litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14



Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Амгинская средняя общеобразовательная школа №2



Согласовано Утвержден школьным

Председатель ШУС: педагогическим советом

___________/Прокопьев И.Т./ 23.03.2010 протокол №


Образовательная

программа


с. Амга, 2010 г.





Стр.


Введение ……………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Пояснительная записка. Анализ социокультурной ситуации.
Теоретические основы программы………………………………………………...7

Раздел 2. Анализ образовательной деятельности школы………………………..9

Раздел 3. Цели образования…………………………………………………...........14

Раздел 4. Организационно-педагогические условия …………………………….17

Раздел 5 Учебный план ……………………………………….……………………20

Раздел 6. Преемственность в содержании компонента школы перспективного учебного плана в соответствии с моделью предпрофильной подготовки и профильного обучения…………………………………………………………..….32

Раздел 7. Программы по элективным и факультативным курсам, программы социально-творческой деятельности, спортивных занятий, дополнительного образования (внутри школы)…………………………………………………..…...36

Раздел 8. Варианты индивидуальных образовательных программ (порядок их разработки и согласования)………………………………………………………...46

Раздел 9. Указания по системе оценивания результатов образовательной деятельности…………………………………………………………………….…..47

Раздел 10. Перечень учебных программ………………………………………….49

Раздел 11. Перечень используемых учебных пособий………………….………..51



Образовательная программа Амгинской средней общеобразовательной школы №2 составлена, исходя из анализа социокультурного анализа, определения социального заказа родителей и потребностей учащихся, определения качества образования для данного образовательного учреждения.

Учебный план и система занятий дополнительного образования составлены в соответствии с целями и задачами, поставленными в соответствии с программой развития и проектной деятельности школы.


Анализ социокультурной ситуации


К основным проблемам и целевым ориентирам села относится потребность в формировании личности нового качества. Селу необходимы специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки в различных отраслях народного хозяйства, высококвалифицированные руководящие кадры.

К факторам, оказывающим положительное влияние на осуществление школьной политики, можно отнести укомплектованность квалифицированными кадрами. Нет перегрузки педагогов учебной работой. С каждым годом увеличивается число педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и наблюдается потребность в дальнейшем саморазвитии профессионального мастерства.

К позитивным факторам можно отнести хорошо работающие кружки (танцевальный, вокальный, шахматы, предметные кружки, спортивные секции), способные обеспечить удовлетворение интеллектуальных, эмоциональных, эстетических запросов обучающихся, их потребностей в физическом развитии. За последние годы результатами наших детей стали победы на общероссийских и международных фестивалях детского творчества.

С каждым годом увеличивается количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и участвующих в различных творческих проектах.

Однако необходимо учитывать и негативное влияние социума на образовательную ситуацию. Определяющую роль здесь играет в первую очередь низкий образовательный уровень и культурный уровень значительной части родителей, малообеспеченность многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания. Большая часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая это на школу, остро стоит проблема инфантильности населения по отношению к образованию.



Проблемно-ориентированный анализ


Анализ состояния учебно-воспитательного процесса, учет социального заказа школы показывает необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь педагогических условий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме.

Особенно это важно для выпускников сельской местности, где дальнейшая жизнь и социализация напрямую связана с тем, насколько ребенок научился трудиться, и выбрал правильную, практически значимую для себя и для общества будущую профессию. Если проанализировать уровень подготовки современных выпускников, то мы видим, что как раз к трудовой жизни современные дети подготовлены меньше всего.

Школа не может предугадать всех «подводных камней» взрослой жизни. А взрослая жизнь часто меняет ориентиры и выдвигает на первое место предприимчивость, умение общаться, умение себя предъявить современному обществу. Иными словами можно сказать, что социальная адаптация человека происходит тогда, когда он становится нужным обществу, а нужным становится тогда, когда приносит какую-либо пользу людям. Мы должны научить его быть полезным, чувствовать и осознавать свой личный вклад в общее дело, при этом максимально реализовывать собственные интересы и способности.

Пока на сегодня большая часть учеников выбор будущей профессии делают достаточно случайно, ориентируясь не на собственные интересы, а на реальные возможности поступления. И как следствие этого явления – большое количество учащихся, которые либо не поступили и вернулись домой, либо поступили, но не смогли или не захотели продолжить обучение.

По-прежнему, большой проблемой для школы остаются результаты ЕГЭ практически по всем предметам. Основной причиной педагоги называют недостаточный уровень самосознания и личностной заинтересованности в успехе у выпускников.


Актуальным, но и проблемным моментом школы является внедрение и развитие технического образования. Прежде всего, эта проблема преобладания теоретического преподавания технических предметов. В связи с этим школе предстоит находить способы и пути привлечения в школу кадров, способных внедрить именно практикоориентированное преподавание технических предметов.


Социальный заказ


Образовательные потребности и ожида­ния обучающихся и их родителей до­статочно быстро меняются. И сегодня общество определяет другие ориентиры для школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, запросы государства, родителей, учащихся, и педагогов, то можно выделить следующее:

Формулировка гражданского заказа населения:


  1. Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ;

  2. Подготовка учащихся к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире;

  3. Развитие технического образования и детского предпринимательства в улусе;

  4. Создание благоприятных и комфортных условий обучения и воспитания;

  5. Поддержка талантливых детей.

Школа должна создать такой образовательный процесс, который позволил бы комплексно реализовать гражданский заказ.

Гражданский заказ населения предполагает внесение некоторых корректив в определении результативности деятельности школы, которая определяет качество обучения для нашей школы.

