litceysel.ru
добавить свой файл
1

Программа собеседования по направлению 040100.68 Социология



Программа вступительного испытания по направлению 040100.68 Социология


Пояснительная записка


Программа вступительного собеседования составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 040100.68 «Социология», предъявляемыми к уровню подготовки необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по специальности и направлению «Социология» и других социо-гуманитарных направлений.


Краткая аннотация магистерской программы


Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров 040100.68040100.68 «Социология» реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (ФГОС ВПО), а так же с учетом специфических условий региона и ресурсов Череповецкого государственного университета.

Подготовка осуществляется по двум главным магистерским программам «Социология коммуникаций» и «Социология управления».

Цель магистерской программы:

  • развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки;

  • приобретение ими фундаментальных знаний в области теоретической и прикладной социологии, социологии коммуникаций или социологии управления (в зависимости от выбранного направления),

  • выработка умений и навыков научно–исследовательской и научно-педагогической деятельности в высшей школе.

Подготовка осуществляется кафедрой социологии и социальных технологий и кафедрой связей с общественностью, журналистики и рекламы.


Вступительные испытания


Вступительные испытания на направление подготовки 040100.68 «Социология» являются проверкой готовности поступающего к обучению по избранной магистерской программе.

Основная цель проведения вступительного испытания — выявление уровня и качества общей, общепрофессиональной и специальной подготовки абитуриента, его готовности к овладению учебной программой магистратуры.


Форма проведения


    1. Собеседование.

Собеседование проводится в устной форме. Продолжительность собеседования около 10-15 минут. Собеседование кроме ответа на один теоретический вопрос включает профориентационные вопросы: обсуждение предполагаемой темы исследования, уточнение области научных интересов.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ»


  1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе.

  2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема

  3. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века.

  4. Функции и роли СМК

  5. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума

  6. Проблема эффектов и эффективности коммуникаций

  7. СМК и власть. Понятие «четвертой власти»

  8. СМК как социальный институт и вид бизнеса

  9. Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама

  10. Коммерческая и социальная реклама как вид коммуникации

  11. Коммуникация в системе связей с общественностью

  12. Социологическое исследование основных звеньев коммуникативного процесса

  13. Исследования аудитории массовой коммуникации

  14. Особенности изучения теле-, радиоаудитории.ТВ-метрия

  15. Механизмы взаимодействия аудитории с массовой информацией

  16. Культура и искусство как канал коммуникации


  17. Конкретные эмпирические исследования СМК

  18. Социологические методы исследования социальной коммуникации

Литература

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000. 224 с.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М.: Дашков и Ко, 2009.

Шарков Ф.И. Коммуникология: Основы теории коммуникации. М.: Дашков и Ко, 2009.

Шарков Ф.И. Коммуникология: Социология массовой коммуникации. М.: Дашков и Ко, 2009.

Шарков Ф.И. Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Альфа-Пресс, 2008.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»


  1. Социология управления в системе социологического знания: предметная область.

  2. Проблемы социального проектирования и прогнозирования

  3. Актуальные проблемы управления социальной сферой в современном российском обществе.

  4. Понятие управления и управленческих отношений в социологии.

  5. Социальные механизмы регулирования трудовых отношений в менеджменте.

  6. Особенности социологического исследования управления.

  7. Программа социологического исследования, методы сбора и анализа социологической информации.

  8. Теория бюрократии М. Вебера и ее влияние на практику управления.

  9. Управление в системе политических отношений. Власть и управление. Политический характер управления.

  10. Управленческое решение как инструмент воздействия на интересы людей. Социальные факторы и социальные последствия принятия управленческих решений.

  11. Конфликты в сфере управления и способы их разрешения.

  12. Государство и его функции в социальном управлении.
  13. Социологические исследования как элемент технологии социального управления.


  14. Воздействие управленческой практики на развитие социологического знания.


Литература:

Блинов А.О., Захаров И.В., Захаров В.Я., Кучмезов Х.Х. Исследование систем управления: опросы для менеджеров. - М.: ООО «Издательство «Элит»», 2008 г.

Бойков В.Э. Социология управления. М.: РАГС, 2008 г.

Войцеховский С.Н., Орловская И.С. Социология и психология управления. Раздел "Социальное моделирование и программирование" Издательство: Петрополис, 2008 г.

Граждан В.Д. Социология управления. М.: КноРус, 2008 г.

Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. М.: Гардарики, 2004 г.

Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.

Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М.: Академический проект, 2006 г.

Куртиков Н.А. Психология и социология управления. - М.: Государственный Университет Управления, Книжный мир. 2005 г.

Лузин А. Ключевые концепции современного менеджмента: Словарь управленческого революционера. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.

Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / Редколлегия: А.В.Тихонов (отв. ред.) и др. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010 г.

Теория управления. Менеджмент. В 3-х ч. Ч.1. Общая теория систем - основа теории систем: хрестоматия / сост. Л.П.Черныш, Л.П.Ермалович, Е.М.Бурак. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007 г.

Шевелев В.Н. Социология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г