмента качества и стандарты в области управления качеством (включая стандарты семейств ISO 900x, ISO 1000x). Современные подходы к обеспечению качества. Методология «6 сигм». Автоматизация бизнес-процессов как один из методов обеспечения качества.

Современные процессные стандарты управления ЖЦ, их место в деятельности организации и адекватность организационному дизайну.

Бизнес-драйверы внедрения референсных процессных моделей. Практические аспекты внедрения стандартов управления ЖЦ. Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 и его развитие.

Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 и его связь с ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.

Проблемы практического применения процессных моделей жизненного цикла ИС в российских компаниях и организациях.

Ожидаемые результаты:

В результате студенты должны:

  • знать основы организационного дизайна применительно к ИТ-компаниям и ИТ-организациям;

  • знать методы процессного управления применительно к ИТ-компаниям и ИТ-организациям;

  • понимать взаимосвязи методов процессного управления и методов управления качеством продуктов и услуг в ИТ;


  • знать основные референсные модели процессов жизненного цикла для ИТ-компаний и ИТ-организаций;

  • уметь управлять процессами жизненного цикла ИТ-компаний и организаций.


Вид, форма и содержание аттестации


Аттестация проводится в виде экзамена Форма экзамена может быть разной:

А) подготовка презентации по теме «Управление процессами жизненного цикла в компании ООО».

Б) написание эссе на тему «Управление процессами жизненного цикла в компании ООО». Компания ООО это компания, в которой работает слушатель.


Список литературы:

  1. В.К. Батоврин Современное состояние международных стандартов системной и программной инженерии, Бизнес-информатика, №3 2009

  2. А.Н. Бирюков Лекции о процессах управления информационными технологиями, М.: Бином, 2010

  3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств, М.: Росстандарт, 1999.

  4. ISO/IEC 12207-2008 Systems and Software Engineering, Software Lifecycle Processes, International Standard

  5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764 Сопровождение программных средств, М:: Госстандарт России, 2002.

  6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15271 Руководство по применению ГОСТР ИСО/МЭК 12207, М.: Госстандарт России, 2002.

  7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем, М.: Росстандарт, 2005.

  8. ISO/IEC 15289-2006 Systems and software engineering. Content of systems and software life cycle process information products (Documentation), International Standard

  9. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению, Госстандарт России
  10. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge, IEEE CS Press, 2004.


  11. www.swebok.org

  12. ГОСТ Р ИСО 9001-2000. Системы менеджмента качества. Требования, Международный стандарт

  13. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, Международный стандарт

  14. Дж. Арлоу и др. UML2 и унифицированный процесс, М., Символ Плюс, 2007



Современные подходы к совершенствованию ИТ-процессов



Цель курса: изучить современные методы совершенствования бизнес-процессов в ИТ-организациях и ИТ-компаниях, сформировать компетенции менеджера по совершенствованию основной деятельности (развитию) ИТ-компании или ИТ-организации.


Задачи курса:

  1. изучить методику оценки зрелости проектных организаций по разработке ПО (СММ);

  2. изучить семейство методик CMMI;

  3. изучить методики аудита процессов жизненного цикла в ИТ-компаниях и ИТ-организациях (проект SPICE - ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504);

  4. изучить практические аспекты использования изученных методик;

  5. изучить применения подходов оценки зрелости к анализу и совершенствованию бизнес-процессов, не связанных с управлением ИТ:

  6. проанализировать практические подходы к совершенствованию бизнес-процессов в российских ИТ-компаниях и ИТ-организациях.


Аннотация курса:

Оценка и совершенствование процессов жизненного цикла ИС. Методика СММ. Практическое использование подходов СММ в российских условиях.

Семейство методик СММI. Концептуальная модель CMMI и CMMI-модели CMMI for Development, CMMI for Services.

Проект SPICE и стандарт ISO/IEC 15504 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504). Оценка зрелости бизнес-процессов и совершенствование бизнес-процессов по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504.

