litceysel.ru 1 2 ... 4 5

Программа собеседования по направлению 032700.68 Филология

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




РАЗДЕЛ I

Теория языка.
Знаковая природа языка: Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и её методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Языковые знаки, их структура и классификация. Особые свойства языковой системы. Вопрос об универсальности знака. Язык и несловесные формы общения. Понятие о паралингвистике и паракинесике. Язык как система. Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношение между языковыми единицами. Понятие о ярусах языковой системы. Фонемный, морфемный, лексемный и синтаксемный ярусы, их единицы. Промежуточные ярусы языковой системы. К вопросу о ярусе дифференциальных признаков фонемы. Место морфологии и словообразования в системе языка. Целесообразность выделения других промежуточных ярусов (словосочетаний, сверхфразовых единств и т.п.) своеобразие системности языка. Соотношение системности и несистемности языка.

История русского языка. История функционирования системы гласных и согласных. История именного склонения. История видо-временных форм глагола. Прошедшее время. Русская диалектология. Диалектное членения русского языка. Основные черты южного и северного наречия. История русского литературного языка. Проблемы происхождения русского литературного языка. Основные концепции. Основные тенденции развития русского литературного языка в 20 веке.

Фонетика. Предмет фонетики. Фонетика частная и общая, описательная, историческая, сопоставительная. Акустико-артикуляционный и функциональный аспект фонетики. Методы изучения фонетики. Фонетика и фонология. Понятие о транскрипции и её видах. Артикуляционная классификация гласных звуков по ряду, подъему, лабиализации. Классификация согласных по участию голоса и шума, по работе голосовых связок, по месту и способу образования, по дополнительной артикуляции.Сегментные и суперсегментные единицы. Сегменты речевого потока – фраза, речевой такт, фонетическое слово, звук. Сегментные единицы. Ударение. Словесное ударение, фонетические средства его реализации. Разноместность и подвижность как свойство русского ударения. Энклитики и проклитики. Слабое и побочное ударение. Фонология. Понятие фонемы, её определение. Функции фонемы: конститутивная (образующая) и различительная. Фонема и аллофоны.


Дифференциальные признаки фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Чередования. Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская, Пражская. Фонологическая система русского языка. Синтагматика и парадигматика фонем. Орфоэпия. Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. Стили произношения. Причины отступления от литературного произношения. Варианты литературных произносительных норм. Фонетическая обусловленность орфоэпии. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Старомосковское и старопетербургское произношение. Тенденции развития современных произносительных норм. Графика. Состав современного русского алфавита. Буква и звук. Слоговой принцип русской графики. Обозначение на письме фонемы . Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.

Лексикология. Предмет лексикологии. Слово как основная единица лексической системы. Определение слова. Дифференциальные признаки слова: цельнооформленность, воспроизводимость, идиоматичность. Соотношение формы и значения в слове. Варианты слова. Мотивированность и немотивированность слова. Эпидигматические отношения в слове. Денотативный, сигнификативный и прагматический аспекты в лексическом значении. Структура лексического значения слова: семема и сема. Сема как минимальный компонент значения слова. Типология семи их иерархия. Семный (компонентный) анализ значения слова. Парадигматические отношения в лексике. Понятие лексико-семантической парадигмы. Омонимия. Лексические омонимы и их виды. Источники омонимии. Явления, смежные с омонимией. Омонимия и полисемия. Лексическая синонимия. Синонимический ряд. Типы синонимов, различия между ними. Семная структура синонимического ряда. Синонимия и полисемия. Узуальные и контекстуальные синонимы. Понятие семантического поля. Фразеология. Фразеологизм и его дифференциальные признаки. Фразеологизм и слово. Вопрос об объеме фразеологии и типах её единиц.

Морфемика и дериватология. Морфема как значимая единица языка и как компонент структуры слова. Типы и функции морфем. Морфема алломорф, вариант. Словообразовательная модель и основные типы и способы деривации в СРЯ.