Данные особенности затрудняют обеспечение высокого качества образования развития обучающихся. В этих условиях стоит задача определения стратегии развития школы, ориентированной на создание развивающего пространства для каждого обучающегося. В основу разработки стратегии развития могут быть положены следующие объективные основания:

1. Организация учебных занятий в школе при обучении в одну смену предполагает возможность использования второй половины дня в целях развития ребенка в образовательной, духовно-нравственной, социализирующей сферах, создает условия для осуществления социально значимой деятельности. Возникает потребность в разработке модели творческой школы в режиме школы полного дня. В условиях данной модели школы образовательная стратегия школы выстраивается на повышение качества образования, воспитание школьников – будущих лидеров, способных и готовых к преобразованию и улучшению собственной жизни и жизни социума, толерантности, ориентации на общечеловеческие ценности.


2. Социум школы - рядом расположены Детский Дом творчества, станция юных туристов, станция юных натуралистов. Данное обстоятельство предоставляет возможность расширения сети дополнительного образования, образовательного пространства воспитания и подготовки детей к дальнейшему продолжению образования и успешной взрослой жизни – социализации ребенка в школьные годы.

3. Использование потенциала школ улусного центра, учреждений и предприятий улуса. Партнером школы может стать окружающее сообщество. «Чтобы воспитать одного ребенка, необходимы усилия всей деревни», – говорится в народной мудрости. Базовым действием, объединяющим деятельность ресурсных центров, стало сетевое взаимодействие. Применение этого способа приблизит дополнительные образовательные услуги к потребителям, концентрирует имеющиеся материально-технические, педагогические, кадровые, финансовые и интеллектуальные ресурсы. Это особенно важно в условиях нашей школы, где все эти ресурсы ограничены. Сетевое взаимодействие «Слобода» - особый тип взаимодействия Амгинской гимназии, АСОШ№1, АСОШ№2, Чапчылганской СОШ, основанный на равном положении и на многообразии связей решения различных вопросов между участниками образовательного процесса. Школа, включенная в сеть, получает доступ ко всем объединенным ресурсам и тем самым увеличивает собственные возможности.

4. Создание образовательной среды: организация исследовательской деятельности, социальной практики, профессиональной пробы. Изучить возможности школ для организации исследовательской деятельности, социальной практики, профессиональной пробы старшеклассников. Составить образовательную карту гимназии и школ, организаций, предприятий и учреждений улусного центра с указанием конкретных мест организации данного вида деятельности. Заключить договор о сотрудничестве. Организующим центром может и должна стать гимназия – интеллектуальный и духовный центр села. Вступая в партнерские отношения с социумом, школа получает импульс к развитию, повышается ее имидж в глазах общественности.



Потребности и ожида­ния обучающихся и их родителей подвержены до­статочно быстрым изменениям. Сегодня общество определяет другие ориентиры для школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в фор­мировании социального заказа нашему образова­тельному учреждению:

С точки зрения государства, к числу приорите­тов совершенствования школьного образования от­носятся следующие направления:


  • Сохранение физического, психического здоровья обучающихся;

  • усиление роли социальных дисциплин, способствующих формированию активной гражданской позиции, социальной успешности лич­ности;

  • усиление роли технических дисциплин для реализации стратегии социально-экономического развития республики;

  • обеспечение профессиональной ори­ентации и профессионального самоопределения обучающихся;

  • обеспечение условий для развития и станов­ления личности каждого ребенка, проявления и реа­лизации потенциальных возможностей каждого школьника;

  • совершенствование системы оценивания учеб­ных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

  • информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информацион­ной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений пока­зывает, что они являются актуальными и востребо­ванными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родите­лями). Они видят свое образовательное учреждение как образовательное пространство, в котором созданы условия для лич­ностного роста, для реализации потенциальных возможностей учащихся.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обес­печила:
  • возможность получения ребенком качествен­ного основного общего и среднего (полного) образования;


  • развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей учащихся;

  • профессиональную ориентацию и качественную подготовку школьников к поступ­лению в учреждения высшего, среднего и началь­ного профессионального образования;

С одной стороны, по-прежнему для родителей остаются важными такие ориентиры, как поступление в ВУЗы, а с другой – все больше становится мнений, что ребенок должен в школе получить социальные навыки: навыки общения, реализации собственных сил и возможностей, экономической и правовой подготовленности. Анализ изучения мнения родителей с.Амга по определению приоритетных направлений развития школы на ближайшее время было выявлено, что:

  • За развитие творческих навыков и мышления в основной школе выступают - 73%

  • За развитие социального направления – 83%

  • За развитие технического направления – 70%

  • За введение углубленной довузовской подготовки – 87%

При этом в ходе открытого диалога были отмечены и такие мнения, что школа не должна нацеливаться на какие-либо направления. Просто нужно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку, развивать его индивидуальные особенности, предоставляя широкий спектр занятий по интересам, развивать трудовые навыки, необходимые в быту, в жизни, внедрять «народный опыт», обеспечить социальную защищенность.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;

  • имелись комфортные психолого-педагогиче­ские и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

  • была возможность получить качественное сред­нее образование и начальную профессиональную ориентацию;


Изучение потребностей учащихся начальной и средней школы

Направление курсов


Начальная школа

Основная школа

Всего

Процент

Спортивное

45 (42%)

37 (67%)

82

51%

Эстетическое

47 (44%)

10 (18%)

57

36%

Техническое, технологическое

14 (13%)

16 (30%)

30

19%

Предметное

5 (5%)

9 (16%)

14

9%

Природное

10 (18%)

3 (5%)

13

8%



следующая страница >>