Проблемы практического применения изученных моделей зрелости в российских компаниях и организациях.


Применение подходов СММ и CMMI для реализации других задач. Модель ВРММ для оценки степени готовности организации к автоматизации. Модель People CMM. Понятие о модели Smart Grid Maturity Model (SGMM).

Основные подходы к обоснованию целесообразности инвестиций в совершенствование ИТ-процессов. Проекты по совершенствованию ИТ-процессов и управление ими.

Ожидаемые результаты:

В результате студенты должны:


  • знать основные принципы оценки зрелости организаций и бизнес-процессов;

  • знать основные методики оценки зрелости;

  • уметь управлять деятельностью по оценке зрелости и совершенствованию бизнес-процессов ИТ-организаций и ИТ-компаний;

  • понимать границы применимости методик оценки зрелости;

  • уметь обосновывать целесообразность инвестиций в совершенствование ИТ-процессов для руководства компаний и организаций.


Вид, форма и содержание аттестации


Аттестация проводится в виде зачета. Форма зачета:

А) написание эссе на тему «Совершенствование процессов управления в компании ООО». Компания ООО это компания, в которой работает слушатель.


Список литературы:

  1. В.К. Батоврин Современное состояние международных стандартов системной и программной инженерии, Бизнес-информатика, №3 2009

  2. А.Н. Бирюков Лекции о процессах управления информационными технологиями, М.: Бином, 2010

  3. Paulk M. C.; Weber Ch. V.; Curtis B.; Chrissis M. The Capability Maturity Model: Guidelines for Improving the Software Process, перев. Рябикин В.. — Boston: Addison Wesley, 1995.

  4. Capability Maturity Model® Integration (CMMI) CMMI for Systems Engineering, Software Engineering, Integrated Product and Process Development, and Supplier Sourcing

  5. (CMMI-SE/SW/IPPD/SS, V1.1) Continuous Representation, 2002.
  6. CMMI for Acquisition, Version 1.2 , CMU, 2007.


  7. CMMI for Development, Version 1.2 , CMU, 2006.

  8. CMMI for Services, Version 1.2 , CMU, 2003

  9. Business Process Maturity Model, Object Management Group, 2008, www.omg.org

  10. B. Curtis, B. Hefley, S. Miller People Capability Maturity Model (P-CMM) ver.2.0, CMU SEI, 2009

  11. Smart Grid Maturity Model, Model Definition. A framework for smart grid transformation, CMU SEI, 2010

Организация взаимодействия ИТ и бизнеса



Цель курса: сформировать у студентов систему понятий, знаний и навыков по комплексному управлению услугами ИТ-организации бизнесу, а также общие компетенции менеджера ИТ-подразделения или ИТ-компании, ответственного за взаимодействие с заказчиком (эккаунт-менеджера).


Задачи курса:

  • познакомить студентов с современными подходами к автоматизации бизнес-процессов (созданию, внедрению и сопровождению информационных систем) на основе парадигмы ИТ-услуг;

  • ознакомить студентов с основными содержанием основных этапов жизненного цикла ИТ-услуги, начиная с анализа требований и заканчивая выводом системы из эксплуатации;

  • научить применять методы и процессы управления жизненным циклом систем при проектировании и разработке услуги;

  • научить основным методам управления качеством на протяжении жизненного цикла ИТ-услуги;

  • ознакомить студентов с принципами корпоративного управления ИТ (IT Governance) и подходами к оценке ИТ-инвестиций;

  • ознакомить студентов с практическими методами организации взаимодействия ИТ и бизнеса в российских компаниях.