Морфология. Части речи в русском языке. Принципы классификации. История изучения. Именные части речи, основные категории, их специфика и взаимные связи. Глагол. Основные категории. Их взаимные связи. Грамматические категории времени и вида в соотношении с функциональными категориями темпоральности и аспектуальности. Служебные части речи, их классификация и функции. Модальные слова.

Синтаксис простого предложения. Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц. Основные направления в изучении синтаксиса. Учение о словосочетании в русской лингвистики. Сочинительные и подчинительные связи слов, их типология. Предложение в формальном аспекте. Вопрос о предикативности. Структурные схемы предложения – минимальные и расширенные. Основные структурные типы простого предложения. Двусоставные, односоставные, нечленимые. Учение о главных и второстепенных членах предложения. Понятие детерминанта. Основные понятия семантического синтаксиса: диктум и модус. Пропозиция и её разновидности. Осложненное предложение. Узкое и широкое понимание осложнения. Типы осложнения. Осложнение и полипропозитивность.

Синтаксис сложного предложения. Учение о сложном предложении в русской лингвистике. Типология сложного предложения. Основные структурно-семантические типы нерасчлененных и расчлененных СПП. Структурно-семантические разновидности сложносочиненных предложений. БСП в СРЯ.

Вопросы вступительного экзамена для поступления в магистратуру:

I
.Общие вопросы теории языка.

1. Язык как семиотическая система.

2. Методы лингвистических исследований.

II. Вопросы истории русского языка и диалектологии.

3. Проблемы происхождения русского литературного языка. Основные концепции.

4. Основные тенденции развития русского литературного языка в XX веке.

5. История функционирования системы гласных.


6. История функционирования системы согласных.

7. История именного склонения.

8. История видо-временных форм глагола. Прошедшее время.

9. Диалектное членение русского языка. Основные черты южного и северного наречий.

III. Современный русский язык.

10. Понятие о фонетической системе СРЯ. Сегментные и суперсегментные единицы. Акустико-артикуляционные принципы классификации звуков.

11. Фонема как функциональная единица языка. Понятие фонемы в теориях МФШ, ЛФШ, Пражской фонологической школы.

12. Слово как единица лексической системы языка. Определения, признаки. Три измерения слова в их взаимосвязи. Лексическое значение и его структура.

13. Парадигматические связи слов в лексической системе.

14. Словообразовательная модель и основные способы деривации в современном русском языке.

15. Морфема как значимая единица языка и как компонент структуры слова. Типы и функции морфем. Морфема, алломорф, вариант.

16. Части речи в русском языке. Принципы классификации. История изучения.

17. Именные части речи, основные категории, их специфика и взаимные связи.

18. Глагол. Основные категории. Их взаимные связи. Грамматические категории времени и вида в соотношении в соотношении с функциональными категории темпоральности и аспектуальности.

19. Служебные части речи, их классификация и функции. Модальные слова.

20. Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц. Основные направления в изучении синтаксиса.

21. Учение о словосочетании в русской лингвистике. Сочинительные и подчинительные связи слов, их типология.

22. Простое предложение: основные аспекты изучения. Вопрос о предикативности и модальности.

23. Осложненное предложение. Узкое и широкое понимание осложнения. Типы осложнения. Осложнение и полипропозитивность.

24. Учение о сложном предложении в русской лингвистике


Литература:


  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

  2. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956.

  3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика:Синонимические средства языка// Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.1. – М.,1995.

  4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 1997.

  5. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М.,1977.

  6. Березин Ф.М., Б.Н. Головин. Общее языкознание. М., 1979.

  7. Бодарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л.,1967.

  8. Бондарко А.В.Вид и время русского глагола. – М.,1971.

  9. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

  10. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. – СПб., 1998.

  11. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1965.

  12. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.

  13. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.,1993.

  14. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М.,1977

  15. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка)// Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М.,1975. – С.254-294.

  16. Виноградов В.В. Словообразование в отношении к грамматике и лексике. 18.Вопросы русского словообразования // Избр. труды по русской грамматике. – М., 1975.

  17. Виноградов В.В.Очерки по истории русского литературного языка 17-19 вв. Изд 3. – М., 1982.

  18. Виноградов В.В.Русский язык. – М.,1947, 1972,1986.

  19. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избр. работы по русскому языку. – М., 1959.

  20. Горшков А.И. История русского литературного языка. – М., 1969.
  21. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. – М., 1984.


  22. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. – М.,1981.

  23. Грамматика русского языка. Т.2, часть 2. М.: АН СССР, 1954.

  24. Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. Изд. 2-е. – М., 1999.

  25. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М., 1996.

  26. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

  27. Зиндер Р.Л. Общая фонетика. – М., 1979.

  28. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М.,1998.

  29. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990.

  30. История русского литературного языка: Хрестоматия и учебные задания. – Череповец, 1999.

  31. Клобуков Е.Ф. Морфемика. Словообразование // Касаткин Л.П., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1991, 1995.

  32. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. – М., 1992.

  33. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

  34. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке. – СПб.,2000.

  35. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Синтаксис сложного предложения. М.,1969.

  36. Кузнецов П.С. Очерки исторической морфологии русского языка. – М.,1959.

  37. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.

  38. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М.,1988.

  39. Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (10 – сер. 18 вв). – М., 1975.

  40. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  41. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. – М., 1977.

  42. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.
  43. Морфемика и словообразование русского языка: Учебное пособие. /Под ред. Л.Г Яцкевич. – Вологда, 2002.


  44. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1984.

  45. Новиков Л.А.Семантика русского языка. – М.,1982.

  46. Общее языкознание: Внутренняя структура языка / Отв. Ред. Б.А. Серебренников. М., 1972.

  47. Общее языкознание: Методы лингвистических исследований / Отв. Ред. Б.А. Серебренников. М., 1973.

  48. Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / Отв. Ред. Б.А. Серебренников. М., 1970.

  49. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1985.

  50. Пешковский А.М. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений? // Избранные труды. М., 1959.

  51. Поспелов Н.С. О грамматической природе сложного предложения // Мысли о русской грамматике. М.,1990. – С.126 – 142.

  52. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1999.

  53. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 2-х ТТ. – М., 1959.

  54. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.Русская грамматика. Т. 1. – М., 1980.

  55. Русская грамматика. Т.2. М.,1980.

  56. Русская грамматика. Т.2. М.,1980.Русская грамматика/ Под ред Н.Ю.Шведовой и др. Т.1. – М.,1980.

  57. Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. – М., 1990

  58. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1989.

  59. Русская диалектология / Под ред. Л.С. Кузнецова. – М., 1973.

  60. Современный русский язык./ Под ред. Л.А.Новикова. – СПб.,2003.

  61. Современный русский язык/ Под ред В.А.Белошапковой. Раздел "Синтаксис". М., 1981, 1997.

  62. Современный русский язык/ Под ред В.А.Белошапковой. Раздел "Синтаксис". М., 1981, 1997.

  63. Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапкоой. – М.,1997.
  64. Солганик Г.Я.Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое).

    М.,1973.


  65. Степанов Ю.С. Основы языкознания. М., 1975.

  66. Телия В.Н. Русская фразеология. – М.,1996.

  67. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. Русская морфемика. – М., 1996.

  68. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х ТТ. – М., 1985.

  69. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.,1991.

  70. Фомина М.И. Лексикология СРЯ. – М.,1999.

  71. Хрестоматия по истории языкознания. Сост. В.А. Звегинцев. – М., 1956.

  72. Шанский Н.М. Лексикология СРЯ. – М.,1972.

  73. Шмелев Д.Н. СРЯ. Лексика. – М.,1977.



РАЗДЕЛ II

В основу программы собеседования положены вузовские историко-литературные курсы с привлечением наиболее существенных разделов изучаемых литературоведческих дисциплин. Следует обратить внимание на аспекты источниковедческого характера, познакомившись с рекомендованными критическими статьями и научными работами Библиографические списки включают в себя максимальный объем рекомендованной литературы, из которого можно выбрать 2-3 работы при подготовке конкретного вопроса. В эти списки не включены учебники и учебные пособия для вузов: предполагается, что соискатели ознакомлены с ними в достаточной степени.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры литературы протокол 5 от 19 января 2010 года



следующая страница >>