Ожидаемые результаты:

В результате студенты должны:

  • знать основы управления ИТ-услугами;
  • знать основные референсные процессные модели управления жизненным циклом ИТ-услуг;


  • уметь управлять деятельностью по проектированию, разработке, внедрению и оказанию ИТ-услуг;

  • уметь управлять деятельностью внешних контрагентов в рамках жизненного цикла ИТ-услуг;

  • уметь управлять качеством ИТ-услуг;

  • уметь организовывать взаимодействие с бизнес-заказчиками и пользователями услуг;

  • знать подходы к обоснованию целесообразности инвестиций в ИТ для руководства компаний и организаций.

Вид, форма и содержание аттестации


Аттестация проводится в виде зачета. Форма зачета:

А) написание эссе на тему «Организация взаимоотношений ИТ-организации и бизнеса в компании ООО». Компания ООО это компания, в которой работает слушатель

Аннотация курса:


Методы корпоративного управления ИТ. Задачи и место ИТ-подразделения в деятельности компании. Внутренний ИТ-рынок организации и его специфика.

Управление взаимоотношениями ИТ-организации с заказчиками. Оценка ИТ-подразделения и уровень доверия к нему.

Автоматизация бизнес-процессов как основная услуга ИТ. Бизнес-процессы и услуги по их улучшению. Бизнес-услуги и ИТ-услуги. Основные понятия управления ИТ-услугами. Управление портфелем и каталогом услуг. Библиотека ITL v.2 и ее структура. Основные процессы ITIL v.2. Ограниченность подхода ITIL v.2.

Библиотека ITIL v.3. Жизненный цикл ИТ-услуги. Стратегия услуг. Маркетинг услуг. Финансовые аспекты управления услугами. Управление ИТ-подразделением как бизнес. Портфель услуг ИТ-подразделения. Практические примеры услуг ИТ-подразделений (на примерах крупнейших российских компаний).

Основные процессы жизненного цикла ИТ-услуг по ITIL v.3.

Практические аспекты применения подхода ITIL в России, анализ успехов и неудач внедрения процессов ITIL (на примерах крупнейших российских компаний). Распространение опыта ITIL на не-ИТ- сферу (на примерах российских компаний).


Стандарт ISO/IEC 20000 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000) как развитие подхода ITIL.

Корпоративное управление ИТ и внещние требования к ИТ. Управление рисками в ИТ. Требования COSO.

Структура и содержание методического руководства COBIT 4.1. Связь COBIT 4.1 c референсными процессными моделями и методами совершенствования процессов управления ИТ.

Смежные методические руководства Val IT и Risk IT, их взаимосвязи с COBIT 4.1.

Экономика ИТ-услуг. Финансовое планирование и учет предоставления ИТ-услуг. Отчетность о предоставлении ИТ-услуг.


Список литературы:


  1. А.Н. Бирюков Лекции о процессах управления информационными технологиями, М.: Бином, 2010

  2. ISO/IEC 20000 Information Technology. Service Management (ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000 Информационная технология. Управление услугами)

  3. ИТ сервис менеджмент. Введение. Под ред. Яна ван Бона. М.: IT Expert, 2003.

  4. OGC Continual Service Improvement, TSO (The Stationery Office), 2007.

  5. OGC Service Design Book, TSO (The Stationery Office), 2007.

  6. OGC Service Operation Book, TSO (The Stationery Office), 2007.

  7. OGC Service Strategy Book, TSO (The Stationery Office), 2007.

  8. OGC Service Transition Book, TSO (The Stationery Office), 2007.Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK), PMI, 2009.

  9. Брукс П. Метрики для управления ИТ-услугам, М.: Альпина Бизнес Бук, 2008

  10. COBIT 4.1, русское издание, Аудит и контроль информационных систем, 2008.

  11. COBIT 4.1, ITGI, 2007.

  12. The Risk IT Framework, ISACA, 2009.

4. ISO/IEC 31000 Risk Management. Principles and Guidelines on Implementation, ISO/IEC 2008

  1. Enterprise Value Governance of IT Investment. The Val IT Framework 2.0, ITGI, 2008.
  2. ISO/IEC 38500 Corporate Governance of Information Technology, International Standard, 2008


  3. www.isaca.org

  4. www.itgi.org

  5. www.coso.org




Управление ИТ-субподрядом и ИТ-аутсорсингом



Цель курса: ознакомить студентов с современными методами управления взаимоотношениями ИТ-подразделений и ИТ-компаний с контрагентами.


Аннотация курса:


Цепи и сети наращивания стоимости для ИТ-организаций. Сложившиеся на российском ИТ-рынке логистические цепи. Основные производители (вендоры) ИТ-решений, их партнеры и стратегия партнерства.

Значение управления субподрядчиками и аутсорсерами с точки зрения качества услуг ИТ-организации и современных моделей зрелости организаций.

Роль процессного подхода в постановке задачи для субподрядчика/аутсорсера. Проектирование процессов при использовании внешнего поставщика услуг. Использование референсных процессных моделей для определения ответственностей сторон. Преимущества процессного подхода к определению ответственности поставщика.

Принципиальные подходы к выбору внешнего поставщика продуктов и услуг. Построение критериев выбора субподрядчиков, партнеров и аутсорсеров. Специфические риски при выборе. Анализ зрелости процессов потенциальных поставщиков. Практические соображения о применении анализа зрелости в российских условиях.

Виртуальные организации как механизм управления поставщиками и аутсорсерами. Взаимодействие виртуальных и реальных организаций, выбор формы виртуальной организации в зависимости от форм заказчика и поставщика. Практические рекомендации по построению виртуальных организаций.

Формы контрактов на предоставление услуг внешними поставщиками/аутсорсерами. Сравнительный анализ разных контрактных форм. Выбор формы и разработка контракта. Мониторинг исполнения контракта. Прекращение действия контракта.


Роль неконтрактных (мягких) обязательств при взаимодействии с внешним поставщиком.


Ожидаемые результаты:


В результате изучения дисциплины студенты должны:


  • узнать современные теоретические подходы к управлению взаимоотношениями ИТ-подразделений и ИТ-компаний с их контрагентами,

  • уметь анализировать и выстраивать логистические цепочки с участием партнеров ИТ-организации,

  • уметь анализировать организационную и техническую зрелость и надежность поставщиков и субподрядчиков, оценивать перспективы и риски взаимодействия с ними;

  • уметь ставить задачу для поставщиков, субподрядчиков и партнеров, исходя из процессного подхода к управлению ИТ-организацией;

  • уметь оценивать качество оказываемых поставщиками, субподрядчиками и партнерами услуг;

  • уметь организовывать на практике процессы выбора и контрактования поставщиков и субподрядчиков.


Вид, форма и содержание аттестации


Аттестация проводится в виде зачета. Форма зачета:

А) написание эссе на тему «Управление ИТ-субподрядом и ИТ-аутсорсингом в компании ООО». Компания ООО это компания, в которой работает слушатель.


Список литературы:


  1. Петер Готтшальк, Ханс Солли-Сетер ИТ-аутсорсинг. Построение взаимовыгодного сотрудничества, Альпина Бизнес букс, 2007

  2. А.Н. Бирюков Лекции о процессах управления информационными технологиями, М.: Бином, 2010

  3. John K. Halvey, Barbara M. Melby, Information Technology Outsorsing Transactions, Process, Strategies and Contracts, Wiley&Sons, 2005

  4. Thomas M. Koulopoulos, Tom Roloff Smartsourcing. Driving Innovation and Growth Through Outsourcing, Platinum Press, Mass., 2006
  5. ГОСТ Р ИСО 100003-2009. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организаций, Международный стандарт

  6. W.E. Hefley, E.A. Loesche, The eSCM-CL v1.1 Model Overview, The eSourcing Capability Model for Client Organizations, 2006

  7. E.B. Hyder, K.M. Heston, M.C. Paulk, The eSCM-SP v2.1 Model Overview, The eSourcing Capability Model for Service Providers, 2006